Сделай Сам Свою Работу на 5

Базовое упражнение 7а для учителей

Исходя из рисования настроений природы, необходимо иссле­довать пространство серых и коричневых цветов. До этого времени дети рисовали преимущественно тремя основными цветами в соп­ровождении смешанных цветов и вторичных цветов. Однако есть большая группа цветов, получаемых из трех чистых цветов: тре­тичные цвета, относящиеся к «земным» цветам. Чтобы получить множество различных «земных» цветов за один раз, мы можем де­лать следующее упражнение, так называемое «упражнение перехо­да». Это упражнение необходимо сделать каждому до того, как на­чать преподавать в 4 классе. Делается оно следующим образом.

Три первичных цвета: желтый, красный и синий рисуют на листе тремя равноценными частями. Сверху, снизу справа и сни­зу слева. Цвета находятся близко друг к другу без лишнего пространства между ними. Затем желтый (краской, которая на лис­те) прорисовывается в красный (кисть ополоснуть), синий, кото­рый на листе, прорисовывается в желтый (кисть ополоснуть), и небольшим количеством красного, взятого из стаканчика (пос­кольку красный на листе уже превратился в оранжевый путем смешивания с желтым), мы прорисовываем в синий. Все три чистых цвета теперь сдвинулись, и появились три смешанных цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый. Теперь мы также пе­редвигаемся по этим трем цветам, поначалу не набирая новой краски. Зеленый мы прорисовываем в оранжевый, оранжевый -в фиолетовый и фиолетовый - в зеленый. В тех местах, где слишком мало краски на листе, мы можем взять краску из ста­канчиков. Цель в том, чтобы рисовать как можно дольше этими цветами. Сейчас созданы все виды третичных цветов: коричне­вых и серых. Теоретически, должен возникать один и тот же цвет. В конце концов, все цвета происходят из того же желтого, синего и красного. Практика показывает, что, нанося краски различным образом в живом процессе живописи, можно добить­ся изобилия цветов. Не каждый немедленно распознает это бо­гатство. После переживания ярких сияющих цветов, эти новые цвета не всегда признаются приятными. Много работая с ними, можно различить все больше и больше нюансов. Фактически двойные смешанные цвета вообще-то заставляют сиять одиноч­ные. Это требует времени, чтобы научиться оценивать их и нахо­дить их «прекрасными». Дети иногда относят их к «осенним» цветам, а иногда им сложно увидеть их ценность. «Фу, какие грязные цвета, - говорит один ребенок, - лучше у меня будут желтый и красный!» Путь к серым оттенкам для некоторых яв­ляется болезненным. Однако, эти цвета нам нужны для рисова­ния настроений ночи и среды обитания существ, живущих близ­ко к земле или под землей.



 

Базовое упражнение 76 для учителей

Следующее базовое упражнение является подготовкой к ри­сованию ландшафтов в 5 классе и ранее, когда мы соединяем это с сотворением мира в Северной мифологии (Муспельхейм и Невельхеим).

Разрежьте лист для живописи стандартного формата на три равные по длине части. Разложите их один под другим. Темой для этих трех упражнений будет ландшафт.

Мы выбираем по два цвета для каждого листа: для верхнего - лимонный и золотой желтый, для среднего - киноварь и кар­миновый красный, для нижнего - ультрамариновый и прусский синий.

Таким образом, мы выбираем теплый и холодный оттенок од­ного и того же цвета для каждого листа. Теперь мы зарисовыва­ем одним из этих двух оттенков на верхней половине продолгова­того листа и другим - на оставшейся половине снизу. Не имеет значения, начинаете ли вы рисовать сверху лимонным или золо­тым желтым. Можно попробовать оба варианта. Разделительная линия между этими двумя цветами не обязательно должна быть прямой, иначе она тут же приобретает значение линии горизон­та. Когда все шесть цветов нанесены на листы, можно легко вы­бирать, с какими цветами каждый хочет продолжить работать. В небольших цветовых пространствах легко обозначить горы, обла­ка, озера, деревья и т.д. Важно удостовериться, что первоначаль­ные цвета продолжают доминировать.

Когда ландшафты закончены, они произведут три совершен­но разных впечатления. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы научиться наблюдать, как эти различные цвета выражают настроения природы, или как крайне теплые или холодные цве­та определяют настроения ландшафта. Вышеупомянутое упраж­нение может быть также сделано с двумя зелеными, оранжевыми или фиолетовыми цветами. Возможны различные комбинации. Каждая достигает другого места на земле, другого климата, вре­мени дня или года.

Это базовое упражнение помогает нам рассматривать цвето­вой круг с точки зрения душевных настроений и позволяет нам соединить цвета четырех элементов: земли, воды, огня/тепла, света и воздуха, избрать путь от душевного настроения к настро­ению природы. Выстроив эти элементы по кругу, описав их и, более того, соединив их в четыре направления, согласно их тен­денциям, можно прийти к следующему делению: между желтым и красным - юг, на противоположной стороне, между синим и зеленым - север, между зеленым/желтым - запад и фиолетовый цвет - восток. Между Востоком и Югом - элемент огня, тепла. Между Югом и Западом - влажность. Между Западом и Севером

- элемент воздуха/света и, наконец, между Севером и Востоком

- земной элемент, который также может переживаться как эле­мент сухости.

Таким образом, тепло и холод, влага и сухость сто­ят в круге напротив друг друга. Мы можем использовать этот цветовой круг, чтобы ориентироваться в настроениях природы. Позже мы можем тогда применить это к ландшафтам в последу­ющих классах.

 

ЖИВОПИСЬ В 5 КЛАССЕ

Процессы и их переживание

В 5 классе горизонты становятся шире. Теперь на уроках бо­таники мы обсуждаем растения, цветы и деревья. Мир растений образует тонкую прослойку между небом и землей. Форма, цвет и рост растений зависят от условий местности. Корни ютятся в земле, стебель, лист и цветок восходят к солнцу. Солнечный свет и тепло необходимы для жизни растения. Растение находится в движении между темнотой земли и светом небес. Оно стремится вверх, несмотря на силу притяжения земли. Цветы окрашивают­ся, распространяют ароматы, принимают все оттенки цвета и их семена плывут по ветру. Этот мир захватывает 9-10-летнего ре­бенка. На примере различных видов растений мы можем наблю­дать развитие, связанное со стадиями развития растущего челове­ка. Поганки растут под землей, и только небольшая их часть выг­лядывает из-под земли. Папоротник распускает свои листья мед­ленно, но верно. В ряду примеров ученики могут видеть и пере­живать, как растения развиваются и усложняются вплоть до про­цесса одеревенения, который мы наблюдаем в стебле розы. В фор­мах цветов дети находят пяти- и шестиконечные звезды. В том, как листья прикрепляются к стволу, или, например, в сердцеви­не подсолнуха они даже обнаружат спиралевидные формы. Все создано, растет и цветет на стыке двух полярностей: света и тьмы. Весеннее солнце выводит на ветви первую свежую зелень (по-гре­чески «хлорос»). В летнем солнце растительность становится тяжелой и насыщенной. Осенью летнее тепло проявляется еще раз в ярких красках листьев, перед тем, как потухшим возвратиться в землю, пока плоды и семена обязуются сохранять жизнь в те­чение зимних месяцев. Эти повторяющиеся ежегодно природные процессы являются источником вдохновения в нашей художес­твенной деятельности. В 5 классе нас не интересует схематичес­кое представление о растении или его анализ. Дети должны пере­жить растение как одну из составляющих окружающей нас сре­ды, созданной этими четырьмя элементами. Годовой путь расте­ния - это замкнутый круг, являющийся, однако, новым витком спирали в развитии. Рождение и умирание тесно связаны. Из то­го, что кажется мертвым, рождается новая жизнь.

 

Растения и деревья

Рисуя, дети могут быть свидетелями процессов жизни расте­ния. Снизу — тьма, сверху — сияющий свет. С одной стороны - желтый цвет, делающий свет видимым для глаз, а с другой сто­роны - синий, первый цвет, возникающий при освещении тьмы. Важно, однако, весь лист покрыть мягким карминовым красным - так же, как мы это делали, создавая образы сотворения мира в 3 классе: тепло, из которого все возникает, спокойно распростра­няется по всему листу. Затем желтый будет светить сквозь крас­ный сверху донизу и встретится с синим, положенным у основа­ния листа. В середине благодаря красному возникнет темный зе­леный, более темный, чем при простом смешивании синего и желтого. Так мы напрямую подходим к словам Штайнера о том, что растительный характер зеленого полностью раскрывается, ес­ли его нарисовать темнее, чем он есть на самом деле. Так созда­ется растительный зеленый. Слово зеленый связано со старым германским словом «gehre», что означает: прорастать, процесс роста. В нашем (голландском) языке слова groen (зеленый) и gro-eien (рост) - связаны фонетически.

Зеленый, который мы видим в растительном мире, наиболее существенная часть растения. Он - элемент жизни и роста. Этот жизненный элемент сам по себе имеет цвет, например, красный, который Штайнер называет «сиянием жизни». Зеленый - не жизнь непосредственно, а ее образ. «Зеленый - безжизненный образ живого». Красный указывает на новые побеги на растениях и деревьях, которые особенно видны весной. Этот живой «сияю­щий» элемент проявляется по-настоящему тогда, когда прибли­жается лето и растение постепенно исчезает в утяжеляющемся зе­леном. Так и буковый лес ранней весной просвечивает розовым сиянием сквозь листву. Спустя несколько недель зеленая тень опустится на лес, и красный вернется лишь осенью как послед­ний признак жизни. Красный - блеск живого, а зеленый - его мертвый образ. (См. главу 6.1.)

Чтобы конкретизировать эту мысль, нарисуем красный «под» желтым и синим. Прусский синий дает более ясный, бо­лее холодный зеленый, чем ультрамариновый, который содер­жит больше красного и, соответственно, теплее. Последним мы можем воспользоваться, создавая зеленый цвет мха. Совершен­но другой оттенок цвета получится, когда в созданном зеленом синий сверху, а желтый - под ним. Внизу можно чуть усилить красный, дабы создать там земные цвета при помощи синего и желтого. Использование большего количества синего в живопи­си создает влажный климат, красного - укрепляет элемент теп­лоты, а желтого — элемент света. На уроках живописи дети ис­пользуют все эти элементы, чтобы, таким образом, различными способами открыть, как создается зеленый. Восьмое базовое уп­ражнение для учителей можно также использовать в работе с учениками для объяснения растительного характера зеленого цвета. Лист и стебель могут быть созданы просто из цвета, без прорисовывания. В том месте, где более светлый зеленый со­седствует с более темным, словно сами по себе, возникают фор­мы. Когда мы усиливаем теплый элемент в той части рисунка, где находится воздух / солнечный свет, у учеников как по вол­шебству возникают цветы: сначала красный, оранжевый, жел­тый и, наконец, синий и фиолетовый. Цветок - кульминацион­ный момент, точка концентрации тепла и некий конечный пункт в развитии растения, прежде чем оно даст семя. В 6 и 7 классе для рисования подходят также и другие виды растений. Изумительным примером для рисования во время эпохи ботани­ки в 5 классе является одуванчик: корень, лист, стебель и све­тящийся желтый цветок.

Вот как высказывается Штайнер относительно обсуждения с детьми деревьев на уроке ботаники: «Посмотрите и представьте то растение рядом с этим деревом. Как после этого выглядит дере­во? Да, его корни, определенно, находятся у основания, но тогда у растения нет стебля, а остается только ствол. Затем дерево рас­правляет свои ветви, и кажется, будто на ветках растут именно эти растения. Поскольку на этих ветках листья и цветы - это ма­ленькие растения, мы можем увидеть луг в совершенно другом свете: по всему лугу растут желтые лютики. Луг покрыт растени­ями, и у каждого свои корни в почве. А у дерева это похоже на то, как будто кто-то взял луг, поднял и перевернул его вверх но­гами для того, чтобы все цветы начали там расти. Сам по себе ствол — это часть земли. Дерево подобно лугу, на котором растут цветы».

Шаг от рисования травянистого растения к рисованию дере­ва незначительный, но важный. У дерева ствол выталкивает зем­ной элемент, и листва создает элемент воздуха/света. На этом эта­пе нет необходимости принимать во внимание какой-то особен­ный вид деревьев, поскольку в детских работах появится много видов деревьев. Мы в основном заинтересованы в процессе станов­ления, поэтому можно сфокусировать свое внимание на временах года и на разных стадиях развития дерева. Важно обсудить соот­ношения размеров ствола и кроны, иначе мы будем видеть в ра­ботах много, так сказать, деревьев-«младенцев»: толстые стволы с маленькими кронами. Небольшой совет для того, чтобы сделать дерево более сияющим и придать ему более живые черты: нужно нарисовать фон вокруг дерева темнее. Это оживит листву. Для цветущих весной деревьев можно использовать много нежных цветов. Дети откроют для себя, что каждое изменение цвета соз­дает различные деревья в разные времена года.

В завершение приведем другое описание, принадлежащее Штайнеру: «Солнце. Солнечный свет падает на дерево. Не нуж­но начинать рисунок с дерева, начните со света и тьмы, потому что дерево создано из цветового контраста и происходит из све­та. Не начинайте с абстракции: дерево зеленое. Не позволяйте рисовать листья зелеными, их вообще не нужно рисовать. Нуж­но рисовать свет»[14].

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.