|
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Сетка фронтальных занятий
Периоды
| Количество
учебных часов
организованной образовательной деятельности
| Количество индивидуальных занятий
| При 2
разовом посещении
| При 3 разовом посещении
| I
Сентябрь - ноябрь
|
|
13 учебных недель
| не менее 26
| не менее 39
| II
Декабрь - март
|
| 17 учебных недель
| |
| не менее 34
| не менее 51
| III
Апрель- май
|
| 8 учебных недель
| |
| не менее 16
| не менее 34
| Приложение № 1 (Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и фонетической стороны речи) по периодам;
Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами коррекционного блока
Педагогический коллектив группы представлен воспитателями, помощником воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом.
Взаимодейсвтие в группе осуществляется чрез взамопроникновение работы логопеда и воспитателя. После занятия с подгруппой учитель –логопед записывает задание для воспитателя, касаемо тех детей, которые недостаточно хорошо усвоили материал и нуждаются в его дублировании или закреплении. Задания по итогам индивидуальных занятий заключается в дальнейшей автоматизации речевого материала отработанного с логопедом. Так как в режиме дня воспитателю выделено только 20 минут на занятие по заданию логопеда. На закрепление с воспитателем выносятся только навыки требующие систематической отработки или формируемые в условиях растянутости во времени, т.е не более 5 человек.
Учитель- логопед ведёт тетрадь по его взаимодействию с узкими специалистами. Взаиможействие происходит в следующих областях
Музыкальный руководитель:
· музыкально-ритмические игры;
· упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
· этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
· игры-драматизации.
Инструктор по физической культуре:
· игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
· упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
· подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
· игры на развитие пространственной ориентации.
· Основной целью реализации задач физкультурно-оздоровительного блока является оздоровление ребенка, физическое развитие, воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни. Для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения проводят различные виды гимнастик и упражнений: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки и упражнения на релаксацию, гимнастика пробуждения, «гимнастика мозга» и т. д.
Педагог-психолог
основное внимание уделяет изучению особенностей эмоционально-волевой сферы и личности ребенка, адаптационным процессам, выявляет характер и особенности детских отношений в группе сверстников и в семье. Результаты обследования служат основанием для определения основных направлений работы психолога в текущем учебном году и формирования групп, с которыми будут проводиться специальные психокоррекционные занятия. Совместно с воспитателем психолог исследует игровую деятельность, как ведущую деятельность дошкольного возраста.
Родители:
· игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
· контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
· выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Заинтересованность родителей в коррекции речи ребёнка -50% успеха, поэтому чаще всего все родители выражают желание дополнительно заниматься с ребёнком дома. Для этой цели они обеспечили группу Учебно методическим комплектом Н.С. Жуковой состоящим из книги для автоматизации «Уроки логопеда», «Букварь». Книги находятся у логопеда, воспитателя и у каждого воспитанника. Логопед в индивидуальной тетради ребёнка записывает страницу и номер отрабатываемого речевого материала, воспитатели отрабатывают этот же материал во второй половине дня, а родители на выходных дома.
Важными диагностическими критериями являются способность к вербализации и к словесному отчету детей о своей деятельности.
Музыкальный руководитель и воспитатель по ФИЗО также проводят обследование по своим разделам.
Все результаты обследования заносятся в специально разработанные карты развития.
Рис. 1.
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса
в группе для детей с общим недоразвитием речи
1 3
2
Педагогический коллектив ДОУ٭
| 3 4
Направления взаимодействия с семьей воспитанников.
|
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Задачи, стоящие
перед учителем-логопедом
| Задачи, стоящие
перед воспитателем
| 1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма
| 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
| 2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков
| 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
| 3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка
| 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
| 4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
| 5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи
| 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
| 6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти
| 6. Расширение кругозора детей
| 7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий
| 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
| 8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям
| 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
| 9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения
| 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
| 10. Развитие фонематического восприятия детей
| 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
| 11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений
| 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
| 12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова
| 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
| 13. Формирование навыков словообразования и словоизменения
| 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
| 14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации
| 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
| 15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения
| 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
| 16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы
| 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
| 1 подгруппа «+» (сильная подгруппа)
Борисенко
Долгих
Кирносов
Стрелец
Блинкова
Ахадов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|