Сделай Сам Свою Работу на 5

Дела правительственных учреждений и частных

Архивов

 

Среди центральных учреждений России XVIII в. на первом месте, безусловно, должен быть поставлен высокий, или правительствующий, Сенат. Он был учрежден 22 февраля 1711 г. Первоначальное значение Сената выясняется из указа о нем Петра I: «Сенату всяк да будет послушен так, как нам самому». Сенат в течение всего XVIII в. оставался главным правительственным центром управления страной. Наибольшее значение он имел при Петре I и Елизавете Петровне, значительно меньшее — в царствование Екатерины II.

Чтобы представить себе значение сенатских дел, необходимо прежде всего познакомиться с их составом. В составе сенатского делопроизводства в собственном смысле слова первое место занимают протоколы Сената. В них кратко отмечалась сущность решаемых дел, прения и постановления Сената по тому или иному вопросу. Запись протоколов обычно совершалась по определенной формуле: например, «слушали» такое - то дело, после чего записывается приговор («1713 года, июля в 22 день, правительствующий Сенат приказали» или «слушав сей выписки приказали»). Так как через Сенат проходили все важнейшие правительственные распоряжения, то в его фондах (хранящихся в Ленинграде) имеются указы и повеления верховной власти с 1704 г. (в Москве же хранятся бумаги с императорским титулом Иоанна Антоновича, предназначенные первоначально к уничтожению в царствование Елизаветы Петровны). В Сенате же сосредоточены были дела по сношениям с губернаторами.

 

[207]

 

Для пользования делами Сената имеет значение знакомство с его внутренним делением в XVIII в. на экспедиции. Уже в 1742 г. все дела, ведавшиеся в Сенате, были разделены между тремя экспедициями, или отделениями.

В первой экспедиции, носившей название обер - секретарской, рассматривались дела трех важнейших коллегий: Иностранной, Военной и. Адмиралтейской, а также Вотчинной и Юстиц-коллегии. К первой экспедиции относились также дела по управлению укрепленными линиями.

Вторая экспедиция ведала делами Камер - коллегии, Штатс - контор и Ревизион - коллегий, а также Коммерц, Берг - и Мануфактур - коллегий. К ней же относились дела «Камчатской экспедиции».

Третья экспедиция Сената рассматривала дела, относящиеся к деятельности Синода и Коллегии экономии. В этой же экспедиции ведались отдельные области, присоединенные к России в XVIII в. и управлявшиеся на особых началах, — Лифляндия, Эстляндия, Выборг и Нарва, — а кроме того, дела по управлению Украиной. Впрочем, украинские («малороссийские дела») перешли в третью экспедицию сравнительно поздно.

Деление Сената на три экспедиции не было постоянным. Кроме того, само распределение дел по экспедициям, по существу, зависело не от каких - либо принципиальных соображений, а от желания разделить все дела между Сенатом и его экспедициями «по препорции».

Дополнительными материалами к сенатским делам являются документы Московской сенатской конторы, которая несколько раз начинала и прекращала свою деятельность. Однако надобность в Сенатской конторе в Москве чувствовалась постоянно, так как, при отсутствии железных дорог, местонахождение Петербурга на северной окраине России было очень неудобным для ведения дел. Московские департаменты Сенатской конторы ведали такими же делами, как и экспедиции Сената, хотя между теми и другими и было некоторое разграничение функций.

 

Авторы указателя к документам и бумагам б. Архива министерства юстиции (теперь ГАФКЭ), в котором хранился архив Сената за XVIII в., так характеризуют состав сенатского архива. В нем сохранялись «журналы, протоколы, указы, сношения и пр. по делам, как поступавшим к нему непосредственно, так в особенности по делам разных учреждений, состоявших под его указами, в том числе и таких, коих производства не сданы в архив особо, почему относящиеся до них сведения могут быть отысканы только в делах сенатских, именно производства, касающиеся: Академии Наук, Кабинета, губернских и других местных Канцелярий: Дворцовой, Егермейстерской, Конюшенной, Монетной, Полицеймейстерской, Провиантской, Ямской и Канцелярии строений; Коллегий: Адмиралтейской, Берг - Коллегии, Военной, Вотчинной, Иностранной, Камер - Коллегий, Коммерц и Мануфактур Коллегий, Коллегии Экономии и Юстиц - Коллегии; Комиссий: Печальной, о коронации, о весах и заводах и Следственной; Банковой, Герольдмейстерской, Печатной, Соляной. Между этими производствами сохранились крепостные книги разных названий: по духовным завещаниям, дымного сбора, жилых сборов, заемные, закладные, избные, контрактные, лавочные, мельничные, подрядные, приказные, рядные, товарные» (Описание документов и бумаг Архива министерства юстиции, т. I, стр. XIX—XX).

В состав сенатского архива позже вошли дела генерал - прокуроров, в руках которых был сосредоточен надзор над Сенатом и администрацией в провинции. Основные документы Сената сосредоточены в Москве в ГАФКЭ. Они состоят из 9 тыс. книг и вязок с 1711 по 1797 г.

 

[208]

 

В состав сенатских документов включены дела Верховного тайного совета, который в составе 6 членов был учрежден 8 февраля 1726 г. Уже на первых порах возникли некоторые конфликты между Советом и Сенатом. Однако фактически Верховный тайный совет продолжал держать в своих руках власть до начала царствования Анны Ивановны (1730). Важнейшим памятником деятельности Совета являются его протоколы. Они представляют ценнейший источник по истории России за 1726—1730 гг. Через Верховный тайный совет проходили все наиболее крупные политические дела. Совет получал от коллегий и других учреждений различного рода донесения. В свою очередь он посылал указы в Сенат, что иногда вызывало протесты последнего. Дела Верховного тайного совета хранятся в Ленинградском отделении Центрального исторического архива.

С 1731 по 1741 г. действовал Кабинет министров, пришедший по своему значению в управлении на смену Верховному тайному совету. Дела Кабинета министров времен Анны Ивановны входят в состав б. сенатского архива в Москве.

Важные материалы заключаются также в делах «кабинета его величества». Кабинет стал играть большую роль как собственная канцелярия императора. Сюда сходились различного рода бумаги и донесения, направляемые к Петру I. Поэтому кабинет - секретарь, известный А. В Макаров, приобрел при Петре I большое влияние. Позже кабинет обратился в центральный дворцовый орган. Особенный интерес представляют дела кабинета, относящиеся к царствованию Петра I (секретные дела, в том числе подметные письма). Дела кабинета хранятся в Ленинграде в составе бумаг «кабинета его величества» (кроме дел кабинета Петра I, находящихся в Москве).

Важнейшие политические дела в XVIII в. разбирались Тайной канцелярией или, позже, Экспедицией. Предшественником Тайной канцелярии был Преображенский приказ, названный так по селу Преображенскому, где находилась резиденция Петра I. В 1729 г. он был упразднен, а в 1731 г. был восстановлен под названием Тайной канцелярии, или Канцелярии тайных розыскных дел, вместо которой в царствование Екатерины II была создана Тайная экспедиция. Преображенский приказ, Тайная канцелярия, как позже и Тайная экспедиция, ведали в XVIII в. тайной полицией. Политические дела первоначально расследовались в них, здесь допрашивали и обычно пытали заподозренных. При Петре I здесь производились розыски по так называемому «слову и делу», т. е. по доносам о политических преступлениях.

Архив этого учреждения, просуществовавшего под разными названиями весь XVIII в., заключает в себе дела большой ценности. К ним относятся прежде всего разного рода политические процессы (например, процесс кабинет - министра Волынского в 1740 г., закончившийся казнью обвиняемого). Мелкие по –

 

[209]

 

литические дела разрешались в стенах самой Тайной канцелярии (Экспедиции). Особенно любопытны дела о самозванстве, весьма распространенном в XVIII в. Таковы дела о самозванцах, выдававших себя за царевичей Петра и Алексея. Дела о раскольниках также находились в ведении Тайной канцелярии. В XVIII в. были очень распространены и дела о предерзостных речах о государе и его приближенных. Вообще дела Тайной канцелярии очень важны для знакомства с общественным недовольством широких народных масс, которое в конечном итоге выливалось в грандиозные народные восстания XVIII в. В Тайной канцелярии и Экспедиции рассматривались и самые дела о восстаниях (башкирские восстания, крестьянская война под предводительством Пугачева и т. д.).

После Сената важнейшими центральными учреждениями XVIII в. были коллегии. Коллегии по характеру их дел могут быть разделены на три группы. К первой относятся наиболее важные коллегии: иностранных дел, военных, адмиралтейских дел.

В делах Коллегии иностранных дел мы встречаем большое количество материалов, относящихся к дипломатическим сношениям России XVIII в. Такова дипломатическая переписка и донесения русских послов и агентов за границей. В документах той же коллегии мы находим громадный материал не только по истории России, но и по истории тех стран, с которыми Россия поддерживала сношения. К этому времени относятся обширные материалы, рисующие положение славянских народностей за пределами России (сербские, болгарские, хорватские, черногорские дела) и имеющие большую ценность для истории Балканского полуострова в XVIII в. Дела Коллегии иностранных дел расположены по странам и делятся на старые (до 1762 г.) и новые (до 1800 г.).

Особо следует отметить значение материалов Коллегии иностранных дел для истории народов СССР: дела грузинские, кабардинские, крымские, кумыцкие, молдавские, туркменские, хивинские и т. д. К сожалению, дипломатические материалы Коллегии иностранных дел изданы лишь частично и довольно отрывочно.

Крупный исторический интерес имеют договоры и мирные трактаты России с другими государствами, заключенные в XVIII в.

 

Таков прежде всего договор 1700 г., заключенный между Россией и Турцией, о перемирии на 30 лет и о переходе Азова из владения Турции под власть России. Еще большее значение имеет договор 1721 г., или Ништадтский трактат, завершивший Северную войну. Договор устанавливал новые границы между Швецией и Россией, со включением в состав последней Лифляндии и Эстляндии. Большой интерес имеет договор 1760 г., носящий название: «Конвенция, учиненная в Санкт - Петербурге между российским и венским дворами, о продолжении противо прусского короля войны». К 1773 г. относится союзный договор между Россией и ханством Крымским, а к 1774 г — известный Кучук - Кайнар –

[210]

 

джийский договор, окончивший долгую войну с Турцией. В 1791 г. был заключен в Яссах новый договор между Турцией и Россией, закончивший вторую турецкую войну.

Ценнейшим материалом по истории XVIII в. является дипломатическая переписка. Многие дипломатические документы XVIII в. до сих пор не изданы. Количество их настолько велико, что для издания выбираются обыкновенно лишь наиболее важные и выдающиеся акты. Особенно интересны для понимания международного положения России в XVIII в, донесения русских послов, находившихся при иностранных дворах. Таковы, например, донесения князя Репнина в Петербург о положении в Польше в период «разделов», вводящие нас в жизнь Речи Посполитой последних лет ее существования. Вместе с тем эти донесения показывают дипломатическую и военную подготовку к разделам Речи Посполитой в России. Чрезвычайно интересны донесения русского посла в Париже в эпоху французской революции и т. д.

Исключительно большой интерес имеют дела Военной коллегии. В ее ведение входило не только устройство и управление армией, но и участие во внутреннем управлении Россией. Наибольшее значение имеют доклады и протоколы. Дела казачьих войск — Донского, Терского, Яицкого (позднее Уральского) надо искать в делах Военной коллегии и ее учреждений.

Не меньшее значение в XVIII в. имела Коллегия адмиралтейских дел, в особенности при Петре I. В бумагах Адмиралтейской коллегии находим материал не только по истории собственно морского флота, но также о снаряжении научных экспедиций, о фабриках и заводах морского назначения и т. д.

Ценные и важные материалы имеются в делах остальных коллегий. Три коллегии ведали в основном финансовыми делами России XVIII в.: Камер - коллегия ведала сбором доходов; через Штатс - контор - коллегию шли сведения о расходах; на Ревизион - коллегии: лежал надзор над расходованием и приходом государственных денег. В делах Камер - коллегии имеются также документы по доходным статьям от земледелия, скотоводства и рыбной ловли. В состав дел Ревизион - коллегии входят документы о взыскании недоимок и материалы по составлению переписей.

Три другие коллегии ведали делами торговли и промышленности. В делах Коммерц - коллегии находим данные о состоянии: и развитии промышленности и торговли, сведения о деятельности заводов, фабрик и горных рудников, материалы, связанные с таможенной политикой. Мануфактур - коллегия имела в своем ведении фабрики, а Берг - коллегия — заводы. Документы этих коллегий весьма разнообразны и имеют исключительно важное значение для экономической истории России XVIII в.

 

[211]

 

Несколько иной характер имеют дела Юстиц-коллегии, которая действовала с 1718 по 1787 г. В ее бумагах находятся «судные и розыскные дела» как гражданского, так и уголовного характера. В особенности любопытны дела о должностных преступлениях.

Центральным учреждением особого типа была Вотчинная коллегия, образованная в 1725 г. Ведомству этой коллегии подлежала «записка по купчим и закладным, справка за детьми после отцов и других родственников по наследству», выдача справок по челобитьям и рассмотрение спорных дел об имениях. Как видно из этого перечисления, Вотчинная коллегия заменила собой Поместный приказ. Ее документы заключают в себе громадный материал по истории крестьянства и дворянства в XVIII в.

По кругу своей деятельности к коллегиям относится и Синод. В XVIII в. Синод обладал широкими полномочиями по борьбе с различного рода уклонениями от учения господствующей церкви. Он проводил борьбу с расколом и многочисленными ересями (хлыстовство и пр.). Бумаги о деятельности церковных миссий за границей и на окраинах России рисуют роль православной церкви как проводника политики царизма. К ведомству Синода относилась так называемая Коллегия экономии, которая ведала делами церковных вотчин, а с 1764 г. управляла секуляризированными монастырскими и церковными владениями.

 

Наряду с коллегиями в XVIII в. существовали другие центральные учреждения с брлее узким кругом деятельности, носившие названия контор, ревизий, комиссий и т. д.

Некоторые архивы этих учреждений имеют большое историческое значение. Таковы дела Герольдмейстерской конторы (ведавшей дворянскими списками; определением и увольнением от должности и т. д.), документы Канцелярии конфискаций (за 1729—1783 гг.), соляных и акцизных контор, рентерей, или казначейств, и т. д.

История науки в XVIII в. получила наибольшее отражение в делах Академии наук и Московского университета.

В XVIII в. вновь присоединенные области нередко имели свое особое управление. К их числу прежде всего принадлежала Украина, сохранявшая некоторые черты автономии. До Екатерины II она управлялась Малороссийской коллегией, а после упразднения гетманства (1733) генерал - губернаторами. Гетманство было возобновлено в 1747 г., когда вышел указ об учреждении в Малороссии гетманства «по прежним тамошним правам и обыкновениям». Окончательно гетманство было упразднено при Екатерине II в 1764 г.

Уже в 1747 г. при утверждении в гетманстве Разумовского было указано: «Понеже оные дела о гетманах прежде всегда были в Коллегии Иностранных Дел, откуда и в Сенат взяты, велено как о выборе гетманов, так и все прочие малороссийские дела отдать из Сената в оную коллегию, по прежнему, в которой Малую Россию по всему делать и ведать». Таким образом, дела об Украине следует искать в бумагах

 

[212]

 

Коллегии иностранных дел, а позже — Сената. Только в 1794 г. дела об Украине были опять переданы в Иностранную коллегию.

 

Особая Малороссийская коллегия для управления Украиной существовала, с перерывами, с 1722 по 1727 и с 1767 по 1786 гг. Архив Малороссийской коллегии первоначально хранился в Глухове, а по ее упразднении был перевезен в Чернигов (в настоящее время находится в Харькове). Ценность документов Малороссийской коллегии для внутренней истории Украины в XVIII в. очень велика. Особый интерес имеют ревизские книги Украины и малороссийских полков.

Вновь завоеванные области Прибалтики (Эстляндия, Лифляндия и часть Финляндии) с 1742 г. по конец XVIII в, находились в ведении особой Камер - конторы лифляндских, эстляндских и финляндских дел. До 1742 г. для управления этими областями существовали также особые конторы.

При изучении архивных материалов XVIII в. не следует упускать из виду, что при кажущейся стройности управления XVIII в. чересполосица и неясность функций того или иного учреждения оставались постоянным явлением; поэтому не всегда легко установить, где ведалось то или иное дело. Так, дела по экспедиции Беринга, окончательно установившей существование пролива между Азией и Америкой, разбросаны в архивах разных учреждений (в том числе Тайной канцелярии, как будто не имевшей прямого отношения к такому предприятию). Дела казачьих войск ведались Военной коллегией, хотя следовало бы думать, что они будут рассматриваться в Сенате, ведавшем в XVIII в. окраинами России. Наоборот, дела по Оренбургской экспедиции ведались в третьей экспедиции Сената, хотя Оренбургская экспедиция представляла собой предприятие полувоенного характера, ведая крепостями в Оренбургской губернии.

 

Ценный материал заключают бумаги законодательных комиссий XVIII в. Устарелость Соборного уложения как основного закона государства ясно чувствовалась в XVIII в. Соборное уложение дополнялось отдельными указами и постановлениями. Уже в 1741 г. был выпущен указ о ревизии всех указов, вышедших после Петра I, т. е. был произведен пересмотр правительственных постановлений, изданных за 16 лет (1725—1741). В конце царствования Елизаветы Петровны была организована специальная комиссия по составлению нового Уложения. Отдельные части Уложения — судная и криминальная— были составлены в 1756 г. Предполагалось все Уложение провести через обсуждение собраний депутатов от дворянства и купечества. Но эти выработанные части так и остались только проектами. Деятельность комиссии была возобновлена снова в 1767 г. Среди наказов в екатерининскую комиссию по составлению нового Уложения крупное место занимают наказы от городов и от представителей отдельных народностей.

 

Так, например, имеются наказы от украинских городов — Переяславля, Полтавы, Нежина, Новгорода Северского, Почепа, Стародуба, Остра, Козельца, Чернигова, Глухова. Кроме городских наказов, имеются наказы представителей отдельных слобод, например Стрелецкой слободы города Шацка. В наказе от жителей города Белгорода мы встречаем пункты от

 

[213]

 

приказных служилых, от купечества, от однодворцев Поданы были особые наказы от разных групп астраханских жителей: от купечества, от мещан — армян католического вероисповедания и т. д. Наказ от города Тобольска заключает в себе отдельные наказы от приказных, дворян и купечества.

 

Для истории XVIII в. крупное значение имеют материалы провинциальных правительственных учреждеиий. Таковы дела губернских канцелярий, среди бумаг которых имеются сведения по статистике городов и областей, судные и следственные документы, дела о поимке беглых крестьян и т. д. В хорошем порядке сохранились дела Московской губернской канцелярии за 1708—1782 гг., Дмитровской воеводской канцелярии и др. Подобные ценные архивы находятся во многих городах, имевших значение губернских и уездных центров в XVIII в.

Для истории городов интересны дела бывших магистратов и ратуш городов XVIII в. Некоторые документы магистратов — с виду узко провинциального значения — представляют на деле большой исторический интерес. Таковы дела Дмитровского магистрата за XVIII в.

Интереснейшие материалы имеются в бумагах судебных органов XVIII в., в частности в архивах уездных судов (с 1775 г., но с более ранними делами). Особенно крупное значение документы местных учреждений имеют для истории народов СССР. Уездные суды Казанской губернии и позднее Оренбургской губернии и т. д. дают значительный материал по истории народов Поволжья и Приуралья.

В провинциальных архивах хранятся также дела епархиальных управлений, иногда очень любопытные с бытовой точки зрения; в архивах монастырей и церквей — хозяйственные документы, важные для истории землевладения и крестьянства в XVIII в.

От XVIII в. в довольно значительном количестве сохранились частные архивы. На первом месте должны быть поставлены архивы видных политических деятелей и знатных фамилий XVIII в. Среди них выделяются бумаги Меншикова, Куракиных, Воронцовых, Шереметевых, Строгановых, Шуваловых и т. д. По содержанию документы частных архивов отличаются большой пестротой: тут - и переписка, и некоторые официальные документы, и дела по управлению вотчинами и т. п. Вотчинные архивы являются незаменимыми пособиями для изучения положения крестьян. Таковы, например, дела шереметевских вотчин начала XVIII в. (Архив села Вощажникова) и целый ряд других. Этот материал до сих пор остался почти нетронутым исторической наукой.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.