Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема анализа развития детского коллектива





Показатели раразвитияразвитияколлектива Да Иногда Нет Показатели
Отряд объединяла одна общая цель деятельности       В отряде есть только отдельные личности, которые стремятся выполнить цель, поставленную перед коллективом
Отряд представляет собой единое целое       Отряд не имеет ряд отдельных группировок, которые не дружат друг с другом
Совет отряда занимает не только руководящую роль, но и сами принимали активное участие в подготовке и проведении дел       Совет отряда занимает позицию контролера - наблюдателя
Совет отряда самостоятельно проводил заседания, планировал деятельность, выносил решения, контролировал их выполнение       Совет отряда не мог самостоятельно решать организационные задачи
Временный командир занимает ведущее поло­жение в жизни отряда       Он пассивен, постоянно ждет подсказки со стороны вожатого
Отряд имеет способных организаторов       Отряд не имеет организаторов
Совет отряда избран в соответствии с желанием большинства ребят       Лидеры навязали свое руководство отряду, не считаясь с его мнением
Во время отрядной работы ребята трудятся коллективно       Отсутствует стремление к коллективному труду (каждый выполняет только свой участок работы)
На вечерних «огоньках» критические замечания принимаются доброже­лательно, самокритично, создавали стремление к осмыслению и исправле­нию недостатков       Критические замечания принимаются недружелюбно, создавая нервозную, напряженную атмосферу в отряде
Отряд активно взаимодействовал с другими отрядами       Отряд не имел выхода на другие отряды
Доброжелательность в отношениях, каждый стремиться сплотить отряд       В отряде царит недоброжелательное отношение друг к другу, антипатия, конфликтность
В отряде существует справедливое отношение ко всем членам отряда, стремление поддержать слабых       Отряд заметно разделяяется на «Привилегирован­ных» и «пренебрегае­мых», пренебрежительное отношение к слабым
Ребята стремятся постоянно общаться друг с другом       У ребят нет стремления постоянно общаться друг с другом
Достижение положительных результатов в работе увлекательно для всех или для большинства членов отряда       Каждый увлекается лишь тем, что представляет интерес для него, не считаясь с тем, что представляет интерес для всего отряда
Отряд активен, полон творческой энергии       Отряд инертен, пассивен
Преобладание мажорного, приподнятого, бодрого общего тона в отряде       Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в отряде

 





Анализ развития детского коллектива может быть выполнен в конце организационного периода, в середине смены, на заключительном этапе, это позволит увидеть динамику развития коллектива и эффективность деятельности вожатого.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Некоторые советы по оформлению отрядного уголка

а) уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

б) уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны меняться.

в) в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.

г) в работе над уголком , его содержанием можно выделить три периода:



· заезд ребят в лагерь в оргпериод - " Это наш лагерь" (краткие данные о лагере), поздравление с приездом, законы лагеря, адрес лагеря, наказ ребят прошлой смены, первые песни, лагерная песня, план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя и вожатого.В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

· основной период. В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда – соревнования, подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам, участие в творческих конкурсах, смотрах, подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда, жизнь отряда, поощрение детей;

· заключительный период смены.В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Можно закрепить рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Словарик вожатого

Авторитет отряда – «продукт скоропортящийся». Создать трудно, но можно. Удержать – главная трудность. Авторитет имеет авторов - детей. Каждый – искра, вместе – пламя. Создается ответственность всех за все. Успех делится на всех членов коллектива, поражение тоже. Успех укрепляется делами, полезными обществу, интересными персонально любому. Слагаемые авторитета: сохранение гуманитарных традиций прошлого; постоянный поиск нового; взаимозащищенность; интерес друг к другу; отсутствие ревнивого соперничества между звеньями; группами; присутствие здоровой состязательности; взаимозаменяемость; творчество во всем; красочная дисциплина; яркая эстетика жизни детского коллектива; «звездность» каждого ребенка.

Анализ. Коллективное обсуждение прожитого дня, выполненного дела, объективная оценка участия каждого ребенка в делах коллектива, открытость и сравнимость мнений.

«Взрыв». Столкновение позиций, открытое обсуждение полученных данных и точек зрения, замыслов и предложений. Выдвижение и защита всех фантастических идей. Проведение в жизнь нестандартного дела, ситуаций, которые меняют жизнь ребят в лагере («взрыв» - термин А.С. Макаренко).

Выбор. Это многовариантность. Во всем. В структуре отряда в его деятельности, в системе форм самоуправления и поручений. Пусть будут разные способы построения отрядов и разные места их существования и деятельности. Пусть буду одновозрастные, разновозрастные, профильные и даже клубные отряды. Выбор – это право ребят самим давать отряду название, придумать программу дела, в которую никто не вмешивается, например организация игродискотеки.

Гласность. Отсутствие запретных тем в детском коллективе. Неприятие мертвых слов, анонимно-ничьих и потому удобных своей бесплодностью. Неприятие всего бессмысленного и «мифологического», абстрактно-благообразного. Противопоставление магии заклинаний – реалистических, проверенных опытом идей и положений.

Демократизация. Это отношения детей, их наставников на основе дружбы и взаимопонимания. Это способность каждого ставить себя на место другого. Это сплав уважения и требовательности, опора на честное коллективное мнение, доверие и контроль каждым самого себя, это даже право на существование позиций и «оппозиций» в коллективе, разность мнений, в числе которых могут быть и абсурдные. Иначе не будет развития. Это то, что нельзя «внедрять» в жизнь, но можно вызвать к жизни. Демократизация – исполнение всех уставных правил, которые принял коллектив. Это раскованность «без страха и упрека», отсутствие опеки и перестраховки. О страховке стоит думать.

Деятельность. Согласно концепции советских психологов, есть творческое преобразование людьми, значит детьми, окружающей действительности. деятельность любого вида – познавательная, трудовая, политическая, общественно-полезная, эстетическая, спортивная, Досуговая, организаторская – обязательного направлена на творческое созидание материального и духовного продукта. У деятельности детей сложное строение – в нее входят обязательно такие составляющие, как потребности, мотивы, цели, задачи, содержание, действия и операции, находящиеся в тесных взаимосвязях и трансформациях.

Диалог. Разговор на равных детей и вожатых с фактами и аргументами, с рассмотрением различных, в том числе самых абсурдных, точек зрения, «непричесанных» мыслей. Абсолютное уважение живой идеи ребенка, рожденной им на глазах у всех, его «кровной» мысли, выражающей его «Я». Утвержденное право всех «оборонятся», защищать свое. Главное в диалоге – замысел, знание проблеем, учет возраста, ориентир на личность, равноправие.

Досуг. Творческая деятельность ребят, основанная на абсолютной добровольности и принципе удовольствия по личному выбору в свободное от обязанностей время. Летний лагерь – сфера суверенного детского досуга – игр, забав, развлечений, потех, в том числе любимых занятий прикладным трудом, техническим, эстетическим творчеством, спортом, освоением мира природы. Труд создает материальные ценности, досуг создает душу ребенка.

Замысел. Задуманный интересный план действий или деятельности, намерение. Творческий союз взрослых и детей рождает его в соответствии с выработанным идеалом коллектива и отношений в нем всех его членов. За идеал обычно берется лучший опыт прошлого или настоящего, абсолютно новая схема-идея, собранная по крупицам или даже нафантазированная ребятами.

Отдых. Состояние покоя ребят, деятельность, которая снимает усталость, смена деятельности, способствующая восстановлению сил. Отдых – переключение, перераспределение сил; перерыв в занятиях.

Поручение. Это конкретное занятие, дело, круг обязанностей, важных дел для детского коллектива. Поручение основано на доверии и товарищей и взрослых. Оно всегда индивидуализировано, учитывает возраст, возможности, способности, интересы ребят. Поручить – заручиться согласием и обеспечить поддержку. Поручить – выручить, то есть помочь выйти из непростого положения. Поручить – заручится надеждой, знать – сделает. Поручая, ребята ручаются за своего товарища.

Поручение дет коллектив, совет коллектива, старший по самоуправлению. поручение может давать и взрослый (воспитатель, вожатый) согласовывая их с коллективом. Есть поручения длительные, постоянные, временные, разовые, обязательные и по желанию. Поручение – поручить – заручиться – ручаться – выручить.

Резервы работы. Запас средств, людей, детей, идей для новых сил; не использованные в лагере возможности. Это люди, живущие рядом. Круг людей, находящихся рядом, все равно, что воздух, которым дышишь. Чем больше его, чем он чище, тем легче живется и дышится. Окружи ребят, вожатый, большим количеством старших друзей и помощников. Прежде всего, обрати внимание на район, где расположен лагерь, где живут дети. Попытайся в обычном окружении лагеря найти верных союзников. Опирайся на их плечи, используйте их опыт. Это шефские лини и связи. Вся жизнь общества построена на преемственности. опыт поколений передается от ступени к ступени. Важный источник воспитательного влияния – система шефства. Это – детские учреждения и очаги культуры (кинотеатры, театры, филармонии, краеведческие и иные музеи, лектории, планетарии, передвижные выставки, клубы, дворцы культуры). С этими «точками», у тебя вожатый, должна быть прямая и обратная связь. до поездки в лагерь наладь с ними контакты, выясни чем они могут тебе помочь, в каком деле принять участие, что могут провести для ребят. Это телевидение, радио, печать. средства массовой информации – первейший твой помощник в работе. Помощник и конкурент. Это – перекрест дел. Имеет смысл отрядам одинакового возраста или близким по возрасту планировать работу совместно. В таком случаи можно заранее договориться, что вечер космонавтики готовит отряд « Пламя» для двух отрядов, а отряд «Заря» готовит на таких же условиях, например, тематическую выставку. Это – возможности родного края. Нанести на карту памяти, а может, и на настоящую карту своего родного края те места, те точки, что помогут тебе в трудной вожатской работе. Это «зоны» невмешательства. Во все ли дела должен непосредственно вникать и влезать вожатый? Наверное, все-таки не во все. И сил, и времени не хватит. А что если какие - то участки работы, жизнедеятельности отряда полностью отдать детям? Вожатому не вмешиваться совсем. В этом есть свой резон. Какие зоны стоит отдать детям без контроля – подумай сам. Попробуй использовать по-настоящему хоть один из предложенных тебе резервов, и ты убедишься в том, что у тебя появился дополнительный фактор воздействия на ребят.

Риск. Считается «делом благородным», но это, как правило, действия на удачу в надежде на счастливый успех, исход. Вожатые, действующие на свой страх и риск, выводят себя на возможную опасность, возможные неприятности. Никогда не рискуйте жизнью и здоровьем детей, их психологическим состоянием (не купайте ребят, нарушая правила безопасности; не водите в непроверенные места; по возможности не оставляйте их без внимания.

Саморазвитие личности. Это способность ребенка к самосовершенствованию в деятельности и самореализации в ней. Это утверждение личности как активного, самостоятельного, самоуправляющего, и воспитывающего себя и других деятеля. Стремясь к изменению обстоятельств, ребенок воспитывается сам.

Самодеятельность. Самостоятельная, независимая деятельность ребят как проявление личного почина в каком-то деле. Способность к творческим действиям, решения инициативного характера. Самостоятельность – предприимчивость, оригинальный путь решения жизненных проблем и деятельности. Самореабилитация. Восстановление детьми своих прав, доброго имени, свобод в добровольной деятельности, а в поступках. Оценка своих возможностей, своего места среди сверстников. Самоуважение.

Самостоятельность. Стоять самому. Без подпорок. Поступать по велению разума и сердца, а не только по подсказке. Вообще совершать поступки. Самостоятельность – это смелость социального риска, презрение ко всему, что унижает человеческое достоинство. Отсюда самостоятельность суждений и выбора. Если у подростка нет своего собственного мнения, он не способен к самостоятельным действиям. Самостоятельность – это принятие решений, значит, решительность и претворение решений на практике.

Самофиксация. Дети ведут дневники и летописи отрядов, личные дневники, имеют записные книжки, куда заносят все самое значительное, подсмотренное и услышанное. Думают над этим, размышляют и делятся мыслями друг с другом.

Статус личности. Это то положение, которое занимает ребенок в лагерном коллективе. Авторитет – высокий и статус высокий. Нулевой авторитет – нулевой статус. С высоким статусом обычно авторитетные, популярные в коллективе дети, проявившие особые способности в труде и спорте, досуге. С низким статусом – непопулярные ребята, отвергнутые коллективом. Отвержение идет от плохих качеств (неуживчивый, жадный, заносчивый), даже от непривлекательной внешности. С такими нужна особая осторожность отношений. Среди детей низкого статуса – «тихони», не проявившие себя в деле. Самоуправление повышает статус ребят. Если ребенок выбран коллективом, он старается оправдать доверие, завоевать авторитет делом.

Фантазия. Способность ребят выдумывать, проявлять творческое воображение, реально мечтать, проявлять необычные причуды своего сознания и поведения.

Шефство. Это не одностороннее воздействие старших на младших, а творческое содружество, сотрудничество детей в общих, полезных всем и творческих по замыслу делах. Шефство – это взаимодействие ребят разных возрастов на всех этапах совместных дел – их планирование, проведение, подведение итогов. Шефство – это деятельное уважение, забота, помощь.

Экспертиза. Коллективное рассмотрение непростого вопроса, дела в лагере специалистами, знающими людьми. Например, места купания, маршрута похода, объекта работы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Памятка вожатому

1. Постарайтесь узнать все, что возможно, о районе лагеря: историю и памятные места, природные условия, экономику и культуру района.

2. Выясните возраст детей, с которыми предстоит работать, место работы, домашний адрес и телефоны их родителей, а также дни рождения и состояние здоровья каждого ребенка. Очень важно узнать об интересах будущих воспитанников, их планах на лето (имеет ли кто-то из детей задания на лето и необходима ли в этом случае помощь вожатого).

3. Подготовить библиотечку для чтения, вырезки из газет и журналов, сборники песен, пособия по организации детских игр, рисунки, кроссворды, загадки, викторины, сценарии.

4. Заведите тетрадь для записи возникающих вопросов, наблюдений и замечаний.

5. Помните правила дорожного движения и правила сопровождения детей на транспорте при перевозке детей.

6. По дороге в лагерь попытайтесь создать бодрую, непринужденную обстановку: песни, загадки, словесные игры. Это сближает детей, организует их, отвлекает от шалостей.

7. Создайте условия, исключающие возможность детских травм.

8. В любое время знайте, где находится каждый вверенный вам ребенок!

Подсказки практиканту

По возможности используйте методику КТД. Не гонитесь за качеством, помните о полезности проводимых мероприятий. Старайтесь поддержать инициативу ребят. Подготовка не должна занимать много времени.

Желательно, чтобы дети имели возможность какое-то время побывать в одиночестве.

В теплую дождливую погоду не всегда обязательно находиться в помещении (в дождь хорошо клюет рыба…), надо только соответственно одеть ребят.

Ваш отряд должен иметь свое название, девиз речевку, кричалку, эмблему, даже может быть свою форму и свой цвет. В отрядном уголке целесообразно помещать полезную информацию, замечания и пожелания лучше делать в доброжелательной форме.

Как можно больше «нельзя» перевести в «можно» (например, так: у нас можно не шуметь в час полного молчания, можно купаться, не заплывая за буйки и т.п.)

Плохо, когда в лагере излишне много комфорта (официантки, няни и т.п.), хорошо, когда много романтики (палаток, походов, встреч рассвета). Познакомьтесь с опытом скаутов в проведении летних лагерей – есть чему поучиться.

Не надо бояться создавать в лагерях разновозрастные объединенные объединения детей и подростков: и тем и другим есть чему учиться друг у друга. Для вожатого это не новые трудности, просто другая система общения с воспитанниками, многих проблем вовсе не станет, а возникающие – в разновозрастном отряде: решаться интереснее.

Несколько слов об отношении к религии. Раньше подобной проблемы в лагерях не было. Все воспитывались в духе воинствующего атеизма, верующие дети никогда не выезжали в лагеря, или тщательно это скрывали. В лагерь могут приехать дети любых вероисповеданий, если такая форма проведения досуга данной религией не запрещается и не осуждается. Вожатый не должен препятствовать им в отправлении религиозных отрядов, если это ребятам необходимо. Религиозные верования нельзя выделять или противопоставлять друг другу. Не следует проводить религиозную или атеистическую работу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.