Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 11. Репрезентация тендерных отношений в культурных нарративах

Понятие репрезентации. Л.Малви и теория мужского взгля­да. Тендер и художественные жанры. Дискуссия о порногра­фии. Репрезентация женщин в российской художественной культуре. Образы советских мужчин и женщин и их пост-со­ветская трансформация. Мужчины и женщины на страницах массовой периодики. Консьюмеризм как способ конструирова­ния тендерных различий: реклама.

 

Литература

1. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе // Тендерные исследования. 2000. № 4. С.246-265.

2. Ушакин С. Видимость мужественности // Женщина не су­ществует: Современные исследования полового различия. Под ред.И.Аристарховой. Сыктывкар: Центр женских исследований (ИСИТО). 1999. С.116-131.

3. Ballasher R., Beetham M., Frazer E., Hebron S. Women's worlds: Ideology, femininity and the woman's magazine. Macmillan, 1991.

4. Bordo S. Unbearable Weight: Feminism, Western Culture, and the Body. Berkeley: University of California Press, 1993

5. Dijkstra B. Idols of Perversity. Fantasies of Feminine Evil in Fin-de-Siecle Culture. New York, Oxford: Oxford University Press, 1986;

6. Heldt B. Gynoglasnost: Writing the Feminine // Buckley Mary(ed.) Perestroika and Soviet Women Cambridge University Press, 1992;

7. Hubbs J. Mother Russia. The feminine myth in Russian culture. Bloomington: Indiana University Press, 1993.

8. Mulvey L. Visual pleasure and narrative cinema // Sreen, 1975.

9. Radway J.A. Reading the Romance. Women, Patriarchy, and Popular Literature. London, New York: Verso. 1984

10. Snitow A.B. Mass Market Romance: Pornography for Women is Different // Desire: The Politics of Sexuality. Eds.: A.Snitow,C.Stansell, S.Thompson. London: Virago, 1984. P.258-275.

11. Winship J. Inside Women's Magazines. New York: Pandora, 1987.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ

 

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Основные понятия

Пол; тендер; биологический и социальный пол; социальная стратификация; половая асимметрия и властные отношения; тен­дерные исследования и исследования женщин; феминизм; феми­нистская методология.

 

Цель занятия

Цель занятия состоит в том, чтобы предварительно ознако­мить слушателя с содержанием и основными задачами курса. Дать определение базового понятия «гендер» и познакомить с различ­ными точками зрения на его содержание. Дать краткий обзор ис­тории возникновения женских и тендерных исследований на За­паде и в России. Предупредить об основных методологических и идеологических проблемах, возникающих в контексте тендерной социологии.



 

Рекомендации

Вводное занятие по данному курсу необходимо потому, что сама дисциплина в контексте российского высшего образования все еще переживает период становления. Преподавателю следует объяс­нить слушателям, почему в российской академической традиции используется англоязычный по своему происхождению термин.

Особое внимание следует обратить на то, что термин может интерпретироваться по-разному. Его изначальный смысл заклю­чался в том, чтобы противопоставить «гендер» как социальный пол биологическому полу, и показать, что отношения между муж­чинами и женщинами не детерминируются «природой», но опре­деляются социально, и, следовательно, могут быть изменены. Сле­дует затем познакомить слушателей с позднейшей критикой такого подхода, предполагающего наличие четко выраженной дихотомии между биологическим и социальным.

Следует специально остановиться на том, как тендерные ис­следования возникли в России и объяснить основные различия между традициями «тендерных исследований» и «феминологии».

Поскольку курс имеет особую идеологическую окраску, сле­дует предупредить слушателей о том, что проблематика курса служит предметом интенсивной полемики, далеко выходящей за пре­делы академических учреждений и практик. На этом этапе следует дать самое общее представление о смысле термина феминизм, и объяснить, почему феминистские дискурсы имеют важное значе­ние для изучения социологии пола.

 

 

ТЕМА 1. ТЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС

В КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

 

Основные понятия

Эссенциализм; общественное разделение труда; социологизм; женская культура; проблемы тела; структурно-функциональный подход; нуклеарная семья; инструментальная и экспрессивная функции; семья как социальная система; этнометодология; драма­тургический интеракционизм; археологический метод.

 

Цель лекции

Дать слушателям общее представление о том, как проблемы тендерной асимметрии воспринимались и описывались классика­ми социальной теории. Обзорно познакомить их с подходами Дюр-кгейма, Зиммеля, Парсонса и других структурных функционалис­тов. Показать теоретический контекст, на фоне которого возникла тендерная социология.

 

Рекомендации

Главная проблема этой лекции состоит в ее обзорном харак­тере - слушателям предстоит услышать ряд имен и воззрений, ко­торые, возможно, им не всегда хорошо знакомы. Поэтому надо выбрать такую форму представления материала, чтобы экономно, в нескольких фразах пояснить, в чем специфика трактовки тен­дерных отношений каждым из упоминаемых авторов, а также в чем ее сильные и слабые стороны.

Наиболее детального рассмотрения заслуживает структурный функционализм, наиболее влиятельная теория семейных отноше­ний в социальной мысли второй половины XX века. Здесь следует остановиться на том, в чем Парсонс видел значение семьи для индивидуума и для общества в целом, как и почему различаются роли мужчин и женщин в семье. Важно упомянуть о том, что структурно-функциональный подход был также характерен для советс­кой социологии семьи, базировавшейся на представлениях о семье как общественно-полезном институте и главном объекте социаль­ной политики.

 

 

ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕМИНИЗМА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

 

Основные понятия

Суфражизм; феминизм первой и второй «волны»; эгалитаризм и автономия; либеральный феминизм; поло-ролевой подход в тен­дерных исследованиях; радикальный феминизм; публичное и при­ватное; общественный договор и половой контракт.

 

Цель лекции

Показать истоки развития феминистской мысли. Представить феминизм как особую социальную теорию. Дать представления о его эволюции от идеологии равноправия к изучению специфики женского социального опыта.

 

Рекомендации

Эта лекция, весьма насыщенная материалом, представляет со­бой, в первую очередь, общий обзор феминизма 1960-80-х гг. Од­нако начинать ее следует со значительно более ранних сюжетов, а именно борьбы за равные политические права и эмансипацию жен­щин.

Особое внимание следует уделить работе Симоны де Бовуар « Второй пол», которая впервые убедительно показала, что про­блемы женщин далеко выходят за рамки политико-эгалитаристс­кого дискурса. Следует подчеркнуть, что она ввела в научный оби­ход представление о женщинах как вечно «других» по отношению к доминирующему философскому дискурсу. Подчеркнуть, что ее работа оказалась поворотной в осмыслении женской субъект-ности.

Опираясь на работу К.Пэйтман «Половой контракт», следует показать, что само понятие «политических прав» было сформиро­вано на основании исключения женщин как политических субъек­тов, ибо ключевое для либеральной политической мысли понятие «общественный договор» базировалось на разделении публичной и приватной сферы, при этом женщины заключались в последнюю и в «общественном договоре» фактически не участвовали.

Следует показать, как радикальный феминизм проблематизи-ровал аспекты, находящиеся вне сферы внимания либеральной мысли. Объяснить смысл лозунга «Личное есть политическое» и показать новые аспекты тендерных исследований, связанные со «специфически женскими» проблемами. Разъяснить смысл выде­ления феминизма «первой» и «второй» волны.

 

 

ТЕМА 3. МАРКСИЗМ И ТЕНДЕРНАЯ ТЕОРИЯ

 

Основные понятия

Класс; патриархат; разделение труда; способ производства; материализм; исторический подход; классовое угнетение; капита­лизм; теория двух систем; воспроизводство социальных отноше­ний; классовая борьба; дискуссия о домашней работе.

 

Цель лекции

Проследить взаимоотношения марксизма с феминистской мыслью. Показать сильные и слабые стороны марксистского и социалистического феминизма. Очертить возможности примене­ния марксистского категориального аппарата в тендерных иссле­дованиях.

 

Рекомендации

В этой лекции речь идет о непростых взаимоотношениях двух теорий, обе из которых основаны на критике существующих об­щественных отношений и открыто защищают интересы угнетен­ных социальных групп. Следует уделить достаточное внимание работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и объяснить слушателям, почему она до сих пор упоминается многими современными авторами. При этом стоит обратить внимание на то, что ортодоксальный марксизм в лице Энгельса был достаточно враждебен по отношению к семье как института, а отнюдь не считал ее «ячейкой общества». Отметить, что Энгельс впервые попытался найти не эссенциалистское, а со­циально-историческое основание для тендерного неравенства.

Обратить внимание на развернувшуюся в 1970-е годы дис­куссию о роли домашней работы в воспроизводстве капиталистических и патриархатных общественных отношений. Сравнить марк­систские и феминистские аргументы по поводу того, кто выигры­вает от того, что домашнюю работу выполняют именно женщины и она остается неоплаченной.

Далее следует раскрыть содержание «теории двух систем», описывающей взаимоотношения двух структур угнетения — пат­риархата и капитализма. Важно иметь в виду, что в объяснениях, сделанных с марксистских позиций, борьба за права женщин все­гда оказывается подчиненной классовой борьбе. Недостатки мар­ксистского анализа применительно к тендерным отношениям хо­рошо раскрыты в работе Х.Хартманн «Несчастный брак марксизма с феминизмом: в поисках более прогрессивного союза». Следует выделить аргументы Хартманн по поводу «гендерной слепоты» марксистских категорий. Особо стоит остановиться на современ­ных взаимоотношениях марксизма и материалистического феминизма.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.