Сделай Сам Свою Работу на 5

Матвеевский тест. Грани.ру, раздел блогов «Свободное место», 31.07.2013





http://grani.ru/blogs/free/entries/217449.html

История своенравна. Она любит устраивать нам проверки, когда мы к этому совершенно не готовы. Мы собирались, удобно устроившись на диване, еще долго теоретизировать на тему, грозит ли России в исторической перспективе ксенофобская волна самого погромного пошиба. А тут на тебе: драка на Матвеевском рынке.

Это не просто «резонансный случай». Это тот случай, который окажет огромное влияние на развитие общеполитической ситуации. Он затрагивает сразу несколько болевых точек российского общества, и его будут активно использовать в текущей политической борьбе. Его не просто будут обсуждать. По нему будут делаться заявления, выпускаться воззвания. И от того, как будут расставляться акценты, какие будут даваться объяснения, во многом будет зависеть дальнейшая судьба освободительного движения.

Хватит ли у нас честности добиваться действительно объективного расследования, когда в этом деле пересекаются кровные интересы самых разных политических сил? Сил, одни из которых являются друг для друга прямыми противниками, другие – весьма временными попутчиками?



С одной стороны – выходцы с Кавказа, захватывающие наше жизненное пространство, навязывающие нам свой образ жизни, покупающие наших должностных лиц и безнаказанно творящие что вздумается. С другой – коррумпированные менты, подбрасывающие наркотики, фабрикующие дела об изнасиловании и вымогающие деньги. Кого простой народ не любит больше? В какую сторону направлять народное негодование? На что сделать ставку, чтобы не прогадать?

Пока говорящие головы оппозиции прикидывают и размышляют, власти, похоже, уже определились с тем, как они собираются играть в данной ситуации. Их выбор – попытаться «обойти справа» правонационалистическое крыло оппозиции. То есть показать себя более крутыми «антимигрантами». Включатся ли националисты в соревнование с путинской номенклатурой за доминирование на этом фланге? Или предпочтут воспользоваться неосторожно предоставленным властью случаем продемонстрировать свою приверженность демократическим принципам и уступят режиму эту стезю, ведущую к обрыву?

Кулак после драки. 02.08.2013



Когда сбываются твои мрачные предсказания, это совсем не радует. Драка на Матвеевском рынке действительно стала фактором, существенно влияющим на политическую ситуацию. Правда, комментируют эту историю пока в основном журналисты. Зато в дело включился Сам. Сам не просто включился в обсуждение инцидента. Он публично, не стесняясь еще раз продемонстрировать ручное управление правоохранительными органами и судебной системой, дал прямые указания, в каком направлении это дело должно расследоваться. Сформулировал, озвучил свою собственную, третью из возможных, версию происшедшего.

Но начнем с первых двух. Версия первая – патриотическая. Криминальный торговец из Дагестана, явившийся в Москву для того, чтобы подчинить, угнетать и эксплуатировать неполноценное славянское население, отмазывает от справедливой кары своего родственника, виновного в изнасиловании несовершеннолетней. Он настолько обнаглел, что на глазах у всех, под видеокамеру, нападает на честных ментов, пытающихся остановить беспредел завоевателей. Он главный злодей.

Версия вторая – правозащитная. Честный и беззащитный торговец, совсем затерроризированный ментами-рэкетирами, взбунтовался против несправедливости и отказался платить им за «крышу». За это они устроили его семье «проблемы» и сфабриковали дело на одного из членов семьи, который то ли вообще не пытался никого насиловать, то ли пытался, но осуществить этого все равно не мог, потому что умственно отсталый инвалид. Защищая своего несчастного родственника, парень просто психанул. Конечно, он совершил преступление. В мирное время нельзя проламывать людям головы, даже если они в форме. Но все равно он жертва. Его довели злодеи-менты.



И наконец – версия третья. Версия Самого. Интегрированная. Она слеплена из первых двух, но весьма своеобразно. У насквозь криминальных рыночных торговцев (национальность, как и гражданство, не имеет значения, но мы-то знаем) в услужении находятся купленные ими «неверные менты». Имея такую «крышу», рыночная мафия чувствует себя настолько безнаказанной, что учиняет публичную расправу с единственным «честным ментом», пытающимся защитить закон. А «неверные менты» ей не препятствуют.

Таким образом в основу третьей версии положена первая, но она дополнена второй, перевернутой с ног на голову. Торговец, напавший на человека в форме, по определению не может быть доведенной до отчаяния жертвой. Он не может не быть злодеем. Поэтому и бизнес у него наверняка незаконный, да и вообще очень похоже, что он соучастник убийства годичной давности. Еще не доказано, но мы докажем, кто бы сомневался. Версия же с ментами-рэкетирами не будет отрабатываться вообще. Менты, конечно, тоже плохие. Отрицать это было бы глупо. Но их вина не в том, что они терроризируют торговцев, а в том, что продались им и находятся у них в услужении.

Надо отдать должное сидящему в Кремле узурпатору. Он сумел первым из значимых политических фигур выдвинуть версию, которая имеет шанс на популярность. Которая может понравиться если и не всем, то многим. Может устроить многих. Фактически он перехватил политическую инициативу у оппозиции, лидеры которой как будто воды в рот набрали. Причем как те, которым более по душе первая версия, так и те, кому ближе вторая. Видимо, посчитали, что иногда лучше молчать, чем говорить. Не без основания почувствовали ловушку.

Весьма весомая часть простых граждан (да и оппозиционных активистов), мягко говоря, недолюбливает обе стороны матвеевского конфликта. И вступаться не хочет ни за тех, ни за этих. Поэтому ни первая, ни вторая версия не могли вызвать у в обществе энтузиазма. Обе они подразумевают, что надо занять чью-то сторону. Кроме того, эти версии взаимонеприемлемы. Столкновение по этому вопросу грозит полностью разнести весьма хрупкую конструкцию, именуемую российской оппозицией.

Путин же своего шанса не упустил. Правда, матвеевская история может оказаться ловушкой не только для оппозиции, но и для него самого. Явный антикавказский пафос, сопровождаемый демонстративными силовыми акциями, грозит привести к проблемам с южными элитами и царьками. О высокой степени зависимости Путина от них говорилось уже немало. Обычно эту зависимость сводят к тому, что северокавказские диктаторы обеспечивают режиму 146% голосов на выборах. Но лишний миллион голосов не столь важен для Путина, и не за него он позволяет все Кадырову и платит ему дань.

Одной из важнейших опор существующего режима остается миф о Путине как завоевателе Чечни. Нам наплевать на законность, гуманизм, справедливость и прочие сопли. Мы ценим лишь успешность. Миф об усмирителе бунтовщиков позволяет Путину выглядеть успешным. Кадыров позволяет Путину поддерживать этот миф, эту видимость. За то и имеет. Почему же сегодня Путин готов, как кажется, пойти на риск испортить отношения с северокавказскими феодалами? Видимо, тоже не от хорошей жизни.

Поздний ум отцов. 30.08.2013

«Не одобряю судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot. Не наказывать их надо было, а простить, отпустить и компенсировать ущерб, нанесенный за время преследования», – заявил епископ Барнаульский и Алтайский Сергий. При всем моем резко негативном отношении к РПЦ МП, к ее идеологии и практической деятельности, к той роли, которую она играет в сегодняшней России, хочу сказать, что это тот случай, когда к словам видного представителя церковной иерархии стоит прислушаться.

Нет, я не о том, что девушек надо было отпустить, и не о том, что так называемый «суд» над ними был не судом, а судилищем. Не надо быть ни юристом, ни епископом, чтобы понимать: приписанный девушкам мотив религиозной вражды, понадобившийся для превращения мелкой административки в уголовное дело, притянут за уши. Это издевательство над правом и здравым смыслом. Весь процесс беззаконен, «приговор» неправосуден и юридически ничтожен с момента вынесения, а судья, этот так называемый приговор вынесшая, – преступница. Так что в данном случае епископ лишь сказал очевидную вещь. Причем очень запоздалую.

Подобное выступление имело бы значение во время процесса. При всех своих средневековых взглядах на государство и право, РПЦ все же декларирует, что власть обязана действовать в рамках собственных законов. И прямой обязанностью РПЦ было разъяснять это своей пастве. Кроме того, во всех основополагающих программных документах этой общественной организации прямо прописана ее обязанность умиротворять сердца озлобленных. Выступления РПЦ в подобном ключе тогда могли очень существенно повлиять на общественную атмосферу, позволили бы избежать конфронтации, сделали бы невозможной беззаконную расправу.

Однако высшие иерархи РПЦ не только этого не делали, но прямо этой расправы требовали. И за нее они несут такую же ответственность, как и путинские опричники. Так что, как говорится, дорого яичко к Христову дню. Епископ Сергий – не какой-нибудь церковный диссидент. Он близок к нынешнему главе РПЦ и, по всей видимости, озвучивает общую позицию ее руководства. Того самого, которое совсем недавно морально санкционировало позорное судилище. Что-то не очень верится во внезапное просветление церковных мракобесов.

Конечно, дело не в том, что в иерархах РПЦ внезапно проснулась христианская совесть. Как и тогда, дело в чистой политике. И не случайно как раз в эти дни с открытым письмом к Надежде Толоконниковой обратился не кто-нибудь, а сам Всеволод Чаплин, один из самых реакционных идеологов нынешней РПЦ. Он больше других сделал для подведения моральной базы под издевательский приговор, теперь же умиляется стойкости Толоконниковой, ее готовности пожертвовать земным благополучием ради идеи, ее способности сохранять внутреннюю свободу. Нужно ему это всего лишь для того, чтобы пожелать участнице панк-молебна сохранять свою внутреннюю свободу в том числе и от тех, кто окружит ее после выхода из лагеря.

Верхушка РПЦ не может не понимать, какой морально-политический урон нанес ей процесс Pussy Riot, превративший девушек в символ противостояния церковному мракобесию. И перспектива продолжения этого противостояния ей совсем не улыбается. Похоже, Патриархия ищет пути помириться с девушками.

Мириться ли с верхушкой РПЦ и если мириться, то в какой форме – их личное дело. Но если РПЦ действительно хочет прекращения противостояния в обществе, мириться ей придется не только с девушками, а и со всеми теми, кто глубоко оскорблен средневековым судилищем и ролью церковных иерархов в нем. И признание этого судилища беззаконием с правовой точки зрения и дикостью с точки зрения морали – непременное условие.

В любом случае примирительные шаги надо приветствовать. Особенно если они помогут Толоконниковой и Алехиной выйти хотя бы на пару месяцев раньше. Примирение всяко лучше войны. Да, яичко дорого ко Христову дню, но верна и другая поговорка: лучше поздно, чем никогда.

И повторю еще раз. К некоторым словам епископа Сергия стоит прислушаться. И взять их как руководство к действию. Я имею в виду слова о том, что девушкам следует компенсировать ущерб, нанесенный за время преследования. Когда государство признало незаконными политические репрессии, оно выплатило бывшим политзаключенным денежную компенсацию. Сегодня гражданское общество в состоянии сделать это без государства, через голову государства и вопреки государству. Признать вынесенный государством приговор неправосудным и компенсировать его жертвам каждый незаконно отсиженный месяц. И не по минимальной, а по средней зарплате. Собрать через Яндекс-кошельки. На митинги больше собирали.

Сбор средств на адвокатов, помощь семьям политзаключенных – это само собой, это одно дело. А здесь дело другое. Это не просто выражение общественной солидарности и поддержки. Это публичное унижение всей системы вынесения неправосудных приговоров и лично тех людей, которые эти приговоры выносят. Весьма болезненное для них унижение. Это средство противодействия политическим репрессиям, снижающее их карательную силу и эффект устрашения. Это один из немногих остающихся еще у общества ненасильственных, бескровных способов давления на власть. И грех им не воспользоваться. Начать с Pussy Riot, продолжить «болотниками».

Что же касается РПЦ, то если она действительно осознала свой грех и раскаялась в нем, у нее есть прекрасная возможность этот грех искупить, поучаствовав в программе. Чай не обеднеет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.