Сделай Сам Свою Работу на 5

Существующая методическая база оценки эффективности деятельности дорожных организаций и основные направления ее развития

 

Проблеме повышения эффективности деятельности предпри-ятий в любой отрасли материального производства всегда уделялось повышенное внимание как основе для поступательного наращивания их производственного и финансового потенциала и, следовательно, роста национального дохода страны. Поэтому, как и ранее (в до пере-строечные времена), так и сейчас (в период радикальных экономиче-


 

ских реформ и финансовых кризисов), можно найти немало литера-турных источников, посвященных анализу теоретических и практиче-ских вопросов ее решения.

 

Сразу следует оговориться, что непосредственным объектом рассмотрения в настоящей работе являются не столько методы бух-галтерского и финансового анализа эффективности деятельности предприятий, каноны проведения которого к настоящему времени до-вольно строго определены, а методы ее управленческого анализа, уровень разработки которых применительно к условиям функциони-рования дорожных организаций является явно недостаточным.

 

Исходя из этого, сделаем краткий обзор имеющихся в этой об-ласти методических работ, которые условно можно подразделить на две группы.

 

К первой группе относятся публикации, в которых рассматрива-ются с той или иной степенью детализации только методы оценки от-дельных сторон деятельности предприятий. Объектом исследований в них выступают либо конкретные виды ресурсов предприятий (мате-риальных, трудовых, денежных), либо отдельные стороны их дея-тельности (маркетинговая, производственная, инвестиционная, фи-нансовая), которые в свою очередь могут детализироваться по кон-кретным направлениям этой деятельности (например, в рамках оцен-ки эффективности финансовой деятельности может производиться анализ амортизационной, кредитной, эмиссионной политики, опти-мальности выбора финансовых решений и т.д.).

 

С позиций управленческого анализа принятие в качестве объек-та исследования отдельного направления или стороны деятельности дорожной организации представляет наибольший интерес, так как по-зволяет руководителям предприятий ближе и быстрее подойти к ре-шению основной из стоящих перед ними задач – оценке степени эф-фективности функционирования предприятия и принятия необходи-мых решений по ее повышению.

 

В последнее время в Московском автомобильно-дорожном госу-дарственном техническом университете (МАДИ) был выполнен ряд


 

работ, посвященных анализу деятельности дорожных организаций, исследованию принципов и методов адаптации отдельных сторон их деятельности к рыночной системе хозяйствования, а также по моде-лированию отдельных направлений их функционирования. Наиболее полно данный круг вопросов был рассмотрен в диссертационных ис-следованиях: Абдуллаева М.Н. «Состояние основных фондов пред-приятий и эффективность лизинговых операций по их обновлению» [1]; Милородова В.Ю. «Пути улучшения использования оборотных средств предприятий» [28]; Лобачева К.Н. «Планирование развития предприятий» [21]; Гужова С.А. «Формирование портфеля заказов и оптимизация производственной программы предприятий» [9]; Поздее-вой С.Н. «Совершенствование инвестиционно-финансовой деятель-ности предприятий» [31]; Чванова А.В. «Совершенствование иннова-ционной деятельности предприятий» [34].

 

Вместе с тем, как видно из краткой характеристики указанных работ, ни в одной из них не использовался системный подход к оценке эффективности функционирования дорожной организации в целом, в связи с чем обратимся к выполненным теоретическим исследованиям по данному вопросу в других отраслях народного хозяйства.

 

В последние годы в экономической литературе появилось до-вольно много публикаций по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий, который очевидно предпо-лагает в качестве одной из целей (хотя об этом не всегда говорится прямо) и комплексную оценку эффективности их деятельности [4, 15, 36, 40, 126]. Рассмотрение этих работ, а также ряда других [2, 3, 5, 7], в которых также затрагивается данная проблема, позволяет констати-ровать следующее.

 

К настоящему времени сложились два методических подхода к комплексной оценке эффективности деятельности предприятия:

 

1) по отдельным элементам этой деятельности;

 

2) обобщающий все основные достигнутые результаты его рабо-ты в течение рассматриваемого периода.

 

Первый из указанных подходов предполагает использование для оценки эффективности деятельности предприятия большого чис-


 

ла качественных и количественных показателей, подробно описы-вающих каждую сторону этой деятельности, второй – ограниченную систему показателей, характеризующих только основные результаты работы предприятия, которая далеко не всегда описывает все сторо-ны его деятельности.

 

Особенность и, по нашему мнению, существенный недостаток первого методического подхода состоит в том, что он использует ме-тоды смешанного (управленческого и бухгалтерского) анализа, что, естественно, приводит к разной степени детализации различных сто-рон деятельности предприятия. Например, в работе [15] при очень де-тальном и количественном анализе уровня использования разных ви-дов ресурсов и финансового состояния весьма в укрупненном виде рассматриваются показатели, характеризующие результативность маркетинговой деятельности и организационно-технического уровня производства, которые в современных условиях хозяйствования в наибольшей степени определяют эффективность функционирования предприятий.

 

Этот недостаток, хотя и в значительно меньшей степени, являет-ся свойственным и для второго методического подхода к комплексной оценке деятельности предприятия, поскольку для оценки эффективно-сти использования ресурсов и его финансового состояния используют-ся укрупненные показатели, хотя и в данном случае степень отражения ими указанных сторон деятельности предприятия гораздо выше, чем, например, производственной и маркетинговой деятельности.

 

Для иллюстрации рассмотрим некоторые системы такой обоб-щенной оценки эффективности деятельности предприятий.

 

Начнем с наиболее простых систем, базирующихся только на данных бухгалтерской отчетности. К ним, в первую очередь, следует отнести систему показателей для рейтинговой оценки предприятий– эмитентов, предложенную Шереметом А.Д. [36]. Она включает в себя 20 показателей, которые подразделяются на четыре группы: 1) оценки прибыльности хозяйственной деятельности; 2) оценки эффективности управления; 3) оценки деловой активности и 4) оценки ликвидности и


 

рыночной устойчивости. Некоторой разновидностью данной системы оценки является система показателей, предлагаемая Методическими рекомендациями по разработке финансовой политики предприятия [27], которая также содержит четыре группы показателей: ликвидности активов предприятия, финансовой устойчивости, интенсивности ис-пользования ресурсов и деловой активности. Нетрудно видеть, что основной недостаток данных систем заключается в том, что они не учитывают различные условия работы предприятий на соответствую-щих рынках продукции или услуг, т.е. реалии современной рыночной экономики.

 

Поэтому большего внимания заслуживают те системы оценки эффективности деятельности предприятий, в которых в той или иной степени учитывается специфика их рыночной деятельности. К таким системам может быть отнесена система оценки, предложенная Кова-левым В.В. [14], состоящая из шести групп показателей и характери-зующая наряду с ликвидностью, финансовой устойчивостью, деловой активностью и рентабельностью предприятия и его имущественное положение, а также позицию на рынке ценных бумаг.

 

Еще более сложными (с точки зрения широты охвата всех сто-рон деятельности предприятия) являются системы, предложенные Крыловым Э.И. [16], а также Ненашевым Е.В. и Шереметом А.Д. [37]. Первая из них состоит из четырех групп обобщающих аналитических показателей отдельных сторон деятельности предприятия: условий производства, использования живого труда, основных производствен-ных фондов и материальных ресурсов. Вторая оценочная система включает в себя 28 показателей; в ней значительное внимание уделя-ется производственной деятельности предприятия, так как преду-смотрены показатели объема продаж продукции, среднесписочная численность производственного персонала, выработка на одного ра-ботающего и др.

 

Из рассмотрения всех вышеуказанных систем комплексной оценки эффективности деятельности предприятий можно сделать следующие выводы:


 

1. В настоящее время отсутствуют единые и общепринятые сис-темы показателей комплексной оценки эффективности деятельности предприятий даже в отдельных отраслях материального производст-ва, что свидетельствует о невозможности их унификации в рыночных условиях хозяйствования.

 

2. Ни одна из предложенных комплексных систем оценки эффек-тивности функционирования предприятий не охватывает в полной ме-ре всех сфер их деятельности в рыночной экономике, что вызывает необходимость их дальнейшего развития и совершенствования при-менительно к особенностям тех или иных отраслей производства.

 

3. Ни одна из комплексных систем оценки не дает однозначной (интегральной) оценки уровня эффективности предприятий, так как аналитические показатели, входящие в состав данных систем, не ран-жированы по степени значимости. В связи с этим, практическое их ис-пользование позволяет только установить «хуже» или «лучше» были показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности пред-приятия, например, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, но не дают возможности количественно оценить степень изменения эффективности его деятельности в рассматриваемом периоде.

 

4. Одним из важных следствий вышеуказанного недостатка ком-плексных систем оценки является невозможность их использования для оптимизации стратегий повышения эффективности деятельности предприятий, которая по своему характеру является логическим про-должением ее анализа и поэтому многоцелевой (многокритериальной) задачей.

 

Изложенное выше позволяет выделить ряд направлений иссле-дований по совершенствованию методов анализа и оценки эффек-тивности деятельности предприятий, из которых в данном учебном пособии, применительно к дорожным организациям, достаточно под-робно рассматриваются следующие:

 

– формирование системы оценочных показателей эффективно-сти деятельности предприятий, адекватно описывающих условия их функционирования в рыночной системе хозяйствования;


 

– разработка методологии определения оптимальных стратегий повышения эффективности производства дорожных организаций.

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте значение роли аналитической работы на предпри-ятиях дорожного хозяйства.

 

2. Назовите особенности и недостатки существующей практики анализа эффективности деятельности предприятий.

 

3. Что представляет из себя сложившаяся методическая база оценки эффективности деятельности дорожных организаций.

 

4. Перечислите основные направления ее развития.

 

5. Какие существуют в настоящее время методические подходы

 

к комплексной оценке эффективности деятельности предприятий?

 

6. Опишите применяемые на практике системы обобщенной оценки эффективности деятельности предприятий.


 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.