Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 6.





Тема: Событие в лирическом произведении. Сюжет и фабула в лирическом произведении. Анализ стихотворения А. Фета «На кресле отвалясь…».

Литература

1. Фет А. На кресле отвалясь (любое издание).

2. Тамарченко Н. Д. Лирическое произведение // Тамарченко Н. Д., Магомедова Д. М. Анализ литературного произведения. – М., 1992. – С. 81 – 94 (ксерокопии имеются на кафедре).

Вопросы и задания.

I. Опираясь на работу Н. Д Тамарченко, попытайтесь сформулировать, в чём состоит специфика события в лирическом произведении. Как Вы понимаете мысль Н. Д. Тамарченко о том, что лирическое событие есть «событие высказывания, притом поэтического, событие рождения поэтического Слова»? Приведите примеры.

II. Анализ стихотворения А. Фета «На кресле отвалясь».

1. Исходя из анализа первой строфы стихотворения, попытайтесь обозначить набор жизненных ценностей лирического героя, охарактеризовать хронотоп, в котором он находится, его эмоциональное состояние. Можно ли говорить о том, что в первой строфе стихотворения происходит смена реакции лирического героя на определённые ценности бытия, или же в первой строфе стихотворения сохраняется некая устойчивая форма его эмоционального поведения?



2. Какие смысловые аналоги образов второй строфы «зари осенней след», «грачи кружатся», «тёмное стадо» можно обнаружить в первой строфе стихотворения? Можно ли говорить о том, что появление названной выше образной цепочки свидетельствует об изменении характера эмоции лирического героя, его жизненных ценностей?

3. Охарактеризуйте разницу поэтической окраски мира в третьей строфе стихотворения («я слышу трепетные руки») и мира, изображённого в первой строфе стихотворения («на кресле отвалясь»). Попытайтесь описать «образ языка» лирического героя и проследить, как он меняется по ходу развёртывания переживания (от первой строфы стихотворения к третьей)? В чём Вы видите смысл такой категоричной реакции лирического героя в начале третьей строфы стихотворения («Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца…»)?

4. Можно ли, исходя из анализа третьей-четвёртой строфы стихотворения, реконструировать этапы биографии лирического героя (то есть фабульный уровень произведения)? Используя формулировку Ю. М. Лотмана (событие «есть перемещение персонажа через границу семантического поля»), докажите, что переход от одного этапа биографии лирического героя к другому является событием.



5. Событие переживания в стихотворении. Как смена объектов бытия, возникающих в сознании (воображении) лирического героя («кружок вертится призрачною тенью», «зари осенней след», «грачи кружатся тёмным стадом», «кони у крыльца», «я слышу трепетные руки», «бледность прекрасного лица»), связана с пересмотром им определённых жизненных ценностей?

6. Обратите внимание на словесные образы четвёртой строфы стихотворения. Можно ли мотивировать эмоциональное состояние лирического героя («потерянный»), исходя из развёртывания события переживания в стихотворении (почему – «потеряный»?). Можно ли сказать, что в четвёртой строфе стихотворения происходит переход к качественно иному этапу развёртывания переживания лирического героя, или же это возвращение к какому-то ранее выявленному Вами этапу?

7. Попытайтесь применить к данному лирическому произведению известные Вам способы разграничения сюжета и фабулы (Аристотель, формалисты, В. Кайзер и В. В. Кожинов, М. М. Бахтин).

8. Докажите, что сознание автора как «эстетически деятельного субъекта», как творца художественного целого не совпадает с сознанием лирического героя в данном стихотворении. Формы выражения авторского сознания в лирическом произведении.

 

Практическое занятие № 7.

Тема:Композиция литературного произведения.Субъектно-объектная организация литературного произведения.



Литература

1. Корман Б. О. Практикум по изучению литературного произведения. – Ижевск, 1977 (ксерокопии брать на кафедре).

2. Комментарии к работе Б. О. Кормана (имеются на кафедре).

3. Теория литературы: В 2т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т.1. – М., 2004. Часть вторая. Литература как продукт деятельности: теоретическая поэтика. Глава 2. «Событие рассказывания»: структура текста и понятия нарратологии. Введение. §1; § 3.

Задание

I. а) Повторите теоретический материал, который был предложен к освоению на коллоквиуме.

б) Попытайтесь описать формально-субъектную и содержательно-субъектную организацию стихотворения А. Фета «На кресле отвалясь», используя терминологию Б. О. Кормана.

II. Анализ рассказа И. А. Бунина «Часовня».

1) Опишите формально-субъектную и содержательно-субъектную организацию данного рассказа. Сохраняется ли на протяжении всего текста совпадение субъекта речи и субъекта сознания?

2) Какую роль играет своеобразное «обрамление» детской точки зрения речевыми зонами, в которых передаётся точка зрения повествователя? Чем отличаются оценки «часовни», её внутреннего интерьера, мира вокруг неё повествователем и детьми?

3) Есть ли какое-нибудь различие в ценностной реакции повествователя в начале рассказа и в конце, или же она остаётся устойчивой на протяжении всего произведения? Меняется ли язык повествователя? Если меняется, то почему? Влияет ли точка зрения детей на финальную реакцию повествователя на такие ценности бытия как «жизнь», «смерть», «движение», «неподвижность», «тепло», «холод», «свет», «тьма», или же между точками зрения повествователя и детей сохраняется речевой и ценностный «зазор»?

4) Проанализируйте синтаксическую структуру последнего предложения. Почему оно построено таким «странным» образом (по принципу «чем – тем»)? Связано ли такое построение фразы со спецификой финальной ценностной реакции повествователя?

5)Опираясь на рассуждения Б. О. Кормана, докажите, что сознание автора не совпадает с сознанием повествователя. Попытайтесь определить, к какому типу художественности относится данное произведение.

Практическое занятие № 7.

Тема:Основные понятия стиховедения.

Литература

1. Жирмунский В. М. Теория стиха. – Л., 1975. С. 8 – 16.

2. Тезисы для подготовки к занятию (есть на кафедре).

3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. Или: Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

4. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Глава I. §§ 2 – 9 (любой год издания).

5. Холшевников В. Е. Что такое русский стих (глава «Метрика» – выписать соответствующие понятия) // Мысль, вооружённая рифмами (любой год издания).

Задание

1. Прочитайте указанные страницы из работы
В. М. Жирмунского «Теория стиха». Чем, с точки зрения
В. М. Жирмунского, отличается стихотворная речь от прозаической? Как В. М. Жирмунский доказывает свой тезис? Понятия метра и ритма в стиховедении в описании В. М. Жирмунского (С. 8 – 16).

2. Системы стихосложения. Прочитать рекомендованную литературу и найти ответы на следующие вопросы: количественное (квантитативное, метрическое) и качественное стихосложение, метрическая (квантитативная) система стихосложения, понятие логаэда, силлабическая система стихосложения, тоническая система стихосложения. Каждую систему стихосложения описывать по следующим параметрам: для каких языков продуктивна, основные ритмообразующие характеристики, основные размеры.

3. Силлабо-тоническое стихосложение: основные понятия (метр, ритм, стопа, размер, пиррихий, спондей, сдвиг метрически обязательного ударения, вольный стих). Основные размеры силлабо-тоники. Способ определения стихотворного размера.

4. Определите размер в следующих стихотворных фрагментах (здесь представлена только силлабо-тоника). Построить схемы.

 

1. Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов отрада,

Коль ты полезна и красна! (М. Ломоносов).

 

2. Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печально свет она (А. Пушкин).

 

3. Ужель исчез ты, возраст милый,

Когда всё сердцу говорит,

И бьётся сердце с дивной силой,

И мысль восторгами кипит? (М. Лермонтов).

 

4. И великое чувство свободы

Наполняет ожившую грудь;

Жаждой дела душа закипает,

Вспоминается пройденный путь… (Н. Некрасов)

 

5. Я закрыл «Илиаду» и сел у окна,

На губах трепетало последнее слово,

Что-то ярко светило – фонарь иль луна.

И медлительно двигалась тень часового (Н. Гумилёв).

 

6. Тяжкий, плотный занавес у входа,

За ночным окном – туман.

Что теперь твоя постылая свобода,

Страх познавший дон Жуан? (А. Блок).

 

7. Ревёт сынок. Побит за двойку с плюсом,

Жена на локоны взяла последний рубль,

Супруг, убитый лавочкой и флюсом,

Подсчитывает месячную убыль (Саша Чёрный).

 

8. Ты многого, слишком ты многого хочешь!

Тоскливо и жадно любя,

напрасно ты грёзам победу пророчишь,

когда он глядит на тебя (В. Набоков).

 

9. Шмелит-пчелит виолончель

над лиловеющей долиной.

Я, как пчела в июле, юный,

Иду –весь трепет и печаль (И. Северянин).

 

10. Ты промелькнула, как виденье,

О, юность быстрая моя,

Одно сплошное заблужденье!

Ты промелькнула, как виденье,

И мне осталось сожаленье,

И поздней мудрости змея.

Ты промелькнула, как виденье,

О, юность быстрая моя (К. Бальмонт).

 

11. Жестокий лев зубов не изострит.

Спокойна лань среди дубрав Немеи,

Из топких блат уже не свищут змеи,

И гидра травы кровью не багрит (С. Соловьёв).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.