Сделай Сам Свою Работу на 5

Система и структура трудового права





Система трудового права как совокупность норм, регулирующих социально- трудовые отношения, состоит из элементов. Под элементами в науке трудового права понимаются относительно самостоятельные, устойчивые группы норм (институты, подынституты).

Система трудового права объективируется в системе трудового законодательства. Связь этих систем в теории права не оспаривается. При этом подчеркивается, что они соотносятся как содержание и форма.

Система трудового законодательства в основном определена законодателем в Трудовом кодексе РФ. Законодатель в системе ТК РФ различает Общие положения – это форма объективации Общей части трудового права (раздел 1. Общие положения ТК РФ). В части второй ТК РФ находит отражение коллективное трудовое право – социальное партнерство, участие работников в управлении организацией. Индивидуальному трудовому праву соответствует Часть третья ТК РФ. В Части четвертой ТК РФ закреплены Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников – основы Специальной части трудового права. Совершенно обоснованно законодатель выделяет и Часть пятую ТК РФ. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права – самостоятельная совокупность норм, имеющая важное практическое значение. Она представляет собой форму такой части трудового права как защита и самозащита трудовых прав, интересов и свобод субъектов трудового права. В настоящее время эта часть трудового права приобретает особое звучание, важное значение в правовом регулировании социально-трудовых отношений. В международном трудовом праве, трудовом праве зарубежных стран такого рода нормам уделяется все больше внимания. И это понятно. В развитом, демократическом обществе защита и самозащита трудовых прав, интересов и свобод ставится во главу угла правового регулирования социально-трудовых отношений. Поэтому теоретическая разработка норм, составляющих эту часть трудового права, и практика их применения и в Российской Федерации – злободневная и трудно решаемая проблема и ее значение в будущем будет только возрастать.



Структура трудового права – это прежде всего связь его элементов как составных частей системы, которая обеспечивает ее единство и качественную характеристику. Структура системы трудового права характеризуется центробежными и центростремительными силами. Их баланс и обуславливает стабильность системы. Преобладание центробежных сил нарушает связи между институтами трудового права, способствует их выделению в подотрасль или самостоятельную отрасль права. Это, например, имело место при отпочковании от трудового права права социального обеспечения. Аналогичная ситуация наблюдается и с институтом трудовых споров. В настоящее время обосновывается необходимость выделения в самостоятельную отрасль процессуального трудового права.



Наука трудового права

Наука трудового права изучает систему трудового законодательства, систему трудового права, его самостоятельные институты, подинституты, формирующиеся фронтиры, подотрасли, теорию и практику их применения. Именно на этом фундаменте и сформировалась нормативистская школа трудового права. Нормативисты делают акцент на форме и содержании действующих норм трудового права. Поэтому они объясняют их необходимость, вырабатывают рекомендации по совершенствованию тех или иных норм, исходя из возможностей грамматического, исторического, формально-логического толкования, анализа или синтеза гипотезы, диспозиции, санкции нормы трудового права.

Социологическая школа трудового права, напротив, исходит из анализа тех общественных отношений, которые по мнению нормотворческого органа необходимо урегулировать нормами трудового права.



Методы, рекомендуемые социологической школой трудового права, хорошо известны социологии труда и ее разновидности - трудоправовой социологии. Иногда в литературе ее именуют юридической (правовой) социологией, но это более широкое понятие. Социологическая школа трудового права делает акцент не столько на эффективность оценки уже действующих норм трудового права, сколько на анализ закономерностей, вызывающих эти нормы к жизни, а также причин (необходимости) их закрепления в действующем законодательстве. К таким методам следует отнести наблюдение, интервью, анкетирование, эксперт-опрос, правовой эксперимент, некоторые психологические и другие методы сбора социально - правовой информации.

Используя эти методы, нормотворческий орган, в особенности законодатель, может научно обоснованно сформулировать и закрепить нормы трудового права в законодательстве о труде. Результаты трудоправовых исследований позволяют открыть, правильно сформулировать норму права, соответствующую тем объективно существующим закономерностям, которые уже упорядочивают наличествующие или нарождающиеся элементарные социально – трудовые отношения либо проявились на определенном этапе исследования в форме правоотношений.

Таким же образом можно более точно, оперативно выявить и после­дующую судьбу нормы трудового права. В тex случаях, когда принимаемая норма и объективная (фактически сложившаяся благодаря требованиям и запросам определенной системы социально-трудовых отношений) зако­номерность в основном совпадают, можно говорить об идеальном варианте нормы трудового права. Если же не совпадают — норма нуждается в дальнейшем совершенствовании. Во-первых, путем устранения (отмены) тех нормативов, которые затрудняют развитие, нормальное существование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Во-вто­рых, в процессе трудоправового исследования выявляются тенденции опережающего регулирования, которые упреждают запросы формирующихся, и заменяющихся социально-трудовых отношении в процессе наемного, подчиненного работодателю труда. Законодатель должен своевременно дать оценку этому обновлению, закрепить его или, наоборот, пресечь в новеллах трудового законодательства.

Трудоправовой социологией должны заниматься нормотворческие органы и в отдельных организациях. В советский период бум таких иссле­дований пришелся на вторую половину прошлого века, когда в коллективных договорах предусматривались расходы на составление планов соци­ального развития производственных коллективов. Личные (отдельные) впечатления, наблюдения руководителя организации, его представителей, работников обычно субъективны, а потому могут быть ошибочными.

Особая роль в нормотворческой практике должна быть отведена правовому эксперименту. Социологическая школа трудового права считает целью правового эксперимента не только определение эффективности экспериментальной нормы, но и ее формулировку на основе открытой в процессе эксперимента закономерности упорядочения изучаемой системы социально-трудовых отношений, сложившихся или складывающихся в условиях наемного труда.

Поскольку норма права формируется (зарождается) в той системе общественных отношении, которые нормотворческий орган собирается ре­гулировать, то для его деятельности следует создать необходимые условия. Они должны найти закрепление в законодательстве.

Это, во-первых, материально-техническое обоснование, финансиро­вание нормотворческой, в частности законодательной, работы. В бюджете Федерального Собрания (Государственной Думы) должны быть преду­смотрены средства на социологические исследования запросов, зако­номерностей развития той системы общественных отношений, которую законодатель собирается урегулировать. Особой строкой следует преду­сматривать средства на правовой эксперимент. Аналогичные расходы дол­жны планироваться и на уровне субъекта РФ, отдельных организаций, на­пример в коллективном договоре.

Во-вторых, необходим закон о правовом эксперименте. В нем следует закрепить обязанность нормотворческого органа проводить правовые эк­сперименты с соответствующим финансированием на том уровне, на ко­тором принимается решение о его проведении (Федерация, ее субъект, организация). Любые расходы будут оправданы в случае разработки и при­нятия необходимой (эффективной) нормы права в сравнении с теми затратами, которые обычно имеют место при разработке и введении в действие научно не обоснованных норм права. Многие из нынедействующих норм трудового права приобретают после соответствующих социологических исследований иное содержание, чем то, которое вложил в них законодатель.

7. Трудовое право как учебная дисциплина

Трудовое право как учебная дисциплина изучает социально-трудовые отношения, нормы трудового права, которые регулируют эти отношения, трудовое законодательство, в котором объективируются эти нормы, и практику его применения.

Особое внимание при изучении трудового права уделяется теоретическому объяснению системы и структуры трудового права, трудового законодательства. Это позволяет студенту осознать объективный характер тех конструкций, которые использует законодатель, формирует его трудоправовое сознание, умение самостоятельно мыслить, давать оценку деятельности нормотворческих и правоприменительных органов.

Курс трудового права должен подготовить студента к практическому применению Трудового кодекса РФ, иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. С этой точки зрения наиболее приемлемой системой курса должно стать его построение в соответствии с системой Трудового кодекса РФ.

Как уже отмечалось ранее, система трудового законодательства является в основном формой системы трудового права. Поэтому наиболее приемлемой системой курса трудового права представляется выделение таких его частей как Общая, Коллективное трудовое право, Индивидуальное трудовое право, Специальная часть, Защита и самозащита трудовых прав, интересов и свобод субъектов трудового права.

 

 

Литература:

1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в двух томах. Т.1. Свердловск. 1972. С.26; 130-134; 142-143.

2. Советское трудовое право / Под ред. В.С. Андреева. М.: Высшая школа. 1976. С. 7.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М.: Юриспруденция. 2000. С. 315-316.

4. Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Т.1. М.: Проспект. 2001. С. 12.

5. Трудовое право. Учебник/ Под ред. О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой. 3-е издание М.: Проспект. 2007. С. 7-24; 18-19.

6. Миронов В.И. Трудовое право России. М. 2005. С. 14-19.

7. Пелипась М.Я. Опыт использования идеи фронтира в гуманитарных исследованиях ученых Западной Сибири // Американские исследования в Сибири. Выпуск 8. Томск: Изд-во ТГУ. 2005. С. 15-24.

8. Калинин И.Б. Системология трудового права. Томск: Из-во ТГУ. 2009. С. 95-118.

9. Амельченко М.Н. Договор как объект трудоправовой герменевтики // Вопросы трудового права. 2007. С. 12-20.

10. Лебедев В.М., Хлебников А.В. Логика трудового права // Вестник ТГУ. № 301. 2007. С. 113-114.

11. Лебедев В.М. Трудовое право и акрибология (Особенная часть). М.: Статут. 2008. С. 6-9.

12. Лебедев В.М., Воронкова Е.Р., Мельникова В.Г. Современное трудовое право (опыт трудоправового компаративизма). Книга первая. М.: Статут. 2007. С. 52-72.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.