|
Понятие внутреннего трудового распорядка
В юридической литературе нередко внутренний трудовой распорядок отождествляется с правилами внутреннего трудового распорядка, т.е. локальным нормативным правовым актом организации, регламентирующим «порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя» (ч. 4 ст. 189 ТК РФ). При таком определении допускается ряд погрешностей. Во-первых, нельзя отождествлять объективную категорию, которой является внутренний трудовой распорядок с результатом его опосредования. Правила внутреннего трудового распорядка – категория субъективная, поскольку они являются результатом компромисса работодателя и представительного органа работников. В соответствии со ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения профкома организации. В настоящее время правила внутреннего трудового распорядка – это обычно приложение коллективного договора, который заключается работниками и работодателем организации в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Следовательно, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем не только с учетом мнения профкома, но и совместно с ним, если они включены в коллективный договор, хотя и в качестве приложения. Коллективный договор – единый правовой акт организации. Приложение к нему – его составная, неотъемлемая часть.
Во-вторых, внутренний трудовой распорядок опосредуется целым рядом локальных нормативных правовых актов. Это не только правила внутреннего трудового распорядка, но и положения о подразделениях организации, должностные и технологические инструкции, документы технологического процесса. Локальные правовые акты закрепляют, делают обязательными для всех участников совместного труда определенные правила выполнения порученной им работы. Такие правила – это не результат усмотрения работодателя и профкома организации. Они диктуются содержанием технологии, внедренной в данной организации, ведением технологического процесса, его объективными требованиями.
Этимологически требования – это, во-первых, совокупность условий (данных), которым кто-то должен соответствовать. Во-вторых, настоятельная просьба, пожелание их соблюдать, выраженное в категорической форме, в том числе и правовой. Требования технологического процесса адресуются не только к работникам, но и к представителям работодателя. Они, обычно, в категорической форме предписывают им определенные варианты трудового поведения, которые для них обязательны.
Следовательно, внутренний трудовой распорядок можно определить как объективную, обусловленную содержанием технологического процесса систему требований, сформулированных работодателем в пределах, установленных для него законом, к поведению участников совместного труда. Эта система включает следующие элементы. Во-первых, требования, обеспечивающие ведение технологического процесса, соблюдение охраны труда и качество выпускаемой продукции. Во-вторых, требования субординации и координации поведения работников в производственном коллективе. В-третьих, режим рабочего времени и времени отдыха, пребывания (нахождения) в организации.
Внутренний трудовой распорядок предопределяет систему и структуру Особенной части трудового права (Часть третья ТК РФ). Поэтому вполне оправдано рассматривать внутренний трудовой распорядок в начале изложения других институтов Особенной части, а не в институте дисциплины труда (Раздел VIII ТК РФ).
Нормативная основа внутреннего трудового распорядка
Нормативную основу составляют не нормативно – правовые акты, а нормы трудового права, которые в них содержаться. Внутренний трудовой распорядок действительно опосредуется в соответствующей системе норм. Это не только юридические, но и другие социальные нормы, например этические, эстетические, религиозные.
По своему содержанию нормы, в которых объективируется внутренний трудовой распорядок организации можно различать как нормы технологические, нормы субординации и координации деятельности работников в процессе производства.
Технологические нормы
В юридической литературе ведется дискуссия о технологических нормах, отличных от технических (технико-юридических) норм. В нормативной основе внутреннего трудового распорядка организации они занимают, если не определяющее, то значительное место.
Технологические нормы на уровне организации содержатся в локальных нормативныхправовых актах, принимаемых работодателем самостоятельно для обеспечения эффективного ведения технологического процесса. Они для работодателя (его представителей), наемных работников программируют ведение технологического процесса, используемого работодателем в производстве товаров, оказании услуг, выполнении работ.
В узком смысле слова под технологическим процессом организации понимается совокупность обязательных для наемных работников и работодателя операций по добыче и переработке сырья в полуфабрикаты или готовую продукцию. В широком смысле - это целенаправленная, заранее запрограммированная последовательность трудовых действий работников, подчиненных установленным работодателем требованиям, объективно обусловленных законами природы и техники.
Технологический процесс предопределяет любой вид организации неединоличного, подчиненного работодателю договорного труда работников. Так, в сфере образования технологические нормы устанавливают правила трудового поведения, регламентируя определенные этапы (учебно-воспитательные операции) технологического процесса преподавания (обучения учащихся). Именно они составляют нормативную основу внутреннего распорядка образовательного учреждения. Педагогические работники вузов обязаны читать лекции, консультировать студентов, аспирантов, соискателей, вести семинарские и практические занятия, руководить производственной практикой, проводить текущую и итоговую аттестацию студентов в форме зачетов, экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ.
Технологическим нормам присуши все основные признаки, характеризующие норму права. Технологические нормы обязательны для всех участников ведения технологического процесса конкретной организации. Они являются правилами общего характера. Их применение рассчитано работодателем на неоднократное число случаев (до изменения технологии производства в связи с развитием науки и техники). Как правило, исследуемые нормы рассчитаны на тот или иной вид трудового поведения или на определенную категорию работников.
Технологическим нормам, как и любой правовой норме, свойственна формальная определенность. Формой их объективации на уровне организации являются локальные нормативные правовые акты – документы технологического процесса.
В известной мере можно говорить о формировании на современном этапе правовой иерархии технологических норм. Научно-технический прогресс позволил современному работодателю выбирать из множества вариантов подходящий ему технологический цикл. Технология основывается на законах природы и техники. Наука на их основе разрабатывает различные варианты техпроцесса. Выбор того или иного варианта работодателем объективно обусловливается требованиями государства к безопасности, охране жизни и здоровья потребителей, возможностями и интересами собственника средств производства. Законодатель, осуществляя техническое регулирование[21] предпринимательской деятельности, в национальных стандартах формулирует соответствующие рекомендации, в технических регламентах закрепляет стандарты качества отдельных производственных технологий и продукции[22]. По сути это технологические нормы, закрепляющие на уровне федерального законодательства рекомендательные и обязательные для работодателя правила ведения отдельных технологических процессов. Устанавливая определенную технологическую схему операций, работодатель, таким образом, формирует, а затем в определенных документах техпроцесса закрепляет круг прав и обязанностей исполнителя, участвующего в его ведении.
Можно говорить о специфических свойствах технологических норм. Во-первых, технологические нормы, в конечном счете, основываются на законах природы и техники. В документах техпроцесса содержатся ссылки на технические нормы. Хотя в основе технологических норм лежат законы природы и техники, практика их применения зависит от воли работодателя, т.е. из многих вариантов возможных, известных науке техпроцессов он выбирает один, который ему представляется наиболее эффективным в данных условиях его применения, и закрепляет в локальных нормативных правовых актах права и обязанности участников его ведения, реального осуществления. Как уже отмечалось до этого техпроцесс существует только в форме научных разработок в виде компьютерной графики, на бумажном носителе или в лучшем случае как действующая модель.
Во-вторых, технологические нормы закрепляются в правовом порядке нормотворческим органом, в том числе и работодателем, самостоятельно. Они содержат императивные требования к участникам совместного наемного труда, от добросовестного выполнения которых зависит эффективность техпроцесса, а в конечном счете и работа всей организации, ее конкурентоспособность.
В-третьих, технологические нормы вотличие от технических всегда имеют своего адресата - участников совместного процесса труда, ведения конкретного техпроцесса, они определяют содержание производственной функции организации.
В-четвертых, технологические нормы выполняют информационную, воспитательную роль. Они предельно конкретно объясняют работнику, что требуется от него на той или иной стадии ведения технологического процесса в организации, формируют тем самым его правовое сознание, должное трудовое поведение.
В-пятых, опосредуя конкретный технологический процесс организации, они определяют порядок выполнения работниками системы трудовых действий, операций, т.е. трудовой функции участников совместного труда.
В литературе по трудовому праву предпринимались попытки классификации технологических норм. Различают два вида таких норм. Первый предусматривает правила поведения работников в процессе выполнения технологических операций на рабочем месте. Они или определяют права и обязанности работников при осуществлении технологического процесса, или закрепляют последовательность конкретных действии работника, либо устанавливают требования к работнику по использованию оборудования и материалов определенного качества. Вторым видом технологических норм регулируются отношения работников между собой как по вертикали, так и по горизонтали при ведении технологического процесса. Этот вид норм применительно к нормативной основе внутреннего трудового распорядка точнее относить к нормам субординации и координации в производственном коллективе.
Можно классифицировать технологические нормы в зависимости от содержания техпроцесса в конкретных отраслях материального производства (хозяйства) . Например, технологические нормы строительства, производства металлоконструкций, эксплуатации энергосистем и т.д.
По характеру излагаемых требований работодателя практика локального регулирования позволяет также различать технологические нормы-рекомендации, технологические нормы позитивного обязывания и нормы-запреты.
В нормах-рекомендациях работнику в определенных условиях предлагается проявить бдительность, предпринять дополнительные меры по охране труда. В них также рекомендуется учитывать индивидуальные особенности своего организма и самочувствия, избегать отрицательных эмоций (раздражения, возмущения, испуга), вести себя уравновешенно и т.п.
Второй вид технологических норм – нормы позитивного обязывания – встречается гораздо чаще. Они устанавливают обязательные для работников и работодателя технические требования к сырью, полуфабрикатам, общие требования по охране труда, производственной санитарии. Регламентируют определенные трудовые операции присущие данному технологическому процессу (маркирование, токарная, сверлильная обработка и и др.).
Технологические нормы третьего вида устанавливают для работника. например, запрет на работу с неисправными приспособлениями, инструментом и средствами защиты, запрещают допуск к определенным видам работ лиц моложе 18 лет.
Важность регламентации требований ведения технологического процесса для работодателя очевидна. Таким образом, он обеспечивает конечный результат труда. Не менее заинтересованы в наличии технологических норм и работники. Результаты социологического опроса свидетельствуют, что для них главной предпосылкой ритмичной, эффективной работы является налаженность технологического цикла, соблюдение технологической дисциплины труда. От ясности, детализации, описания работодателем трудовых операций зависят безопасность и результативность работы участников ведения конкретного технологического процесса.
Анализ документов техпроцесса, действующих в организации, подтверждает, что технологический процесс представляет собой совокупность технологических приемов, звеньев или операций. Он может быть представлен в виде технологической схемы, которая, в сущности, и предопределяет фактическое содержание внутреннего трудового распорядка, т.е. конкретные требования к определенным работникам в процессе выполнения ими своих трудовых обязанностей, установленных в технологических нормах.
По своим целям однородные локальные правовые нормы, опосредующие технологический процесс в организации, выполняют одну и ту же задачу - установление системы правил должного трудового поведения работников, нормативной основы внутреннего трудового распорядка организации.
Из изложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, трудовые отношения, в конечном счете, обусловливаются соответствующей технологией производства. Взаимодействие работника по поручению и под контролем работодателя (его представителей) с орудиями и предметами труда действительно предопределяется технологией, технологическим процессом соответствующего производства. В этом смысле поведение работника заранее программируется работодателем, облекается в соответствующую правовую форму – документы технологического процесса.
Во-вторых, практика локального регулирования показывает, что именно технологические отношения работодателя с работником подвергаются работодателем детальной правовой регламентации на локальном уровне. Технологические нормы – не абстрактные конструкции, они всегда рассчитаны на определенный круг субъектов – участников ведения конкретного техпроцесса, принятого в организации, направлены на достижение реальных задач - программирование самого процесса труда, достижения его результатов.
Нормы координации
Отношения организованного трудового соучастия– важное условие эффективности работы организации. Это отношения координацииучастников наемного, подчиненного, совместного труда. Они также обусловлены, в конечном счете, содержанием техпроцесса и складываются "по горизонтали" между рабочими, специалистами, а на соответствующих уровнях - и между представителями администрации. Такие отношения программируются (закрепляются, регулируются) социально-трудовыми правилами - нормами координации. Это не только моральные (этические) правила, но и обычаи, традиции, юридические нормы. Так, правила внутреннего трудового распорядка обязывают трудящихся вести себя достойно, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их обязанности. Социально-трудовыми нормами запрещаются действия работников, оскорбляющие достоинство других людей, сквернословие, ссоры, курение в неотведенных для этого местах и т.п.
Чем выше взаимная заинтересованность работников в процессе труда и его результатах, чем выше уровень их общей и профессиональной культуры, тем меньше потребность у коллектива и общества закреплять соответствующие нормы трудового поведения в правовом порядке. Чем длительнее сотрудничество, чем стабильнее коллектив, тем больше в регулировании отношений координации выдвигаются на первый план обычаи, традиции, эстетические и этические правила.
В адаптивных корпорациях (обычно в небольшой группе творческих работников) действительно сглаживаются противоречия, возникает потребность к объединению усилий (коллективному действию). Изначальное «моральное единство» обеспечивает в малых организациях («командах») базу взаимного доверия между исполнителями, составляет основу координации трудовых отношений, эффективной совместной производственной деятельности.
При анализе социально-трудовых правил обращают на себя внимание сложное взаимодействие различных их видов, в частности этических и правовых, особенности их развития, известной конкуренции, перспектив совершенствования, усиления или ослабления роли в зависимости от тех конкретно-исторических условий, в которых сложился и работает производственный коллектив.
Нельзя не обратить внимание также на тот факт, что правила координации должны максимально аккумулировать в себе именно на уровне отдельной нормы авторитет и нравственного, и юридического правила. Многие изъяны в организации труда, обеспечения дисциплины и порядка объясняются также недостаточным уровнем не только профессиональной, но и общей культуры, пренебрежительным отношением к нравственным идеалам, этическим нормам.
Нормы субординации
Всякий процесс совместного труда нуждается в соответствующей расстановке работников, своевременном их обеспечении средствами и предметами труда, контроле, а также в установлении известной субординации между его участниками. Такие отношения строятся на власти и подчинении. Наличие отношений субординации и контроля обусловлено необходимостью упорядочения усилий участников совместного труда в интересах самих же работников. Именно в такой форме можно согласовать интересы отдельных исполнителей с интересами хозяина, собственника, его представителей (администрации). В силу этого отношения субординации сознательным большинством работников воспринимаются как необходимое условие совместного труда, а не как ущемление их прав или возложение на них обременительных, чуждых им обязанностей. В условиях выборности определенных руководителей эти особенности организации труда становятся достаточно очевидными.
Отношения «власти – подчинения» регулируются нормами субординации, среди которых решающая роль отводится правовым (юридическим) правилам. Так, в законодательстве о труде закрепляются обязанности работников своевременно и точно исполнять распоряжения администрации. Организационно-методические стандарты, должностные положения и инструкции, приказы о распределении полномочий в управленческом звене администрации (представителей работодателя) устанавливают круг лиц, руководящих деятельностью исполнителя, перечень вопросов, по которым он отвечает перед вышестоящим представителем администрации.
Литература:
1. Бородина Н.Н. Регулирование внутреннего трудового распорядка на предприятии // Советское государство и право. 1969. № 2. С. 105-112.
2. Тимонов Н.А. Трудовой распорядок на предприятии. М.: Юридическая литература. 1974. С. 9.
3. Смирнов В.Н. Внутренний трудовой распорядок на предприятии. Л.: Изд. ЛГУ. С.18.
4. Саркисов А.Р. Внутренний трудовой распорядок социалистического государственного промышленного предприятия. М.: Изд. МГУ. 1984. С. 8.
5. Полетаев Ю.Н. Трудовой распорядок в организации и ответственность за его нарушение по новому трудовому кодексу // Трудовое право. 2002. №3. С. 65.
6. Абрамова О. Трудовой распорядок. Дисциплина труда // Трудовое право. 2004. № 4-5. С. 82-83.
7. Трудовое право России. Учебник / Под ред. Ю.П. Орловского и А.Ф. Нуртдиновой. М.: МЦФЭР. 2004. С. 482.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|