Сделай Сам Свою Работу на 5

Произведения других лидеров КПСС.

Основную часть литературного наследия руководителей КПСС составляют публичные выступления: доклады, речи, реже – статьи, еще реже – книги. Есть громадная разница в характере этого материала в зависимости от времени его создания. Если в 20-е годы свои речи и доклады политические деятели готовили сами, то в последующие годы все выступления партийных функционеров подготавливались аппаратом. Эта практика получила настолько широкое распространение, что подготовка речей начальству проходила на всех уровнях партийного аппарата, включая районное звено. Ни о каком установлении авторства здесь не может быть и речи. Это исключительно аппаратное производство на потоке.В СССР, особенно в 40-80-е годы, эта практика приняла уродливые формы. В ЦК КПСС существовала специальная группа т.н. "спичрейтеров" или "речевиков", "речеписцев", которые составляли важнейшие партийные и государственные документы, готовили доклады и речи руководству.

Произведения деятелей 20-х годов, безусловно, были отмечены индивидуальностью их авторов и уж, конечно же, контрастировали с "теоретиками" хрущевско-брежневского времени. Даже сочинения Сталина имеют черты своеобразия. Сталинский лаконизм, сведение больших теоретических проблем к примитивному толкованию имели свой смысл, ибо были приноровлены к весьма низкому культурно-политическому уровню населения. Хорошо, прежде всего для нас, историков, что издано собрание сочинений Сталина. Правда, оно не завершено и никак не может претендовать на полноту. Вышло лишь 13 томов (включая работы до 1935 г.). За границей издан (по нашим гранкам) и 14-й том. Но это незаменимый источник для изучения сталинской эпохи.

Осмыслению личности Троцкого, его роли в революции, мешает отсутствие элементарных знаний о Троцком, что, в свою очередь, упирается в отсутствие необходимых документов и произведений самого Троцкого. До отъезда из СССР в 1928 г. выходило большое собрание сочинений Троцкого, которое было моментально упрятано подальше с глаз. Та же участь постигла и архивные документы. Покидая СССР, Троцкий увез значительную часть своего архива. Ныне эти материалы хранятся в Гарвардском университете США. Здесь собрано свыше 17,5 тыс. документов. Из них перу Троцкого принадлежат 4,5 тыс., остальные – корреспонденция к нему. Документы охватывают период с мая 1917-го по 1940 г. За рубежом документы Троцкого публиковались. Прежде всего это публикация документов до 1922 г., осуществленная Мейером. Имеется также 4 выпуска издания документов за 1923-1927 гг. Ю. Фельштинского. В 1990 г. оно издано и в России.



 

Источники личного происхождения советской эпохи

Мемуары.

Значение и особенности мемуаров.

Мемуары – специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность; при этом документальность их основывается на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцах описываемых событий. Они способны восстановить множество фактов, которые не отразились в других видах источников. Воспоминания – это не бесстрастная фиксация событий прошлого. Мемуары, как никакой другой документ, субъективны. Это свойство мемуаров, отпечаток личности автора. Однако мемуары нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать своего времени. Искренность мемуариста, полнота и достоверность его впечатлений зависят от той эпохи, в которой писались, во-первых, и публиковались, во-вторых, мемуары. Немаловажное значение имеет и объект воспоминаний: событие или личность, о которых пишет мемуарист.

Таким образом, к мемуарам, как и к любым другим источникам, необходим критический подход. Прежде всего необходимо изучить личность автора, время и место действия описываемых событий. Очень важно установить положение, занимаемое автором в происходивших событиях, а стало быть, его осведомленность о них. Важным вопросом критического анализа мемуаров является установление источников осведомленности автора. Помимо собственной памяти, мемуарист привлекает дополнительные материалы. Источники воспоминаний могут быть письменными и устными. Письменные – это самые разнообразные документы: оперативные документы военных штабов, отрывки из писем и дневников, сообщения газет, фрагменты ведомственной документации и пр. В военных мемуарах используется много штабных документов, карт и схем. Привлекаются к написанию мемуаров и устные источники. Иной раз рассказы других лиц являются единственными каналами знаний о том или ином факте.

Однако основным источником мемуаров остается память. И здесь многое зависит и от надежности памяти мемуариста, и от его способности точно передать читателю сведения о событиях. Разумеется, недоговаривать, замалчивать заставляла и цензура (и соответственно самоцензура). Большое значение имеет время, прошедшее от события до повествования о нем мемуариста. Один из эффективных методов проверки полноты и достоверности мемуаров – это их сопоставление с другими источниками, которые так или иначе пересекаются с событийной канвой анализируемых мемуаров.

Классификация мемуаров периода СССР (условная).

по тематически-хронологическому принципу:

1. Воспоминания об Октябрьской революции и гражданской войне.

2. Воспоминания о 20-30-х годах.

3. Воспоминания о Великой Отечественной войне и т. д.

по персоналиям:

1. Воспоминания о В.И. Ленине.

2. Воспоминания об А.А. Ахматовой и т. д. (здесь число единиц в группе бесконечно).

по происхождению:

1. Мемуары участников революции и гражданской войны.

2. Воспоминания крестьян.

3. Мемуары деятелей литературы и искусства.

4. Военные мемуары.

5. Воспоминания эмигрантов.

6. Записки иностранцев и т. д.

по способу и форме воспроизводства:

1. Собственно воспоминания.

2. Литературная запись.

3. Запись воспоминаний - магнитофонная или письменная.

4. Анкетный способ записи (опыт Истпарта, Я.А.Яковлева, совр. устная история).

5. "Новая проза", или художественные мемуары (Варлам Шаламов).

6. Интервью.

На истории советского общества влияние политического режима сказалось очень сильно, возможно, как ни в какой другой стране. Поэтому наиболее приемлемой классификацией, затрагивающей сущностную сторону мемуаров, является группировка воспоминаний в зависимости от времени их написания:

1. Мемуары, написанные в 20-е годы;

2. Мемуары 30-х – начала 50-х годов;

3. Мемуары периода "оттепели" 60-х годов;

4. Мемуары 60-80-х годов.

Новые разновидности мемуаров

Можно выделить появившиеся за последние два десятилетия по меньшей мере три разновидности литературы мемуарного характера. К первой разновидности (лагерной литературе) можно отнести прозаические рассказы Варлама Шаламова, собранные в книгу Шаламова "Колымские рассказы". К подобной прозе можно отнести и недетские рассказы о лагерной жизни детского писателя Льва Разгона. Вторая разновидность новой формы воспоминаний - мемуары в форме интервью или, условно говоря, исторические интервью. Например, записи бесед с В.М. Молотовым, Н.Г. Кузнецовым. Эти интервью прежде всего характерны тем, что в них идет разговор об исторических событиях. Небольшие по объему воспоминания-миниатюры, посвященные одному, но важному эпизоду из жизни страны или из биографии известного полководца или государственного деятеля - третья разновидность современных мемуаров.По форме это небольшие журнальные или газетные публикации. Например – воспоминание полковника в отставке А. Скороходова о событиях лета-осени 1953 г., связанных с арестом Берии.

Дневники

К мемуарам близко примыкают дневники. Они отличаются от мемуаров тем, что записи в них фиксируются сразу же после того или иного события. Дневники можно подразделить на две категории. Первая – это дневниковые записи, просто констатирующие очередность событий, отношение автора к ним. Такие записи порой могут быть торопливыми, автор не заботится в них о форме изложения. Вторая категория записей – это своеобразная форма художественного творчества. Для таких записей характерна тщательная проработка текста. Образцом таких записей являются дневники М.М. Пришвина.

Дневники Пришвина охватывают полстолетия – с 1905 по 1954 г. В разные годы дневники публиковались женой писателя В.Д. Пришвиной в различных изданиях начиная с 1956 г. И при этом производился пусть добросовестный, но все же отбор материала, ибо объем дневников настолько велик, что составил бы не одну книгу. Это обстоятельство порождало возможность настолько произвольного выбора текстов, что искажались писательская сущность и гражданская позиция Пришвина.

Записей военных лет сохранилось мало. В армии во время войны вообще запрещалось делать какие-либо записи. Но главное – над всеми довлел страх. Правда, имеется уникальный случай, когда автор не опасался своих записей, а, напротив, уповал на них. Так, драматург А.Н. Афиногенов в ожидании ареста вел лихорадочные дневниковые записи, надеясь ими убедить следователей и судей в своей невиновности.

Дневниковые записи писателя и дипломата Александра Аросева (отца известной актрисы Театра сатиры), которые он вел в 1932-1936 гг.

Есть дневники и в музейных фондах, семейных архивах. В личном архиве крестьянина В.В. Кузнецова из села Гореловка Богдановского района Грузинской ССР (село духоборов) был обнаружен дневник крестьянина П.Н. Чивильдеева. Лаконичные записи воссоздают жуткую картину времен коллективизации. Читаем отрывок за 1931 г.: "В этом году было у нас взято несколько семей, раскулачены. В конце мая ночью приехали солдаты, атаковали село ночью совместно с нашими партийными и выгоняли из домов стариков и больных, не было пощады никому..." В Тотемском краеведческом музее (Вологодская обл.) найдены уникальные тетради – дневники крестьянина Тотемского уезда А.А. Замараева за 1906 - 1922 гг. Подневные записи о семейной и деревенской жизни, крестьянском труде – уникальный источник, как никакой иной, дающий представление о характере крестьянской работы, последовательности производственных операций, раскрывающий, так сказать, технологию труда.Здесь же мы находим регулярные сообщения о ценах на продукты и городские товары, описания событий, происходивших в стране и мире, а точнее, интерпретацию Замараевым этих событий (Дневник тотемского крестьянина А.А. Замараева. 1906-1922 годы. М, 1995).

Имеется еще одна группа дневниковых записей, о которых знали немногие. Их авторы – в основном те, кто своевременно умер или уехал из России. Это дневники русских писателей К.И. Чуковского, В.Г. Короленко, И.А. Бунина и др. Почти невозможно было вести записи в тюрьмах, лагерях... Амалия Семеновна Суси, урожденная Тигорен – учительница математики из небольшого поселка Тексово под Петербургом, финка по национальности в 1972 г. незадолго перед смертью передала родственникам дневник – 28 мелкоисписанных полотен: разрезанные простыни, наволочки, спинки от платьев. В "переводе" на бумагу ситцевых страничек оказалось примерно 500 машинописных страниц. Как полагают, "писалось, очевидно не в лагере, но, безусловно, в глубокой тайне".

К разновидности дневниковых записей следует отнести записи о каких-либо важных событиях, сделанных сразу же по их следам. Например, записи СМ. Эйзенштейна и Н.К. Черкасова об их беседе со Сталиным, Молотовым и Ждановым по поводу 2-й серии кинофильма "Иван Грозный", состоявшейся 25 февраля 1947 г. Примечательны записи литератора Д.А. Левоневского, сделанные сразу же после заседания в ЦК ВКП (б) 15 августа 1946 г., по поводу постановления ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград", принятого накануне. Они из немногих документов, позволяющих воссоздать обстановку, в которой принималось то знаменитое постановление. Прекрасные записи надиктовал кинорежиссер Михаил Ромм о своих встречах с Н.С. Хрущевым.

Еще один, условно говоря, жанр дневникового типа – это журналистские, и не только журналистские, записи в блокнотах, а точнее, записные книжки. В принципе, они имеются у людей любой профессии. Историка в первую очередь должны интересовать записи, сделанные на каких-либо совещаниях, собраниях, особенно таких, содержание которых не стало достоянием широкой общественности. Записных книжек более всего в семейных архивах и эти конспективные записи, часто с большими сокращениями слов, выражений, с условными обозначениями, ведомыми лишь самому хозяину книжки, по большей части остаются нерасшифрованными. Иногда такие записи, собранные воедино, представляют собой оригинальный жанр художественной литературы. Таковы, например, дневниковые записи Л. Чуковской об А. Ахматовой.

О достоверности дневников.

Трудно сказать, каков процент позднейшей правки в записях. В принципе это возможно: что-то со временем уточняется, что-то проясняется, что-то, оказывается, было записано неверно. Такие позднейшие исправления делаются прямо по тексту. Есть особая категория правки – чисто конъюнктурного порядка. Создание совершенно новых дневников, отвечающих духу времени, с уничтожением старых.

 

22. Материалы планирования и развития народного хозяйства как исторический источник

Данные документы относятся к делопроизводственным материалам. Эти материалы приобретают особое значение. Рассмотрение истории экономики не возможно без рассмотрения этих материалов.

 

Экономика советского гос-ва основывалась на централизованном планировании, поэтому источники планирования являются главными источниками по изучению советской экономики. Планы народного хоз-ва – разносторонние документы. Центральное планирование в настоящий момент свёрнуто. Вся экономика основана – на «диком рынке».

 

После победы Октябрьской революции была цель – построить социалистическое общества. Его экономика должна быть оформлена на других принципах – общегос. собственность, она должна быть спланирована. Об этом писал Ленин уже в первых своих работах. В рез-те этого стала создаваться система планирования народного хоз-ва. В процессе его становления стали появляться документы планирования народного хоз-ва, ставшие важными источниками.

 

Материалы планирования народного хоз-ва – это особые виды источников, которые возникли в советском делопроизводстве. Выделяются несколько подгрупп:

 

Директивные документы – планы народного хоз-ва;

 

Материалы, складывавшиеся в процессе становления планов;

 

Окончательно утверждённые высшими советскими органами планы

 

Материалы об итогах выполнения планов

 

История первых организационных предприятий по планированию.

 

После того, как большевики пришли к власти, советское правительство стало переходить к плановой экономики. Первым декретом стал декрет ВЦИК 14 ноября 1917г. «О рабочем контроле» - рабочий контроль устанавливается для планомерного развития экономики. 2 декабря 17г. – декрет о создании ВСНХ – это был центральный регулирующий орган. Он должен был вырабатывать планы экономической жизни страны. В 18г. начинают разрабатываться программы по некоторым отраслям и районам страны. Но Гражданская война помешала этому процессу.

 

В 1920г. создаётся план ГОЭЛРО (государственная электрификация России). Это был первый план экономического развития страны.

 

В 1921г. был создан специальный гос. орган – ГОСПЛАН (государственный плановый комитет). Это был общегосударственный орган, орган, занимающийся только планированием по народному хоз-ву. В условиях НЭПа существовали и гос., и частные предприятия, но гос. сектор регулировал оптовую торговлю, т.е. вся экономика могла подвергаться регулированию и планированию. Основной целью планирования экономики в 20-х гг. было более эффективное развитие чёрной металлургии, машиностроения, чтобы СССР превратился в великую державу. Стала формироваться определённая система планирования. СНК (совет народных Комисаров) – СТО (совет труда и обороны) – от него, далее существовали регулирующие органы ВСНХ, ГОСПЛАН, НК – на местах были региональные органы планирования Райпланы, Облпланы – на местах существовали плановые отделы, фабрики и заводы – так выглядела вертикаль планирования.

 

Система планирования выглядела так: до 1928г. общегос. планы разрабатывались на один год, в 20-х г. существовали и госпредприятия, и частные предприятия, и кооперативы, которые развивались по законам рынка – получить прибыль, а госпредприятия работали по планам, которые им предлагались. Экономисты понимали, что существуют 2 типа хоз. отношений – рыночная и плановая. Отдавать всё в систему рынка – нельзя, так же как и всё планировать. Эти споры и дискуссии созвучны и современности. Есть 2 подхода к планированию: денетический и телеологический. Суть их в том, что денетический подход основывается на объективных условиях народного хоз-ва, реально оценивается народное хоз-ва и отсюда ставится цель, планировка; второй подход исходит из сознательно поставленной цели. В идеале должно быть и того, и другого метода, но в планировании конца 20-30 гг. возобладал второй подход.

 

В 20-х гг. разрабатывается план ГОЭЛРО, планы по сырью, топливу, по с/хоз-ву. Разрабатываются годовые планы всей экономики - 25-26гг. Существовало понятие «хозяйственный год», не совпадающий с календарным – он начинался 1 октября и заканчивался 30 сентября. В начале 30-х гг. от такой практики отказываются, год начинается с календарного. Создаются перспективные планы по развитию сельского, лесного хоз-ва. В конце 20-х гг. приходят к мысли о переходе к 5-летним планам. Годовой план – очень короткий срок, невозможно построить крупное предприятие. Средний цикл строительства – 3-5 лет, также пятилетний план связан с циклом хороших/плохих урожаев, равные примерно 5 годам. Постепенно в ГОСПЛАНЕ представители различных направлений сошлись на 5-летнем плане народного хоз-ва. Было 12 пятилетних планов и один 7-летний (с 59-по 65гг.)

 

Первые перспективные планы напоминая доклады, состояли из:, экономической политики, количественной и качественной перспективы развития,

 

В первых планах ещё не обозначалась система Госпланов, диктуемых из центра. Показатели вводились произвольно. Их содержание можно изучать по:

 

- теоретической разработки экономистов – журнал «Экономическое обозрение» статьи Кондратьева, Огоновского, Базарова, Струмилиных;

 

- материалы самого Госплана, до недавнего времени были закрыты, находятся в архиве РГАЭ

 

Идеи разработки первых пятилетних планов возникли в сер. 20-х г. Завершился восстановительный цикл, экономика была восстановлена к уровню 13г.

 

Встал вопрос, как развиваться дальше. С этой целью и в ВСНХ и в ГОСПЛАНЕ стал ставиться вопрос о дальнейшем развитии экономики, о разработке перспективных пятилетних планов. Кржижановский – руководитель

 

материалов, начиная с 56г. в СССР выходит сборник «Народное хоз-во СССР», там они и публиковались.

 

Статистика сельского хоз-ва. Различается по 2 периодам: до 1930г. В это время собирались материалы статистических обследований, затем, с 30г. собираться стали с годовых отчётов совхозов. Выходили отдельные сборники, в 30г. «Колхозы в 30 году». В 56г. в сборнике «Народное хоз-во СССР в *г.» был раздел по сельскому хозяйству.

 

Демографическая статистика. Это статистика народонаселения (всеобщая перепись, текущая демографическая статистика, выборочные обследования). Наиболее полную картину дают материалы всеобщей переписи – всего было 9. Проводились в 1920г, 23 (перепись городского населения), 26г., 37, 39, 59, 70, 79, 89, и первая перепись в постсоветский период перепись 2002г. Каждая перепись имела свой опросный лист (лист 20г. включал в себя 18 вопросов). Свои особенности имел лист 37г., там было 14 вопросов, это была единая перепись, где был вопрос об отношении к религии. Наряду с всеобщей переписью проводилась текущая статистика (материалы Загсов, материалы рождаемость, смертности, миграция населения – паспортные столы), все они наиболее полно публикуются. В 91г. были опубликованы материалы переписи 37г., в 92- 39года.

 

Методика источниковедческого анализа. Необходимо рассмотреть вопрос о системе организации статистики, это помогает понять методику, приёмы обработки статистических материалов. С 1964г. перешли с биологической методики подсчёта урожая к амбарной. В 60-х гг. перешли к бункерной урожайности (у комбайна есть бункер, подсчитывающий вес зерна). Исследователь должен посмотреть сноску, по какой методике подсчитывался урожай.

 

Необходимо использовать данные всей совокупности.

 

«Журналы особого совещания при главнокомандующим вооружёнными силами на юге России А.И. Деникина, сентябрь 18, декабрь 19гг.», 2008, 1003стр.

 

Делопроизводственные документы являются интереснейшим источником.

 

Методика изучения

 

Исследователь должен изучить систему гос. учреждений. Нужно всегда привлекать всю совокупность делопроизводственных документов. Очень часто встаёт вопрос, как восстановить ту или иную документацию. Встаёт задача восстановления, надо обращаться к архивам. В этих условиях историку нужно хорошо знать систему архивов. Архивохранилища: ГА РФ (документы ВЦИК, верховного совета СССР, РФССР, материалы многих наркоматов), РГАЭ (документы центральных учреждений области планирования и экономики Госплан, ВСНХ, ССУ), РГАЛИ (документы культуры, литературы, Госкино), РГВА (документы наркомата обороны, министерства обороны до 41г.), ЦАМО – центральный архив министерства обороны, ЦА ФСБ (документы ВЧК, НКВД, НГБ, КГБ, ФСБ).

 

Значение. Достаточно высокая степень достоверности. Предназначены были для внутреннего использования. Имею степень недостоверности, лишь анализ их позволит историку понять насколько достоверны эти источники. Имеются лакуны, делопроизводственные чаще всего намечают какую-то программу, а о самом процессе говорят мало. Мало найдём о мотивах деятельности, что чувствовали рабочие, о чём думали – всего этого мы не найдём в делопроизводственных документах. Работая с ними, исследователь должен помнить, что эти документы предназначались не для историка, а для определённого круга людей – для руководителя или подчинённого. Исследователь должен сам решать, подходят ему эти документы или же нет. Для советского делопроизводства было характерно «секретно», грифы «совершенно секретно». Делопроизводственные документы часто сжигались, уничтожались.

 

В 1954г. был уничтожен архив Берии по указанию Хрущёва. В 1950-х гг. было уничтожено 272млн. дел. В 60-х гг. около 20 млн.

 

Госплана. Он подготовил несколько вариантов пятилетнего плана. Одновременно, в ВСНХ также занялись разработкой пятилетнего плана. Но планы ВСНХ были более оптимистичными, более высокими, чем планы Госплана. В этот период развернулась полемика между ВСНХ и ГОСПЛАНом по темпу экономического роста. Разработкой в ВСНХ планов занимался председатель его Куйбышев. Куйбышева поддержал Сталин, который был за более высокие темпы экономического роста, считая, что прежде всего надо развивать тяжёлую промышленность, и производство средств производства. Эту политику поддержал и 15 съезд ВКП(б). НА основе принятых решений ГОСПЛАН изменил свои взгляды, составил пятилетний план на период 28-9 – 32-33гг. хозяйственные годы. Этот пятилетний план был составлен в 2-х вариантах: отправной и оптимальный – разница на 20%. Этот план стал анализироваться ВСНХ, под его влиянием темпы роста были увеличены. Упор делался на оптимальный вариант. Госплан не соглашался с этим, но тем не менее этот первый пятилетний план в переработанном виде был принят правительством в январе 29г. Окончательно план был утверждён в 5-ом всесоюзном съезде советов в мае 29г. В целом этот документ представлял из себя сборник материалов в 3-х томах, объём около 1700 страниц, опубликован в 29г.

 

Началось претворение плана. Сразу выявились все порочные стороны: несбалансированность отдельных отраслей, завышенные цифры. Постепенно стало ясно, что год за годом планы не выполнимы. После завершения первой пятилетки, советское руководство рапортовало, что первая пятилетка успешно завершена за 4 года и 3 мес. Но на деле многое оказалось не выполненным: выплавка стали, добыча нефти, производство вагонов, тракторов, автомобилей. Эти просчёты были учтены при разработке 2-го пятилетнего плана 32-37гг.

 

Вторая пятилетка проходила в более нормальных условиях. Хотя часто предлагалось увеличить ту или иную продукцию. Были подведены итоги, говорилось, что план был выполнен, но на деле это опять было не так, хотя уже и в меньшем отставании. Ухудшилось материальное положение людей. Преувеличивался рост культурного уровня, рост доходов населения. Опыт и планирование показал все недостатки такого метода.

 

Первые послевоенные пятилетки – 2-ой этап – 46-65гг. 4-й пятилетний план – 46-50гг. Этот план был интересен тем, что материалы его большое внимание уделяли научно-техническому процессу.

 

С 65-до конца 80-х гг. – 3-й этап. Большое внимание уделялось социальным показателям (сближение города и села). 8-ая пятилетка (66-70гг.) – по мнению экономистов, это была единственная пятилетка, которая была выполнена полностью. Последняя 12 пятилетка (1986-90гг.) – эта пятилетка была полностью не выполнена. На план никто не ориентируется. Принимается решение о законах промышленных предприятиях, вся экономическая политика Горбачёва приводит к дезорганизации.

 

С начала 90-х гг. наша политика основывается на «диком рынке». Публикация документов.

 

Материалы планирования народного хоз-ва находятся в РГАЭ, на региональном уровне – в фондах Облпланов. Особый интерес вызывают протоколы Госпланов. В них отражены основные отражения Госпланов. Многие материалы были опубликованы, в частности опубликованы материалы почти всех пятилетних планов, опубликованы итоги, значительную помощь исследователю могут оказать журналы «Плановое хоз-во», «Информационная бюллетень Госплана».

 

Методика изучения. Надо учесть период, на который рассчитан Госплан; необходимо проанализировать контрольные цифры, те идеи, которые заключены в конкретном пятилетнем плане; материалы пятилетних планов структурированы по отраслям и регионам, исследователь должен посмотреть, на что более всего уделялось внимание, каким регионам; при анализе необходимо сопоставить контрольные цифры и итоги выполнения, при этом привлечь различные источники (мемуары трудовиков, статистические данные).

 

Историография. Материалам планирования хоз-ва уделялось внимание в методических пособиях. Оценка даётся с т.зр. официальной историографии, но у Кабанова даётся уже критический анализ. Статья Рогачевской «Альтернатива первому пятилетнему плану развития народного хоз-ва СССР»// «Россия в 20в.», М.1994. Очень интересна серия статей Ханина «Советское экономическое чудо: Миф или реальность?»// «Свободная мысль», 2003.

 

Методика источниковедческого анализа и значение материальных источников.

 

Они являются важным историческим источником. Эти документы требуют тщательного подхода. Надо иметь в виду:

 

Материалы планирования народного хоз-ва планировались на разные временные периоды, надо сначала узнать хронологические рамки;

 

Сосредоточены в них все контрольные данные, цифры. Поэтому надо понять идеи, цели, задачи;

 

Материалы составлялись по определённой структуре, исследователь должен понять, по какому принципу построен источник;

 

Исследователь должен понять экономическую стратегию источника;

 

Изучая контрольные цифры надо внимательно рассмотреть вводные разделы пятилеток;

 

Для глубокого анализа надо привлечь другие источники (архивные документы, мемуары и т.д.)

 

Значение материалов планирования. Это незаменимый источник по развитию нашей страны. Эти документы характеризуются чёткой структурой. Они позволяют использовать математико-статистические методы их анализа. Можно применить сравнительно-исторический, текстологический анализ. Необходимо понимать и то, что эти документы имеют ряд недостатков – жёсткая централизация, чрезвычайно детализированы, без творческой инициативы, поэтому подтасовывались – вопрос о достоверности.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.