Сделай Сам Свою Работу на 5

Следы транспортных средств

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей ТС; в) отделившиеся от ТС части и детали (следы-предметы).

Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ1, что будет представлять собой не трасоло­гическое, а материаловедческое исследование.

Следы ТС важны при расследовании ДТП, а также преступлений, в ходе которых ТС использовалось для вывоза похищенного, для прибы­тия и убытия с места преступления и т. д.

Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной тра-

1 Например, частицы грязи, осыпавшиеся с колеса автомобиля, горюче-смазочные вещества, краска, перенесенная на другой объект при ударе. Вместе с тем следы-вещества могут оставаться и на ТС: кровь пострадавшего, краска с другого автомобиля и т. п.


§ 7. Следы транспортных средств



сологии. Так, по следам ходовой части, выступающх частей, по отде­лившимся деталям и частям может быть идентифицировано ТС (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего со­бытия: определять направление и режим движения; место столкнове­ния (наезда); угол и линию столкновения и др.

Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необ­ходимо детально ознакомиться с категориями следов, изучаемых в транс­портной трасологии.

Следы ходовой частиоставляет безрельсовый транспорт (автомоби­ли, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наиболь­шей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изу­чением следов их ходовой части. При этом многие данные будут анало­гичны и для других ТС (мотоциклов, тракторов).

Следы качения возникают в результате поступательно-вращатель­ного движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения — при полной блокировке колес в процессе торможения.

Механизмы следов качения и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря по­ступательному движению происходит некоторая деформация, при кото­рой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между высту­пами.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы хо­довой части мбгут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы на­слоения бывают позитивными — от окрашенных выступающих час­тей, и негативными — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способ­ны передать не только объемную копию (модель) беговой части про­тектора, но и данные о боковых его частях.

По следам ходовой части определяют направленность и режим дви­жения (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наибо­лее благоприятных случаях проводят его отождествление.

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их сле­дам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных ко­лес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

Ширина колеи— это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спа­ренных колес. Следует отметить, что в следах ТС отображаются в ос­новном отпечатки задних колес, которые полностью или частично пере­крывают следы передних колес.

База автомобиля — это расстояние между осями передних и зад­них колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (рассто­яние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью).



Глава 14. Учение о следах (трасология)


Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.

Определив вид ТС, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие при­знаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, на­ружный диаметр колеса.

Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок про­тектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка за­меряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) со­ответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным ри­сунком.

Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска ТС.

При обнаружении ТС возможна его идентификация и по отображе­нию признаков дефектов протектора1 (рис. 14.13).

Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и ре­жима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

а) рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен
быть обращен открытой частью в сторону движения;

б) при движении ТС по сыпучему грунту частицы грунта располага­
ются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся кон­
цы которого направлены в сторону, противоположную направлению дви­
жения;

в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанно­
го сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли),
сходящей на нет;

г) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы после­
дних обращены в сторону движения (см. 1 на рис. 14.14);

д) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону дви­
жения (при отсутствии пробуксовки);

е) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь
зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения (см. 2
на рис. 14.14);

ж) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес (см. 3
на рис. 14.14);

з) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в
сторону движения (см. 4 на рис. 14.14);

и) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким кон­цом в сторону движения (см. 5 на рис. 14.14).

1 В подобных случаях отождествляется протектор, а не ТС,


§ 7. Следы транспортных средств



Рис. 14.13. Отождествление протектора колеса ТС по его следу: а — след,

оставленный на месте происшествия, б — проверяемый протектор, в —

гипсовый слепок, полученный со следа на месте происшествия. Цифрами

отмечены совпадающие участки рельефа

Рис. 14.14. Определение направления движения ТС по различным

признакам

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения), то их использу­ют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотех­ническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или


236 Глава 14. Учение о следах (трасология)

общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы ав­томобиля.

Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра.

Если на месте происшествия обнаружены следы ТС на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между сере­динами следов гусениц), ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и раз­меры следов грунтозацепа звена (трака).

Если следы оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, теле­ги, арбы), то замеры проводят те же, что и для следов автомобиля. Одна­ко при оценке полученных результатов учитывают, что измеренная ши­рина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси.

Наряду с этим фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) по­зволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется иденти­фикация животного.

Следы ходовой части ТС фиксируют так же, как следы ног челове­ка. Значительный по протяженности след фотографируют методом ли­нейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выра­женным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масш­табной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобрази­лись индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40 х 40 см, иначе он может сло­маться. Поэтому участок следа огораживают.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасполо­жение следов. Затем — сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходо­вой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели оставлен след; тип (марка, мо­дель) ТС, оставившего следы на месте происшествия; в каком направле­нии двигалось ТС, оставившее следы; не образован ли след данной ши­ной; какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставле­ны следы на одежде потерпевшего.

Если задачей трасологической экспертизы является отождествле­ние по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представ­ление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется


§ 7. Следы транспортных средств



направлять на исследование ТС своим ходом, поскольку во время про­бега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. По­этому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих иссле­дованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному ото­бразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2—3 оборота колеса. Полученные сле­ды внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих ото­бражение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слеп­ках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гип­совые слепки.

Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы по­лучаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были зафиксированы на месте происше­ствия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пуль­веризатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сто­рона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

Отделившиеся детали и части,обнаруженные на месте происше­ствия, используются для розыска ТС, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.

Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппи­рованы следующим образом:

1) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклян­ных составных частей ТС;

2) кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;

3) обломки частей ТС;

4) составные части или крепежные детали отдельных узлов.
Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип,

модель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные в совокупности с другими используют для его ро­зыска. Если в проверяемом ТС будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части.

Частицы лакокрасочного покрытия позволяют установить его ок­раску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаруже­ния автомобиля проводятся трасологическая и материаловедческая экс­пертизы.

В результате трасологическим путем удается установить совпаде­ние кусочков по линиям разделения и определить место, где раньше находилась краска.



Глава 14. Учение о следах (трасология)


При материаловедческих исследованиях сопоставляют химические и физические свойства лакокрасочного покрытия.

В качестве обломков частей ТС,обнаруживаемых на месте проис­шествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снару­жи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, до­полнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бам­пера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зави­симости от этого модель (марку) автомобиля. После установления ТС проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого со­ставляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть сохра­нившуюся на автомобиле.

Следы выступающих частей ТСявляются следами контактного вза­имодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкнове­нии двух и более автомобилей; при ударе по телу (одежде) пострадав­шего (наезд); при переезде через тело человека; при контакте ТС с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, огражде­ния и т. п.).

Следы контактного взаимодействия изучаются для установления ТС, скрывшегося с места происшествия, а также для реконструкции со­бытия дорожно-транспортного или иного происшествия, т. е. определе­ния, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

Говоря о таких следах, также различают следы статические и ди­намические. Первые образуются, когда сила удара гасится в момент кон­такта. Объемные статические следы отображают внешнее строение сле-дообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измере­ниях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины по­вторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

Статические поверхностные следы не связаны с изменением фор­мы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внеш­нее строение оставившей их. детали в двух измерениях — длина и ши­рина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, крас­ки, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопи-ровка частиц с воспринимающей поверхности).

Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося дви­жения хотя бы одного из ТС. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, насло­ений.

Для выявления и анализа следов автомобиль осматриваютв опре­деленной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицов­ка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем — левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, ба­гажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность,


§ 7. Следы транспортных средств



после чего — крышу и наконец нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые уча­ствовали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при пере­езде человека — выступающие части переднего и заднего моста, под­дон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т. п.

При анализе следов столкновения ТС исходят из того, что столкно­вения могут быть: а) встречные; б) попутные; в) угловые (движение под углом друг к другу).

Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом ТС практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового являет­ся перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся ТС перпендикулярны).

В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последую­щего контактов — соударение, опрокидывание и т. п.

Следы первичного контакта возникают от внедрения одного ТС в другое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в определенном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения наибольшей деформации металла.

Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделе­ние контрпары следов — участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, раз­меров и высоты от дорожного покрытия.

Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происше­ствия составить представление о том, какие следы на одном ТС остав­лены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она- оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грун­товки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на бо­ковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой ав­томобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) авто­мобиля, на котором осталась царапина.

При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а сле­довательно, ТС), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных ча­стиц от детали, сделавшей разрез.

Следы от выступающих частей ТС подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорож-

9 Криминалистика



Глава 14. Учение о следах (трасология)


ного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возмож­на схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

Со следов незначительных размеров, которые могут быть исполь­зованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера и т. п.

Слепки получают с помощью полимерных соединений и иных плас­тических масс. Отпечатки делают с поверхностных следов одежды потер­певшего, отобразившихся на лакокрасочном покрытии ТС. Для этих це­лей используют кусочки липкой пленки (например, дактилоскопической).

Микрообъекты

Всовременной практике расследования все чаще применяется мик-ротрасологический анализ. Его объектами являются микроследы, мик­рочастицы1, микроколичества следов-веществ.

В качестве самостоятельных микроследовчаще всего фигурируют царапины, оставленные поверхностью очень малого размера. Например, на металлических частях портфеля типа "дипломат" могут быть образо­ваны царапины кончиком ножа, которым его пытались вскрыть. На мик­рофотоснимках этих следов удается обнаружить мельчайшие трассы от неровностей кончика ножа и по ним идентифицировать нож.

Наиболее часто с микроследамиприходится иметь дело, когда они изучаются как часть макроследов.К их исследованию переходят, когда макропризнаков оказывается недостаточно для идентификации. Напри­мер, в следе папиллярного узора отобразились всего 3—4 макроприз­нака: слияние линий, начало и окончание линий, расхождение линий. Такого количества совпадающих деталей явно мало для вывода о тож­дестве.

Для рассматриваемого примера это будут признаки пор: их нали­чие, форма, взаиморасположение (пороскопия) и контуры папиллярных линий: их начал, окончаний, краев (эджескопия). Добавив к совпадаю­щим макропризнакам значительное число микропризнаков, эксперт бу­дет вправе дать заключение о тождестве объектов.

Объектом трасологического исследования могут быть также и мик­рочастицы. Цель такого исследования — установить принадлежность ча­стицы определенному объекту как единому целому (установление цело­го по части). Малые размеры микрочастиц не являются препятствием для таких исследований, однако требуют специальных приемов иссле­дования и применения оптических приборов увеличения.

В дополнение к трасологическим исследованиям микрочастицы изу­чаются также материаловедческими методами (химическими, физичес­кими, биологическими) для определения природы вещества.

При следственном осмотре микрочастицы необходимо искать на орудиях преступления, на одежде, обуви, теле преступника и жерт-

1 Под микрочастицами предложено понимать такие объекты, ни одна из трех величин которых (длина, ширина, высота) не превышает 2 мм.


§ 8. Микрообъекты



вы; на носимых предметах (сумках, портфелях, зонтиках и др.); на ТС; на преградах, которые преодолевал преступник, и т. п.

Поиск микрочастиц — двухэтапное действие. Сначала осуществля­ется обнаружение и изъятие предметов, на которых ожидается нали­чие микрообъектов; затем приступают к их поиску (нередко в лабора­торных условиях).

Решающее значение для поиска имеет построение версии о том, какие и где микрообъекты следует искать. Подобное предположение должно быть основано на правильном представлении о событии пре­ступления, поведении преступника, его действиях, используемых ору­диях преступления и т. д. С учетом этого предполагают, с каких объек­тов и на какие должны были перейти микрообъекты: с места происше­ствия на одежду преступника, с одежды преступника на сиденье ТС, с одежды потерпевшей на одежду преступника и т. д.

Для обнаружения микрообъектов используют лупы разной кратнос­ти увеличения, лупы с подсветкой, источники сильного света и т. п. Осмотр производят в комнате, закрыв окна и двери. Осматриваемые предметы помещают на столе, покрытом белой гладкой бумагой или цел­лофановой пленкой.

Для изъятия микрочастиц применяют липкую ленту (в том числе дактопленку), мягкие кисти, поролоновые губки, пинцеты, скальпели, специальные портативные пылесосы со сменными фильтрами (решет­ками), магниты, диэлектрические палочки.

Обнаруженные и изъятые микрообъекты упаковывают в чистые пробирки, полиэтиленовые мешочки, в небольшие емкости с гермети­чески закрывающимися пробками.

Если при следственном осмотре микрообъекты обнаружить или изъять не удалось, то объект целиком (одежда, обувь, орудие преступ­ления) направляют в экспертное учреждение для квалифицированного осмотра и последующего экспертного исследования.

По микрочастицам веществ, обнаруженных на одежде неопознан­ного трупа, может быть установлена профессия или род занятий убито­го; место, где раньше находился потерпевший или откуда был переве­зен его труп. Микрочастицы позволяют судить о признаках одежды субъекта преступления, об использованных им орудиях, о профессии или занятиях преступника.

Особенно большое значение придается микрочастицам при анали­зе объективной стороны преступлений. С их помощью удается установить время и место преступного события. Для определения времени исследуют объекты биологического происхождения: микроорганизмы, развившие­ся на трупе; найденную на трупе пыльцу растения с учетом периода его цветения. Место определяют по наличию на одежде (теле) потерпевшего или подозреваемого частиц грунта, краски, иных загрязнений с опреде­ленного участка местности; микрочастиц с вещной обстановки места происшествия. И наоборот, по наличию на месте происшествия частиц, отделившихся от одежды (микроволокна), обуви (загрязнений), от ТС (ла­кокрасочное покрытие, частицы фарного рассеивателя) судят о факте пребывания данных объектов в данном месте.



Глава 14. Учение о следах (трасология)


Обнаружение микрочастиц на различных участках места происше­ствия позволяет определить путь движения преступника (по волокнам, отделившимся от одежды, по частицам грязи с обуви и т. п.); место и способ его проникновения, пути ухода, перемещение вещей.

Важное значение придается микрочастицам при установлении факта контактного взаимодействия, что способствует расследованию таких преступлений, как изнасилование, убийство, причинение тяжких те­лесных повреждений. Факт контакта устанавливается по наличию мик­рочастиц, взаимоперешедших с одежды (обуви) двух и более лиц. Это могут быть волокна одежды, посторонние загрязнения, перешедшие с одежды потерпевшего на одежду преступника, и наоборот; частицы с орудия преступления, оставшиеся как на одежде преступника, так и на одежде и теле жертвы.

Не менее важно бывает установить по частицам факт контакта меж­ду лицом и иным (кроме одежды) предметом. Например: на свертке с деньгами, переданными в качестве взятки, обнаружены частицы, одно­родные с загрязнением из кармана одежды взяткодателя. О факте кон­такта ТС и пострадавшего свидетельствуют микрочастицы краски, сте­кол, пластмассы на одежде потерпевшего и микроволокна его одежды, микроколичества крови, мозгового вещества, костной и мышечной тка­ней, найденных на ТС.

Микрочастицы, обнаруживаемые на орудии преступления, позво­ляют установить факт его применения в данной ситуации. Так, на клин­ке ножа могут быть обнаружены волокна различных предметов одежды пострадавшего, а также частицы крови, клетки эпителия.

Микрочастицы позволяют определить факт пребывания лица в дан­ном ТС (например, в случае угона автомобиля); установить местонахож­дение каждого из людей в салоне (кабине) автомобиля, в том числе для выяснения вопроса, кто управлял ТС. С этой целью используют как во­локна, перешедшие с одежды на спинку сиденья кресла, так и частицы обивки (чехлов), обнаруженные на одежде, частицы грязи, осыпавшие­ся с обуви на пол салона.

Микрочастицы, изымаемые с места происшествия, помогают уста­навливать вещества, служившие средством поджога, взрывчатые веще­ства, наркотики, отравляющие вещества (в остатках пищи, на посуде).

В целом анализ природы микрочастиц и их локализации позволяет зачастую выяснить механизм происшедшего события, определить, ка­кие действия и в какой последовательности совершались на месте про­исшествия, какие при этом использовались средства и орудия, откуда прибыли и куда убыли преступники, и др.

 

Глава 15. Криминалистическое исследование оружия,

боеприпасов, взрывчатых веществ,

взрывных устройств и следов их применения

§ 1. Понятие судебной баллистики и ее значение для расследования преступлений

В Уголовном кодексе РФ, действующем с 1 января 1997 г., преступ­ным операциям с оружием посвящено несколько статей. Это ст. 222 "Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств", ст. 223 "Незаконное изготовление оружия", ст. 224 "Небреж­ное хранение оружия", ст. 225 "Ненадлежащее использование обязан­ностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрыв­ных устройств", ст. 226 "Хищение либо вымогательство оружия, бое­припасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств".

Эти преступления особенно опасны, когда совершаются организо­ванными преступными структурами. Оружие применяют при соверше­нии особо тяжких преступлений: убийства, бандитизма, разбоя и т. п.

Расследование любого из приведенных преступлений требует зна­ния того, что составляет содержание такого раздела криминалистичес­кой техники, который именуется судебной баллистикой; знания возмож­ностей судебно-баллистической экспертизы, призванной решать в про­цессе расследования и раскрытия преступлений технические вопросы, связанные с огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми ве­ществами (ВВ) и взрывными устройствами (ВУ).

Судебная баллистика — раздел криминалистики, изучающий тех­нические вопросы, возникающие при расследовании преступлений, свя­занных с применением (а также ношением, хранением, изготовлением, сбытом, хищением либо вымогательством) огнестрельного оружия и бое­припасов к нему, а также ВВ и ВУ. Судебная баллистика включает тех­нические сведения, относящиеся к огнестрельному оружию, боеприпа­сам и следам их применения; разрабатывает рекомендации по примене­нию методов и средств обнаружения этих объектов, их изъятия и иссле­дования; цель — установить обстоятельства, имеющие существенное значение для расследования, раскрытия и предупреждения преступле­ний.

Баллистика — это военно-техническая наука о движении снаряда. Она подразделяется на внутреннюю, изучающую движение снаряда в канале ствола, и внешнюю — полет снаряда после выхода из канала ствола или пускового устройства. Поэтому термин "судебная баллисти­ка" в значительной мере условен, он удобен тем, что позволяет опреде­лить направленность излагаемых сведений.

Основой для создания судебной баллистики послужили как положе­ния общей баллистики, так и сведения из других военных наук (матери-


244 Глава 15. Криминалистическое исследование оружия

Объекты


Ручное

огнестрельное

оружие


Боеприпасы


Следы выстрела


 


Боевое


Патроны


Части патронов


На одежде


 


Гражданское


Пули


На теле


 


Охотничье

Учебно-спортивное


Гильзы

Капсюли


На иных преградах


 


Криминальное


Дробь Картечь


Пороха

Пыжи

Прокладки

Схема 15.1.Объекты судебной баллистики

альная часть оружия, конструирование оружия и др.). В судебной бал­листике отражены основные положения трасологии, касающиеся меха­низма возникновения следов, идентификации объекта по следам. Она тесно связана с судебной медициной — в области исследования огне­стрельных повреждений на одежде и теле человека.

Объектами судебного баллистического исследования являются:

а) ручное огнестрельное оружие и его части;

б) патроны к ручному огнестрельному оружию — как снаряженные,
так и их компоненты, в том числе выстреленные пули, стреляные гиль­
зы, дробь, картечь, пыжи, прокладки, порох и т. п.;

в) следы-повреждения при поражении из ручного огнестрельного
оружия;

г) иные боеприпасы (гранаты, мины), их части, следы их примене­
ния;

д) ВУ, ВВ и следы их применения.

Задачи, решаемые при баллистических исследованиях, делятся, как и в других отраслях криминалистической техники, на две категории: идентификационные и диагностические. К первым относятся: отождеств­ление оружия по стреляным пулям, гильзам, дроби; установление груп­повой принадлежности, в том числе общего источника происхождения боеприпасов, их компонентов, частей; идентификация путем установле­ния целого по части (пуля и гильза, пыж и часть бумажного листа).


§ 2. Криминалистическое исследование огнестрельного оружия



К диагностическим относятся: а) задачи, связанные с определением соответствия объекта заданным характеристикам: является ли данный объект огнестрельным оружием; исправно ли огнестрельное оружие ипригодно ли оно для производства выстрелов; возможен ли из данного оружия выстрел бе'з нажатия на спусковой крючок; является ли данный объект взрывным устройством и т. п.; б) задачи по выяснению механизма происшедшего события: установление факта производства выстрела; определение его направленности и дистанции; установление места выс­трела, места взрыва ит. п. (схема 15.1).

Баллистическое исследование позволяет установить факты, необ­ходимые для надлежащей квалификации преступления. С помощью кри­миналистических исследований оружия, боеприпасов и следов выстре­ла выясняют сущность происшедшего события, определяют место, вре­мя, способ его совершения; устанавливают причинную связь между дей­ствиями и последствиями (количество произведенных выстрелов, их очередность и т. д.). При наличии повреждений на теле и одежде живых лиц и трупов проводится комплексное судебно-баллистическое и судеб­но-медицинское исследование.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.