Сделай Сам Свою Работу на 5

Типология политических систем

Будучи чрезвычайно сложными, бо­гатыми по содержанию явлениями, политические системы могут класси­фицироваться по различным основаниям.

Так, в зависимости от типа общества они делятся

на традиционные, модернизирован­ные демократии и тоталитарные(Р. Аргон, У. Ростоу и др.),

по характеру взаимодействия со средой — на открытые и закрытые,

по политическим культурам и их выражению в формах организа­ции власти — на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитар­ную (Г. Алмонд).

 

Одна из достаточно простых и наиболее распространенных их классификаций — деление поли­тических систем на тоталитарные, авторитарные и демократичес­кие.

Критерием их разграничения служит политический режим — характер и способы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан).

 

Для тоталитарной поли­тической системы характерно полное подчинение общества и лич­ности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами, их созна­нием и поведением со стороны государства.

Авторитаризм отлича­ется неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах.

И, наконец, демократия характеризует­ся контролем общества (большинства) над властью.

При этом, если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либе­ральная демократия.

 

Если же власть большинства ничем не огра­ничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.

 

Не только демократические, но и авторитарные и тоталитарные политические системы также неоднородны.

Так, в зависимости от того, кто — один человек или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы мог быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.п.).

 



Истоки и основные разновидности тоталитаризма

· Классическая теория тоталитаризма и ее кризис

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» - полнота, цельность — и «totalis» - весь, полный, целый.

Применительно к обществу он означает управление социальной системой как целым и всеми ее элементами, в том числе людьми, их сознанием.

Хотя теория тоталитаризма складывается лишь в середине XX в., идейные истоки этого явления уходят в глубокую древность.

Идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий.

Так, еще в V в. до рождества Христова Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».

 

Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства получают у Платона, Мора, Кампанеллы, Бабефа, Сен-Симона, Руссо. В более позднее время они развиваются в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина, Сореляи других мыслителей.

 

Пожалуй, не меньший вклад в арсенал тоталитарной мысли и в том числе в ее критику внесли такие писатели как Ф. Достоевский, Е. Замятин, О. Хаксли, Дж. Оруэлл и др.

 

В политический лексикон термин «тоталитаризм» впервые ввел для характеристики своего движения Б. Муссолини в 1925г.

В конце 20-х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

 

Теория тоталитаризма складывается в 40—50-е годы и получает развитие в последующие десятилетия.

Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран.

Первые «классические» теоретические исследования по про­блемам тоталитаризма — работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и X. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автокра­тия» (1956).

В последней из этих работ сделана попытка эмпирического обоснования тоталитаризма как понятия, отражающего сталинизм, национал-социализм и другие однотипные политические режимы.

 

В целом концепции тоталитаризма показали себя как слишком упрощенные аналитические модели», адекватные главным обра­зом лишь эпохе сталинского террора.

 

Эта концепция оказалась не в состоянии сколь-нибудь удовлетвори­тельно объяснить крах коммунистических режимов в Европе, ко­торые она трактовала как однозначно тоталитарные.

 

Как указыва­ет К. Баллестрем, с позиций теории тоталитаризма,отрицающей наличие гражданского общества в бывших социали­стических странах или хотя бы его элементов, невозможно ос­мыслить накопление взрывного материала, подготовившего внезапную смену политического строя в этих государствах.

Теории тоталитаризма, сложившиеся в 50—60-е годы получили название канонических, или классических.

Нынешнее тяжелое положение классической теории тоталитаризма вызвано в первую очередь двумя главными причинами:

1) Недостаточной научной обоснованностью канонической концепции тоталитаризма.

Это связано с анализом лишь сталинистской — в СССР, национал-социалистической в Германии, фашистской — в Италии политических систем (последнюю некоторые ученые классифицируют как «незавершенный, задержанный» тоталитаризм).

 

Кроме того, концепция канонического тоталитаризма в основном ограничивается анализом общих организационных форм политических систем и не учитывает принципиально различные содержание их политики, цели и ценности.

 

Несмотря на определенное и весьма немалое сходство, сталинистский и национал-социалистический режимы преследовали принципиально разные да и несовместимые цели

в первом случае это «общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (определение коммунизма К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии»),

- во второмэто мировое господство гитлеровской Германии и арийской расы, «Тысячелетний Рейх». Хотя на практике эти цели во многом подменялись и искажались, однако они оказывали большое влияние на государственную политику.

 

2) Политической тенденциозностью канонической концепции тоталитаризма.

Эта теоретическая модель создавалась явными противниками коммунизма. Она широко пропагандировалась и практически использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран и компрометации коммунистического, а отчасти и социалистического движений.

 

В силу своей политической ориентации каноническая концепция тоталитаризма оказалась слишком упрощенной и не смогла заметить противоречащие реалии в странах командного социализма.

 

В наши дни, когда политические цели Запада в глобальном противоборстве двух мировых политических блоков оказались в основном достигнутыми, интерес к этой теории со стороны правящей элиты и ориентированных на нее ученых вполне естествен­но упал.

Актуальность концепции тоталитаризма признается пре­имущественно для государств «третьего мира» и лишь частично для западных демократий.

Нынешний кризис теории тоталитаризма — это кризис, прежде всего, ее одного направ­ления, это кризис политической парадигмы тоталитарной мысли, все больше расходящейся с действительностью.

Он связан с посте­пенным ослаблением и исчезновением определенной, политической формы тоталитаризма, но ни­как не с постепенным уходом в небытие этого явления в целом.

 

Применительно к современному миру имеется достаточно ос­нований утверждать, что тоталитаризм как общественная реаль­ность и отображающие ее идеи и концепции не утрачивают своей актуальности.

 

Новые, современные формы тоталитаризма представляют сегодня все большую угрозу для свободы и демократии.

Специфика тоталитаризма

Тоталитаризм означает подчинение части — индивида целому — государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формиро­вания угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины.

Спецификой тоталитаризма не является диктаторский характер властии даже не полнота регламентации поведения и контроля за деятельностью индивидов, а претензия на управление сознанием людей, контролирование или программирование их ценностных ориентации и образа мыслей.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.