Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика возможностей детей (по этапам обучения)





Общее расстройство психологического развития

В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательную координацию. Для нарушений развития характерна наследственная отягощенность подобными или родственными расстройствами и имеются данные, предполагающие важную роль генетических факторов в этиологии многих случаев. Средовые факторы часто оказывают влияние на нарушенные развивающиеся функции, но в большинстве случаев они не имеют первостепенного значения. Аутистические расстройства включены в этот раздел потому что, хотя и определены как отклонения, задержка развития некоторой степени обнаруживается почти постоянно. Кроме того, есть частичное совпадение с другими нарушениями развития как в смысле характерных особенностей отдельных случаев, так и в сходной группировке.

Задержка речевого развития

Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению развития всех сторон речи — фонетической, лексической грамматической, смысловой, а в некоторых случаях и к полному отсутствию речи. Степень речевой недостаточности зависит не только от тяжести слухового дефекта, но и от времени его появления и от условий развития ребенка. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование.



Характеристика группы :

В группу зачислено 5 девочек и 9 мальчиков. По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи, с чем ее делят на 3 группы:

Уровень речевого развития имеют: 7 человек из них

· неосложненные формы ОНР у 0 детей

· осложненные формы ОНР у 7 детей

Уровень речевого развития имеют: 5 человек

из них церебрастенический синдром 1 – ребёнка

· Неврозоподобные синдром у 4 детей

· Психопатоподобные расстройства: 1 ребенок

· пилептиформные расстройства 1

· Аапатико-адинамические расстройства 0 детей

Уровень речевого развития имеют: 1 человек

· Общее расстройство психологического развития 2 человека

· Задержка речевого развития 1 человек

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей группы № 12 носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.



Неосложненные формы ОНР характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Речевой дефект этих детей, так же как и у всех детей с ОНР проявляется в первую очередь нарушениями речи, тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется статочной произвольностью и целенаправленностью! сужением объема, трудностью сосредоточения, а так переключения.

Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологически расстройств, отрицательно влияющих на речевую деятельность ребенка и успешность его обучения.

При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Это послужило основанием для определения типологических особенностей дошкольника и деления их на подгруппы.

В составе группы детей с ОНР первого года обучения по состоянию устной речи условно выделяют две неравные по уровню развития подгруппы. На основании проведённого обследования воспитанников ранжированы в зависимости от стартовых возможностей и уровня усвоения ими учебного материала.



Условно они названы – слабая и сильная. Данная характеристика обозначается в календарном планировании знаками «+» и «-» и больше не фигурирует нигде.

Разделение детей на подгруппы, было осуществлено с целью устранения следующих противоречий

· несоответствие динамики занятия и санитарно-гигиенических условий обучения психо-физиологическим особенностям детей-логопатов (осложнённых форм как церебрастенический и неврозоподобные синдром, психопатоподобные расстройства, грубоенедоразвитие речи)

· экстенсивный характер нагрузки на занятии

· Преобладание отрицательной оценочной стимуляции в сравнении с другими детьми

· конфликтные внутрисемейные и межличностные отношения как результат неуспеха воспитанника

В результате такого разделения удалось обеспечить оценку достижений воспитанников в по критерию относительной успешности. Переориентировать содержание учебной программы на «зону ближайшего развития» дошкольников. Построить процесс обучения, учитывающий уровень развития каждого дошкольника. Поэтому слишком большая разница в уровне развития детей в одной группе значительно затрудняет проведение педагогической работы по определенной программе.

Особенности воспитанников по возможностям обучения

Одним из ведущих показателей способности детей к обучению, является возможность включения их в целенаправленную деятельность. Такая возможность связана как с уровнем развития психических функций ребенка (внимание, память, мышление, сенсорное восприятие), так и с особенностями эмоционально-волевой сферы. В первую очередь это проявляется в основных видах детской деятельности, в том числе и продуктивной. В основе выбора определенного этапа обучения для конкретного ребенка лежит состояние его целенаправлен­ной деятельности как показателя психического развития.

Характеристика возможностей детей (по этапам обучения)

К I этапу обучения были отнесены дети с полной невозможностью включения их в какую-либо целенаправленную деятельность даже на уровне выполнения отдельных действий. Интерес к предметам чрезвычайно нестойкий, сконцентрировать их внимание на чем-либо удается лишь на очень непродолжительное время. В плане поведения эта группа детей не является однородной. Здесь выделяются две подгруппы. Для одной части детей характерно так называемое «полевое поведение» – выраженная недифференцированная активность: они расторможены, бегают по комнате, хватают предметы, тянут в рот. У другой части детей, напротив, уровень активности низок: интерес к окружающему почти полностью отсутствует. В группе они пассивны, не реагируют на новых людей и игрушки, контакт с ними чрезвычайно затруднен. Все попытки поиграть с детьми оказываются безуспешными. Даже при жесткой организующей помощи взрослого возможны лишь кратковременные манипуляции с предметами по подражанию. Характеризуя речевые проявления детей данной группы, можно отметить следующие особенности: дети не понимают обращенную речь, возможно понимание с подкреплением жестом. Иногда при целенаправленном обучении могут показать части тела – руки, ноги, глаза, по названию выделяют предметы одежды. Собственная речь детей находится в диапазоне от полного ее отсутствия до звукокомплексов, звукоподражаний. При стимуляции взрослого возможно возникновение собственной речевой активности в виде отдельных назывных слов.

Для детей II этапа обучения в сравнении с детьми I этапа характерна прежде всего более высокая способность к регуляции собственного поведения, что находит отражение в определенном уровне сформированности целенаправленных предметных действий, которые ребенок в состоянии выполнить с помощью взрослого. Ребенок способен понять, принять инструкцию к простейшим заданиям. Дети проявляют готовность к действиям с игрушками. Самостоятельные игровые действия этим детям еще не доступны. Большинство детей данной группы хорошо понимают простые речевые инструкции. Речь перестает быть лишь ситуативной. Дети могут назвать уже не только предметы окружающего быта, но и животных, а в некоторых случаях и явления окружающей действительности (снег, солнце, дождь), знают назначение ряда предметов (показывают на картинках), многие способны выделять детали предметов (крышка, ручка, чайника, ножка стола и т. д.). Состояние собственной речи весьма различно. Иногда речь может полностью отсутствовать. В целом же у детей II этапа обучения понимание речи значительно превосходит уровень собственной активной речи. Более высокий уровень сформированности предметной деятельности детей II этапа обучения отражает и определенные изменения в развитии всех психических функций: внимания, памяти, мышления, сенсорного восприятия. Дети данного этапа развития способны к усвоению элементарной продуктивной деятельности (элементов рисования, лепки
и др.).Обобщенные понятия у этих детей не сформированы. Можно отметить также, что эти дети частично владеют некоторыми навыками самообслуживания.

Дети с нарушениями развития способны самостоятельно передвигаться, но походка остается неустойчивой, движения плохо координированы, плохо регулируют мышечные усилия. В основе любого движения лежат комплексы ощущений – зрительные, слуховые, тактильно-мышечные. Развитие двигательных функций с первых дней жизни ребенка является показателем его психического статуса. Становление моторных навыков у детей идет с большим опозданием. У них нарушены функции движения: направляемость, четкость, объем. Развитие движения у данной группы детей способствует развитию комплексу ощущений, что, в свою очередь, влияет на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций и облегчает овладение речевыми формами, что определяет важность данного раздела при обучении. Для того чтобы поддерживать активность детей на занятиях, необходимо применять элементы игры на фоне эмоционального общения со взрослым, используя все виды занятий, индивидуальной работы и самостоятельной двигательной активности детей. Количество и дозировка упражнений увеличиваются по мере возрастания готовности детей, их обучения и физического состояния. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Учитывая сложный состав группы компенсирующей направленности, программа указывает на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-минимально-необходимый для первой подгруппы, и достаточный для второй.

Раздел входит в число разделов включённых в учебный план ДОУи адаптивную образовательную программу.

В соответствии с государственным образовательным стандартом программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптивной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.