Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль аналитической работы на предприятиях дорожного хозяйства в повышении эффективности их функционирования

 

В настоящее время, как это было показано в предыдущей главе, наряду с факторами (причинами), способствующими снижению эф-фективности производства в дорожной отрасли, существует и ряд противодействующих им факторов, которые при известных предпо-сылках могут оказать позитивное воздействие на повышение эффек-тивности деятельности дорожных организаций.

 

К одной из наиболее важных таких предпосылок следует отнести усиление аналитической работы на предприятиях. И в наш век компь-ютерных и информационных технологий такое утверждение можно рассматривать как аксиому, поскольку только в процессе аналитиче-ской работы можно выйти на необходимые для решения тех или иных производственных, хозяйственных, экономических, финансовых и дру-гих проблем информационные ресурсы. Опыт работы ряда дорожных организаций показывает, что с помощью этих ресурсов можно офор-мить выгодные для предприятия финансовые сделки (по получению кредитных средств, финансовому лизингу или приобретению обору-дования на льготных условиях) [1, 10], оптимизировать размеры про-изводственных запасов материалов [28], повысить степень вероятно-сти выигрыша контракта на подрядных торгах [9], обеспечить внедре-ние выгодных для предприятия инновационных продуктов [34], соз-дать условиях для поступательного развития его экономического по-тенциала [31].

 

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что информационные ресур-сы не являются панацеей, способной без участия других ресурсов улучшить результаты деятельности предприятия. Они, конечно, не могут заменить ни новых машин и оборудования, ни дорогостоящих материалов, ни скомпенсировать недостаток оборотных средств или


 

прибыли предприятия. Ценность их, в первую очередь, заключается в том, что в любой конкурентной среде и при любом техническом осна-щении и финансовом состоянии предприятий они создают наиболее благоприятные условия (разумеется, только среди возможных) для функционирования, а следовательно, и для повышения их экономиче-ского потенциала.

 

В свете изложенного рассмотрим цели и задачи аналитической работы на дорожных предприятиях по повышению эффективности их деятельности (табл. 2). При этом следует отметить, что в большинст-ве литературных источников они трактуются не как цели и задачи аналитической работы, а как цели и задачи экономического анализа, что, на наш взгляд, является не совсем корректным. Дело в том, что для достижения каждой из поставленных целей требуется не только собственно анализ сложившихся на предприятии ситуаций, но и за-частую определение потенциально возможных их вариантов, что под-разумевает необходимость планирования и даже прогнозирования условий работы предприятия или отдельных сторон его деятельности. Поэтому, если исходить из правомерности действующей в настоящее время классификации общих функций управления предприятием, ко-торая предусматривает разделение их на организацию, планирова-ние, учет, анализ и корректирование [11, 38], то более уместным яв-ляется применение в данном случае вместо термина «экономический анализ» термина «аналитическая работа».

 

В табл. 2 основные цели аналитической работы по повышению эффективности деятельности предприятия расположены в порядке ус-ложнения степени их реализации. Такая иерархия целей предполагает акцентирование внимания руководителей дорожных организаций на двух, по нашему мнению, важных аспектах принятого ранжирования.

 

Первый из них заключается в том, что работу по повышению эффективности производства следует рассматривать как системный процесс, затрагивающий все стороны деятельности предприятия и предусматривающий, наряду с решением традиционных задач эконо-мического анализа (например, оценки уровня использования ресур-


 

сов), и очень непростых задач, связанных с его адаптацией к рыноч-ной системе хозяйствования, наиболее сложной из которых является определение потенциальной стратегии деятельности предприятия на перспективный период.

 

Таблица 2

 

Цели и задачи аналитической работы по повышению эффективности деятельности предприятия

 

Цели   Задачи  
       
  1. Сопоставительный анализ плановых и отчетных  
I. Оценка эффективности показателей использования каждого вида ресурсов  
в заданном периоде.  
использования матери-  
2. Оценка динамики и тенденций использования  
альных, трудовых и фи-  
ресурсов.  
нансовых ресурсов  
3. Разработка мероприятий по улучшению исполь-  
   
  зования ресурсов.  
       
  1. Анализ отдельных сторон деятельности пред-  
II. Выявление внутренних приятия и оценка их эффективности.  
2. Моделирование потенциально возможных вари-  
резервов производства  
антов деятельности предприятия с использовани-  
(в целом по предприятию  
ем имеющихся ресурсов.  
или по видам его  
3. Выбор из числа моделируемых вариантов наи-  
деятельности)  
более эффективных с точки зрения наилучшего  
   
  использования имеющихся ресурсов.  
       
  1. Оценка соответствия ресурсов «нормативным»  
  требованиям к деятельности предприятия.  
III. Оценка экономического 2. Экспертная оценка значимости отдельных видов  
потенциала предприятия ресурсов.  
  3. Интегральная оценка экономического потенциа-  
  ла предприятия.  
       
  1. Анализ рынка дорожных услуг и выявление кон-  
  курентов по видам деятельности.  
  2. Анализ деятельности конкурентов и оценка их  
  экономического потенциала.  
IV. Оценка конкурентоспо- 3. Сопоставительная оценка потребительских и ин-  
собности услуг (продукции) новационных свойств предоставляемых дорожных  
предприятия и его места услуг или выпускаемой продукции по участникам  
на рынке дорожных услуг рынка дорожных услуг.  
  4. Оценка возможностей диверсификации деятель-  
  ности предприятия.  
  5. Разработка рекомендаций по повышению конку-  
  рентоспособности предприятия.  
       

   
    Продолжение табл. 2
     
Цели   Задачи
     
  1. Определение потенциальных стратегий дея-
  тельности на основе комплексного анализа
V. Определение стратегий предприятия.
деятельности предприятия 2. Обоснование критерия или критериев выбора
на перспективу оптимальной стратегии.
  3. Разработка экономико-математической модели
  оптимальной стратегии и ее реализация.
     

 

 

Второй аспект состоит в том, что для достижения каждой из по-следующих целей в предложенной их иерархии необходима реализа-ция предыдущей. Действительно, нельзя, например, выявить внут-ренние резервы производства, предварительно не установив достиг-нутую эффективность использования на предприятии материальных, трудовых и денежных ресурсов. В свою очередь для оценки экономи-ческого потенциала предприятия надо знать, какими внутренними ре-зервами производства оно располагает, а для обоснования стратегии его деятельности, даже только на ближайшую перспективу, необхо-димо располагать данными об экономическом потенциале и конкурен-тоспособности предприятия.

 

Как видно из табл. 2, для достижения каждой из рассматривае-мых целей повышения эффективности деятельности дорожной орга-низации должен быть поставлен и решен ряд задач. Некоторые из них (в основном наиболее простые) не требуют особенных комментариев, поскольку методы их решения довольно подробно описаны в эконо-мической литературе. К таким задачам следует отнести те из них, ко-торые связаны с оценкой эффективности использования отдельных видов ресурсов и выявлением внутренних резервов производства. Эти задачи в обязательном порядке ставились перед предприятиями и без особых трудностей решались ими еще в социалистические вре-мена (т.е. в эпоху централизованной плановой экономики) и поэтому можно считать, что методология этого вида аналитической работы достаточно хорошо апробирована.


 

Что же касается других видов задач (по оценке экономического потенциала, конкурентоспособности предприятий и обоснованию стратегий деятельности дорожных организаций), то они в методологи-ческом отношении являются принципиально иными для акциониро-ванных (приватизированных) предприятий дорожной отрасли (как, впрочем, и для негосударственных предприятий других отраслей), что объясняется двумя причинами.

 

Во-первых, тем, что эти предприятия функционируют в рыночной системе хозяйствования, конкретный тип которой в дорожном хозяй-стве (монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия) до настоящего времени еще достаточно сложно определить.

 

Во-вторых, особенности конкурентной среды и степень проник-новения предприятий на рынок дорожной продукции и услуг, не по-зволяют дать единые и при этом достаточно точные рецепты поста-новки и решения указанных задач, что приводит к необходимости вместо разработки универсальной методологии их реализации пред-лагать только основные принципы и методические рекомендации по решению этих задач.

 

Вместе с тем, сказанное выше совсем не умаляет, а, наоборот, усиливает актуальность данного вида аналитической работы, которая в настоящее время приобретает особую важность для повышения эффективности деятельности предприятий дорожного хозяйства, что обусловлено следующими обстоятельствами:

 

1) отсутствием перспективных и достаточно стабильных во вре-мени производственных планов работы дорожной отрасли, что не по-зволяет предприятиям рассчитывать на благоприятную экономиче-скую конъюнктуру;

 

2) существенной зависимостью эффективности деятельности дорожных организаций от степени подготовленности предприятий к участию в подрядных торгах, от результатов которых в конечном счете зависит уровень их финансовой состоятельности и перспекти-вы развития;


 

3) высокой неопределенностью использования в условиях рынка всех видов ресурсов дорожных предприятий, в том числе и таких де-фицитных, как высококвалифицированные кадры специалистов;

 

4) большой вероятностью значительной недозагрузки производ-ственных мощностей дорожных организаций в течение планового пе-риода, что вызывает необходимость предусматривать возможности перепрофилирования их деятельности.

 

Объективная необходимость функционирования дорожных ор-ганизаций в очень сложных конъюнктурных условиях естественно усложняют и ту аналитическую работу, которую они должны прово-дить, при этом зачастую не только для повышения результативно-сти своей деятельности, но и просто для «выживания» на рынке до-рожных услуг.

 

Как видно из перечня задач, необходимых для реализации III, IV

 

и V целей повышения эффективности функционирования предпри-ятий, для их решения необходим творческий, нерутинный подход, так как использование стандартных шаблонных приемов традиционного экономического анализа не даст необходимых результатов. Действи-тельно, не существует и не может существовать стандартных методик оценки значимости отдельных видов ресурсов, анализа рынка дорож-ных услуг и выявления конкурентов, оценки возможности диверсифи-кации производства, определения стратегий деятельности предпри-ятий и т.д., поскольку (даже в рамках совокупности предприятий одно-го и того же профиля и специализации) условия и применяемые мето-ды решения указанных задач могут быть различными.

 

Усложнение в условиях рыночной экономики, стоящих перед до-рожными предприятиями задач, требует определенного расширения арсенала моделей и методов, требуемых для их решения.

 

Классификация наиболее важных из них и рекомендуемых для повседневной аналитической работы на предприятиях дорожного хо-зяйства представлена на рис. 1.

 

Особое внимание при формировании данной классификации уделялось методам моделирования возможных производственно-фи-


 

нансовых состояний дорожных организаций, а также методам учета факторов риска и неопределенности при его осуществлении.

 

Необходимость достаточно широкого применения именно этих методов диктуется, во-первых, невозможностью рассмотрения без оп-ределенной степени абстракции, как правило, очень большого коли-чества прогнозных вариантов стратегий деятельности предприятий и, во-вторых, высокой степенью неопределенности их реализации. При-чем наилучшие результаты от их использования, как показывает опыт внедрения этих методов [33], достигается при формировании компью-терных моделей с учетом неполноты и неточности информации о мо-делируемых ситуациях.

 

Неопределенность условий формирования стратегий деятель-ности предприятий не исключает необходимости их оптимизации, ко-торая может осуществляться с использованием методов математиче-ского программирования, а также в ряде случаев и экономико-стати-стических методов. Поэтому в рассматриваемой классификации пред-ставлены основные их виды, которые рекомендуется использовать на практике.

 

При этом следует отметить, что область использования эконо-мико-статистических методов для решения задач повышения эффек-тивности производства применительно к конкретным предприятиям в рыночной системе хозяйствования существенно ограничена по срав-нению с централизованной плановой системой. Дело в том, что ис-пользование практически всех входящих в эту группу методов (рег-рессионного, факторного, дисперсионного анализа) возможно только при доказательстве однородности исходных данных об условиях функционирования предприятий. Вместе с тем, понятно, что на рынке дорожных услуг найти предприятия с достаточно схожими условиями функционирования весьма непросто; в общем случае такие дорожные организации вообще могут не существовать.

 

В связи с изложенным в качестве основного инструментария при обосновании принимаемых решений по повышению эффективности деятельности предприятий должны использоваться экономико-математические методы.


Модели и основные методы анализа и планирования эффективности деятельности предприятий


 

 

    Модели     Методы
    производственных     математического
    ситуаций     программирования
             
             
             
    Дескриптивные     Линейное
    (описательные)     программирование
             
             
    Экономико-     Нелинейное
    математические     программирование
             
             
             
    Графические     Динамическое
          программирование
             
             
             
    Компьютерные     Целочисленное  
          программирование  
             


 

 

  Экономико-     Методы учета    
  статистические     факторов риска и    
  методы     неопределенности    
               
               
  Корреляционный     Анализ    
  анализ     чувствительности    
               
               
               
  Регрессионный     Метод    
  анализ     сценариев    
               
               
               
  Факторный     Дерево    
  анализ     решений    
               
               
               
  Дисперсионный       Имитационное    
        моделирование    
  анализ          
             
               


 

 

28

 

 

Рис. 1. Классификация моделей и методов анализа эффективности деятельности предприятий


 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.