Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы растений (органография)

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

По учебному плану, первом курсе студент заочного обучения должен изучить первый раздел ботаники — «Морфология и анатомия растений» и выполнить при подготовке к лабораторно-экзаменационной сессии одну контрольную работу. На втором курсе студент должен усвоить второй раздел курса - «Флорография. Си­стематика растений» и третий — «Основы фитогеографии и экологии растений», в межсессионный период написать вто­рую контрольную работу.

Большое разнообразие учебного материала в курсе бота­ники создает трудности в его изучении. Это требует от сту­дента систематической и упорной самостоятельной работы, которая должна находиться под контролем преподавателя.

При изучении курса рекомендуем придерживаться следу­ющего плана:

1.Подбор литературы, изучение ее, краткое конспектирова­ние и составление ботанического словаря.

2. Самопроверка знаний по вопросам, приведеным в каж­дой теме.

3. Выполнение контрольной работы.

4. Проведение наблюдений и сбор гербария в природе.

5. Гербаризация растений.

6. Учебная работа в период сессии в вузе.

 

МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ

ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ

 

Курс ботаники начинается с изучения первого раздела темы «Основы учения о клетке». При изучении этой темы особое внимание следует уделить изучению протопласта (ци­топлазма, ядро, пластиды, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи и т. д.). Следует указать, какие функции выполня­ет тот или иной органоид. Во втором разделе темы говорится о продуктах жизнедеятельности протопласта клетки: клеточ­ном соке, клеточной оболочке, запасных питательных веще­ствах, ферментах, ядовитых и прочих веществах.

Здесь обратите внимание на те вещества, которые имеют большое значение в жизни человека, а также на те, которые регулируют жизненные процессы в самом растении (гормоны роста, витамины и т. д.).

В теме «Ткани» следует дать четкое представление о строении той или иной ткани, ее нахождении в растении, о функциях, которые ткань выполняет.

Знание этой темы значительно облегчает изучение темы «Органография и размножение», в которой изучается анато­мическое и морфологическое строение вегетативных органов растений, строение корня, стебля и листа, а также строение почек, побегов и их видоизменения.

Каждый вегетативный орган следует рассматривать в следующем порядке: 1) функция, которую выполняет орган; 2) его внешнее строение (морфология); 3) анатомическое строение; 4) видоизменения (метаморфозы) органа.

При изучении этой темы студент должен не только хорошо знать строение того или иного вегетативного органа, но и уметь схематично изобразить его на бумаге и доске.

При изучении тем: «Побег, видоизменения (метаморфо­зы) побега», «Стебель», «Лист» следует знать морфологиче-ское и анатомическое строение органов и функции, которые они выполняют.

С темой «Метаморфозы побега» тесно связана тема «Ве­гетативное размножение растений», в которой студенты дол­жны четко знать способы естественного и искусственного ве­гетативного размножения растений.

Большое место при изучении ботаники на I курсе отведено темам: «Цветок», «Плоды и семена».

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические вопросы

1.Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Роль ботани­ки для специалистов сельского хозяйства.

2. Значение растений в природе (экосистемах) и жизни
человека.

Основы учения о клетке (цитология)

Теоретические вопросы.

4. Клетка как основная структурная и функциональная
единица растительного организма.

5. История изучения растительной клетки.

6. Основные особенности строения растительной клетки,
отличие растительной клетки от животной.

7. Что такое протопласт? Компоненты протопласта. Пере­числить производные протопласта.

8. Физическое состояние и химический состав цитоплазмы.

9. Понятие о биологической мембране, ее строение и функ­ции. Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран.

 

10.Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функ­ции.

11.Типы пластид. Строение и специфические функции пла­стид, размножение и взаимопревращение.

Субмикроскопическое строение хлоропласта. Роль хлоропластов в жизни растений, животных и человека

13.Форма, размеры, число ядер в клетке. Перечислить
компоненты ядра, отметить физико-химические особенности.

14.Характеристика и выполняемые функции ядерной обо­лочки, нуклеоплазмы и ядрышка.

15.Хромосомы, строение, химический состав. Диплоидный
и гаплоидный набор хромосом.

16.Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и пе­редаче наследственной информации.

17.Способы деления клетки. Амитоз, митоз и мейоз.

18. Вакуоли и клеточный сок. Химический состав клеточно­го сока. Значение клеточного сока в процессах жизнедеятель­ности растений, использование в народном хозяйстве.

19.Пигменты пластид и клеточного сока, их биологическая
роль.

20.Запасные питательные вещества, их локализация и
клетках и органах растений.

21.Место образования и локализация крахмала в клетках
и органах растений. Строение и типы крахмальных зерен.

22.Место образования и локализация белковых запасных
веществ. Строение алейроновых зерен.

23.Образование и локализация жирных и эфирных масел
в растительной клетке и органах растений.

24.Физиологически активные вещества клетки.

 

25.Клеточная стенка, ее образование, химический состав,
структура и рост, поры, плазмодесмы. Видоизменения клеточ­ной стенки.

26.Понятие о поступлении веществ в растительную клетку.
Осмотические .явления в клетке. Тургор, плазмолиз, деплазмолиз.

Ткани (гистология)

Теоретические вопросы

27.Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе.
Классификация тканей.

28.Типы образовательных тканей: апикальные, латераль­ные, интеркалярные, раневые. Характерные особенности меристематических тканей, ихстроение и функции. Значение для вегетативного размножения растений.

29.Типы покровных тканей: эпидерма, перидерма, корка,
спородерма (семенная кожура), их краткая характеристика.

30.Особенности строения эпидермиса листа, строение, ме­ханизм работы устьица. Функции эпидермиса, значение во­лосков (трихом) в защитной функции эпидермиса.

31.Эпиблема: строение, расположение, функции.

32.Комплекс перидермы, образование и строение чечеви­чек, функции перидермы, использование пробки.

33.Корка, ее возникновение и функции.

34.Типы основных тканей: водопоглощающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная и водоносная. Распо­ложение в органах, строение, функции.

35.Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды. Расположение в органах, строение, функции. Ис­пользование механических тканей в народном хозяйстве.

36.Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), сито­
видные трубки. Расположение в органах, строение, функции.
Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.

37.Гистологические элементы ксилемы (древесины), функ­ции ксилемы, вещества, передвигающиеся по ксилеме.

38.Гистологические элементы флоэмы (луба), функции
флоэмы. Вещества, передвигающиеся по флоэме.

39.Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.

40.Структуры выделительных тканей внутренней секреции:
млечники членистые и нечленистые. Схизогенные и лизиген­ные вместилища, функции.

41.Структуры выделительных тканей внешней секреции:
железистые волоски (трихомы), гидатоды, нектарники, осмофоры,их функции.

Органы растений (органография)

Теоретические вопросы

42.Морфологическое строение корня. Типы корней и корне­вых систем. Функции корня.

43.Зоны корня. Строение и функции корневых волосков.
Элементы, получаемые растением из почвы, их роль в жизни
растений.

44.Первичное анатомическое строение корня. Функции
коры, перицикла и проводящего пучка.

45.Переход ко вторичному анатомическому строению кор­ня. Процесс формирования камбия.

46.Вторичное анатомическое строение корня двудольного
растения.

47.Различия в анатомическом строении корнеплодов редь­ки, моркови и свеклы.

48.Морфологическое строение корнеплодов. Формирование
корнеплода у редиса, моркови, свеклы. Биологическая роль
корнеплодов, их кормовое и пищевое значение.

49.Метаморфозы корня в связи с функциями. Использова­ние видоизмененных корней.

50.Микориза и клубеньки, значение их в жизни растений,
природе и хозяйстве.

51.Понятие о побеге, его морфологическое строение, рас­
положение листьев. Закономерности строения побега.

52.Рост и развитие побега, ветвление и нарастание.

 

53.Классификация растений по типам побегов и продол­жительности жизни.

54.Почки, строение и классификация. Биологическая роль
почек.

55.Придаточные почки, их заложение на различных орга­нах. Биологическая роль придаточных почек. Привести при­меры корнеотпрысковых растений.

56.Стебель, его основные и дополнительные функции,
классификация стеблей.

57.Первичное анатомическое строение стеблей однодоль­ных и двудольных растений.

58.Вторичное анатомическое строение стебля травянисто­
го двудольного растения (пучковый и непучковый тип).

59.Вторичное анатомическое строение деревянистого дву­дольного растения на примере липы.

60.Гистологические элементы древесины и луба голосемен­ных растений, их особенности. Использование древесины.

61.Лист, его строение и функции. Морфология листа. Про­стые и сложные листья.

62.Анатомическое строение листа. Лист как орган фото­синтеза и транспирации. Роль фотосинтеза и транспирации в
жизни растений.

63.Метаморфозы побега и листа. Их экологическое значе­ние. Использование побегов в питании человека и животных.

 

64.Корневище, его строение и биологическое значение.
Отличие корневища от корня.

65.Клубень, его строение и биологическое значение. Клу­беньки побегового и корневого происхождения, подземные и
надземные. Привести примеры. Использование клубней.

53.Вторичное анатомическое строение корня двудольного
растения.

54.Различия в анатомическом строении корнеплодов редь­ки, моркови и свеклы.

55.Морфологическое строение корнеплодов. Формирование
корнеплода у редиса, моркови, свеклы. Биологическая роль
корнеплодов, их кормовое и пищевое значение.

56.Метаморфозы корня в связи с функциями. Использова­ние видоизмененных корней.

57.Микориза и клубеньки, значение их в жизни растений,
природе и хозяйстве.

58.Понятие о побеге, его морфологическое строение, рас­
положение листьев. Закономерности строения побега.

59.Рост и развитие побега, ветвление и нарастание.

 

64.Классификация растений по типам побегов и продол­жительности жизни.

65.Почки, строение и классификация. Биологическая роль
почек.

66.Придаточные почки, их заложение на различных орга­нах. Биологическая роль придаточных почек. Привести при­меры корнеотпрысковых растений.

67.Стебель, его основные и дополнительные функции,
классификация стеблей.

68.Первичное анатомическое строение стеблей однодоль­ных и двудольных растений.

69.Вторичное анатомическое строение стебля травянисто­
го двудольного растения (пучковый и непучковый тип).

70.Вторичное анатомическое строение деревянистого дву­дольного растения на примере липы.

71.Гистологические элементы древесины и луба голосемен­ных растений, их особенности. Использование древесины.

72.Лист, его строение и функции. Морфология листа. Про­стые и сложные листья.

73.Анатомическое строение листа. Лист как орган фото­синтеза и транспирации. Роль фотосинтеза и транспирации в
жизни растений.

74.Метаморфозы побега и листа. Их экологическое значе­ние. Использование побегов в питании человека и животных.

 

66.Корневище, его строение и биологическое значение.
Отличие корневища от корня.

67.Клубень, его строение и биологическое значение. Клу­беньки побегового и корневого происхождения, подземнне и надземные. Привести примеры. Использование клубней.

 

84.Строение и развитие семязачатка (семяпочки) покры­тосеменных растений. Биологическая роль семязачатков. Зна­чение покрытосемянности.

85.Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные
и двудомные. Привести примеры культурных и дикорастущих
растений.

86.Энтомофильные растения, приспособления к насекомоопылению, биологическое значение. Привести примеры энтомофильных растений.

87.Анемофильные растения, приспособления к ветроопылению, биологическое значение. Привести примеры анемофильных растений.

88.Самоопыление, его биологическое значение.

89.Искусственное опыление, его значение в практике сель­ского хозяйства.

90.Двойное оплодотворение покрытосеменных растений.
Работы С. Г. Навашина. Эволюционная и биологическая оцен­ка двойного оплодотворения.

91.Развитие семян из семязачатка. Строение семени. Ос­новные типы семян. Биологическая роль. Кормовое и пищевое
значение семян.

92.Строение семени пшеницы и гороха. Сходство и разли­чие в строении и химическом составе. Использование челове­ком.

93.Условия прорастания семян. Превращение веществ присозревании и прорастании семян. Морфология проростков.

94.Классификация плодов, их биологическая роль. Ис­пользование плодов и семян в питании человека и кормлении
животных.

95.Односеменные и многосеменные плоды, их строение.
Привести примеры. Использование.

96.Основные типы сухих плодов, их строение. Привести
примеры. Использование.

97.Основные типы сочных плодов, их строение. Привести
примеры. Использование.

98.Сложные и дробные плоды, их строение. Привести при­
меры.

99.Строение и развитие околоплодников плодов малины,
земляники, яблони, картофеля, ландыша.

 

100.Строение « развитие околоплодников плодов гороха,
капусты, подсолнечника, моркови и пшеницы.

101.Способ» распространения плодов и семян в природе.
Биологическая роль распространения плодов и семян.

 

ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

Контрольная работа выполняется по теоретическим вопро­сам, указанным в каждом разделе морфологии и анатомии ра­стений. Номера вопросов следует найти по таблице № 2 со­гласно двум последним цифрам своего шифра, причем по го­ризонтали берется последняя цифра, а по вертикали — пред­последняя. Студент выполняет контрольную работу письмен­но и присылает ее в институт на проверку. Работа зачитывает­ся после устного собеседования. Собеседование проводится в любое удобное для студента время, но не позднее чем за два-три дня до начала сессии.

При выполнении контрольных вопросов по теме «Основы учения о клетке» обратите особое внимание на строение клетки и ее органоидов в световом и в электронном микро­скопах. Описывая отдельные органоиды, укажите их суб­микроскопическое строение, химический состав и выполняе­мые функции. Особенно тщательно рассмотрите пигменты пластид. Излагая материал о продуктах жизнедеятельности клетки, обратите внимание на места их отложения в клетке, в тканях, обязательно приведите примеры растений.

При описании разных типов тканей отметьте своеобразие их строения и функций, местонахождение в теле растений. Тщательно излагайте материал по проводящим пучкам: от­крытым и закрытым — по наличию камбия; коллатеральным, концентрическим и радиальным — по расположению луба и древесины. Указывайте ткани, входящие в их состав.

При ответе на вопросы по вегетативным органам расте­ний детально описывайте их внутреннее строение, последова­тельность расположения тканей и их роль в жизни растения. Детально излагайте материал по морфологии растений, при­водите больше конкретных примеров растений и примеры ис­пользования вегетативных органов растений и их метаморфо­зов в практике сельского хозяйства.

При изложении вопросов по теме «Цветок», «Плоды и се­мена» четко раскрывайте поставленный вопрос, приводите примеры строения цветков и плодов растений различных се­мейств. Особенно внимательно отнеситесь к вопросам по раз­витию цветка и его органов, описанию микроспорогенеза и мегаспорогенеза, двойного оплодотворения. Ответы иллюст­рируйте рисунками.

Таблица 1



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.