Сделай Сам Свою Работу на 5

Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. Событие в литературном произведении.





Художественное время и художественное пространство как важнейшие характеристики художественного образа. Определение художественного времени и художественного пространства. Отличие художественного времени и пространства от реального (физического) времени и пространства. Различие между художественным временем и грамматическим временем. Многообразие типов и форм художественного времени и художественного пространства в литературном произведении. Понятие хронотопа (М. М. Бахтин). Сюжетное, жанровое, изобразительное значение хронотопа. Изображенный хронотоп и хронотоп рассказывания (изображающий хронотоп). Событие в литературном произведении (определения Г. Ф. Гегеля, Ю. М. Лотмана, Н. Д. Тамарченко). Взаимосвязь события с художественным временем и художественным пространством. Соотношение понятий «ситуация» и «событие». «Частная» ситуация и «общая ситуация» произведения. Сюжет литературного произведения как смена «событий и разделяющих эти события «частных» ситуаций» (Н. Д. Тамарченко).

Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве.

Критика основ «материальной эстетики» (полемика с формалистами) в работе М. М. Бахтина «Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве». «Форма по отношению к материалу» и «форма по отношению к содержанию». Содержание литературного произведения. Художественная форма как «выражение активно ценностного отношения автора к содержанию» (М. М. Бахтин). Форма как «граница, обработанная эстетически» (изолирующая функция художественной формы). Различение архитектонических и композиционных форм. Понятие типа («модуса») художественности. Характеристика основных типов («модусов») художественности.



Сюжет и фабула в литературном произведении.

Способы разграничения сюжета и фабулы (Аристотель, формалисты, В. Кайзер и В. В. Кожинов, М. М. Бахтин). Продуктивность использования этих концепций при анализе произведений разных литературных родов. Специфика сюжета и фабулы в лирическом произведении (понятия «объект переживания», «событие переживания»).

Категория автора в современном литературоведении.



Значения термина «автор» в литературоведении. Автор как «эстетически деятельный субъект» (М. М. Бахтин), как «носитель концепции художественного целого» (Б. О. Корман). Способы выражения авторского сознания в литературном произведении.

М. М. Бахтин о специфике отношений между автором и героем в литературном произведении. Понятие «эстетического завершения». «Образ автора» в литературном произведении.

Композиция литературного произведения. Субъектно-объектная организация литературного произведения.

Общее определение композиции, значения этого термина в современном литературоведении. Понятие «внешней» композиции. «Внешняя» композиция и структура художественного содержания. Понятие «ракурса» (способа) литературного изображения. Описание и повествование как основные способы литературного изображения в эпическом произведении. Соотношение участков текста с разными ракурсами литературного изображения с сюжетным уровнем произведения. Понятие «точки зрения» (Б. О. Корман, Б. М. Успенский). Субъектно-объектная организация литературного произведения. Основные понятия (субъект, объект, субъект речи, субъект сознания, первичный и вторичный субъект речи, точка зрения, разновидности точек зрения в литературном произведении). Композиция и субъектная организация литературного произведения. Автор и субъектная организация литературного произведения. Субъектная организация эпического произведения. Субъектная организация лирического произведения Субъектная организация драматического произведения.



Композиция лирического произведения. Проблема минимальной единицы композиции в лирическом произведении. Композиционные уровни и композиционные приёмы в лирическом произведении. Композиционные типы лирических произведений.

Литературные роды.

Индивидуальное и типическое в литературном произведении. Понятие литературного рода. Критерии выделения литературных родов (Аристотель, Г. Ф. Гегель, Ф. Шеллинг, В. В. Кожинов, С. Н. Бройтман). Межродовые и внеродовые формы. Соотношение понятий «литературный род» и «жанр».

Значения термина «эпос» в литературоведении. Эпос как род литературы. Г. Ф. Гегель о предмете эпоса как литературного рода. Эпический тип ситуации и события и структура эпического сюжета (основные особенности: удвоение центрального события, закон эпической ретардации, равноправие и равноценность случая и необходимости, случайность и условность границ сюжета). Речевая структура эпического произведения. Фрагментарность текста эпического произведения.

Лирика как род литературы. Г. Ф. Гегель о предмете лирики. Субъектная структура лирического произведения. Понятие субъектного синкретизма. М. М. Бахтин о соотношении индивидуального и «хорового» в лирическом субъекте. Специфика лирического события и лирического сюжета в трактовке Н. Д. Тамарченко. Семантическая структура лирического произведения (по концепции Т. И. Сильман). Слово в лирике. Суггестивность лирического произведения.

Драма как род литературы. Художественное время и художественное пространство и характер развития действия в драме. Герой в драматическом произведении (в сравнении с эпическим произведением). Конфликт как источник развития действия в драме. Соотношение понятий «конфликт» и «коллизия», «конфликт» и «ситуация». Статус слова в драматическом произведении.

Эпические, лирические и драматические жанры.

Основные понятия стиховедения.

Понятия: метр, ритм, размер, цезура, клаузула, анакруза, стопа, пиррихий, спондей, сдвиг метрически обязательного ударения, белый стих, вольный стих, свободный стих. Основные системы стихосложения. Метрическое, силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Основные размеры силлабо-тонического стихосложения.


Содержание практических занятий.

Практическое занятие №1.

Тема: Принципы анализа художественного текста.

Практическое занятие №1 не предполагает специальной подготовки. Студентам предлагается для анализа и описания конкретный художественный текст (лирическое произведение).

Практическое занятие № 2.

Тема: Художественный образ в литературном произведении (занятие 1). Анализ стихотворения А. Тарковского «Дождь».

Литература

1. Эпштейн М. Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 252 – 256 (до раздела «Историческая судьба образа»).

Задание

I. Теория.

1. Ознакомиться с указанной статьёй. Составить её конспект.

2. Ответить на следующие вопросы:

а) определение художественного образа;

б) художественный образ и понятие;

в) теория поэтической образности в работах А. А. Потебни;

г) сравнение как элементарная модель художественного образа; часть и целое в произведении словесно-художественного творчества;

д) границы и объём художественного образа; соотношение понятий «художественный образ» и «поэтическая образность».

е) художественный образ и знак.

II. Анализ стихотворения А. Тарковского «Дождь».

1. Какие образы в первых двух строфах стихотворения раскрывают такое высказывание лирического героя, как «весь этот мир, меняющий обличье»? Почему лирическому герою необходимо «вдохнуть» его в стихотворенье? Объясните необходимость кажущейся «странной» конструкции «вдохнуть в стихотворенье мир, меняющий обличье» (а не написать стихотворенье о мире – что выглядело бы более традиционным).

2. Почему желание лирического героя «вдохнуть в стихотворенье весь этот мир, меняющий обличье» вызывает воспоминание о грозе и согнутом в «бараний рог» дереве? Какие смысловые противоречия обнаруживаются в структуре такого словесного образа, как «крона – зелёный слепок грозового гула»? Докажите, что эти смысловые противоречия продуктивны для всей образной системы данного произведения. Какие образно-смысловые аналоги образов настоящего (желание лирического героя) можно найти в прошлом? Попытайтесь мотивировать, почему картины прошлого развёртываются в сознании (воображении) лирического героя именно в такой последовательности («дерево на берегу Ингула» – «крона – зелёный слепок грозового гула» – «дождь бежал по глиняному склону»)?

3. Рассмотрите пространственно-временные характеристики «прекрасного и горбатого» мира в стихотворении А. Тарковского. Попытайтесь выявить закономерности размещения образов вертикального и горизонтального пространства, статики и динамики в стихотворении. Какую роль играют переходы от вертикально к горизонтально организованному пространству (сгибание дерева, «у ног моих он пал на полдороге»)? Почему стихотворение завершается «падением» дождя у ног лирического героя? Есть ли что-нибудь общее в «участи» согнутого в «бараний рог» дерева и дождя?

4. Исходя из такого свойства художественного образа, как контекстуальность, обоснуйте необходимость в стихотворении таких образов, как «в бараний рог согнула», «упрямый ствол», «у ног моих он пал на полдороге».

5. «Образ языка» стихотворения А. Тарковского. В чём Вы видите художественный смысл соседства в стихотворении А. Тарковского разных языковых стихий: просторечной («обличье»), высокой («пал на полдороге»). Меняется ли «образ языка» от начала к концу стихотворения?

6. Обратите внимание на расстановку знаков препинания в стихотворении А. Тарковского. Почему первые три строфы оказываются синтаксически незавершёнными, в то время как остальные строфы завершены в синтаксическом отношении?

7. Некоторые издания воспроизводят другой (более ранний) вариант данного стихотворения, лишённый заглавия и деления на строфы. Как Вы считаете, меняется ли смысл стихотворения, если оно организовано по-другому? Докажите.

А. Тарковский. «Дождь»[2].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.