Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности и недостатки сложившейся практики анализа эффективности деятельности дорожных организаций





 

Для оценки состояния аналитической работы по повышению эффективности производства на предприятиях дорожного хозяйства были использованы материалы анонимного опроса их руководителей в 2012 г., а также результаты анализа отдельных сторон деятельности дорожных организаций, выполненного на кафедре экономики дорож-ного хозяйства МАДИ в 2005–2012 гг.

 

Всего опросом было охвачено 18 предприятий дорожного хозяй-ства, из них: 3 мосто-строительных, 4 дорожно-строительных 5 до-рожно-ремонтных и 6 дорожно-эксплуатационных организаций, в том числе 4 с государственными и 14 с негосударственными формами собственности.

 

Каждому руководителю дорожных организаций задавались сле-дующие вопросы:

 

– Как осуществляется экономическая работа на предприятии по повышению эффективности производства?

 

– Какие функциональные подразделения предприятия выполня-ют эту работу и с какой периодичностью?

 

– Какие стороны деятельности предприятия в основном затраги-ваются при проведении аналитической работы и почему?

 

– Какие основные цели преследуются при выполнении аналити-ческой работы и почему?



 

– Какие методы проведения аналитической работы используют-ся на предприятии? Есть ли на предприятии специальные программ-ные продукты для анализа его деятельности?

 

– Какие критерии (показатели) используются для оценки эффек-тивности деятельности предприятия?

 

– Как устраняются недостатки по результатам экономического анализа деятельности предприятий?

 

– Как устанавливается результативность мероприятий, направ-ленных на повышение эффективности производства?


 

– Производится ли сопоставление показателей эффективности деятельности данного предприятия с аналогичными показателями других предприятий?

 

– Как при выполнении экономического анализа учитывается спе-цифика работы предприятия в современных условиях хозяйствования?

 

Результаты обработки полученных ответов на поставленные во-просы позволили констатировать следующее:

 

1. В настоящее время единого подхода к организации работы по анализу и оценке эффективности деятельности предприятий дорож-ного хозяйства не существует.



 

В большинстве негосударственных дорожных организаций (вне зависимости от организационно-правовых форм) данная работа пред-полагается в рамках деятельности по их собственному развитию, под которым, в первую очередь, понимается наращивание производст-венной мощности или техническое перевооружение предприятий, а в отдельных случаях и улучшение отдельных сторон их деятельности.

 

В некоторых организациях с негосударственными формами соб-ственности, как правило, характеризующихся небольшим экономиче-ским потенциалом, работа по повышению эффективности производ-ства осуществляется умозрительно и спонтанно в виде распоряжений администрации об улучшении использования по времени отельных видов машин или транспортных средств, снижении производственных запасов материалов или выполнении других мероприятий по повыше-нию рентабельности производства, которые при необходимости до-полнительных затрат на их реализацию принимаются к исполнению по мере наличия свободных денежных средств. При этом никаких расчетов по оценке эффективности предписываемых мероприятий, разумеется, не производится.

 

В некоторых государственных дорожных организациях оценка эффективности их деятельности осуществляется при разработке пла-нов технического развития и повышения эффективности производства, которые формируются в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями еще доперестроечного периода. Согласно им оценка


 

эффективности принимаемых мероприятий чаще всего осуществляет-ся только по показателям снижения трудоемкости и себестоимости до-рожных работ, значительно реже по показателю годового экономиче-ского эффекта от их реализации, но по устаревшей методике его рас-чета. Сроки разработки таких планов также ограничиваются кратко-срочным перспективным периодом, обычно равным одному году.



 

Наконец в ряде негосударственных дорожных организаций пла-нирование мероприятий по улучшению их деятельности производится в форме отдельных инвестиционных проектов или программ, которые разрабатываются либо самими дорожными организациями, либо по их поручению консалтинговыми или другими, заинтересованными в их реализации фирмами (например, лизинговыми компаниями).

 

Разработка таких проектов и программ обычно осуществляется только крупными дорожными предприятиями на перспективный пери-од (1…3 года) при необходимости существенного развития их произ-водственных мощностей или ожидаемых существенных изменениях в структуре выполняемых ими дорожных работ, а также при приобрете-нии дорогостоящей импортной строительной техники. В этом случае довольно часто (хотя далеко не всегда) имеет место многовариантный подход к принятию тех или иных инвестиционных решений и к выбору наиболее целесообразных источников финансирования (например, путем оценки сравнительной эффективности лизинга в сопоставлении

 

с кредитом [10]). Расчеты эффективности инвестиционных проектов и программ выполняются на основе ныне действующих методик и про-граммных продуктов [41], разработанных, как правило, в соответствии

 

с официальными межведомственными методическими рекоменда-циями по оценке эффективности инвестиционных проектов [26].

 

2. В основном аналитическая работа по повышению эффектив-ности производства осуществляется плановым (или планово-про-изводственным) отделом, а также бухгалтерией и финансовым (или сметно-договорным) отделом дорожных организаций. В отдельных случаях для решения конкретных задач, связанных с улучшением ис-пользования тех ли иных ресурсов, привлекаются работники отделов


 

механизации, труда и заработной платы, материально-технического снабжения. Обычно руководство проведением этой аналитической работы возлагается либо на заместителя директора по экономиче-ским вопросам, либо на финансового директора предприятия, значи-тельно реже на главного инженера.

 

Никаких специальных подразделений по целенаправленному экономическому анализу эффективности производства штатным рас-писанием дорожных организаций не предусматривается. Вместе с тем для подготовки и реализации достаточно крупных инвестиционных и инновационных проектов на ряде предприятий предусматривается создание специальных групп из компетентных специалистов, в функ-ции которых входит и оценка коммерческой эффективности этих про-ектов на всех стадиях их осуществления.

 

Периодичность проведения работ по экономическому анализу деятельности дорожных организаций специально не регламентирует-ся, но чаще всего приурочивается к поквартальному или полугодово-му завершению выполнения производственной программы дорожных работ и финансовым отчетам о деятельности предприятий.

 

3. Основное внимание при экономическом анализе деятельности дорожных организаций уделяется их финансовым показателям. В рамках его чаще всего производится анализ прибыли, издержек и объемов производства за отчетный период. Далее дается общая оценка динамики и структуры бухгалтерского баланса, анализ финан-совой устойчивости предприятия и его финансовых коэффициентов. В некоторых дорожных организация, наряду с указанными видами эко-номического анализа, оцениваются достигнутые показатели деловой активности и эффективности использования ресурсов на предприятии путем расчета оборачиваемости основных и оборотных средств.

 

4. Как уже указывалось выше, основная целевая направлен-ность экономического анализа в дорожных организациях – это эко-номия ресурсов, причем в основном материальных, что объясняется очень высоким удельным их весом в стоимости дорожных работ, а также в общем случае достаточно большим количеством источников их получения.


 

Нельзя сказать, что в дорожных организациях не проводится ни-какой работы по изучению рынка дорожных услуг и определению стратегий деятельности предприятий на перспективу. Однако эта ра-бота чаще всего проводится спонтанно и на качественном уровне, т.е. не имеет под собой каких-либо аналитических (расчетных) обоснова-ний, за исключением тех редких случаев, когда она воплощается в конкретные инвестиционные проекты.

 

Отсутствие системного подхода к выполнению указанных видов аналитических работ руководители дорожных предприятий объясняют недостатком квалифицированных специалистов в области экономики дорожного хозяйства, а также недостатками в нормативно-методичес-ком обеспечении их проведения, под которыми в данном случае по-нимается отсутствие соответствующих методических указаний, привя-занных к условиям деятельности дорожных предприятий.

 

5. При выполнении аналитической работы по анализу эффек-тивности производства предприятиями используются только так назы-ваемые методы классического анализа: сравнение, расчет относи-тельных и средних величин, группировки и балансовые увязки показа-телей, горизонтальный, вертикальный и пространственный анализ, графический анализ и другие.

 

Никаких других методов, и в частности показанных на рис. 1, ма-тематического программирования и экономико-статистических мето-дов дорожные предприятия не используют. Не применяются в них и специальные программные продукты, предусматривающие анализ по-казателей деятельности предприятий при разработке бизнес-планов.

 

6. Для оценки эффективности функционирования предприятий при проведении аналитической работы используются показатели при-были, полученной от выполнения дорожных работ и от прочих видов деятельности, рентабельности и себестоимости производства работ.

 

В некоторых организациях они дополняются показателями деловой активности, исчисляемой на основе следующих коэффициентов:

 

– общей оборачиваемости капитала (как отношение выручки от выполненных дорожных работ к среднему за рассматриваемый пери-од итогу бухгалтерского баланса);


 

– оборачиваемости материальных оборотных средств;

 

– оборачиваемости дебиторской задолженности;

 

– оборачиваемости кредиторской задолженности;

 

– фондоотдачи основных средств и прочих внеоборотных активов. 7. Выявленные недостатки по итогам экономического анализа

 

эффективности деятельности дорожных организаций их руководите-лями условно подразделяются на две группы: не требующие и тре-бующие для устранения дополнительных затрат.

 

Первые из них устраняются незамедлительно, поскольку чаще всего они вызваны недостатками в работе отдельных функциональ-ных подразделений дорожной организации (например, не списание бездействующих в течение большого срока машин и оборудования с амортизированным сроком службы, превышение размеров производ-ственных запасов материальных ресурсов над требуемыми по усло-вию производства работ, неиспользование источников приобретения более дешевых материалов, не сдача в аренду или продажа неис-пользуемого или плохо используемого имущества и т.п.).

 

Для устранения второй группы недостатков, которые в основном касаются совершенствования технических условий производства, по-вышения квалификации кадров и расширения сфер деятельности предприятий на рынке дорожных услуг, составляется перечень меро-приятий. В крупных корпорациях на основе этого перечня могут раз-рабатываться инвестиционные проекты и бизнес-планы, для подго-товки которых нередко привлекаются научно-исследовательские и учебные организации и консалтинговые фирмы.

 

8. Результативность мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, устанавливается только на стадии раз-работки соответствующих планов или инвестиционных проектов, но далеко не всегда, а только в тех случаях, когда требуются достаточно большие дополнительные затраты на их осуществление.

 

В некоторых государственных дорожных организациях рассчи-тывается годовой экономический эффект от реализации планов тех-нического развития и повышения эффективности производства. При


 

формировании достаточно крупных инвестиционных проектов опре-деляется чистый дисконтированный доход в соответствии с офици-альными методическими рекомендациями [26].

 

9. Сопоставление показателей эффективности деятельности данного предприятия с аналогичными показателями других предпри-ятий производится только в том случае, если они организационно на-ходятся в подчинении одного и того же органа управления. При этом сопоставительная оценка показателей деятельности данного круга предприятий инициируется не конкретной дорожной организаций, а осуществляется по инициативе вышестоящего органа управления, ко-торый нередко привлекает для этой цели специалистов из научно-исследовательских и учебных институтов.

 

10. Специфика работы дорожных организаций в современных условиях хозяйствования учитывается ими при выполнении экономи-ческого анализа явно недостаточно, что связано, безусловно, с недос-таточной квалификацией работников экономических и финансовых служб, с одной стороны, а с другой – с почти полным отсутствием спе-циальной методической литературы, освещающей особенности рабо-ты дорожных организаций в рыночной системе хозяйствования.

 

Более детальный анализ требуемых аспектов аналитической работы в дорожных организациях по повышению эффективности про-изводства может быть сделан на основе установленных недостатков отдельных сторон их деятельности, которые были выявлены в про-цессе обследований предприятий аспирантами и сотрудниками ка-федры экономики дорожного хозяйства МАДИ в последние годы.

 

Производственная деятельность. Для характеристики сло-

 

жившейся ситуации в этой области обратимся к анализу состояния технико-экономического планирования производственной программы

 

в составе годового плана (стройфинплана) дорожных организаций [9].

 

Главная особенность ее формирования в современных условиях состоит в том, что она является инвариантной по отношению к основ-ным плановым решениям по организации строительства или ремонта объектов. Это объясняется тем, что основной целью при разработке


 

производственной программы деятельности предприятия является не оптимизация использования ресурсов предприятия, а составление ее бюджета, который определяется по суммарной величине издержек предприятия на выполнение дорожных работ по всем выигранным в процессе торгов контрактам на их выполнение. При этом плановые издержки по каждому в отдельности контракту предприятия стремятся показать как можно больше, но вместе с тем, естественно, не выше, чем заявленная в процессе торгов цена на его реализацию.

 

Из указанного главного недостатка формирования производст-венной программы вытекает и ряд других, которые в основном можно свести к следующему:

 

1) все расчеты при ее разработке имеют явно выраженный од-новариантный характер, поскольку не обеспечивают учета потенци-ально возможных изменений в условиях производственной деятель-ности дорожных организаций, проявляющихся в вариабельности объ-емов дорожных работ, величины переходящих заделов по отдельным объектам, методам осуществления строительства или ремонта, сте-пени использования дефицитных ресурсов, удельного веса работ, вы-полняемых собственными силами;

 

2) при разработке производственной программы не устанавли-ваются четко выраженные критерии или критерий ее составления, так как максимизацию цены за выполнение контрактных работ нельзя отожествлять с целевыми установками функционирования предпри-ятий. В результате отсутствует возможность оценить качество разра-ботки производственной программы и, следовательно, технико-эконо-мического планирования деятельности предприятий, а также преду-смотреть улучшение (оптимизацию) качественных и количественных показателей стройфинплана в рамках имеющегося государственного заказа на выполнение дорожных работ;

 

3) при разработке производственной программы совершенно не учитываются даже явно выраженные факторы неопределенности и риска, которые обязательно будут иметь место при ее реализации. В первую очередь, как показывает анализ деятельности дорожных орга-


 

низаций, они связаны с существенным увеличением затрат на выпол-нение работ в связи с инфляцией, значительными задержками (иногда полугодовыми) в открытии финансирования строительства или ре-монта объектов по заключенным договорам, непредвиденными со-кращениями государственных ассигнований на развитие дорожной инфраструктуры, необъективными решениями конкурсных комиссий по определению победителей подрядных торгов на получение госу-дарственных заказов.

 

Инвестиционная деятельность. В условиях перехода до-

 

рожных предприятий к рыночной системе хозяйствования значитель-но увеличивается роль их инвестиционной деятельности, направлен-ной на планомерное и поступательное развитие экономического по-тенциала предприятий, совершенствование структуры их капитала, создание условий для роста производительности труда и снижения себестоимости работ.

 

Вместе с тем, как показал анализ [21], используемые в настоя-щее время в практике работы дорожных предприятий методы анализа и планирования этой деятельности не обеспечивают в полной мере решение указанных задач, что объясняется следующими причинами:

 

– недоучетом особенностей работы дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования;

 

– отсутствием системного и многовариантного подхода к разра-ботке инвестиционных планов;

 

– неиспользованием оптимальных методов планирования инве-стиционной деятельности;

 

– субъективными методами оценки инвестиционных возможно-стей предприятий;

 

– недоучетом при планировании инвестиционных решений фак-торов риска и неопределенности.

 

Финансовая деятельность. Одним из важнейших условий ус-пешной работы дорожных организаций в стационарной рыночной эко-номике является умелое управление их финансовой деятельностью, без чего невозможно постоянное наращивание экономического потен-


 

циала предприятий, достижение их устойчивого финансового положе-ния, обеспечения нормального функционирования предприятий в сложной конкурентной среде.

 

Управление финансовой деятельностью предприятия – это обоснованное определение основных направлений его развития при наиболее эффективном использовании всех видов капитала, контроль за соответствием параметров денежных потоков планируемым значе-ниям, своевременное устранение разного рода препятствий их движе-нию, выбор наиболее дешевых источников получения финансовых ресурсов.

 

Между тем, как показал анализ [31], указанные требования к фи-нансовой деятельности во многих дорожных организациях не соблю-даются. Так, например, инвестиционные проблемы их развития рас-сматриваются в отрыве от финансовых возможностей, что в большин-стве случаев не обеспечивает необходимых и достаточных условий для их реализации; при решении инвестиционных задач не учитыва-ется высокий уровень инфляции; разработка стратегических планов развития дорожных организаций не связывается с необходимостью совершенствования амортизационной политики дорожных организа-ций, необходимостью оптимизации структуры их капитала, формиро-ванием оптимальных финансовых проектов развития производствен-ной базы предприятий.

 

Резюмируя проведенную выше оценку существующей аналити-ческой работы на предприятиях дорожного хозяйства можно все осо-бенности и недостатки существующей практики анализа эффективно-сти их функционирования свести в табл. 3.

 

Таблица 3 Особенности и недостатки существующей практики анализа

 

эффективности деятельности предприятий дорожного хозяйства

 

Особенности Недостатки  
п/п аналитической работы аналитической работы  
  Выполнение анализа силами бух- Отсутствие аналитических групп или  
специалистов-аналитиков по на-  
галтерии и финансового отдела  
  правлениям деятельности  
     

 


     
    Продолжение табл. 3  
       
Особенности Недостатки  
п/п аналитической работы аналитической работы  
  Использование простых расчетных Недоиспользование при анализе  
компьютерной техники и программ-  
операций при анализе  
  ных продуктов  
     
  Использование только классиче- Неприменение для анализа компью-  
ских методов анализа и стандарт- терного моделирования и экономи-  
  ных расчетных процедур ко-математических методов  
  Выборочный анализ отдельных Отсутствие системного и комплекс-  
  сторон деятельности предприятия  
ного анализа всех сторон деятель-  
без установления причинно-  
  ности предприятия  
  следственных связей  
     
  Одноцелевой или двухцелевой ха- Отсутствие анализа рынка, конку-  
  рактер анализа, направленный  
  рентов, экономического потенциала  
только на оценку эффективности  
предприятия и возможных стратегий  
  использования ресурсов и выяв-  
  его деятельности  
  ление резервов производства  
     
  Периодический и, как правило, Отсутствие постоянной аналитиче-  
бессистемный анализ деятельно-  
ской работы на предприятии  
  сти предприятия  
     
  Констатирующий, как правило, ха- Отсутствие конкретных рекоменда-  
  рактер анализа без разработки  
ций по материалам анализа по  
конкретных мероприятий по лик-  
  улучшению результатов работы  
  видации недостатков  
     
  Сравнение показателей деятель- Недоучет инфляционной состав-  
ности предприятия без корректи- ляющей при оценке эффективности  
  ровки на разницу цен производства  
  Сопоставление показателей рабо- Непроведение анализа трендов по-  
ты предприятия в течение только казателей деятельности предпри-  
  2-летнего периода ятия за больший период  
  Качественный характер предложе- Отсутствие количественной оценки  
ний и оценки их результатов по эффективности разработанных ме-  
  материалам анализа роприятий по результатам анализа  

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.