Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование элементов народной педагогики на уроках башкирской литературы.





У народа нет будущего, если нет национально-гуманистических традиций и нет мудрости передавать эти традиции и культуру из поколения в поколение. Использование мудрости, гуманистических идей народа в педагогике всячески пропагандировал К.Д.Ушинский. Такие гуманистические черты, как любовь и внимание к детям, забота об их воспитании, характерны для многих народов. Народная педагогика уделяет огромное значение воспитанию счастливого человека. В понимании народа счастье неоднозначно. Быть счастливым для одних – это обладать здоровьем, для других – богатством, для третьих – быть понятым близкими. Но вот в чем народ един, так это в убеждении в том, что счастье добывается ежедневным трудом, получить его готовым из чьих-то рук невозможно. Оно достигается не только физическим трудом, но и

нравственным трудом души, внутренней напряженной работой. Ленивец не может стать счастливым. «Счастье проспал» – говорят о таком человеке. Если же человек встает с первыми лучами солнца, если он трудолюбив, доброжелателен, здоров, думает о других, то вполне может назвать себя счастливым.

Принципы народной педагогики нашли довольно полное отображение в фольклоре.(4) У всех народов педагогическая культура основывается на одних и тех же элементах. Сказки, легенды, мифы, ска­зания, поучительные рассказы, отражая психологию наро­да, этнотрудовые традиции и историю его культуры, у одних народов бывают более остросюжетны, у других менее, у одних фабула более проста, у других — более сложна, у одних отражают одни виды труда, у других — иные.



Колыбельные песни, стихи-потешки, скороговорки, счи­талки и прочее по содержанию разнятся у разных народов, а тема их общая — единство человека с природой, пожела­ния ребенку вырасти добрым молодцем, красавицей-искусницей, жить в труде и найти счастье в семье.

Колыбельные песни являются одними из важнейших элементов народной культуры, т.к. еще в колыбели начинается воспитание детей, в тоже время колыбельные песни отражают и социальные проблемы, надежды и мечты народа. Колыбельные песни открывали ребенку мир доброты, окружающих его людей и предметов. Их народ в свободной непринужденной обстановке использовал в своей воспитательной практике, поэтому эффект от такого воспитания был огромным.



Сравним колыбельные: Баю, баю, надо спать!

Подожди немножко, Все придут сынка качать.

Вырастет он скоро. Приди, конь, успокой

Справит дед ему седло, Приди, щука, убаюкай

А отец уздечку Дай-ка сом,

И помчится он далеко Сладкий сон!

По степи широкой. (молдавская)

(хакасская ) Возьмем для примера потешки:

Ой, люли, люли, На твоей ладошке — тут

Сделаю зыбку сыну, Садик, в середине — прут.

Повешу на калину, Палец большой —

Голуби прилетят Это гусь молодой,

Накормят и напоят. Указательный — поймал,

(украинская) Средний гуся ощипал,

Пусть цветочки цветут, Самый меньший печь — топил

Пусть детишки уснут, Полетел гусь в рот,

Люли, люли деткам спать, А оттуда в живот...

А я буду колыхать. Вот.

(белорусская) (кумыкская)

Детским фольклором каждый народ готовит своих детей к трудовой жизни.

Нельзя недооценивать роль пословиц в интеграции духовного развития личности. Через пословицы школьники получают первичные знания о здоровье, движении, природе и их взаимосвязи.

В фольклоре русского народа пословица и поговорка трактуется так: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка», а у башкир: «Әйтем – һүҙҙең биҙәге, мәҡәл – һүҙҙең еләге».

Пословицы содержат в себе хоть и маленький, но цельный рассказ. К. Насыйри в пословицах видел произведения, раскрывающие богатый опыт жизненных наблюдений, мудрость и высокие нравственные чувства народа, социальные отношения, а также образную краткость его языка.



Пословицы по поэтической форме лаконичны, кратки, остроумны. Они содержат мораль, которые вырабатывалась многими поколениями. Поэтому народ в пословицах и поговорках видел советчика, помощника. Воспитательное значение заключается в приобщении ребенка к человеческой мудрости. {№5} У всех народов они нацелены на налаживание добрых отношений между людьми. В пословицах и поговорках сосредоточена вековая мудрость народа (выводы из наблюдений, нравст­венная оценка поступков и деяний, поощрение добра и отри­цание зла).

Поскольку народы прошли одинаковый путь развития, пословицы и поговорки разных народов очень близки по содержанию. Например, разные народы следующим обра­зом предупреждают о том, что надо беречься, иначе заболеть не мудрено, а выздоравливать нелегко.

Болезнь приходит пудами, уходит — золотниками (рус­ская ).

Болезнь приходит верхом, а уходит пешком (немецкая).

Другой пример (отрицание одиночества):

Из одного проса кашу не сваришь (башкирская).

Один дуб — это не дубрава (сербская ).

Из одного цветка венок не сплетешь (немецкая).

Из одного камня стенку не поставишь (дагестанская).

Из одного бревна корабль не построишь (финская ).

Глубочайшая мудрость и мораль народа представлены во всех жанрах устного народного творчества, но не выражены так ярко ,как в пословицах и поговорках, в виде готовых норм, правил жизни, нравственных поучений, постулатов. Изучение и знание этих ценностей раскрывает духовный облик народа, помогает познать историю народа, картину мира, позволяет не только заглянуть вглубь истории, но и понять душу народа- творца всемирной истории, укрепляет межнациональное единство народов, живущих во взаимопонимании вот уже несколько сотен лет.(6)

Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание, кроме того, способствуют формированию не традиционного мышления, а также позволяют оценить уровень мышления, находчивости и сообразительности.

Загадками широко пользовались дети и молодежь во время игр, праздников и отдыха, в перерывах между делом. Взрослые ими в своей среде почти не пользовались, загадки для них были педагогическим средством, необходимым в воспитании детей. (№5)

Загадки у всех народов развивают смекалку, учат смот­реть на один и тот же предмет с разных ракурсов, учат диа­лектически мыслить.

Для примера русская загадка:

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя

(Болото).

Башкирская загадка: «Ак муйынсағым төшөп ҡалды, ай күрҙе, ҡояш алды (ҡырау) — Уронила белые бусы, луна видела, солнце подобрало» (Заморозки).

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Этнопедагогические миниатюры - пословицы и загадки - играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Народ был экономен в употреблении слов, дорожил оптимальными средствами сохранения и передачи мысли, особо ценя лаконичность речи: «Много сказанное -пустословие, кратко сказанное - мудрость». Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах. Для греков и римлян пословицы были господствующим мнением общества; для итальянцев - училищем народа; для испанцев - исцелителем души; для чехов - мудростью предков; для чувашей - поучением старцев; для восточных народов - цветом языка, ненанизанными жемчужинами; для русских - школой мудрости и добра... А для всех народные пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.(16)

В этнопедагогике башкирского народа основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающему поколению житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» и утверждалось в народной педагогике.

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность была народная сказка. В большинстве башкирских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.(11)

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. [4]

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.(в)

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В сказках добро всегда побеждает зло, и в итоге отрицательный герой несет наказание за свои поступки. Добро - первое чему учит детей сказка. И за доброе к тебе отношение нужно всегда отвечать добром, что хорошо раскрыто в башкирской сказке «Добром за добро».(В)

Все народы эстетическое воспитание осуществляет через песни, пляски, частушки, художественную отделку и рос­пись предметов быта, одежды, интерьера дома и др. Элементы в народной педагогики (обряды, обычаи, ритуалы) всех нардов придают определенную организованность и психо­логический настрой при возрастных изменениях, социаль­ного состояния человека и т.д.

У многих народов совершенно идентичные приемы тру­дового воспитания.(1)

Сегодня как никогда необходимо пристально обратить наши взоры к «неизмеримой глубине» народной педагогики. Народная педагогика создавалась десятками поколений наших предков. В ней, как в зеркале, отразились мировоззрение народа, его идеи, его взгляд на воспитание и его закономерности. Изучение народной педагогики имеет принципиально важное значение для нынешних учителей и воспитателей, оно поможет им выбрать верный ориентир, не растерять идеалы. Использование устного народного

творчества сделает процесс восприятия эффективнее, природосообразнее. Народ – великий воспитатель, и кладовая его мудрости никогда не будет исчерпана. Духовный мир ребенка не может пустовать. Он обязательно заполнится, в него обязательно вселятся впечатления, образы, идеи, идеалы, убеждения. Задача учителя – заполнить этот мир добром, честностью, трудолюбием.(4)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.