Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 4. ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФЕМИНИСТСКУЮ ТЕОРИЮ





 

Основные понятия.

Бессознательное; эдипов комплекс; зависть к фаллосу; до-эди­пова стадия развития; материнство; суперэго; комплекс кастрации; либидо; сексуальность; мазохизм; нарциссизм; табу инцеста; ан-дрогинность; идентификация; jouissanse.

 

Цель лекции

Показать влияние теории Фрейда на представления о поло­вых различиях. Очертить основные направления критики психо­анализа. Познакомить с ключевыми идеями психоаналитического феминизма.

 

Рекомендации

Слушателям стоит вкратце напомнить основные тезисы Фрей-довой теории развития мужественности и женственности. Обра­тить при этом внимание на то, что классический психоанализ счи­тает психологическое развитие девочек более проблемным, чем мальчиков. При этом следует иметь в виду, что работы самого Фрейда значительно более осторожны в описании «женской сущности», чем труды некоторых его последователей. Подчеркнуть, что психоанализ имел очень сильное влияние как на обыденное созна­ние, так и социальную теорию. Познакомить с основными направ­лениями его критики.

Показывать современное развитие психоаналитической тео­рии применительно к тендерным исследованиям лучше всего на примере таких авторов, как Ж. Лакан, Н.Ходоров, Д. Диннерштейн, К.Гиллиган, Л.Ирригари. Следует обратить внимание на трактов­ку Взгляда у Лакана. Показать перемещение фокуса внимания на до-эдипову стадию развития в работах Диннерштейн и Ходоров и связанное с этим новое прочтение теории сексуального и психи­ческого развития мужчин и женщин.



Закончить лекцию целесообразно очерком развития психоана­литического направления в феминизме после Ходоров. Особый ин­терес представляют попытки синтеза психоанализа с пост-структу­рализмом. Обратить внимание на возможности психоанализа применительно к исследованию явлений культуры.

 

 

ТЕМА 5. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕНДЕРНОЙ ТЕОРИИ И ТЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Основные понятия

Пост-модернизм; пост-структурализм; телесный материализм; третья волна в феминизме; пост-колониальный феминизм; феми­низм различия; этничность; социальный конструктивизм; феми­нистская эпистемология; теория stand-point; рационалистический субъект познания; дихотомические категории.



 

Цель лекции

Объяснить причины возникновения «третьей волны» в феми­низме. Показать неразделимость этнической и гендерной идентич­ности. Познакомить с основами феминистской эпистемологии.

 

Рекомендации

Эта лекция имеет довольно сложную структуру и стоит обра­тить особое внимание на логику изложения. Прежде всего, следу­ет обратиться к критике либерального и радикального феминизма 1960-80-х гг. Объяснить, почему эта критика исходила прежде всего

от представительниц «цветного феминизма». Дать краткий очерк наиболее влиятельных работ «черного феминизма» - прежде все­го, белл хуке и Дж. Лорбер.

После этого закономерно будет перейти к эпистемологичес­кой части лекции. Теория stand-point наглядно показывает зави­симость познания от социальной локации познающего субъекта. Здесь уместно будет привести основные аргументы феминистс­кой критики классической философии и «фаллологоцентризма».

Опираясь на работы Д.Смит, Дж.Батлер, Ю.Кристевой, Р.Брай-дотти можно раскрыть специфику «женского познающего субъек­та». Стоит обратить внимание на понятие «номадической субъек-тности» у Рози Брайдотти, а также на синтез семиотики и психоанализа у Юлии Кристевой.

 

 

ТЕМА 6. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГЕНДЕРНОЙ СИСТЕМЫ

 

Основные понятия

Гендерная система; тендерный порядок; тендерный режим; государство как субъект гендерной политики; индустриальная мо­билизация; эмансипация женщин; социализация домашнего тру­да; тендерный контракт «работающая мать»; «бесполый сексизм».



 

Цель лекции

Ввести понятие гендерной системы, тендерного порядка, тен­дерных контрактов. Показать трансформацию первоначальной ген­дерной политики большевистского режима. Дать анализ пост-со­ветского тендерного порядка.

 

Рекомендации

Особенность этой лекции состоит в сочетании достаточно сложной теоретической части с обилием исторического и друго­го рода эмпирического материала. При объяснении понятия «ген-дерная система» и связанных с ним понятий «гендерный поря­док», «тендерные контракты», «тендерные режимы» лучше всего опираться на работы Р.Коннелла и К.Пэйтман. Следует обратить внимание на характеристики, которые Коннелл дает различным социальным системам и институтам с точки зрения тендерного анализа.

Затем этот категориальный аппарат применяется к анализу российской тендерной системы: сначала советской, потом пост­советской. Здесь не обойтись без исторического обзора, с помо­щью которого можно проиллюстрировать различные этапы эво­люции российской гендерной системы. Удобнее всего это делать, выбрав в качестве вех соответствующие законодательные акты. Очень важно показать, что изначальная «эмансипационная про­грамма» большевиков имела утилитарный характер: женщины ос­вобождались с тем, чтобы служить не патриархальной семье, а государству.

Следует остановиться на «контрреформах» 1930-х гг.: запре­те абортов, усложнении процедуры развода, мерах по укреплению семьи и т.п. Охарактеризовать основной смысл предвоенной и пос­левоенной гендерной политики государства. Раскрыть содержа­ние базовых тендерных контрактов для мужчин и женщин.

Важно затем показать, как изменились эти контракты в пост­советское десятилетие, как социально-экономическая трансфор­мация повлияла на нормативные образцы мужественности и жен­ственности. Особенного внимания заслуживают изменение государственной политики, ситуация на рынке труда и медиа-реп­резентации.

 

 

ТЕМА 7. ТЕНДЕР И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

 

Основные понятия

Национальная и тендерная идентичность; нация как общее происхождение (Volknation); нация как культурное единство (Kulturnation); нация как общее гражданство (Staatnation); нацио­нальное государство; мультикультурщ>сть; гражданство; демогра­фическая политика; национализм; фундаментализм; ассимиляция; «качество нации»; глобализация.

 

Цепь лекции

Показать, как тендерные отношения влияют и подвергаются влиянию национальных проектов и процессов. Описать положе­ние женщин и мужчин как членов определенных этничностей. Дать анализ биологического и культурного воспроизводства нацио­нальных и гендерных систем.

Рекомендации

Эта лекция носит междисциплинарный характер и требует привлечения материала из этнологии и политологии. Поскольку тема ее касается весьма обширного круга проблем, важно выде­лить определенные фокусы, вокруг которых может быть органи­зован материал. Такими фокусами могут быть три разные трак­товки феномена нации и национальной принадлежности: биологическая, культурная и гражданская. Важно, чтобы слуша­тели усвоили содержание гендерных ролей в рамках каждого из этих представлений, при этом не упуская из виду, что все они, в свою очередь, состоят из различных, часто противоречивых дис­курсов.

Необходимо принимать во внимание, что тема данной лек­ции может восприниматься кем-то из слушателей личностно, по­этому при ее изложении необходимо особенная корректность и де­ликатность. Слушателям не мешает напомнить, что Россия -многонациональная страна, и представление о гендерных режи­мах на примере лишь численно доминирующей национальности неизменно будет односторонним. Особого внимания заслуживает тема вооруженных конфликтов на национальной почве.

Центральным понятием лекции является гендерная и нацио­нальная идентичность. Следует разъяснить слушателям, что такое «политика идентичности». Наиболее выпукло пересечение генде-ра и национальности выглядит на примере тоталитарных и фунда­менталистских политических режимов XX века. Важно четко раз­вести понятия «национальность» и «этничность» и показать их социально-исторический смысл.

 

 

ТЕМА 8. СОЦИОЛОГИЯ МАСКУЛИННОСТИ

 

Основные понятия

Гегемонная маскулинность; несостоявшаяся маскулинность; гетеросексуальность; гомофобия; роль «кормильца»; агрессив­ность; автономия; доминирование; нормативное поведение; реп­резентация маскулинности; мизогиния; исключение другого; тен­дерное напряжение.

 

Цель лекции

Раскрыть содержание понятия «маскулинность». Определить конфигурацию гегемонной маскулинности. Рассмотреть основные сценарии «мужской роли» в пост-советском историческом кон­тексте.

 

Рекомендация

Прежде всего, следует объяснить слушателям, что маскулин­ность (или мужественность), как и женственность, является куль­турным конструктом, а не биологической данностью. Маскулин­ность и мужественность в сложившейся традиции научного словоупотребления являются синонимами. Следует познакомить их с основными социологическими подходами к определению со­держания маскулинности: эссенциалистским, структурно-функци­ональным и конструктивистским. Обратить внимание на укоре­ненность эссенциалистского подхода в обыденном сознании.

Центральным понятием лекции является «гегемонная мас­кулинность». Раскрывать его лучше всего на примере работ Ро­берта Коннелла. Главная сложность, которая может возникнуть при развитии темы лекции - это множественность понятия мас­кулинность, позволяющая говорить о «маскулинностях» во мно­жественном числе. Важно обратить внимание на то, что гегемон­ная маскулинность иерархически организована и подразумевает подавление «отклоняющихся» маскулинностей - прежде всего, го­мосексуальной.

Применение теоретического материала, содержащегося в лек­ции, к анализу советской и пост-советской реальности затруднено недостатком исследовательского материала. Проще всего поэто­му сосредоточиться на репрезентации маскулинности, которая раз­работана несколько лучше. Это позволит также вовлечь слушате­лей в интерактивную деятельность и даст им возможность самостоятельно приводить примеры для анализа. Следует подчер­кнуть, что «мужская роль», хотя и является доминантной, отяго­щена огромным количеством проблем и ограничений, которые приводят к все возрастающему ролевому напряжению. Этот тезис можно наглядно проиллюстрировать статистическими данными о мужской смертности, алкоголизме, суицидах.

ТЕМА 9. ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.