Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика конечностей речного рака

 

Отдел тела № пары конечности Название конечностей Выполняемые функции
       
       

 

3. На вскрытом препарате рассмотреть общий вид внутреннего строения речного рака. Зарисовать основные системы органов: кровеносную систему, пищеварительную, половую, выделительную, нервную систему, жабры.

 

Задания для самостоятельной работы

Тестовая контрольная работа

 

Задание 1. Отметить правильные ответы.

1. Какова полость тела членистоногих? а) вторичная, б) первичная, в) смешанная.

2. Назовите органы дыхания членистоногих? а) жабры, б) легкие, в) трахеи.

3. Перечислите типы личинок ракообразных. а) науплиус, б) зоеа, в) велигер, г) мизидная.

4. Для каких ракообразных характерен цикломорфоз? а) веслоногих, б) ветвистоусых , в) усоногих, г) десятиногих.

5. Укажите представителей отряда веслоногих. а) дафния, б) каланус, в) морской желудь, г) мокрица, д) циклоп.

6. Укажите отряды ракообразных, не относящихся к высшим ракооб­разным: а) усоногие, б) жаброногие, в) равноногие, г) карпоеды, д) бокоплавы.

7. Сколько пар конечностей у жаброногих ракообрпазных? а) 8, б) 9, в) 10, г) 11, д) 12.

8. Назовите представителей высших ракообразных: а) креветка, г) мокрица, б) бокоплав, д) омар, в) щитень.

9. К какому отряду относится артемия? а) веслоногие, б) жаброногие, в) усоногие, г) ветвистоусые.

10. К какому отряду относится мокрица? а) веслоногие, б) бокоплавы, в) усоногие, г) равноногие.

 

Подтип Хелицеровые (Chelicerata)

Теоретическая часть

 

Хелицеровые, преимущественно обитатели суши. Они представ­лены в основном паукообразными и характеризуются следующими особенностями.

1. Тело хелицеровых состоит из головогруди и брюшка. В отличие от других членистоногих у хелицеровых далеко зашел процесс цефализации с образованием слитной головогруди, состоящей из акрона и семи сегментов, последний из которых чаще недоразвит. Брюшко сегментированное и состоит максимально из 12 сегментов и тельсона, реже слитное.

2. Конечности одноветвистые. На головогруди шесть пар конечностей: хелицеры, педипальпы и четыре пары ходильных ног. У водных форм брюшные конечности с жаберными придатками. На первом сегменте головогруди расположены клешневидные конечности – хелицеры. Отсюда назва­ние подтипа - хелицеровые, что дословно обозначает «клешненосные». Хелицеры – это органы размельчения пищи. Вторая пара конечностей – педипальпы. У большинства хелицеровых они служат для захвата и удержания добычи. Остальные четыре пары конечностей ходильные.

Брюшной отдел у большинства хелицеровых без конечностей. У некоторых сухопутных видов рудименты брюшных ножек видоизменились в половые придатки и органы дыхания – легкие или паутинные бородавки.

3. Для пищеварительной системы хелицеровых характерно наличие особых парных железистых выростов кишечника, называемых печенью.

4. Выделительные органы представлены коксальными железами, или почками, которые открываются выделительными отверстиями у основа­ния третьей или пятой пары ходильных ног.

У многих сухопутных хелицеровых имеются еще особые органы выделения – мальпигиевы сосуды, впадающие на границе среднего и заднего отделов кишки.

5. Органы дыхания представлены легкими или трахеями. У некоторых мелких форм кожное дыхание.

6. Органы чувств у хелицеровых хорошо развиты.

7. Нервная система состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки. Головной мозг состоит из протоцеребрума и тритоцеребрума, а дейтоцеребрум, иннервирующий у других членистоногих антенны, от­сутствует.

8. Оплодотворение у водных форм наружное, а у сухопутных наружно-внутреннее или внутреннее.

9. Развитие, как правило, без метаморфоза и сопровождается ростом и линьками.

 

 

Практическая часть

Вопросы для самоподготовки

1. Перечислите отделы тела паукообразных.

2. Сколько пар конечностей, выполняющих локомоторную функ­цию, характерно для паукообразных?

3. Как отличить паукообразных от других членистоногих по внешнему строению?

4. Как варьирует степень сегментации тела у различных пауко­образных?

5. Каково происхождение паутинных желез?

6. В чем своеобразие пищеварительного процесса хищных пау­ков?

7. Какие типы органов дыхания характерны для паукообразных?

8. Какая зависимость существует между строением кровеносной системы паукообразных, размерами их тела и способом дыхания?

9. Какие органы чувств характерны для паукообразных?

10. В чем проявляется половой диморфизм у представителей от­ряда пауков?

11. Каково биологическое значение паутинных нитей пауков?

12. На конкретных примерах охарактеризуйте практическое зна­чение клещей в хозяйственной деятельности человека и медицине?

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

 

Тема: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПАУКООБРАЗНЫХ

Подтип ХЕЛИЦЕРОВЫЕ

Класс ПАУКООБРАЗНЫЕ

Представители: Пестрый скорпион, паук-крестовик, собачий клещ.

Цели: Изучить внешнее строение различных представителей паукообразных, выявить общие черты, различия и тенденции изменения организации.

Материалы и оборудование: фиксированные препараты скорпионов, пауков, клещей, микропрепараты ротовых частей паука и клеща, лупы, пинцеты, препаровальные иглы, чашки Петри.

Ход работы:

1. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение скорпиона, обозначив на рисунке головогрудь, брюшко ( переднебрюшие, заднебрюшие, тельсон), хелицеры, педипальпы, ходильные конечности, глаза, гребневидные придатки, половые крышечки, стигмы.

2. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение паука-крестовика, обозначив головогрудь, брюшко, хелицеры, педипальпы, ходильные конечности, глаза, легочные крышечки, паутинные бородавки.

3. Рассмотреть и зарисовать строение ротовых частей паука, обозначив хелицеры педипальпы и нижнюю губу.

4. Рассмотреть и зарисовать слитное тело клеща, обозначив хелицеры, педипальпы, ходильные конечности.

5. Рассмотреть и зарисовать строение ротового аппарата клеща, обозначив хелицеры, педипальпы.

6. Сделать вывод по работе соответственно поставленной цели.

 

Подтип Трахейнодышащие (Tracheata)

Теоретическая часть

 

Трахейнодышащие, или трахейные – сухопутные животные. Этот подтип включает таких членистоногих, как многоножки и насекомые. Характерные особенности:

1. Трахейнодышащие имеют органы воздушного дыхания – трахеи. Этим они резко отличаются от водных членистоногих с жаберным дыха­нием: трилобитов, ракообразных, мечехвостов.

2. Тело трахейнодышащих подразделяется на голову и многочлениковое туловище (у многоножек) или на голову, трехчлениковую грудь и сегментированное брюшко (у насекомых). Конечности у трахейных одно­ветвистые. У многоножек ходильные ноги имеются на большинстве туло­вищных сегментов, а у насекомых только на трех грудных сегментах.

3. Голова обычно слитная и состоит из акрона и четырех сегментов. На голове у трахейных имеются одна пара усиков и 2 – 3 пары челюстей.

Важнейшая адаптация к жизни на суше у трахейных – непроницаемость кутикулы. Эта особенность воз­никала двумя путями: за счет уплотнения и утолщения кутикулы, как у многрножек-кивсяков, или за счет появления водонепроницаемого поверхностного слоя – эпикутикулы, состоящего из воскоподобных веществ, как у сколопендр и высших насекомых.

К системе функционального обеспечения экономии влаги в организме у трахейных относятся органы выделения – мальпигиевы сосуды.

Для трахейных характерно развитие жирового тела, представляющего собой ткань с запасом питательных веществ и метаболической влаги. Благода­ря жировому телу многие трахейные могут долго обходиться без пищи и воды.

Особым приспособлением к жизни на суше является наружно-внутреннее и внутреннее оплодотворение.

Подтип трахейнодышащих подразделяется на два надкласса: надкласс Многоножки (Myriapoda) и надкласс Шестиногие (Hexapoda).

Многоножки – более примитивная группа трахейнодышащих, в большей степени сохранившая черты червеобразных предков. А среди шестиногих имеются как очень примитивные группы (протуры, ногохвостки, двухвостки), так и прогрессивные – насекомые, представляющие вершину эволюции членистоногих.

 

Практическая часть

Вопросы для самоподготовки

1. На какие отделы делится тело многоножек и насекомых?

2. Сколько пар конечностей, выполняющих локомоторную функ­цию, характерно для многоножек и насекомых?

3. По каким признакам внешней морфологии можно отличить мно­гоножек от других членистоногих животных?

4. Как происходит постэмбриональное развитие многоножек?

5. Как изменяется ротовой аппарат насекомых в связи с раз­личными способами питания?

6. Каково функциональное значение грудного отдела тела насе­комых?

7. В чем особенности строения и функциональное значение хитинизированной кутикулы насекомых?

8. Каковы особенности строения трахейной системы насекомых? Объясните механизм дыхания насекомых.

9. Каковы особенности строения кровеносной системы насекомых?

10. Что представляет собой "кровь" насекомых и какова ее фи­зиологическая роль?

11. Какая полость тела у насекомых?

12. Что такое "жировое тело" насекомых? Какова его функция?

13. Приведите примеры ярко выраженного полового диморфизма у насекомых.

14. Перечислите типы личинок и куколок насекомых с полным превращением.

15. Приведите примеры полиморфизма в мире насекомых.

16. Какими биологическими особенностями характеризуются об­щественные насекомые? Приведите примеры.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

 

Тема: ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ МНОГОНОЖЕК И НАСЕКОМЫХ

Подтип ТРАХЕЙНЫЕ

Класс МНОГОНОЖКИ

Подкласс ГУБОНОГИЕ

Представитель: Костянка, сколопендра.

Подкласс ДВУПАРНОНОГИЕ

Представитель: Кивсяк

Класс НАСЕКОМЫЕ

Представитель: Майский жук

Цели: Изучить внешнее строение многоножек и насекомых.

Материалы и оборудование: фиксированные многоножки, коллекционные экземпляры насекомых, коллекция различных конечностей насекомых, микропрепараты чешуек бабочек, лупы, микроскопы.

Ход работы:

1. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение костянки или сколопендры. На рисунке обозначить голову, усики, глаза, ногочелюсти, ходильные конечности, стигмы.

2. Рассмотреть и зарисовать строение кивсяка (рисовать следует сбоку). На рисунке обозначить голову, ротовой аппарат, глаза, усики, ходильные конечности, шейный сегмент, грудные и брюшные сегменты.

3. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение насекомого, обратить внимание на расположение конечностей и крыльев. На рисунке обозначить голову с усиками, глазами и ротовым аппаратом, грудь (переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь) с конечностями и крыльями, брюшко.

4. Рассмотреть и зарисовать строение различных типов конечностей, начиная с ходильной. На рисунке обозначить тазик, вертлуг, бедро, голень, лапку.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13

Тема: ТИПЫ РОТОВЫХ АППАРАТОВНАСЕКОМЫХ

Цели: Изучить строение различных типов ротовых аппаратов насекомых, выяснить его адаптивные свойства к определенному типу пищи.

Материалы и оборудование: микропрепараты грызущего, грызуще-лижущего, колюще-сосущего, сосущего, лижущего ротовых аппаратов, микроскопы, коллекция повреждений растений.

Ход работы:

1. Рассмотреть и зарисовать строение грызущего ротового аппарата. На рисунке обозначить верхнюю губу, верхние челюсти, нижнюю губу, нижние челюсти.

2. Рассмотреть и зарисовать строение ротовых аппаратов рабочей пчелы, постельного клопа, бабочки. Проследить видоизменения отдельных деталей.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14.

 

Тема: ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Цели:изучить постэмбриональное развитие насекомых с полным и неполным метаморфозом, внешнее строение личинок и куколок.

Материалы и оборудование:лупы, препаровальные иглы, коллекции насекомых «Развитие с полным метаморфозом», «Развитие с неполным метаморфозом», фиксированные личинки стрекоз, жуков, бабочек, мух, пилильщиков, пчел, куколки жуков и бабочек. коконы бабочек и пупарии мух.

Ход работы:

1. Рассмотреть коллекции «Развитие насекомых с полным метаморфозом», «Развитие насекомых с неполным метаморфозом». Выявить сходства и отличия.

2. Рассмотреть и зарисовать личинку стрекозы, указав на рисунке отделы тела, конечности, жабры, маску.

3. Рассмотреть и зарисовать следующие типы личинок: истинную, гусеницу, ложногусеницу, безножку, безголовку. Записать их краткие характеристики.

4. Рассмотреть и зарисовать свободную и покрытую куколки, пупарий и кокон. Охарактеризовать и сравнить их попарно.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15.

 

Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕКОМЫХ ДО ОТРЯДА И СЕМЕЙСТВА.

Цель работы: ознакомиться с методикой определения насекомых.

Материалы и оборудование: коллекции насекомых, определители, лупы.

Ход работы:

1. Ознакомиться с принципами определения.

2. Определить предложенные экземпляры насекомых до соответствующей систематической группы.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1. Заполнить таблицы 1 и 2.

Таблица 1.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.