Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы фитогеографии и экологии растений

1.География растений как наука, ее разделы. Понятие о
флоре и растительности.

2.Флористическая география. Ареал и его типы. Флорис­тические царства.

3.Экологическая география. Влияние на растение раз­личных экологических факторов: воды, температуры, света,ветра, почвы, рельефа, биотических факторов.

4.Фитоценология (учение о растительных сообществах).
Признаки растительных сообществ.

5.Типы растительного покрова. Краткая характеристика
растительных зон России: тундра и лесотундра, лесная зона
и лесостепь, степная зона, полупустыни и пустыни. Субтро­пическая зона России. Кормовая база для домашних животных
в различных зонах страны. Охрана и рациональное использо­вание растительных ресурсов с учетом зональных особеннос­тей.

6.Вертикальная зональность. Растительность гор.

7.Основные принципы охраны растений.

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

Ниже приводятся 100 вариантов контрольной работы. Студент выполняет задание того варианта, номер которого соответствует последней цифре личного шифра, обозначенной по горизонтали, и предпоследней — по вертикали. Некоторые вопросы контрольной работы могут быть заменены при выда­че индивидуального задания после чтения лекции на I курсе.

При оформлении контрольной работы следует выполнять общие требования, которые изложены в начале методических указаний. Весь программный материал разбит на 98 вопросов. В каждом варианте имеется 9 вопросов, которые охватывают различные разделы курса. Как правило, во всех вариантах первые и вторые вопросы относятся или к общим вопросам систематики растений, или к низшим растениям, третьи и четвертые --к архегониальным растениям, с пятого по вось­мой -- к цветковым, девятые касаются ботанической геогра­фии.

Контрольные вопросы носят различный характер. Неко­торые задания затрагивают ботанические понятия (гаметофит, спорофит, зигота, спора и другие). Обычно в конце учебника имеется предметный указатель, пользуясь которым можно найти соответствующий раздел и дать краткий ответ на вопрос, кроме того, выше указано, к какому разделу от­носятся вопросы.

Если речь идет о систематическом положении вида рас­тения, то указываются таксономические (систематические) единицы более высокого ранга, к которым он относится: род, семейство, порядок, класс, отдел.

Большое внимание в контрольных заданиях уделяется ха­рактеристике условий местообитания растений. При описа­нии внешнего строения растения и его биологии (особенно оплодотворения, размножения) следует подчеркнуть приспо­собленность к условиям существования.

Если речь идет о какой-либо экологической группе рас­тений (бентосные или планктонные водоросли) или расте­ния с одинаковым способом питания (грибы-паразиты, грибы-сапрофиты), то в ответе следует рассмотреть несколько организмов, которые описаны в одном из учебников основ­ного списка литературы, а не ограничиваться одним — двумя примерами.

В контрольных заданиях имеется много вопросов сравни­тельного характера. В таком случае надо не просто описать два растения или два явления, а отметить черты сходства и различия и показать более совершенный тип строения.

При описании жизненного цикла архегониальных расте­ний должно быть четко показано чередование двух поколе­ний: гаметофита (половое поколение) и спорофита (бесполое поколение), а также отмечено преобладающее поколение.

Если в задании требуется описать эволюцию гаметофита или спорофита у определенной группы растений, то прежде всего следует указать, какие растения входят в эту группу, какое строение имеет гаметофит или спорофит, а также отме­тить, совершенствуется или упрощается их строение в процес­се эволюции, с чем это связано.

В каждом варианте имеется задание по характеристике определенного семейства цветковых растений. Семейство следует характеризовать по следующему плану:

1.Географическое распространение и среда обитания се­мейства.

2. Жизненные формы (деревья, кустарники, полукустар­ники, травы и другие) представителей семейства.

3. Подземные органы (тип системы, видоизменения корней
и побегов) на конкретных примерах.

4. Надземные органы: стебли, листья и листорасположение,
цветок (дать описание и формулу) и плод на конкретных при­
мерах.

5. Представители и их практическое значение по группам:
зерновые, плодовые, ягодные, овощные, технические, кормо­вые, лекарственные, сорные, ядовитые, декоративные, медо­носные.

6. Рациональное использование и охрана растений дан­
ной группы. В список включаются наиболее важные растения. Видовые названия растений даются на латинском и русском языках.

В некоторых вопросах требуется привести примеры ра­стений, имеющих определенное практическое значение (ядо­витые, лекарственные, овощные, плодовые и другие). За ос­нову берутся семейства, которые указаны в «Списке основных семейств и видов растений», желательно использовать также и растения других семейств, руководствуясь учебником.

Ниже приводим пример характеристики семейства Бо­бовых по вышеуказанному плану.

1—2. Семейство Бобовые - Leguminosae, или Мотылько­вые - Papilionaceae, насчитывает около 12 тысян видов. В северных районах произрастания распространены деревья, кустарники, лианы, а в горах -- многолетние и однолетние травы. Большинство трав сосредоточено в умеренном и хо­лодном климате; деревья и кустарники приурочены к тропи­ческим и субтропическим районам.

3. В почве развивается стержневая корневая система с корневыми клубеньками.

4. Стебли прямостоячие, приподнимающиеся или ползучие, травянистые, деревянистые или полуодревесневшие. Листья редко простые (верблюжья колючка), чаще - сложные: тройча­тые (многие клевера, люцерна), или перистые — парнопери­стые (чина, желтая акация), или непарноперистые (белая акация, астрагал), реже пальчатосложные (люпин). Листья с прилистниками, которые иногда превращаются в колючки (желтая и белая акации), иногда имеются усики. Листорас­положение — очередное, иногда бывает розетка из прикорне­вых листьев.

Соцветия разнообразные: головка (клевер), кисть (лю­пин, эспарцет), метелка (донник). Цветок неправильный зи­гоморфный, мотылькового типа. Части цветка чаще всего представлены такими органами: чашечка сростнолистная, пятизубчатая, правильная или зигоморфная (двугубая). Мо­тыльковый венчик состоит из 5 лепестков: крупный верхний лепесток (флаг или парус), два боковых лепестка называ­ются веслами или крыльями, а два нижних срастаются от­части и образуют лодочку, у клевера все лепестки внизу сра­стаются и образуют трубочку.

Тычинок десять, чаще всего 9 тычинок срастаются, а одна свободная -двубратственный андроцей, иногда андроцей однобратственный — когда все тычинки срастаются (люпин, дрок), у некоторых представителей все 10 тычинок свободные (термопсис, софора). Завязь верхняя, одногнездная. Гинецей из одного плодолистика.

Цветки с двубратственным андроцеем.

Плод — боб, сухой, либо многосемянный, растрескивается по створкам (горох, фасоль), либо многосемянный, дробный (вязель), либо односемянный (клевер, эспарцет). Семена содержат большое количество белка — от 30 до 60%.

5. Далее следует перечислить представителей по хозяйст­венно ценным группам: Пищевые и кормовые бобовые:

Горох посевной — Pisum sativum

полевой — Pisum arvense

Соя щетинистая — Glycine hispida

Фасоль обыкновенная — Phaseolus vulgaris

Земляной орех подземный — Arachis hypogea

Клевер луговой - Trifolium pretense

розовый — Trifolium hybridum

ползучий — Trifolium repens Люцерна серповидная — Medicago falcata Вика волосистая — Vicia hirsuta

« посевная — Vicia saliva Горошек мышиный — Vicia cracca Горошек заборный — Vicia sepium Конские бобы — Faba bona

Далее следует перечислить медоносные, декоративные, лекарственные, сидеральные (используются как зеленые удобрения, люпин), бобовые растения.

6. В заключение отмечаются некоторые мероприятия по охране и рациональному использованию этих растений.

Ботаническая характеристика определенного растения может быть составлена по плану, в котором дается описание вегетативных (корень, стебель, лист) и генеративных (цветок, плод) органов растений. После ботанической характеристики растения приводятся указанные рисунки и схемы.

Почти во всех контрольных заданиях имеются вопросы, касающиеся характеристики отдельных органов цветковых растений. При ответе на эти вопросы за основу берутся рас­тения из семейств, указанных в «Списке важнейших расте­ний», но это не исключает возможности рассмотрения мор­фологического разнообразия органов на примере растений других семейств.

Последние вопросы в контрольных работах посвящены элементам ботанической географии растений. Для ответов на эти вопросы следует пользоваться пособиями по охране при­роды, а также учебниками по геоботанике и географии ра­стений.

Описывая растительность определенной зоны или какой-либо экологический фактор, следует освещать вопросы охра­ны природы.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.