Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические пособия и другие методические материалы.

1. Тезисы лекции по теме «Литературное произведение: текст и внутренний мир литературного произведения (электронный вариант и варианты на бумажных носителях имеются на кафедре теории литературы).

2. Комментарии к учебному пособию Б. О. Кормана «Практикум по изучению художественного произведения» (электронный вариант и варианты на бумажных носителях имеются на кафедре теории литературы).

3. Тезисы для подготовки к практическому занятию по стиховедению (электронный вариант и варианты на бумажных носителях имеются на кафедре теории литературы).

4. Алгоритмы описания литературного произведения и его основных аспектов (электронный вариант и варианты на бумажных носителях имеются на кафедре теории литературы).

 

 

Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля.

Вопросы для самопроверки.

Предмет и задачи литературоведения как науки.

1. Что является предметом литературоведения как науки? Перечислите его основные задачи, назовите главные разделы. Как соотносятся понятия «литературоведение» и «филология»? Как Вы понимаете высказывание С. С. Аверинцева о том, что филология есть «служба понимания»?

2. Раскройте основные значения термина «поэтика». Чем отличаются друг от друга общая (теоретическая) и частная (описательная) поэтика?

3. Каковы основные задачи исторической поэтики. Кто считается основоположником исторической поэтики?

4. Что изучает теория литературного процесса? Как теория литературного процесса соотносится с историей литературы?

5. Какие дисциплины принято относить к «вспомогательным» дисциплинам литературоведения? Как Вы понимаете мысль В. Е. Хализева о «базовом» характере «вспомогательных» дисциплин литературоведения?

6. Назовите основные задачи текстологии. Что такое атрибуция как основное понятие текстологии?

7. Что такое академическое издание текста? Каким условиям оно должно соответствовать? Для каких целей оно предназначено?

8. Какие значения имеет термин «эвристика»? Чем занимается эвристика как «вспомогательная» дисциплина литературоведения?



9. Определите понятие «литературная мистификация». Приведите известные Вам примеры литературных мистификаций.

Художественный образ.

1. Воспроизведите известные Вам определения художественного образа (М. Эпштейн, И. Роднянская). Чем они отличаются друг от друга?

2. Чем художественный образ отличается от понятия? Покажите на конкретных примерах.

3. Как соотносятся часть и целое в художественном произведении? Приведите и прокомментируйте примеры из известных Вам произведений.

4. Воспроизведите основные положения теории поэтической образности А. А. Потебни. На каком основании все слова национального языка А. А. Потебня делил на «образные» и «безобразные»?

5. Что такое тропы? Какие Вы знаете виды тропов? Приведите примеры. На каком основании тропы включаются в область поэтической образности в теории А. А. Потебни? Докажите на конкретных примерах.

6. Как Вы понимаете мысль А. А. Потебни о том, что внутренняя форма произведения словесно-художественного творчества – необходимое условие его восприятия?

7. Продемонстрируйте на конкретных примерах главенствующую идею статьи П. В. Палиевского «Внутренняя структура образа» о том, что сравнение является «элементарной моделью» художественно образа, универсальным принципом художественного целого.

8. Как Вы понимаете мысль И. Роднянской о том, что благодаря сравнению, сопоставлению «художественная мысль успешно избегает ухода в абстракцию»?

9. Почему М. М. Бахтин называл литературу искусством «непрямого говорения»?

10. Последователи А. А. Потебни полагали, что чем больше в литературном произведении фактов поэтической образности (образных слов, тропов), тем больше у читателя возможности для сравнения, сопоставления, тем богаче смысл произведения. Насколько продуктивен такой подход? Докажите на примерах.

11. Можно ли считать такие понятия, как «художественный образ» и «поэтическая образность» синонимичными, или между ними есть существенные отличия? Аргументируйте свой ответ, используя конкретные примеры.

12. Как Вы понимаете высказывание Л. Толстого о том, что роман «Анна Каренина» есть «лабиринт сцеплений»?

13. Границы и объём художественного образа в литературном произведении. Как Вы понимаете такие номинации, как «образ языка», звукообраз. Приведите примеры. Почему ритм мы также можем считать художественным образом?

14. Покажите на примере какого-нибудь известного Вам произведения такое свойство художественного образа, как контекстуальность.

15. Дайте определение знака. Приведите примеры знаков. Какие бывают типы знаков. Что такое знаковая система (примеры знаковых систем)?

16. Чем художественный образ отличается от знака? Покажите на конкретных примерах.

17. Как Вы понимаете мысль о том, что художественный образ всегда требует активно воспринимающего сознания?

18. Прокомментируйте стих из стихотворения Б. Пастернака «Август»: «образ мира, в слове явленный»?

19. Как Вы понимаете поэтические фразы Б. Пастернака: «образ входит в образ», «предмет сечёт предмет»? О каком свойстве (свойствах) художественного целого идёт речь?

20. Как Вы понимаете следующие строки Б. Пастернака: «в миг, когда дыханьем сплава в слово сплочены слова»? О каком свойстве (свойствах) художественного целого идёт речь?

Литературное произведение. Текст и внутренний мир литературного произведения.

1. Поясните смысл суждения М. М. Бахтина о том, что литературное произведение есть «сложное событие»? Какие аспекты оно в себя включает?

2. Можно ли отождествлять понятие «литературное произведение» с понятием «текста», как это делали представители школы структурализма?

3. Докажите, что продуктивное для поэтики разграничение изображённого мира и текста необходимо рассматривать в связи с такими категориями, как автор и читатель?

4. Почему изображённый в литературном произведении мир, или «мир героя» называется внутренним миром, художественным миром?

5. Какие аспекты («срезы», уровни) литературного произведения относятся к плоскости внутреннего мира произведения, а какие – к плоскости текста?

Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. Событие в литературном произведении.

1. Что такое художественное время и художественное пространство в произведении словесного творчества (определение
И. Роднянской из Литературного энциклопедического словаря). Проанализируйте данное определение. Как Вы его понимаете?

2. В чём Вы видите существенное отличие между художественным временем и пространством и реальным (физическим) временем и пространством? Покажите на конкретных примерах.

3. Какие бывают типы и формы художественного времени и художественного пространства (приведите примеры)?

4. Что такое «хронотоп». Дайте определение и прокомментируйте его. Как в работе М. М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» доказывается необходимость введения этого понятия?

5. Изображённый хронотоп и изображающий хронотоп (хронотоп рассказывания). Как Вы понимаете мысль М. М. Бахтина о том, что автор находится не внутри изображённого хронотопа, а на касательной по отношению к нему?

6. В чём, по М. М. Бахтину, заключается сюжетное, жанровое и изобразительное значение хронотопа?

7. Событие в литературном произведении. Проанализируйте известные Вам определения события (Г. Ф. Гегель,
Ю. М. Лотман). Как событие связано с художественным временем и художественным пространством?

8. Какое определение понятия «событие» даёт Н. Д. Тамарченко (см. статью «Событие в «Литературной энциклопедии терминов и понятий»)? Чем мотивируется необходимость подобного определения? Как оно соотносится с подходами Г. Ф. Гегеля и Ю. М. Лотмана?

9. Объясните необходимость использования при описании сюжета литературного произведения наряду с понятием «событие» понятия «ситуация».

10. Какие определения понятия «ситуация» существуют? Чем они отличаются друг от друга (Б. В. Томашевский, Н. Д. Тамарченко)? Как ситуация переходит в событие? Коллизия как переход от ситуации к событию.

11. Как Вы понимаете термины «частная ситуация», «общая ситуация» произведения?



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.