Сделай Сам Свою Работу на 5

Сравнительная характеристика представителей

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ЗООЛОГИИ

 

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 540100

«Естественнонаучное образование»

(профиль образования бакалавров 540104 «Экология»)

 

Тула - 2009


Рецензент:

Доктор биологических наук, профессор А.А.Короткова

(ТГПУ им. Л.Н.Толстого)

 

Учебно-методическое пособие по зоологии

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 540100 «Естественнонаучное образование» (профиль образования бакалавров 540104 «Экология») / Авт.-сост. Н. П. Булухто, О. В. Швец, С. Н. Мамонтов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2009. – 70 с.

 

Предлагаемое пособие для студентов, обучающихся по на­правлению подготовки 540100 «Естественнонаучное образование» (профиль обра­зования бакалавров 540104 «Экология»), разработаны с целью повышения качест­ва самостоятельной работы по предмету и объективности при оценке знаний. Пособие содержит: теоретический минимум, указания к лабораторным занятиям, вопросы и задания к самостоятельной работе, вопросы для самоконтроля, в том числе и тестовые задания.

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Зоология занимает одно из центральных мест в научно-методической подготовке учителя-биолога. Основная цель – показать мир, живую природу в движении (развитии); выявить закономерности эволюции животного мира.

Изучение зоологии ставит следующие задачи:

· ознакомить студентов с содержанием зоологии как науки, изучающей морфо-физиологические особенности животных, их систематикой, биоразнообразием животного мира и различными идеями по поводу эволюции животных;

· показать значение зоологических исследований для практической деятельности человека в различных отраслях народного хозяйства (сельском хозяйстве, медицине, ветеринарии и др.);

· ознакомить студентов с современными методами зоологических исследований;

· развивать логическое и биологическое мышление студентов, вырабатывать у них учебно-практические умения и навыки, необходимые учителю биологии;



· способствовать экологическому образованию и воспитанию студентов;

· способствовать эстетическому воспитанию, показать красоту и гармонию животных форм в природе.

 

 

Тема 1. Введение. Предмет и задачи зоологии.

 

Зоология – наука о животных. Исторически современная зоология сложилась как система научных дисциплин о животных. В зоологии выделяют, с одной стороны, дисциплины, изучающие отдельные крупные систематические группы животных, а с другой – науки о строении, жизнедеятельности, развитии животных, их связях с окружающей средой, об их эволюции и др.

К первой группе зоологических дисциплин относятся: протозоология – наука об одноклеточных животных, гельминтология – наука о паразитических червях, малакология – наука о моллюсках, арахнология – наука о паукообразных, энтомология – наука о насекомых, ихтиология – наука о рыбах, герпетология – наука о земноводных и пресмыкающихся, орнитология – наука о птицах, териология, или маммология – наука о млекопитающих и др. Причем все эти науки объединяются в два раздела: зоологию позвоночных, изучающую всего один тип – хордовых, и зоологию беспозвоночных, исследующую все остальные 23 типа животных.

Ко второй группе зоологических дисциплин относятся: морфология животных, изучающая строение и преобразование формы, включающая также соподчиненные дисциплины, как цитология, гистология, анатомия, эмбриология, изучающие строение клеток, тканей, внутренних систем органов, индивидуальное развитие; физиология животных, изучающая жизненные процессы; экология, исследующая взаимосвязи животных с окружающей средой; зоогеография – наука о пространственном распределении животных на Земле; зоологическая систематика – наука о многообразии животных и их классификации; филогенетика животного мира – наука об историческом развитии животных.

Морская, пресноводная, почвенная зоологии входят как составные части в комплексные биологические науки: гидробиологию, педобиологию. К экологическому циклу дисциплин относятся: экологическая морфология и физиология животных, популяционная экология животных, этология – наука о поведении. Существует цикл наук об ископаемых животных – палеозоология и палеоэкология животных и др.

Прикладная зоология связана с практической деятельностью человека и включает такие дисциплины, как селекция животных, зоотехнология (разведение диких животных), сельскохозяйственная, лесная, медицинская зоологии, паразитология и др.

Основными систематическими категориями в классификации животного мира начиная с XIX в. приняты: тип, класс, отряд, семейство, род и вид. В дальнейшем прибавились высшие категории: разделы, царства. По мере усложнения системы животного мира понадобилось введение дополнительных систематических категорий, с приставкой под и над, например: надкласс, подкласс и т. п.

Царство Животные (Zoa)

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (Protozoa)

Тип Саркомастигофоры (Sarcomastigophora)

Тип Апикомплексы (Apicomplexa)

Тип Миксоспоридии (Myxozoa)

Тип Микроспоридии (Microspora)

Тип Инфузории (Ciliophora)

Тип Лабиринтулы (Labirinthomorpha)

Тип Асцетоспоридии (Ascetospora)

Подцарство Многоклеточные (Metazoa)

Надраздел Фагоцителлообразные (Phagocytellozoa)

Тип Пластинчатые (Placozoa)

Надраздел Паразои (Parazoa)

Тип Губки (Porifera, или Spongia)

Надраздел Эуметазои (Eumetazoa)

Раздел Лучистые (Radiata)

Тип Кишечнополостные (Coelenterata)

Тип Гребневики (Ctenophora)

Раздел Двустороннесиметричные (Bilateria)

Подраздел Бесполостные (Acoelomata)

Тип Плоские черви (Plathelminthes)

Тип Немательминты (Nemathelminthes)

Тип Немертины (Nemertini)

Подраздел Вторичнополостные (Coelomata)

Тип Кольчатые черви (Annelida)

Тип Моллюски (Mollusca)

Тип Онихофоры (Onychophora)

Тип Членистоногие (Arthropoda)

Тип Погонофоры (Pogonophora)

Тип Щупальцевые (Tentaculata)

Тип Щетинкочелюстные (Chaetognatha)

Тип Иглокожие (Echinodermata)

Тип Полухордовые (Hemichordata)

Тип Хордовые (Chordata)

 

Вопросы для самоподготовки

 

1. Что изучает зоология?

2. Перечислите дисциплины, изучающие отдельные систематические группы животных.

3. Что изучают морфология, физиология и экология животных?

4. Изучением каких проблем занимается прикладная зоология?

5. Какая наука изучает классификацию живых организмов?

6. Перечислите основные систематические категории в классификации животных

7. Назовите два подцарства животных.

8. Перечислите типы подцарства Простейших.

9. Перечислите типы подцарства Многоклеточных.

 

 

Тема 2. Подцарство Одноклеточные (Protozoa)

 

Теоретическая часть

 

К подцарству одноклеточных относят животных, тело которых состо­ит из одной клетки. Морфологически они сходны с клетками многокле­точных животных, но физиологически отличаются тем, что кроме обыч­ных функций клетки (обмен веществ, синтез белка и др.) они выполняют функции целостного организма (питание, движение, размножение, защи­та от неблагоприятных условий среды). Отдельные функции у многокле­точных организмов выполняются специальными органами, тканями или клетками, а у одноклеточных функции организма выполняют структур­ные элементы одной клетки – органеллы. Деление клеток у многокле­точных животных приводит к росту организма, а у простейших - к раз­множению.

Таким образом, простейшие – это организмы на одноклеточном уровне организации. Целостность организма простейших поддерживает­ся функциями одной клетки, а у многоклеточных - за счет взаимодей­ствия клеток, тканей и органов.

Простейшие широко распрос­транены в различных средах. Большинство их обитают в морях и пресных водоемах, некоторые виды – во влажной почве. Мно­жество простейших паразитируют в других организмах.

Самые мелкие простейшие – внутриклеточные паразиты достигают всего 2-4 мкм, а длина самых крупных видов, например некоторых грегарин может достигать 1000 мкм. Ископаемые раковинные корненожек в диаметре достигали 5-6 см и более.

Форма тела простейших разнообразна. Среди них имеются виды с непостоянной формой тела, как амебы.

Клетка простейших состоит из цитоплазмы и одного или нескольких ядер. В цитоплазме простейших различают наружный, более прозрачный и плотный слой- эктоплазму и внутрен­ний, зернистый слой - эндоплазму. В эндоплазме сосредоточены все ос­новные органеллы клетки: ядро, митохондрии, рибосомы, лизосомы, эн­доплазматическая сеть, аппарат Гольджи и др. Кроме того, у простей­ших имеются особые органеллы: опорные, сократительные фибриллы, пищеварительные и сократительные вакуоли и др.

Часть видов одноклеточных не обладает покровными и опорными структурами. Клетка таких простей­ших ограничена лишь мягкой цитоплазматической мембраной. Такие виды не имеют постоянной формы тела (амебы). У других видов имеется плотная эластичная оболочка- пелликула, образующаяся за счет уп­лотнения периферического слоя эктоплазмы и наличия в нем различных опорных фибрилл. В этом случае простейшие обладают определенной формой тела (инфузории, эвглены).

К опорным образованиям относится еще и скелет. Скелет простейших может быть наружным (раковина) или внутренним (скелетные капсулы, иглы). Наиболее примитивным способом движения у простейших можно считать амебоидное движение при помощи ложных ножек, или псевдоподий. Такие органеллы движения присущи одноклеточным с непостоянной формой тела (амебы).

Более сложное движение свой­ственно простейшим, имеющим в ка­честве органелл движения жгутики или реснички.

При неблагоприятных условиях многие простейшие инцистируются, т.е. выделяют вокруг себя плотную оболочку и превращаются в цисту.

Среди простейших немало внутриклеточных паразитов, ведущих не­подвижный образ жизни и не имеющих органелл движения.

По типу питания простей­шие разнообразны. Среди них имеются автотрофы, способные к фото­синтезу. У них имеются в цитоплазме хроматофоры (эвглена зеленая).

Большинство простейших гетеротрофы, питающиеся как животные, готовыми органическими веществами. Часть из них обладает голозойным способом питания, проглатывая твердые комочки пищи. Другие питаются сапрофитным способом, поглощая растворенные органические вещества. Частицы пищи заглатывают амебы, инфузории. У них в цитоплазме об­разуются пищеварительные вакуоли, где происходит переваривание пищи. Такое заглатывание твердой пищи клеткой получило название фагоцитоза. При сапрофитном способе питания пищеварительные ваку­оли не образуются. Однако известно, что многие простейшие могут за­глатывать жидкость через временное впячивание мембраны. Такое поглощение жидкости называется пиноцитозом.

Некоторые виды обладают смешанным типом питания (миксотрофы). Они способны к фотосинтезу, как растения, и к питанию готовым орга­ническим веществом, как животные. У них имеются в цитоплазме хлоро­филловые зерна, но могут образовываться и пищеварительные вакуоли. К таким простейшим со смешанным типом питания относятся, например, эвглены, питающиеся на свету как растения, а в темноте как животные.

Выделение и осморегуляция осуществляются у простейших сократительными вакуолями. Они имеются у пресноводных форм и отсутствуют у морских и пара­зитических видов. Особых органелл дыхания у них нет, и они поглощают кис­лород через клеточную мембрану.

Ядерный аппарат состоит из одного или нескольких ядер. Ядра регу­лируют обменные процессы клеток простейших и обеспечивают размно­жение. У некоторых многоядерных простейших различают два типа ядер: генеративные и вегетативные. Это явление получило название ядерного дуализма. Вегетативные ядра регулируют все жизненные про­цессы в клетке, а генеративные участвуют в половом процессе. Ядерный дуализм характерен для инфузорий и некоторых фораминифер.

При бесполом размножении простейших ядра делятся путем митоза.

Типы размножения простейших разнообразны. Им свойственно бес­полое и половое размножение. Бесполое размножение осуществляется путем деления клетки на две или множество клеток при митотическом делении ядер. Половое размножение простейших характери­зуется образованием половых клеток - гамет с их последую­щим слиянием, что приводит к формированию зиготы, из ко­торой развивается новый дочерний организм. У некоторых простейших (инфузории) половой процесс -конъюгация происходит путем слияния не гамет, а слиянием генеративных ядер из разных клеток.

Жизненный цикл простейших представляет собой циклически по­вторяющийся отрезок развития вида между двумя одноименными фаза­ми (например, от зиготы до зиготы). Жизненный цикл простейших может характеризоваться только бесполым типом размножения (от, деления до деления), или только половым размножением (от зиготы до зиготы), или чередованием полового и бесполого размножения (метагенез).

 

Практическая часть

 

Вопросы для самоподготовки

1. Чем отличается клетка простейшего от клетки многоклеточного животного?

2. Какая особенность строения простейших лежит в основе их классификации?

3. Что такое органеллы? По какому принципу органеллы разделяются на постоянные и непостоянные?

4. Какое строение имеют органеллы движения у представителей разных классов Простейших?

5. Типы питания простейших.

6. Что такое пиноцитоз? У каких простейших он встречается?

7. Какие функции выполняют органеллы выделения простейших?

8. У каких простейших органеллы выделения отсутствуют?

9. Что такое ядерный дуализм? У каких простейших он встречается? Как разделяются при ядерном дуализме функции между ядрами?

10. Чем отличается коньюгация от копуляции?

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.

 

Тема:СТРОЕНИЕ САРКОДОВЫХ И ЖГУТИКОВЫХ

Тип САРКОМАСТИГОФОРЫ (Sarcomastigophora)

Класс Саркодовые

Представитель: Амеба обыкновенная

Класс Жгутиковые

Представители: Эвглена зеленая, трипаносома

Цели: изучить строение типичных представителей типа Саркомастигофор, выявить их характерные черты.

Материалы и оборудование: микропрепараты амебы обыкновенной, эвглены зеленой, трипаносомы, культура эвглены зеленой, предметные и покровные стекла, пипетки, микроскопы.

Ход работы:

1. Рассмотрите и зарисуйте строение амебы обыкновенной. Укажите на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, сократительную и пищеварительную вакуоли, псевдоподии.

2. Приготовьте временный микропрепарат эвглены зеленой. Проследите за движением эвглены, обратите внимание на ее способность изменять форму тела.

3. Рассмотрите готовый препарат эвглены зеленой.

4. Зарисуйте строение эвглены, обозначив на рисунке оболочку, цитоплазму, жгутик, стигму, сократительную вакуоль, хроматофоры, ядро.

5. Рассмотрите препарат мазка крови зараженного трипаносомами животного. Изучите строение трипаносомы, зарисуйте, обозначив жгутик, ундулирующую мембрану, кинетосому, кинетопласт, ядро.

6. Заполните таблицу 1.

 

Таблица 1.

Сравнительная характеристика представителей

типа Саркомастигофор.

 

Признаки Амеба Эвглена Трипаносома
Форма тела. Способ передвижения. Способ питания. Среда обитания. Черты приспособленности к конкретным условиям обитания.      

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.

 

Тема:СТРОЕНИЕ СПОРОВИКОВ И ИНФУЗОРИЙ

Тип СПОРОВИКИ (Sporozoa)

Класс ГРЕГАРИНЫ

Представитель: Грегарина

Класс КОКЦИДИЕОБРАЗНЫЕ

Отряд КОКЦИДИИ

Представитель: Эймерия

Отряд ГЕМОСПОРИДИИ

Представитель: Малярийный плазмодий

Тип ИНФУЗОРИИ (Ciliophora)

Класс РЕСНИЧНЫЕ ИНФУЗОРИИ

Представители: Инфузория туфелька, сувойка

Цели: изучить строение типичных представителей типа Споровиков, выявить черты их приспособленности к паразитизму. Изучить строение инфузории-туфельки как типичного представителя типа Инфузорий. Выявить особенности строения и жизнедеятельности, характерные для инфузорий как наиболее высокоорганизованных простейших

Материалы и оборудование: микропрепараты грегарины, среза ворсинки кишечника кролика с эймерией и мазка крови больного малярией, препараты инфузории туфельки, культура инфузории туфельки, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскопы.

Ход работы:

1. Рассмотреть и зарисовать строение грегарины, обозначив пелликулу, протомерит, дейтомерит, эктоплазму, эндоплазму, ядро.

2. Рассмотреть препарат ворсинки кишечника кролика, зараженного кокцидиями. Выявить основные стадии развития эймерии (шизонт, мерозоиты, гаметоциты).

3. Рассмотреть препарат мазка крови больного малярией. Выявить разные стадии развития (шизонт, мерозоиты, гаметоциты).

4. Рассмотреть готовый препарат инфузории-туфельки, зарисовать строение: форму тела, цитоплазму, макро- и микронуклеусы, сократительные и пищеварительные вакуоли, предротовое углубление, порошицу, реснички.

5. Приготовить временный микропрепарат инфузорий, рассмотреть его при малом увеличении. Пронаблюдать движение инфузории- туфельки.

6. Ответить на вопрос: Какие черты организации характеризуют инфузорий как наиболее высокоорганизованных простейших?

 

Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1. Заполнить таблицы 1,2.

Таблица 1



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.