Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие политической стабильности

Лекция №6: Политические системы современности. Тоталитарные и авторитарные политические системы

Понятие и типы политических систем

Политический режим

Понятие политической стабильности

Политическая оппозиция

Типология политических систем

Истоки и основные разновидности тоталитаризма

Специфика тоталитаризма

Характерные черты политического тоталитаризма

Авторитаризм

 

Понятие и типы политических систем

Разнообразные политические явлениясоставляют определенную целостность, со­циальный организм, выделяющийся из остального общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

 

Появление этой категории непосредственно связано с разви­тием системного анализа общества Т. Парсонсом.

Впервые теория политических систем была детально разработана крупным амери­канским политологом Д. Истоном в 50—60-х годах нынешнего сто­летия.

Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Мит­челла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайнаи многих других ученых.

Она занимает центральное место в такой политологической дис­циплине, как политическая кибернетика.

 

· «Политическая система» как инструмент исследования и механизм власти

В современной науке понятие полити­ческой системы имеет два взаимосвя­занных значения.

В первом из них по­литическая система представляет со­бой искусственно созданный, теоретический конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать си­стемные свойства различных политических явлений.

Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики.

Использование термина «политическая система» в его первом методологическом значении предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой — всем остальным обществом через «вход» — каналы влияния среды на политическую систему и «выход» — обратное воздействие системы на среду.



Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций.

Это:

- определение целей и задач общества, программы его деятельности;

- мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;

- интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использование власти и т.д.;

- обязательное для всех распределение дефицитных ценностей.

 

Некоторые авторы выделяют более детальный перечень функций политической системы.

Так, Г. Алмонд описывает ее четыре функции «входа»:

- политическая социализация;

- привлечение граждан к участию;

- артикуляция их интересов;

- агрегирование интересов.

И три функции «выхода»:

- разработка норм (законов);

- их применение;

- контроль за их соблюдением.

Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку, выражаемую в форме одобрения политики, политического участия, налогов и т.п., или протеста — неодобрения, борьбы и т.п.

 

Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия.

Главная цель политической системы — самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на нее.

Цель политической системы в рамках всего общества — обеспечение его целостности, интеграции, адаптации к окружающей среде.

«Политическая система» во втором, более конкретном значении понимается как реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Этот механизм включает государство, а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, раз­личных политических субъектов (групп и индивидов) и их взаи­моотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.

Понятие политичес­кой системы по своему содержанию значительно шире категории государства и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений. Это позволяет широко использовать его для сравнения политического строя различных стран, выявлять его общие черты и отличия.

 

Политический режим

· Сущность и особенности политического режима

Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим.

В науке конкурируют в основномдва подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти инсти­тутами государства,

и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые обусловлены социо­культурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

Наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, даю­щий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы по­ведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений.

 

При социологическом подходе в каче­стве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, которые не обладают формальным статусом группировки, но которые реально влияют на принятие решений.

В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться идеятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.

 

Политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функци­онирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

Как подчеркивают Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер, когда говорят о политическом режиме, то имеют в виду не норма­тивные, задаваемые, к примеру, идеальными целями того или иного класса, а реальные средства и методы осуществления публичной по­литики в конкретном обществе.

Политический режим фор­мируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система.

 

Облик правя­щего режима зачастую определяется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нрав­ственно-этическими традициями, но и значительно более час­тными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполити­ческой ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.

Политический режим — более подвижное и динамичное явле­ние, чем система власти.

В этом смысле эволюция одной политичес­кой системы может осуществляться по мере смены нескольких поли­тических режимов.

Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем — в режим, сформировавшийся в годы так называемой хру­щевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии — в режим коллек­тивного руководства при Л. И. Брежневе.

 

Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуще­ствляют тот или иной политический курс, целенаправленно прово­дят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешне­политической сферах.

 

Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохране­ния наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма.

Именно такая политика способствует минимизации конф­ликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее кон­структивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и неэлитарными слоями.

 

Большинство режимов в качестве одного из наибо­лее распространенных средств укрепления собственных позиций вы­бирает популизм.

Так называется тот тип политики, который основы­вается на постоянном выдвижении властями необоснованных обе­щаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лиде­ров.

 

Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс пред­лагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими полити­ческих порядков в стране.

Понятие политической стабильности

По мнению многих ведущих теоре­тиков, стабильность, позволяющая добиваться повышения управляемо­сти общественных процессов, является наиболее важной характери­стикой не только политического режима, но и социального порядка в целом.

Содержательно о стабильности власти можно говорить при сравнении либо различных политических систем, либо с тем режимом, который существовал ранее.

 

В политическом мире существуют ста­бильные, среднестабильные и крайне нестабильные режимы. У каждо­го из них существуют свои возможности управления обществом, ре­зервы и ресурсы регулирования общественных порядков, способнос­ти к самосохранению и развитию.

Стабильность политического режима представляет собой сложное явление, включающее такие параметры, как сохранение системы правления, утверждение гражданского порядка, сохранение ле­гитимности и обеспечение надежности (эффективности) управле­ния.

Поэтому в самом общем виде она может означать определенный характер политических процессов (например, отсутствие войн и воо­руженных конфликтов), степень адаптации правительства к соци­альным изменениям, характер уравновешенности отношений эли­тарных кругов, достигнутые равновесие и баланс политических сил.

 

Критериями стабильности могут быть: срок нахождения правительства у власти, его опора на партии, представленные в за­конодательных органах, степень многопартийности, раздробленность сил в парламенте и т.д.

Используемые для достижения стабильности средства могут располагаться в широком диапазоне: от убеждения и поощрения свободной политической активности граждан до приме­нения насилия.

Стабильность не исключает изменений или реформ, но предпо­лагает наличие определенных условий их осуществления.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.