Сделай Сам Свою Работу на 5

Народная педагогика и современное воспитание.





Эволюция воспитания — это процесс зарождения и складывания традиций воспитания, их прочного утверждения в психическом (вкладе народа, сознательного и целенаправленного их использования. Народная «система» воспитания передавала новым поколениям отношения старших поколе­ний, их убеждения и чувства, опыт социального поведения, обобщенную воспитательную практику в форме различных житейских правил, производственных, нравственных, культовых, военных знаний, способы и приемы обществен­ной) воспитания.

Дальнейший рост и развитие башкирского народа, как и всех других народов нашей многонациональной страны, опирается на ранее достигнутые результаты, перенимает из прошлого все, что способствует данному историческому этапу развития. В этом смысле прогрессивные идеи и традиции башкирской народной педагогики составляют надежный фундамент в осуществлении воспитательных задач.

Поступательно и качественно развиваясь, идеи и тради­ции народного воспитания, которые вбирают в себя подлин­но народное, демократическое содержание, большой трудо­вой и нравственный опыт трудящихся масс, расширяются в своем содержании и формах функционирования. Говоря словами академика РАО Г.Н.Волкова, в народной педагоги­ке «происходит переосмысление и переоценка старых тра­диций. Взамен явно устаревшим и консервативным при­ходят новые традиции, более соответствующие духу вре­мени».



Под развитием народной педагогики мы понимаем разра­стание и углубление ее прогрессивных моментов, освобож­дение ее от национально-ограниченных, архивных черт и свойств, связанных с общей отсталостью и замкнутостью народа в прошлом, с органическими пороками эксплуата­торского строя и системы угнетения одной нации другой, с былой межнациональной враждой и недоверием.

Исходя из исследования вопросов развития идей и тради­ций воспитания в народной педагогике башкир от прошлого к настоящему, можно отметить, что некоторые из них не утратили актуальное значение и на другом историческом этапе, что лучшие прогрессивные идеи и традиции народной педагогики, выработанные и развившиеся в условиях борь­бы за лучшую жизнь, не потеряли своего значения до насто­ящего времени и служат целям современного воспитания в семье и школе.



В древнем башкирском обществе была развита традиция взаимной помощи и родовой солидарности. Естественно, что, она на раннем этапе, как это отражено в произведениях
«Урал батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу», выступала как жизненная потребность и необходимость. А в пери­од образования раннеклассового общества принцип родовой взаимопомощи вбирает в свое содержание такие нравствен­ные понятия, как равенстве, справедливость, взаимопо­мощь в боевых и трудовых делах. В дальнейшем расслоении общества в традиции взаимопомощи усиливаются элементы социального содержания, хотя в данной традиции сохраня­лась внешняя форма, в сущности, она становилась средст­вом эксплуатации рядовых членов общества. Следует заме­тить, что она приобретает значение законности, и всякое же отступление от нее рассматривается со стороны «старших» (елкэн) как нарушение обычая, как действие «аморальное». (Понятие «старшие» означало — опытные, располагающие имуществом, т.е. социальная верхушка). Поэтому усиление или ослабление эксплуатации зависело в известной мере от итогов борьбы между «старшими» и «младшими» за выгод­ное для себя применение обычая. Таким образом, «взаим­ность», возникшая и выросшая из родоплеменного требова­ния «равенства», сохраняет его лишь формально, содержа­ние его уже четко выражает отношение эксплуатации и под­чинения.

Трудолюбие ценилось в народе очень высоко. Умение, сноровка, старание считались у башкир, как и у других на­родов, лучшими качествами личности. В мирной жизни эти качества пользовались таким же уважением, как храбрость, мужество и смелость на войне. О мастерстве умельцев, о тру­довой сноровке и смекалке слагались песни; в сказках вос­хвалялись, наряду с боевыми подвигами, трудолюбие, упор­ство и выносливость в работе. Людям старательным и трудо­любивым, к тому же обычно добрым, скромным и терпели­вым, по убеждению народа, сопутствует удача в жизни, и, наоборот, ленивые, нерадивые люди терпят неудачу и стано­вятся посмешищем. В обрядах сватовства славили жениха и невесту за умение, смекалку и трудолюбие. Это понятно и естественно, так как народная педагогика всегда рассматри­вала труд как средство к жизни, как источник материально­го благополучия.



В жизни каждого народа значительное место занимают общественные празднества, массовые сборы, трапезы, кото­рые в воспитательном плане являлись временем осуществ­ления проверки и контроля над общим развитием народа, т.е. в физическом, морально-волевом, нравственном, эстети­ческом и умственном. В них выражены образ жизни народа, специфика его быта и своеобразие его культуры. Сущность социальных институтов в жизни народов, находящихся народной или примерно одинаковойстадии исторического раз­вития, однотипна. Но конкретные формы проявления этих институтов в зависимости от сословий исторического разви­тия, географической среды, форм хозяйственной деятельно­сти и культурно-бытовых традиций народа всегда разнооб­разны.

Не подлежит сомнению, что праздники типа джиин (йыйын) берут свое начало с народных собраний племени и восходят к глубочайшей древности. Об этом говорят как на­звание праздника (йыйын — собрание, сборище), так и со­держание самих праздников. На джиинах члены племени, выявляя наиболее сильных, смелых и ловких представите­лей, выбирали своих военачальников и вождей, подводили итоги минувшим делам и в ознаменование побед устраивали пиршества, свадьбы, игры.

Позднее, по мере утраты этими институтами первона­чальных функций, они постепенно превращались в обыч­ные, правда, яркие и самобытные формы массовых развле­чений. «Воспитательные функции этих праздников и раз­влекательная сущность их, - пишет Н. В. Бикбулатов, — настолько тесно сплелись в течение веков с образом жизни и психологией народа, что их не могли вытеснить ни последу­ющие изменения в политических, экономических и право­вых отношениях, ни вторжение и многовековое господство ислама». И эпоха капитализма не смогла разрушить эти традиции, ограничившись лишь тем, что внесла в эти празд­ники элементы торговли и деловых сделок.

Мы полагаем, что в более отдаленные времена у башкир была четко разграниченная система родовых и племенных торжеств, особое место среди них занимали женские празд­ники. Определенным образом вплетались в эти празднества и свадебные торжества (туй), которые, очевидно, были и оставались в течение продолжительного периода не семей­ным, а общественным праздником.

Современные праздники вобрали в себя немало элемен­тов из прошлой праздничной обрядности и традиционного быта. Одновременно и старым, и новым праздником баш­кирской деревни является сабантуй. Старым потому, что он связан своим происхождением с традиционными торжества­ми, типа джин. Сформировавшись на основе древних праздников, он вобрал в себя все те же их элементы структурного, организационного и воспитательного характера, которые соответствуют духу времени и образу жизни нашего народа. Примечательно и другое. Сабантуй утвердился в быту и не­башкирского населения республики: русских, марийцев, чувашей и др.

Непременным элементом сабантуя сохранился его воспи­тательный аспект. Праздник, являясь преимущественно спортивным, выявлял самых сильных, ловких и волевых людей, самых искусных исполнителей песен, плясок, крас­нобаев и музыкантов-исполнителей. Лучшие борцы, испол­нители песен, плясок и музыканты пользуются известнос­тью и славой. К настоящему времени вполне окрепли организационные формы сабантуя. Но это еще не значит, что процесс совершенствования праздника исчерпал себя. Этот поистине народный праздник, как сложный комплекс раз­личных спортивно-игровых бытовых действий, является продуктом многовекового коллективного творчества народа.

В связи с этим следует отметить несколько основных принципов использования народного опыта в современной практике воспитания.

Во-первых, используется именно то позитивное в воспи­тании, что благодаря своему прогрессивному социальному звучанию и общечеловеческому содержанию имеет актуаль­ное значение и в наши дни.

Во-вторых, идеи воспитания народной педагогики про­шлого используются в сравнении с трактовкой того или иного вопроса в наши дни. Обращение к истокам народного воспитания, осмысление трудового пути, пройденного наро­дом, является серьезным стимулом формирования мировоз­зрения, имеет большой политический и нравственный смысл.

В-третьих, идеи народного воспитания, нашедшие свое отражение в устном поэтическом творчестве, используются

с целью воспитания нравственных, эстетических, умственных и других качеств у детей. Народные пословицы, пого­ворки, сказки, предания и т.д., воздающие хвалу людям труда и осмеивающие бездельников, богачей, лентяев — исключительно благодатный материал для воспитания у де­тей трудолюбия, других нравственных качеств.

Без преувеличения можно утверждать, что идеи и тради­ции воспитания подрастающих поколений являются компо­нентами школьного и семейного воспитания и находятся в сложном взаимодействий с научной педагогикой. Поэтому только практическое владение данным материалом способно дать в руки учителей, классных руководителей и воспитате­лей возможность эффективно использовать богатейший опыт народного воспитания.

По статистическим данным более 80% башкирского на­селения живет в сельских местностях, 95% башкирских школ расположены на селе и в деревне, в большинстве из них еще отсутствуют дошкольные детские учреждения, сле­довательно, процесс формирования личности ребенка проис­ходит в окружении семьи, другими словами, под воздейст­вием народной педагогики. К тому же низкая педагогичес­кая грамотность значительной части родителей, а также сохранение отдельных пережитков старого быта придают в условиях Башкирии особое значение педагогическому про­свещению родителей и населения.

Принимая положение о том, что борьба против влияния чуждых нравов и традиций, преодоление отрицательных яв­лений в сознании и поведении людей — серьезная задача воспитания, основные аспекты работы с родителями можно свести к следующим взаимосвязанным и взаимообусловлен­ным сторонам: во-первых, формирование у родителей не­примиримого отношения к пережиткам прошлого в быту, в сознании и поведении людей; во-вторых, просвещение роди­телей по вопросам использования прогрессивных идей и тра­диций народной педагогики в воспитании детей с целью формирования нравственного поведения.

Преимущества народной педагогики перед преходящи­ми воспитательными системами заключаются в следую­щем: а) народная педагогика основывается на полных данных о человеке, имеются две версии по этому поводу: первая — народная педагогика за тысячелетия существования эмпирическим путем достигла полного отражения чело­века; вторая - человек сам складывался под влиянием средств и приемов народной педагогики, поэтому в ней пол­но отражается сущность человека. Версии диаметрально противоположны, но утверждают один факт — народная пе­дагогика основывается на полных данных о человеке, поэто­му она не делает акцента, не «стрижет» всех людей «под од­ну гребенку», каждый человек развивается и формируется в силу своих природных данных (природосообразность); б) народная педагогика ведет человека по магистральному пути общечеловеческих ценностей; в) народная педагогика опирается не на знания отдельных педагогов, т.е. формиру­ет личности не через воспитателей-учителей, когда эффек­тивность воспитания зависит от возможностей каждого пе­дагога, а через традиции. Эффективность воспитательного мероприятия зависит не от желания, багажа знаний, воли, душевности, собранности отдельного человека, а одновре­менно от этих качеств множества людей.

Современные дети не становятся «духовными наследни­ками» родителей, потому что просто родители не передают детям свои духовные ценности, не владеют каналами пере­дачи этих ценностей.

В первую очередь родители не умеют строить свои отно­шения с детьми в зависимости от возраста детей. К дошколь­нику и младшему школьнику многие родители, к примеру, относятся как к неловкому, медлительному человеку, отст­раняя его от труда, т.е. родители упускают момент приви­тия у своего ребёнка любви к труду. Мы провели профориентационное анкетирование родителей детей третьих-четвёр­тых классов, все родители написали, что хотели бы видеть своих детей в будущем добрыми, честными, трудолюбивыми и пр., но только тринадцать из ста родителей написали, на ка­кую профессию ориентируют своих детей. Такая же картина с родителями учащихся пятых, шестых, седьмых классов. Даже в восьмых классах 26% родителей уверенно отвечают: рано думать о профессии, или пока о профессии не думали. Как можно мечтать о «трудолюбивых, честных» людях и не ориентировать ребёнка до 13-14 лет ни на какую профессию, это носителю народной педагогики не понять. Зато жизнь же­стоко мстит, даря этим родителям неприятности с великовоз­растными детьми, когда те становятся «летунами», алкого­ликами, тунеядцами, правонарушителями и т.д.

Каналы передачи ценностей не используются современ­ными родителями со дня рождения детей. Многие родители не знают колыбельных песен, издревле передающихся из поколения в поколение. И начинаются духовные потери детей — не будет единения с природой, не складываются родственные связи с другими людьми, представления о тру­де как основе жизни.

Не все родители разучивают с детьми скороговорки, стишки-потешки, считалки и прочее. Если и разучивают, то репертуар очень скудный, достаточный для разучивания звуков, но не достаточный для обогащения духовного ба­гажа. ,

Многие родители не рассказывают детям сказки, не фор­мируют у ребенка нравственный идеал. Они довольствуются тем, что дети смотрят сказку по телевизору, в крайнем случае, читают сказки из книжек.

Они не загадывают детям загадки, т.е. не заботятся об умственном развитии детей, об их смекалке, о расширении их кругозора.

Разумеется, родителям приходится отвечать на тысячи «почему» детей, но инициатива исходит от детей, родители занимают пассивную позицию и говорить о передаче духов­ного наследства не приходится.

Немногие родители разучивают со своими детьми песни и пляски, передают детям свой художественный и эстетиче­ский вкус.

Многие родители не приучают детей в раннем возрасте к труду: из-за их медлительности и из-за «нехватки времени» у самих родителей. Дети не принимают участия в посильном для них труде.

В результате таких отношений между родителями и детьми не возникают духовные связи. У ребенка не склады­ваются представления о духовных ценностях родителей, не формируется духовный идеал, идентичный с родительским. Родители остаются для ребенка «темными лошадками». Ре­бенок не знает, к чему родители стремятся, как трудятся, что любят и что им не нравится, с кем дружат. Порой дети не знают ничего о своих родственниках, отсюда нет родствен­ных чувств, родственного долга. Из-за отсутствия духовных связей и авторитет родителей в глазах детей бывает неустой­чивым, зачастую держится на окриках, угрозах и палке.

В этих условиях ребенок растет «духовным сиротой», практически с теми же духовными чертами, что и социаль­ный сирота: недоверие, отчужденность, сиюминутность интересов, замкнутость, агрессивность и пр.

В семьях с народно-педагогическими традициями высок и устойчив авторитет родителей. С первых дней своей жиз­ни ребенок слышит колыбельные песни, где воспевается семья и труд, слышит обращение к себе как к помощнику отца или помощнице матери. Подрастая, дети слышат сказ­ки из уст своих родителей о сказочных богатырях, которые могучи, справедливы, в семьях., где родители разучивают со своими детьми стишки, потешки, загадывают загадки, вырастают любознательные и умные ребята. У ребенка рас­ширяется кругозор, вместе с тем он восхищается широтой кругозора и глубиной ума своих родителей.

Известный исследователь народной педагогики Г.С.Ви­ноградов, размышляя о народной педагогике, делает вывод, что это не столько система, сколько сумма знаний и умений. Конечно, если взять народную педагогику в пределах кон­кретной одной семьи, то трудно уловить какую-то систему. Однако, если взять народную педагогику в пределах группы семей, т.е. общины, то явно различимы грани системы.

Во-первых, во всех приемах, средствах, элементах на­родной педагогики твердо и ясно обозначена цель, которую обобщенно можно сформулировать следующим образом: формировать личность на идеалах добра, истины и красоты, воспитать семьянина и труженика.

Во-вторых, у народной педагогики есть ясная мировоз­зренческая основа, которую видные исследователи народ­ной педагогики определяют как стихийный материализм. Все приемы, средства, элементы народной педагогики стоят на реальной почве, направлены на формирование личности, способной функционировать в среде и взаимодействовать со средой и другими личностями. История развития человече­ства и самой народной педагогики показывает материалис­тичность даже таких элементов народной педагогики, как фантастические сказки или алогичные постулаты, таких приемов, как использование религиозных верований.

В-третьих, народная педагогика постоянно развивается.

В-четвертых, все элементы народной педагогики взаимо­связаны и взаимно дополняют друг друга, глубоко «рабо­тая» в каком-то - одном направлении воспитания. Скажем, влияние сказок, пословиц, поговорок больше проявляются в нравственном воспитании, загадок — в умственном, песен и плясок — в эстетическом, молодецких игр и забав — физи­ческом воспитании и т.д.

В-пятых, народная педагогика самоуправляема. Она пронизывает все стороны жизни каждого члена общества, и конечно, требуется постоянный контроль взаимодействия членов общества, постоянная сверка взаимных отношений, постоянная корректировка как деятельности отдельного члена общества, так и совместной деятельности, взаимных отношений членов общества. В общинах, где функциониру­ет народная педагогика, контроль и корректировка достига­ются приемами народной педагогики через педагогические отношения.

В отличие от научной педагогики, которая реализуется через «воспитательные отношения», народная педагогика реализуется через «педагогические отношения».

Мы вводим новый термин, ясно сознавая наличие опре­деленного явления в народной педагогике. Конечно, при этом не гарантируется полное отражение данного явления в указанном термине. Как писал выдающийся испанский мыслитель Х.Ортега-и-Гассет: «Предмет всегда больше по­нятия и не совсем такой, как оно». Поэтому дадим полное описание характеристики обоим терминам: «Воспитатель­ные отношения» имеют исторические корни. Научная педа­гогика как педагогика школы создавалась для обучения детей, т.е. первоначально была дидактика. Если и были воспитательные задачи, то они носили вспомогательный характер, т.е. задачи послушания учащихся, их исполни­тельность, готовность выполнять волю учителя. Вспомним древнеегипетский «педагогический принцип» — «уши у мальчика на его спине». Знания были у учителя, и он пере­давал их учащимся, информация шла сверху вниз, обратной информации не требовалось. Учитель мог передавать инфор­мацию, подправляя палкой «неисправность приемных устройств» (невнимательность детей), мог подправлять и другими методами — озадачивая, нахваливая, раскрывая возможности, перспективы при хорошем учении, поручая старательным, хорошо успевающим ученикам тугодумов, несмышленышей. Таким образом, под эгидой учителя воз­никали самые разнообразные отношения между учителями и учащимися. Этот процесс с небольшими изменениями сохраняется и по настоящее время; мы называем его «воспи­тательными отношениями» (термин не наш).

Постепенно способы передачи знаний обсели научную основу, разнообразились, обогатились данными психологии, физиологии, медицины и переросли в специальную науку -- дидактику. Отношения между учителем и уча­щимся тоже расширились, углубились, в них стали видеть способы формирования личности, и появилась другая наука — теория воспитания, однако научная педагогика не изменила «воспитательные отношения», отношения веду­щего и ведомых, воспитателя и воспитуемых, субъекта и объекта воспитания.

Эти жесткие векторы от воспитателя к воспитуемым сохраняются в научной педагогике, когда речь идет об орга­низации воспитательной работы среди взрослых. В этом не­трудно убедиться, обратившись к постановлениям ЦК КПСС и СМ СССР 70-80-х годов о повышении роли руково­дителей, инженерно-технических работников в воспита­тельной работе среди рабочих, колхозников, тружеников предприятий и организаций, об идеологической работе партийных, комсомольских, профсоюзных организаций об­ластей, союзных республик.

Жесткая однонаправленность вектора чувствуется и в определениях педагогики как науки. Вот определение тре­тьего издания Большой Советской Энциклопедии: «Педаго­гика — наука о специально организованной целенаправлен­ной систематической деятельности по формированию чело­века, о содержании и методах воспитания, образования и обучения». Это определение сужает действие педагогики за пределами школы и семьи. Педагогическая энциклопедия совершенно справедливо определяет более широкий круг действия науки: «Педагогика — совокупность теоретичес­ких и прикладных наук, изучающая воспитание, образова­ние и обучение». Педагогика развивалась как теория воспи­тания детей, современная педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, агита­ционно-пропагандистской работы со взрослыми.

Жесткая однонаправленность векторов, как само собой разумеющееся, наблюдается и в научных трудах: «Идейно-воспитательная, пропагандистская, а также воспитатель­ная работа наставников, и руководителей направлена на то, чтобы способствовать формированию у трудящихся высо­ких, благородных целей, которые соответствовали бы целям коллектива».

Взаимно воздействуя друг на друга, члены общества раз­виваются, независимо от того, одного ли они возраста или представители разных возрастов, и поднимаются все выше по ступеням духовного процесса: «Бери мудрость и у старого и у малого», — учит башкирская пословица, «Самосовер­шенствованию нет конца», — учит русская мудрость.

Пример педагогических отношений мы можем видеть на страницах многих художественных произведений, но обра­тимся к фактографической литературе.

Педагогические отношения мы видим на страницах за­мечательных книг А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». Но опять-таки факты: на собрании воспитанники принимают решение: «Начальник имеет пра­ва наказывать, по не имеет права прощать». Присутствую­щий здесь же А.С.Макаренко «встал перед собранием и сказал без рисовки: «Спасибо не за то, что правильное решение вынесли, а спасибо за то, что меня воспитываете».

Именно педагогические отношения позволили добиться высоких результатов в воспитательных учреждениях А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, П.Н.Лепешинского и других педагогов-новаторов первых лет советской влас­ти, пытавшихся построить новую советскую школу.

«Педагогические отношения» народной педагогики мож­но назвать прообразом «педагогики сотрудничества», за ко­торую ратуют и которую реализуют в своей практике совре­менные педагоги-новаторы Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, М.П.Щетинин, В.Ф.Шаталов, Р.Г.Хазанкин и другие.

Педагогические отношения наполнены желанием каж­дого видеть другого лучшим человеком, стремлением каж­дого помочь другому стать лучше и характеризуются соот­ветствующими формами реализации. Особенно ярко педаго­гические отношения проявляются в стиле общения носите­лей народной педагогики.

Народная педагогика относится к каждому человеку не как к изолированному актуальному явлению, отрезанному от пространства и времени куску материи, а как к элементу вечности, к живому звену в бесконечной веренице человече­ских судеб, идущих с незапамятных времен и уходящих в бесконечное грядущее. В этой вечности, в прошлом бывало всякое, а в грядущем должно быть и лучше — вот смысл на­родного философского отношения к бытию и человеку.

У носителя народной педагогики к встретившемуся чело­веку подход осторожный, почтительный. Обязательны при встрече приветствия и расспросы о родителях или детях, смотря по возрасту собеседника, о родственниках, о само­чувствии. Это может показаться излишним церемониалом, но в нем заложен глубокий психологический смысл: идет узнавание психологического состояния собеседника, подго­товка к основной теме разговора. (При встрече с незнаком­цем — расспросы о местожительстве, родственных корнях). Если в ходе разговора собеседник проявил бестактность, показал свою невоспитанность и отсутствие культуры, носи­тель народной педагогики не пропустит это мимо ушей, не отвернется от факта, не махнет рукой, обязательно подпра­вит, подскажет нуги исправления. Но поучение пойдет чаще не от его имени, а в (форме пословицы или поговорки, совета предков, изречения из священных писаний, эвфемизма.

Умение преподнести поучение или назидание через на­родную мудрость, его историю, его культуру одна из ха­рактернейших черт педагогических отношений.

Характерным для стиля общения носителей народной педагогики является учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей собеседника.

На остановке по расписанию поезд стоит довольно долго. В купе женщина с пятилетним ребенком-мальчиком и двое молодых мужчин. Четвертый взрослый пассажир, старый человек, пошел в станционный буфет. Каждый был занят своим делом. Мальчик потихоньку начал хныкать. «Мам, когда поедем?» Мать отвечала — поедем по расписанию. Мальчик хныкал сильнее, мать уже покрикивала на маль­чика, а он хныкал еще сильнее. Двое молодых мужчин, не­довольные переговорами матери и сына, сидели с деревян­ными лицами. Зашел старый пассажир, послушал хныка­нье мальчика и сказал: «Тепловоз устал, мы спали, а он всю ночь бежал». Мальчик успокоился, занялся каким-то де­лом, лица молодых людей потеплели. Но мальчик через некоторое время опять захныкал. Старик сказал: «Когда по­езд остановился, дяди и тети вышли. Они еще не вернулись, подождем их». Мальчик опять успокоился.

Следует отметить спокойный, добрый тон носителей народной педагогики. Голос их без страсти, со скраденными приглушенными эмоциональными приливами и отливами, без всплесков действует на собеседника успокаивающе, убедительно, доброжелательно.

Для стиля общения характерна также вера в добрые на­чала в человеке: вера в его стремление выглядеть в глазах людей хорошим, вера в милосердие его души, в его созида­тельные, конструктивные силы и возможности, в его спра­ведливый выбор, в его стремление к гармонии и справедли­вости — одним словом отношение к человеку с положитель­ными ожиданиями.

Характерным для стиля общения носителей народной педагогики является логическая завершенность каждого круга проблем в разговоре. Носитель народнойпедагогики обычно завершает каждую тему в разговоре краткимфилософским обобщением, приведя пословицу или слова пред­ков, или изречение из корана, или в форме философского рассуждения. Это придает особую весомость разговору, зна­чимость ощущения нетленности высказанных мыслей. Осо­бенно окрыляет молодых людей после разговора с пожилы­ми людьми — носителями народной педагогики — какое-то чувство прикосновения к вечности.

Педагогические отношения проявляются не только в об­щении, по и в деятельности. Приведем простую ситуацию. Мальчик косит траву, проходящий взрослый видит, что он не умеет косить. Подходит: «Ну, что ты себя мучаешь и тра­пу мучаешь. Дай-ка косу, я тебе покажу, как надо косить». Взяв косу, узнает в чем дело: «Этой косой только ворон пугать,!». Начинает налаживать косу, при этом приговаривает: «Говорят, по инструменту видно мастера»... Вроде не обид­ные слова говорит, вроде для себя говорит, но подросток и краснеет, и бледнеет, и на всю жизнь запомнит, как надо относиться к инструменту. Дядя приладил черенок, отбил косу со словами: «Работу делает инструмент, а человек толь­ко управляет инструментом». Подросток начинает косить, удивляется и радуется легкости косьбы. И уже осмысливает труд по иному, не как тягостную, неизбывную борьбу сла­бенького человека с могучей, непонятной, слепой природой, а как общение с ней, если хотите, игру с определенными правилами, когда успех человека зависит от его умения, сметливости, от его инструмента, от его настроения.

Педагогические отношения, существующие в обществе, помогали многим родителям в воспитании детей. Например, нами был составлен перечень видов самообслуживающего груда для семилетних детей. Выяснилось, что многие дети не выполняют около трети перечисленных видов труда. Ро­дителям мы посоветовали, чтобы они добились самостоя­тельного выполнения детьми всех перечисленных видов труда, если они хотят видеть своих детей трудолюбивыми и хотят успешного развития детей дальше.

Некоторые родители, по их признанию, оказались в ту­пиковой ситуации: дети не хотели сушить обувь, аккуратно складывать рубашку, самостоятельно мыться в бане и т.д., и родители не знали, как добиться самостоятельности. Деиствительно, некоторые родители не обладают настойчивостью, последовательностью в требованиях, достаточным запасом убеждений, умением поощрять и наказывать и т.д., и дети вырастают неряшливыми, ленивыми, неаккуратными. Раньше, когда в обществе были педагогические отношения, общество усмешками, высмеиваниями, сравнениями, при­мером, поучением, показом, требованием и др. помогало мягкотелым безъязыким родителям.

До сих пор исследователи народной педагогики не обра­щали внимания на особую форму отношений между члена­ми общины, где она функционирует — на педагогические отношения. А в этих отношениях философия народной педа­гогики, ее логика и смысл функционирования, ключ к осмыслению ее существования на протяжении тысячеле­тий, ее роста и развития с ростом и развитием человечества.

Почему же педагогические отношения не попали в поле зрения исследователей? Великие педагоги, обращавшиеся к педагогическим «находкам» народа, к воспитательным тра­дициям в семьях, смотрели на народную педагогику, как ботаник на почву, как нечто «богом данное», неотъемлемое от человека явление. Они были заняты «взращиванием» на­учной педагогики, беря соки этой «почвы». Как говорил украинский педагог и просветитель Г.С.Сковорода «Пра­вильное воспитание заложено в самой природе народа как огонь и свет в кремне». В жизни все происходит так, как метко подмечено в русской пословице «Что имеем — не хра­ним, потерявши — плачем». В наше время, когда функции материнства и отцовства из-за сложившихся обстоятельств были отделены от функции воспитания детей (до недавнего прошлого детей относили в ясли «сырым комочком» в 48-дневном возрасте), педагоги поняли, что воспитательные традиции не богом данная человеческая принадлежность, а веками сложившаяся система, бережно перенимаемая каждым последующим поколением у предшествующего.

До революции как на Западе так и в России были поклон­ники и противники народной педагогики, но не было иссле­дователей ее. Даже К.Д.Ушинский, давший термин «народ­ная педагогика» и оставивший столько ярких строк в сказ­ках философии народной мудрости, народном воспитании только призывает целенаправленно использовать народные воспитательные традиции.

А в среде функционирующих педагогов отношение к на­родной педагогики было неоднозначное. Видимо, среди них шла острая борьба по отношению к народной педагогике. Это заключение можно сделать со слов Г.Виноградова: «По­требовалось несколько десятилетий, чтобы уравнять в пра­вах «подлую», т.е. народную поэзию с «книжной». Такая же судьба, видимо, предстоит народной педагогике.

В послеоктябрьские годы, как уже говорилось, к сожале­нию, народная педагогика была предана забвению. Начиная с 50-х годов, советские педагоги в первое время очень осмот­рительно, осторожно, потом все смелее работают над восста­новлением, возрождением народной педагогики. Заслуга ученых-первопроходцев Г.Н.Волкова, В.Ф.Афанасьева, Я.И.Ханбикова, А.Ш.Гашимова и др. в том, что во всех регионах начали заниматься вопросами возрождения народ­ной педагогики переросло в научную отрасль — этнопедагогику. Успехи этой науки и более детальная разработка проблемы педагогических отношений, видимо впереди.

Порой естественные вещи не замечаются людьми, «как глаз в процессе видения не видит самого себя». Но когда вещь замечена, она становится ориентиром для нового осмысления окружающих предметов». Наши дети как бы смотровая площадка, с которой мы обозреваем весь мир. Ге­те удачно сказал, что каждое новое понятие — это как бы орган, который мы приобретаем. Мы видим вещи с помо­щью идей о вещах, хотя в естественном процессе мыслитель­ной деятельности и не отдаем себе в этом отчета, точно так же, как глаз в процессе видения не видит самого себя».

Хочется надеяться, что понятие «педагогические отно­шения» откроет новые горизонты в изучении народной педа­гогики.

Детским фольклором каждый народ готовит своих детей со дня рождения к трудовой жизни.

Нравственно-эстетические принципы, выработанные на­родами в течение столетий, передавались от отца к сыну, от поколения к поколению. Большая роль вумственном воспи­тании детей, в развитии познавательных способностей и нравственных качеств принадлежала детскому фольклору (понятие «детский фольклор» вошло недавно).

Исследования ученых и педагогов показывают, что дет­ский фольклор как самостоятельная область устного народ­ного творчества объясняется его педагогической функцио­нальностью и проявлением в нем особенностей детского миропонимания.

Его язык отличается большим своеобразием, что учиты­валось в системе народного воспитания. Условно детский фольклор можно подразделить на три группы: первая — созданный взрослыми для детей (колыбельные песни, по­тешки, пестушки, прибаутки, забавлянки, припевки), вто­рая — фольклор из жизни взрослых, утративший былое значение и переработанный в соответствии с психологией детского возраста (заклички, песни-хороводы, колядки, сказки, загадки);

третья — произведения, созданные детьми (прибаутки, считалки, скороговорки, прозывалки, поддевки, игровые песни-голосянки, песенки сказочного содержания, драз­нилки).

Детский фольклор, по мнению его крупнейшего исследо­вателя Г.С.Виноградова, вызван к жизни «педагогическими надобностями народа», чтобы вырастить человека, здоро­вого телом и душой, например в башкирском детском фоль­клоре, как и у других народов, происходит соединение мелодико-ритмических интонаций с поэтическим текстом и танцевально-игровыми движениями. Эти составные части детского фольклора видоизменяются и усложняются с воз­растом ребенка, что говорит об учете внародной педагогике психолого-возрастных особенностей детей. В народной музыкальной педагогике башкир учитываются возрастные вокально-исполнительские возможности детей, что способ­ствует охране голоса ребенка. Дети дошкольного возраста поют несложные песенки-такмаки, основанные на двух-трех соседних звуках, содержание которых обуславливается мировосприятием ребенка соответствующего возраста, его жизненным опытом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.