Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Тип Губки (Porifera или Spongia)





 

Теоретическая часть

Губки - неподвижные прикрепленные животные, обитающие преимущественно в морях, реже в пресных водах. Губки могут быть одиночными живот­ными, но значительно чаще обра­зуют колонии. Всего известно 5000 видов гу­бок. Это древняя группа живот­ных, известная с докембрия. Губки примитивные многоклеточ­ные животные. О примитивности организации губок сви­детельствуют такие признаки, как отсутствие тканей, органов, высокая регенерационная способность, отсутствие нервных и мышечных клеток. Им свойственно только внут­риклеточное пищеварение.

У губок имеется скелет, защищающий тело от механи­ческих повреждений и хищников. Скелет может быть минеральный, ро­говой или смешанной природы. Обязательным компонентом скелета яв­ляется роговое вещество – спонгин (отсюда одно из названий типа – Spongia). Тело пронизано порами. Это отражено в другом названии типа – Porifera. Через поры вода посту­пает внутрь тела со взвешенными пищевыми частицами. С током воды через тело губок пассивно осуществляются все функции: питание, дыхание, выделение, размножение.

Одиночные губки в простейшем случае имеют форму бокала. У бокаловидной губки различают подошву, которой она прикрепляется к субстрату, а на верхнем полюсе – устье – оскулюм.



Через тело губок постоянно осуществляется ток воды: через поры вода поступает в полость губки, а из устья выходит. Направление тока воды в губке определяется движением жгутиков особых воротничковых клеток.

Стенка тела губок состоит из двух слоев клеток: покров­ных клеток (пинакоцитов) и внут­реннего слоя жгутиковых клеток (хоаноцитов), ко­торые выполняют функцию филь­трации воды и фагоцитоза. Между слоями клеток имеется студенистое вещество – мезоглея, в которой расположены отдельные клеточные элементы. К ним относятся: звездчатые опорные клетки (колленциты), скелетные клетки (склероциты), подвижные амебоидные клетки (амебоциты) и не дифференцированные клетки – археоциты, которые могут давать начало любым другим клеткам, в том числе и половым.

Различают три типа морфологического строения губок: аскон, сикон, лейкон.

Скелет губок внутренний и образуется в мезоглее. Он может быть минеральным (известковым или кремниевым), роговым или смешанным – кремниево-роговым.



Минеральные иглы образуются за счет деятельности клеток – склероцитов.

Губки неподвижны. К числу подвижных клеток относятся амебоциты, выполняющие транспортную функцию в мезоглее. Они переносят пищевые частицы от хоаноцитов к другим клеткам, уда­ляют экскреты, а в период размножения переносят спермии по мезоглее к яйцеклеткам. В постоянной активности находятся жгутики хоаноцитов. Хоаноциты захватывают пищу псевдоподиями, часть пище­вых частиц переваривают сами, а часть передают амебоцитам, которые выполняют основную пищеварительную и транспортную функции в теле губок.

Размножение у губок может быть бесполым и половым. Бесполое размножение осуществляется наружным или внутренним почкованием.

Обычно губки гермафродиты, реже раздельнополые. Половые клетки формируются в мезог­лее из клеток археоцитов. Оплодотворе­ние перекрестное. Сперматозоиды из мезоглеи выходят наружу. С током воды спермии попадают через поры в тело другой губки, а затем проникают в мезоглею, где проис­ходит слияние с яйцеклетками. В результате дробления зиготы фор­мируется личинка, которая покидает тело материнской губки, затем оседает на дно и превращается во взрослую губку.

Тип Губки подразделяют на три класса: класс Известковые губки, класс Стеклянные губки и класс Обыкновенные губки. В основу подразделения на классы положены особенности химического состояния и строения скелета.

Практическая часть

 

Вопросы для самоподготовки



1. Являются ли губки тканевыми животными?

2. Какие клетки в организме губок считаются резервными?

3. Какие клетки располагаются в мезоглее губок.

4. В какой части стенки тела губок расположены пинакоциты?

5. В какой части тела губок рас­положены хоаноциты?

6. Какие особенности строения губок положены в основу их классификации?

7. Где происходит переваривание пищи у губок?

8. Какое значение в жизни губок имеет образование геммул?

9. Как происходит половое размножение губок?

10. Чем отличается личинка амфибластула от личинки паренхимулы?

 

 

Тема 6. Тип Кишечноплостные (Coelenterata)

 

Теоретическая часть

 

Кишечнополостные главным образом морские животные, реже пресноводные, ведущие сидячий или плавающий образ жизни. К ним относятся одиночные и колониальные полипы, а также медузы. Все­го известно более 10 тыс. видов кишечнеполостных. Название типа связано с развитием у них кишечной, или гастральной, полости. Они обладают радиальной симметрией, двуслойностью строения, нервной системой диффузного типа.

Специфическими признаками типа являются: наличие стрекатель­ных клеток, имеющих значение органов защиты и нападения, и раз­витие с метаморфозом. Для кишечнополостных характерна пелагичес­кая двуслойная личинка – планула. Реже развитие прямое.

Все кишечнополостные похожи на гаструлу и представляют собой двуслойный мешок с гастральной полостью внутри. В связи с разным образом жизни они существуют в двух морфо-экологических формах: полип и медуза.

Это разные жизненные формы: медуза – планктонная, а полип – бентосная прикрепленная.

Тип Кишечнополостных подразделяют на три класса: класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы.

 

Практическая часть

 

Вопросы для самоподготовки

1. Какие признаки характерны для типа кишечнополостных?

2. Сколько зародышевых листков образует тело кишечнополост­ных?

3. Есть ли у кишечнополостных полость тела?

4. Чем отличается гастральная полость кишечнополостных от парагастральной полости губок?

5. Как устроена диффузная нервная система?

6. Как усложняется нервная система у представителей разных классов кишечнополостных?

7. У каких кишечнополостных впервые появляются нервные ганг­лии?

8. Что такое ропалии?

9. Какой способ переваривания пищи более древний: полостной или внутриклеточный?

10. Как усложняется строение гастральной полости в пределах типа кишечнополостных (Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы)?

11. Каким кишечнополостным принадлежат жизненные циклы приведенные на схемах?

 

а) яйцо (в эктодерме) полип

 

б) яйцо планула в) яйцо планула

 
 

 


полип медуза полип

 

планула

г)

яйцо полип

       
 
   
 

 


медуза эфира

 

 

12. У представителей какого класса кишечнополостных наблюда­ется нарушение радиальной симметрии?

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

 

Тема: СТРОЕНИЕ ГУБОК И КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ

Тип ГУБКИ (SPONGIA)

Тип КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (COELENTERATA)

Класс ГИДРОИДНЫЕ

Представитель: Гидра пресноводная

Класс СЦИФОИДНЫЕ МЕДУЗЫ

Представитель: Аурелия

Класс КОРАЛЛОВЫЕ ПОЛИПЫ

Представитель: Актиния

Цели: 1.Изучить внешнее и внутреннее строение губок.

2. изучить характерные черты строения кишечнополостных, выявить отличия полипоидной и медузоидной форм, а также признаки усложнения строения коралловых полипов и сцифоидных медуз по сравнению с гидроидными.

Материалы и оборудование: фиксированные препараты губок, аурелии и актинии, скелеты коралловых полипов, препараты гидры (тотальный, поперечный и продольный срезы), пинцеты, препаровальные иглы, лупы, микроскопы, предметные и покровные стекла.

Ход работы:

1. Рассмотреть и зарисовать строение губки, указав подошву, оскулум, парагастральную полость, поры.

2. Рассмотреть скелеты губок под микроскопом. Для этого пинцетом отделить небольшую часть губки и поместить ее в каплю воды на предметное стекло.

3. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение гидры, обозначив рот, ротовой конус, щупальца, подошву.

4. Под микроскопом при малом, а затем при большом увеличении рассмотреть препарат поперечного или продольного среза гидры. Зарисовать, обозначив эктодерму, энтодерму, опорную пластинку, гастральную полость.

5. Изучить строение аурелии. Для этого поставить чашку Петри с медузой на темный фон и рассмотреть при помощи лупы. Зарисовать строение аурелии, обозначив рот, ротовые лопасти, желудок, радиальные (8 прямых и 8 разветвленных) и кольцевой каналы гастровакулярной системы, щупальца, ропалии, гонады.

6. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение актинии, обозначив ротовой диск, рот, щупальца, подошву.

7. На поперечно -и продольнорасчлененном экземпляре актинии изучить ее внутреннее строение: глотку, сифоноглифы, гастральную полость, камеры, септы, мезентериальные нити. Зарисовать схему строения восьмилучевых кораллов (срез в области глотки). Обозначить оси симметрии шести и восьмилучевых кораллов, сравнить их строение.

8. Рассмотреть скелеты кораллов.

9. Ответить на вопросы:

· каковы общие признаки кишечнополостных?

· в чем выражается отличие полипоидной и медузоидной жизненных форм?

Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1. Заполнить таблицы 1 и 2.

Таблица 1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.