Сделай Сам Свою Работу на 5

Народные традиции в нравственном воспитании.





Содержание, формы и методы народного нравственного воспитания.

Труд создал человека и явился одним из решающих факторов объединения людей. Прежде всего, в процессе трудовой деятельности формировались, развивались и закреплялись правила и нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, человеком и обществом. Эти нравственные нормы, правила поведения, принципы морали, выработанные народом в недрах предшествующих исторических этапов, несут в себе немалый морально-этнический заряд.

В формировании личности, воспитания нравственных качеств подрастающего поколения народ в течение ряда веков руководствовался не писаными нормами, правилами, обычаями и традициями, сконцентрированными в устном поэтическом творчестве. Эти нравственные регуляторы имеют огромное воспитательное значение, ибо они вобрали в себя и сохранили общечеловеческие нормы морали.

Общеизвестно, что народ всегда был основным носителем и хранителем нравственных ценностей. Анализируя эпические жанры народного творчества, в частности «Урал батыр», «Акбузат», «Кузыйкурпес» идр., мы обнаруживаем, что у каждого рода, племени существовали свои не писанные морально-этические нормы жизни, многочисленные табу, запреты, ограничения, которые были призваны регулировать межплеменные взаимоотношения, служили основным средством формирования, воспитания подрастающего поколения. Следует подчеркнуть, что именно они являлись могучим средством общественного воспитания. Минимальные требования в совместной деятельности и общежитии выражались в форме ограничений - «не употребляй», «не убей», « не бойся», «не лги» и т.п. Как указывается в этом эпосе, по существующему обычаю детям, было, строго запрещено есть голову, сердце зверя или животного и пить его кровь, основываясь на том, что не прошло еще время смены молочных зубов, не окрепли еще суставы.



По мнению ряда исследователей (М.Ковалевский, 1886; Ю.И.Семенов, 1966; А.А.Гусейнов, 1696 и др.), в результате борьбы с «зоологическим индивидуализмом» первобытного стада и ее воплощением в формирующемся сознании людей возникли первые нравственные нормы-запреты, табу. Обязательность соблюдения табу, запретов гарантирована образом жизни коллектива. Человек не выделял себя из социального целого, а поэтому необходимая обществу дисциплина, поведение обеспечивалась как бы стихийно, посредством жесткой регламентации их поведения через систему ограничений. Ю.И.Семенов отмечает, что «коллектив требует от своих членов соблюдения табу не потому, что он осознает нашедшие свое выражение в табу как свои собственные, а из страха перед последствиями, которые грозят коллективу в случае нарушения табу одним из его членов». {Семенов Ю.И. как возникло человечество.-М.Наука,1996.-с.273.}Поскольку вне коллектива человек был обречен на гибель, постольку коллективный интерес был осознан в виде определенных пусть даже примитивных, правил поведения, образующих первобытную мораль.



Поведение человека выглядело как беспрекословное исполнение велений обычаев, традиций и ритуалов, которые по существу являлись и требованием общности к каждому ее члену. Сила не писанных нравственных норм, обычаев обеспечивала им свободу, равенство в роде. Каждый человек регулировал свое поведение сообразно существующим нормам нравственности и не мог противопоставить свои интересы интересам рода. Это было него немыслимо.

В героическом эпосе народа «Урал батыр» отражены гуманистические принципы, нормы жизни страны Самрау:

«В нашей стране каждый:

Стар и млад-

Все как родные.

Принцип жизни у нас таков:

Не разорять чужие страны,

Не лить людскую кровь,

Не прятать жемчуг и драгоценности,

Все богатство - всем!»

Нарушивший вышеизложенные принципы жизни страны Самрау подвергался обществом самому тягчайшему в те времена наказанию – изгнанию из родоплеменной земли, что означало осуждение человека на верную гибель.



В рассматриваемый период развития общества, т.е. в период образования ранее - классового общества, когда среди этнических групп постоянно шла вооруженная борьба и соперничество, настойчивее всего требовались, выше всего ценились и более всего вознаграждались воинские способности. Идти навстречу смерти, ради сохранения рода и племени, их благополучия становится обыденным поступком, ибо поражение означало гибель племени либо рабства. Жестокость по отношению к представителям другого племени в то время было дозволительна. Сойтись с врагом и вырвать победу было как обычаем, так и нормой нравственности. Точно так же обычаем и нормой нравственности считалось умереть с честью, т.е. не выдавая страха, с презрением смерти.

Исходя из данных факторов мы вправе полагать, что в древнем башкирском обществе было немало такого, что вызывает безусловное осуждение, что никто теперь не может чувствовать симпатию к таким жестоким нормам племени. Однако эти же условия жизни воспитатели у людей и такие черты характера, как чувство собственного достоинства, прямодушие, равенство и свободу, содействовали формированию людей с сильным характером и высокой нравственностью. В сказках,песнях,пословицах и поговорках башкирского народа отразились их свободолюбие, честность, правдивость, мужество и отвага. Эти качества запечатлел в памяти афоризмами: «Длинная стрела не вмещается в кочан» (Уғың оҙон булһа, уҡ-һазакка һыймаҫ) значит, нельзя возвышаться среди равных: «Что варится в большом котле, сырым не останется» (Оло ҡаҙанда ҡайнаған сей ҡалмаҫ)-значит,будь дружным; «Шило в мешке не утаишь»(Беҙ ҡапсыҡта ятмаҫ),- значит, будь честным и т.д.

Таким образом, высокие нравственные качества человека-героиз, самоотверженность,мужество и храбрость,цельность характера, обуславливаемость и формировались спецификой народной жизни. Общественные интересы, интересы племени и рода ставились выше личных. Конкретное проявление проритета общественного интереса, по словам М.О. Косвена,выражается в принципе неприкосновенности племенной земли и защите ее границ. Покушение на целостность территории рассматривается народом как враждебный акт и ведет к кровопролитию.

Наряду с этим в изучаемых произведениях устного творчества народа проводится идея воспитания в человеке великодушия, милосердия, сострадания к слабому, беззащитному и уважения человеческого достоинства. Эти нравственные понятия составляют природу и основу народного гуманизма и уходят своими корнями в далекую древность. Народный универсальный гуманизм присущ главным образом эпосу. Он наиболее ярко проявляется в эпоме «Урал батыр»:

«Не стану бить палицей

Не единого живого существа;

Не выпью кровь, что в чашке;

Пока очами своими не увижу

Злого духа в этом мирозданий…».

В этом эпическом сказании мы сматриваем не только благоговейное отношение народа в лице Урала ко всему живому, но и воззрение народа, предполагающее исхлдное равенство всех людей. Далее в эпосе подчеркивается, что народ живет по принципу добро за добро, не зная зла.

Отношение между членами общности носит равный характер, воспевается гармония всего живого на земле. Чувство горячей привязвнности к родным местам, народу руководит его поступками, когда ему предлагается остаться в чужой стране: «Родина своя милей целого цвета, там осталась у меня мать, много друзей и скота».

Известный советский этнограф С.И.Руденко отмечает интересную деталь в свадебных обрядах древних башкир, связанную с воспитанием любви к родным местам. По народному обычаю вышедшая замуж девушка, по приезду к месту жительства мужа должна была засвидетельствовать свое уважение и почтение, поклонившись не только старейшинам рода, племени, но и горам, лесам, рекам той земли, где этот народ проживает. В данном обряде мы видим не только обоготворение природы, что является элементом мифологии (необходимая форма общественного сознания того времени), но и наряду со сказанным, освящение земли, где этот народ проживает. Воспитание патриотизма в данном случае имеет мифологическое содержание, но от этого обряд не теряет своего воспитательного значения. В рассматриваемый период обряды, обычаи, ритуалы выполняли основную воспитательную функцию. В эпическом сказании «Кузыйкурпес» народ усматривает в обычаях средство воспитания членов общности: «Если ваш обычай,-возразил башкирский батыр,-сделал тебя лжецом неблагодарным и заставил презирать меня и ненавидеть, то наш обычай велит мне забыть злобу твою и презрение и ,видя тебя в опасности, избавит от него». Следовательно, обычаи,обряды в своем возникновении были предназначены для воспитания подрастающего поколения. Героиня легенды «Таштугай» из катайского племени, вышедшая замуж за представителя племени усерган, следовательно, оказавшись, в чужой стране, глубоко тоскует по родным местам. «Всюду, куда ступала ее нога, и падал взгляд, она искала подобия родных мест». Она ищет в природе близкие сердцу черты родной земли, и неудовлетворенное чувство тоски приводит ее к трагической гибели.

Как свидетельствует Д.П. Никольский, «по представлению башкир, в мире живут два начала: одно начало-добра, другое-зла, и между ними происходит постоянная борьба из-за человека. Этим же двум началам и их представителям приписываются происхождение многих явлений природы, поступки людей, их удачи и неудачи, счатье или несчастье ит.д.»{Никольский Д.П. Башкиры.- СПб,1899.-с.116}. Эти основные категории морали народ связывал с земным происхождением. Все, что содействовало материальному или нравственному преуспеванию народа, он считал добром, желательным, согласным с обычаем, и наоборот. Возникшие на основе общественной потребности и как необходимый результат развития общества правила поведения (нормы), представляли собой образцы поведения, придерживаться, соблюдать и подражать которым должны были все члены, так кА они выражали интересы всей общности и выполнялись в силу привычки и традиций. В сказании «Урал батыр» указывается, что качества, присущие батыру, формируются в активной деятельности, в постоянном взаимообщении:

«Если ты даже богатырь среди богатырей,

Если ты даже родился с богатырской мощью в руках,

Пока не пространствуешь по земле

Пока не перейдешь море крови,

Сердце твое не станет богатырским.»{Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос.- Уфа.1970}

С развитием общественного разделения труда и имущественного неравенства возникает необходимость рационального осмысления противоречий нравственной жизни, выработки понятийно выраженных моральных норм. В эпических сказаниях «Акбузат», «Урал батыр» мы обнаруживаем первые зачатки кодекса народной этики и человеческого общежития, основы человеческих взаимоотношений, нормы общественного поведения:

«Злодею спутником не становитесь,

Без совета за дело не принимайтесь…

Славными богатырями будьте.

Умейте почитать старшего,

Внемлите советами его,

Будьте благосклонны к младшим,

Давайте советы им.

Пусть добро будет вашим именем,

Пусть люди будут вашими братьями,

Не потворствуйте злу….».

Итак, согласно сказанному, разложение родового строя, образование имущественных различий между людьми, развитие общественного подразделения труда породили разные мотивы поведения, лишили нравственное сознание членов общности той непротиворечивости, какая была свойственна им в эпоху патриархально-родовой жизни. Запреты, табу, старые родовые обычаи и обряды уже не могли быть всеобщими регуляторами общественной жизни и общественного поведения, поскольку в самой основе общества – в сфере материального производства – возникло и углубилось различие классовых интересов индивидов.

Усложнение социальной структуры общества, особенно возникновение классов, вело к изменению целей установок и механизмов регуляции поведения личности. В произведениях народного творчества «Кузыйкурпес», «Алпамыш», «Зухра и Алдар», «Кусяк бей» и др., отражающих жизнь классового общества, стержневым, организующим и доминирующим элементом нравственного сознания и поведения выступают честь, совесть и слава. По представлениям народа, например, потерять честь и совесть («Кусяк бий», «Зло не станет добром») означало лишиться самого главного, значит, данное нравственное достоинство считается цементирующей основой личности. В кубаире « Зло не станет добром» (кубаир – специфический жанр, присущий только башкирскому народному творчеству) народная педагогика подчеркивает, что «краса озера-камыш, красота человека-честь» (Күңелдең күрке ҡамыштар, әҙәм күрке намыҫтар.){Башкирское народное творчество.-уфа,1954.- т.1.-с.60.} В произведениях нравственное воспитание осуществляется через оценку событий, вещей и поступков с помощью дихотомии «яман-яҡшы », т.е. «добро и зло», «хорошо и плохо». Интересно заметить, что на данном этапе развития общественных отношений конкретное значение добра( в смысле материального блага) и нравственное добро все более и более разделяются. В народном творчестве «добро» как нравственное понятие приобретает значение положительных качеств и поступков личности (добродетелей, ведущих к благу). Понятие «зла» служит выражением самых неизменных помыслов и поступков, вульгарной жадности, грубой страсти к наслаждению, алчности, эгоистического расчета, грабежа общего состояния и т.д. В кубаире «Что значит зло? Народная педагогика отмечает:

«Бер тигәс тә ни яман?

Беҙҙең өсөн бей яман.

Ике тигәс тә ни яман?

Илһеҙ ҡалған ир яман.

Һигеҙ тигәс тә ни яман?

Һикһән йәшлек ҡарт әсәң

Ҡатҡан билен бөкрәйтеп

Һыу ташыһа – шул яман

Туғыҙтигәс тә ни яман?

Туҡһан йәшлек ҡарт атаң

Тумыртҡылай туҡылдап,

Утын ҡырҡһа – шул яман

Ун ике тигәс тә ни яман?

Ут – һыуҙан ҡурҡыр ир яман.

Ун өс тигәс тә ни яман?

Урынһыҙ әйткән һүҙ яман.»

 

«Во-первых, что значит зло?

Для нас бий- зло.

Во вторых, что значит зло?

Мужчина без родины – зло

В-восьмых, что значит зло?

Если восьмидесятилетняя мать

Воду носит – это зло.

В-девятых, что значит зло?

Если девяностолетний отец

Дрова рубит – это зло

В-двенадцатых, что значит зло?

Боявшийся огня и воды

Мужчина – зло.

В-тринадцатых, что значит зло?

Неуместно сказанное Слово – зло».

Целевая, установка воспитания была направлена на достижение, овладение подрастающим поколением «добра» («яҡшылыҡ»- дословно «хорошо»). Например, в эпосе мы обнаруживаем, что побеждать врага и умереть с честью – это добро, хорошо; не прерывать говорящего – это добро, хорошо; принимать и угощать гостя мясом только крупного рогатого животного - это добро, хорошо; упорствовать –это зло, нехорошо; лгать- это зло, нехорошо ит.д. Представление народа о добре ассоциируется с представлениями о нравственных идеалах личности.

Более чем трехвековое угнетение и насилие Золотой Орды, а затем ханств, возникших на ее осколках, оставило глубокий след в духовном облике народа. Воспитание народного заступника, способного защитить родину, избавить народ и страну от чужеземных завоевателей, становится одной из основных задач. Следует отметить, что эта задача оставалась центральной и в последующих этапах жизни башкирского народа, ибо подчеркивается, что родина и жизнь – понятия однозначные:

« Урал тигән илем бар,

Илем барҙа көнөм бар»

«Уралом называемая страна есть у меня,

Пока есть своя страна, есть жизнь для меня».

На протяжении всей исторической жизни народная память в форме эмпирических знаний накапливала и хранила сведения о боевых и героических делах, подвигах и судьбах ушедших поколений. Народ призывал не пренебрегать советами, опытом прошлых поколений. В большинстве случаев кубаиры (песни прославления) начинаются со вступления, с обращением к слушателям:

«Тыңлағыҙ һеҙ, йәмәғәт,

Боронғоларҙан аманат.

Уға итәһегеҙ хыянат,

Һеҙгә булыр яманат.»

 

«Прислушайтесь вы, люди,

К завещаниям предков.

Не предавайте их забвению,

Ибо навлечете на себя зло».

Дореволюционный этнограф П.С.Назаров свидетельствует о том, что «внешние и мировые события не проходили бесследно для башкир, обращали их внимание и записывались ими на память потомству». {Назаров П.С. К этнографии башкир// Этнографическое обозрение. 1980.№1. – с.167.} Во взаимосвязи с отвагой и меткостью охотника, смелостью и сноровкой укротителя диких лошадей (тарпанов), навыками скотоводства, способностями и умениями понимать и восхищаться девственной красотой окружающей роскошной природы из поколения в поколение передавались житейские обычаи, добрые традиции и нравственные нормы человеческих взаимоотношений, традиции борьбы за свободу и независимость своей страны, за освобождение народа от многовекового гнета и порабощения. Богатое и сложное героическое прошлое башкирского народа обусловило широкую распространенность патриотических идей в народном творчестве и их воспитание в подрастающем поколении. На данном этапе в нравственном воспитании обнаруживается новый важный компонент, обусловленный развитием народного самосознания, воспитание чувств принадлежности к единому народу и готовность борьбы за его свободу и независимость. Этот компонент достаточно отчетливо выступает кубаирах и исторических песнях, духовных продуктах XIV-XVIII вв.По утверждению проф. А.Н.Киреева, «функцию героического эпоса на новом этапе общественного развития принимает на себя жанр исторической песни», {Киреев А.Н. Указ.//Соч.-с.196.}который отражает имевшие в истории место конкретные события и исторические деяния людей.

Воспевание красоты и богатства башкирской земли, призыв к борьбе за независимость края от различных завоевателей, благословение одного из наиболее древних жанров башкирской устной поэзии кубаир. В нем больше, чем в каком-либо другом жанре воплотились красноречие и народная мудрость воспитания, призыв народа к борьбе против угнетения и социальной несправедливости. В кубаире «Смерть высокой горы» народ строго предостерегает:

«Ханға бирһәң ҡулыңды,

Ханға түшәк йәйерһең;

Төшһәң, менгән атыңдан,

Ханға башың эйәрһең;

Ҡылысың тыҡһың, ҡыныңа,

Хандың ҡоло булырһың;

Яу килгәндә өнһөҙ булһаң,

Хандың ҡулы булырһың».

 

«Хану руку протянешь-

Хану постель постелишь;

Слезешь с оседланного коня-

Перед ханом голову склонишь;

Меч засунешь в ножны-

Станешь у хана рабом;

Будешь безмолвным,

когда враг идет-

Хану сыном станешь».

Народ призывал не склонять голову перед чужеземцами, не вступать с ними в близкие отношения, не допускать слабости, тем самым народ воспитывает глубокие патриотические и эстетические чувства.

Воспитание патриотических чувств в подрастающем поколении в кубаирах всегда связано с Уралом, который обычно выступает как обобщенный образ родного края. Особенно ярко и самобытно выражено это в кубаире «Ай, Урал, мой Урал» («Ай, Уралым, Уралым»):

Отец мой здесь, и прадед мой здесь;

Моя мама снохой была здесь;

Пуповину мою перерезали здесь;

Кони мои ржали здесь;

Коровы мои мычали здесь;

Овцы мои блеяли здесь;

Вырежь овец, оставь одну-

Скоро отара будет здесь;

Вырежь кобыл,оставь одну-

Скоро косяк загулял здесь…»

Захват врагом родины батыра равносилен смерти, поэтому при нашествии врага надо идти на борьбу. В кубаире « Смерть высокой горы »( « Бейек тауҙың үлгәне» ) с тревогой говорится о приближении к башкирской земле полчищ чужеземных ханов-завоевателей. Народ предупреждал сынов о нависшей над родиной опасности:

«Высокая гора умирает,

Когда серый туман ее застилает;

Черная земля умирает,

Когда белый снег ее покрывает;

Быстрая река умирает,

Когда зеленый лед ее одевает;

Храбрый джигит умирает,

Когда родину враг занимает».

В каждом кубаире заложен какой-нибудь поучительный смысл. Они не ограничиваются выражением отношения и оценки народа к тем или иным явлениям жизни, но несут в себе тенденцию непосредственного, активного воздействия на них. Народ учит, что если защищать родину, не жалея жизни, биться с врагами, как настоящие батыры, - только тогда сохранишь страну и себя, только тогда будет светлым и лучистым твое солнце, твой день. Если джигит поступит иначе, его страну непременно захватит враг. А если он лишится страны, то лишится земли, а лишится земли - для него померкнет солнце.

В кубаирах народ обращает внимание подрастающего поколения на то, что эти наставления произносятся устами старика-аксакала, воплотившего в себе мудрость народа. Говоря иначе, эти наставления принадлежат народу, выражают его стремление и чаяние, его ненависть к захватчикам и насильникам.

«Услышь это из уст аксакала,

Все это придет за тобой

Все это грянет на тебя,

Принесет все это Ногай хан».

После добровольного присоединения Башкирии к русскому государству понятие родины приобретает иное, более широкое и емкое значение, это способствовало усилению и расширению в народном творчестве патриотических идей и мотивов. Воспитание патриотизма и дружбы народов в молодом поколении приобретает новое содержание, оно становится многограннее. Патриотизм народа проявляется теперь не только в любви и привязанности к родным местам, но и в бескорыстной преданности России.

Подрастающее поколение приобщалось к героическому прошлому народа посредством рассказов старших и вос­питывалось на произведениях устного поэтическою твор­чества.

Следует подчеркнуть, что действенность патриотического воспитания обеспечивалась и тем, что оно происходило не только на примере героического прошлого народа, но и в процессе воспитания в молодом поколении чувства ненавис­ти, презрения к врагам народа. К примеру, в исторической песне «Тевкелев» народ выразил свою ненависть руководителю карательной экспедиции Тевкелеву, который вошел в историю башкирского народа как садист, кровопиец. Он заслужил эту ненависть народа тем, что после подавления восстания 1735—1739 гг. разорил и сжег дотла свыше 550 сел и деревень, перебил до трех тысяч невинных стариков и жен­щин по пути из Оренбурга к реке Ай, месту убежища восставших, жен и детей восставших роздал помещикам и членам экспедиции. В песне-проклятье народ выражает твер­дую уверенность в том, что непременно придет час возмез­дия, что внукам не следует забывать эту кровавую трагедию народа:

«'Кара ла ғына урман, ҡая бите «Покрыл лицо утеса черный лес.

Шаулайҙыр ҙа кисең ел саҡта Под ветром он ревет порой ночной.

Ташкайҙарға сокоп яҙҙым ҡарғыш. Врубив в камни, написал проклятья,

Эйәндәрем уҡыр бер саҡта». Чтоб прочитал их потомок мой».
Поэтическая форма в старину была одной из форм пере­дачи опыта, наставления и своеобразной заповедью ушед­ших поколений подрастающим. Народные освободительные восстания, происходившие в XVII — XVIII вв., дали громад­ный толчок развитию патриотических идей и чувств народа, способствовали внесению в сознание его идею национально­го единства. Подъем патриотических чувств, рост нацио­нального самосознания народа, постоянная готовность к са­мопожертвованию, рожденные и воспитанные борьбой про­тив колониального и социального гнета, вызвали высокие образцы ратного подвига и героизма башкирского народа. Источники периода Отечественной войны 1812 г.: «Расска­зы башкирца Джантюри», «Ирэмэл» и др. — указывают, что в составе 48 башкирских конных полков принимали участие и женщины-конницы. Например, в «Рассказах башкирца Джантюри» отмечается, что дочери Джантюри, как и другие девушки, хорошо ездили на конях. Писатель середины XIX в. В.Зефиров, который записывал рассказы Джантюри, писал: «Ты видел, как мои девки ездят верхом, только пику в руки, то и совсем казак, хоть какого удальца снесут с лошади». По замечанию К.В.Миллера, «больше лю­бят ездить верхом как мужчины, так и женщины». В исто­рической песне периода Отечественной войны 1812 г. «Ирэ­мэл» мы находим прямое указание на то, что женщины вме­сте с мужьями и с оружием в руках вставали в стремена и уходили на войну с французами. В песне содержатся следующие строки, принадлежащие устам обобщенного образа женщины-защитницы Родины:

«Илкәйеңэ дошман баҫып инһә, Никто не может оставаться дома,

Кем генә һуң өйҙә ҡала ала». Коли враг напал на страну».

В приведенных нами фактах мы усматриваем, с одной стороны, патриотический порыв трудящихся масс, готовых и способных защищать Родину от посягательств иноземных захватчиков, с другой стороны, участие женщин в военных походах и сражениях, а в мирное время на охоте, в состяза­ниях было вызвано не нехваткой мужчин-воинов, мужчин-охотников, а соображениями иного порядка. А именно, на­родная педагогика видит в этом обстоятельстве важное вос­питательное средство, так как не только участие, но даже присутствие женщин усиливало, поднимало боевой дух вои­нов, в состязаниях и охоте — дух соперничества. Честь, полагает народ, наиболее благородный стимул военной хра­брости и отваги.

Таким образом, воспитание патриотических чувств обнимало весь круг вопросов, которые могли возникнуть между каждым человеком и его Родиной. Народная педагогика внушала подрастающему поколению мысль о том, что судь­ба отечества есть прежде всего судьба народа. Эти воспита­тельные задачи решались в тесной связи личности со своим народом. Следует отметить, что любовь к Родине выража­лась не только в привязанности башкир к родным местам, обетованной земле, ее природе, языку, культуре, в испыты­вании тоски по Родине на чужбине, а главным образом в любви к народу, стремлении отстаивать его свободу и неза­висимость, его счастье, заботе о его судьбах. Следует отме­тить, что чувству патриотизма было чуждо враждебное отно­шение к другим народам, хотя на некоторых этапах освобо­дительной борьбы, из-за ограниченности мировоззрения, классового самосознания, борьба приобретала форму борьбы против русского вообще. Эта мысль четко выражена и в ро­мане С.П.Злобина «Салават Юлаев»: «После сожжения род­ной деревни все русские для Салавата сделались прокляты­ми, неверными, гяурами».

Общественной формой организации поведения членов общества и воспитания нравственных качеств личности, формой передачи накопленного обществом нравственного опыта новым поколениям явились народные обычаи и традиции. Система обычаев и традиций народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему народ воспроизводит себя, свою духовную куль­туру, свой характер, свою психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В прошлом, в условиях крайней ра­зобщенности башкирских племен каждому из них было свойственно бережное отношение к своим обычаям и тради­циям. Их выполнение являлось естественной, привычной функцией каждого члена общности, и их исполнение осуще­ствлялось силой общественного мнения и общественного воздействия к их нарушителям, ибо в них выражена воля народа.

К примеру, почитание старших - давний обычай баш­кир. Он обладает очень большой устойчивостью, так как за ним стоят могущественная сила народных традиций и сила привычки народа. В устном народном творчестве добрый белобородый старик — довольно типичный и распространен­ный персонаж. В сказках «Умный старик и глупый царь», «Кто сильнее?», «Старик и див», «Золотая капля» и др. уму­дренный житейским опытом, перенесший немало невзгод и лишений старик является умным советчиком, направляю­щим своей мудростью на правильный путь не только моло­дых, но и взрослых. Поэтому, судя по фольклорным и этно­графическим источникам и этнопедагогическим исследова­ниям других народов, воспитанием детей обычно занима­лись умудренные опытом люди. К.В.Миллер отмечает, что «по восточному обычаю непорочная старость и белая борода в великом у них почтении. Когда они приглашают чужих людей к соучастию, в каком ни есть их празднестве, то обе­щают посадить их возле своих стариков». П.С.Назаров ука­зывает, что «старухи даже имеют некоторый вес среди муж чин, по крайней мере, к ним относятся с уважением и мнение их принимаются в расчёт». Почтительное отношение к старшему поколению, мы полагаем, связано с тем, что в людях старшего поколения так или иначе заключено прошлое к а ж до 14) народа. Но такое «прошлое» живет не только в соглашении старших, но и в определенной мере в нас самих: в привычках, взглядах, вкусах, языке и т.д. Поэтому, оказывая уважение старшему поколению, тем самым подрастающее поколение проявляло акт уважения и к самому себе как к потомкам предыдущих поколений. И не случайно, видимо, обычаи уважения и почтения к старшим у башкирского на­рода и у других восточных народов считаются показателем добропорядочности, мудрости и воспитанности. Существует такое понятие, как «эзэп», т.е. благовоспитанный. Недаром народ говорит «Не послушаешь старшего — пожнешь горе» («Оло һүҙен тыңламаған, оролған да бәрелгән»). «Будешь почитать старших, тебя будут уважать» («Ололарзы ололаһаң, ололарҙар үҙеңде»); «Уважение старших — признак добропорядочности» («Ололарҙы ололау — яҡшылыҡтың билдәһе»).

Оказывая дань уважения старшему поколению, народ видел в этом атсте не только порядочное отношение человека к человеку, а главным образом и то, что люди старшего по­коления — это живой голос прошлого в настоящем, что без прошлого нет настоящего и будущего. Разумеется, отноше­ние к историческому прошлому не охватывается лишь рамками связей между молодым и старшим поколениями. Про­шлое живет в произведениях материальной и духовной культуры. Уважительное отношение к ценностям прошло­го, по мнению народа, является одним из условий воспита­ния благопристойности. Справедливо утверждает дагестан­ский народный поэт Р.Гамзатов, что «если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пуш­ки ». Речь здесь идет, конечно, не об обожествлении прошло­го, а о сохранении того положительного, что дает опыт жиз­ни поколений.

Однако заметим, что почитанием старших и рассматриваемый этап значительно отличается от его современного значения, ибо оно связано на данном этапе исторической жизни народа с иерархическими сословно-личными зависимостя­ми. Например, в эпосе «Кузыйкурпес» мы обнаруживаем самые различные феодальные взаимоотношения — межпле­менные, межсословные, внутрисемейные. В данном эпосе Карабай олицетворяет собой «доброго отца» и защитника своих соплеменников. Он имеет непререкаемый авторитет, его жены - это мужчины рабы. В эпосе указывается, что де­ти должны беспрекословно подчиняться родителям. Прояв­лять сыновнюю почтительность в семье, во всем слушаться родителей, служить всем старшим в соответствии с правила­ми благопристойности, а после их смерти, соблюдая обряды, похоронить, преданность и служение своему племенному батыру как «отцу» - это высшее проявление нравственнос­ти, цель жизни члена общности. Именно в семье постигают­ся разветвленные правила почитания старших, вышестоя­щих, которые затем переносятся на все социальные отноше­ния. В семье возраст поколения, пол, в общественных отно­шениях — сословный статус определяют надлежащее пове­дение. В эпосе представление народа об иерархии и социаль­ной субординации прямо связывается с мыслью о гармонии общественных отношений. Недаром в народе, когда хотят сказать о неразберихе, хаосе, прибегают к выражению: «Ата улын белмәй, кесеһе олоһон белмәй» (буквально, «ни отец сына, ни младший старшего не знают»).

Уподобление нравственных отношений в эпосе отноше­ниям «отцов» и «детей», «старших» и «младших» соответ­ствовало основному классовому интересу господствующих сословий — биев, тарханов, духовенства. Оно давало в их ру­ки орудие морального закрепощения угнетенных, воспита­ния в них духа покорности, смирения, иными словами, классовое неравенство в рассматриваемом этапе открыто со­провождалось моральным неравенством. Такой характер но­сили все социальные отношения. Этот своеобразный кодекс морали приобрел значение непреложных аксиом поведения. Обратимся еще раз к вышеназванному эпосу. В жестокой схватке с Дью-пари Карабай лишился коня. «На двоих (отцу и сыну — К.А.) осталась только одна лошадь и та весьма ослабела от больших трудов, и п.т радовался сему случаю, что мог оказать отцу своему услугу. Степные жители за высочайшую добродетель наставляли почитать и повино­ваться родителям, уважать и следовать советам престаре­лых. Кузыйкурпес, не дожидаясь приказания отцовского, подвел ему своего коня, прося одного на нем ехать». Далее, как мы видим в эпосе, если сын почтителен, то отец любвео­билен; муж относится к женам как к слабому полу; жены покорны и верны; батыр справедлив; соплеменники верны ему — вот основное нормативное содержание нравственных установок. Такие простые нравственные правила приобрели значение широко распространенных прописных истин, своеобразных моральных аксиом. Алтыша, мать Кузыйкур­пес, на могиле мужа Карабая дает наставление сыну, «чтобы он, по примеру отца своего, жил честно и добродетельно, заслужил от соотечественников своих такую же, как отец его, любовь в жизни и почтение по смерти».

Эти положительные для своего времени нравственные качества личности использовались для укрепления сослов­ных отношений неравенства. Здесь мы встречаемся с пара­доксальным явлением: воспитание в народе, казалось бы, простых нравственных качеств - скромности, благопри­стойности, вежливости, великодушия — тормозило рост классового самосознания и активности трудящихся. Более того, этими нравственными предписаниями господствую­щая верхушка (бии, тарханы, духовенство) стремилась повлиять на саму классовую нравственность угнетенных, распространяя и поощряя дух рабской покорности, угодни­чества и почитание сильных мира сего.

Таким образом, несмотря на свою положительную роль в жизни общества, обычаи и традиции имели и некоторые негативные стороны.

Как и любые общественные установки, и названные нор­мы не только регулировали человеческие поступки, но и закрепляли определенные стереотипы поведения, что при определенных обстоятельствах не могло не быть причиной известного консерватизма.

Более того, некоторые обычаи и традиции, вызванные к жизни потребностью народа и будучи в своем возникнове­нии прогрессивными, с дифференциацией общества на классы становятся средством в руках духовенства и феодалом для сохранения тех принципов, которые приемлемы для поддержания сложившихся общественных отношений.

В легенде «Байрамбика» отражается зарождающийся протест народа против злоупотреблений народными обычая­ми и традициями: «Аллаяр мулла призывал хранить обы­чаи старины, уважать убеленных сединами, слушаться тарханов и аксакалов. Татлыбай не был похож на других. Он спорил с Аллаяр муллой:

— Что лучше беднякам, — убеждал Татлыбай, — видеть у себя в кошах мясо медведя или слушать, как пугает Алла­яр мулла кораном пророка? У башкир должен быть свой закон, одинаковый для всех — и для бедняка и для аксака­лов». Ватой легенде стремление Аллаяр муллы опереться на обычай уважения и почтения старших, на дух верности обы­чаю родовой жизни не нашло поддержки со стороны трудя­щихся масс.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.