Сделай Сам Свою Работу на 5

Цветы, деревья, ландшафты

Мы вновь подхватываем нить эпохи ботаники, начавшейся в 5 классе. На уроках живописи этап за этапом мы можем следо­вать за процессами, которые происходят в природе. В следующей группе упражнений увеличивается степень их сложности, что да­ет возможность делать эти упражнения как в шестом-седьмом, так и в восьмом классе. Многое зависит от возможностей рассмат­риваемого класса.

Начинаем с того, что закрашиваем весь лист бумаги светло-карминовым цветом. Весь растительный мир наполнен эфирным элементом, теплом. Теперь для начала мы используем цветочный цвет, тесно связанный с цветом фона, так как следует за ним в цве­товом круге. От этого упражнение будет сложнее. Мы будем рисо­вать розу. На мягком красном цвете мы рисуем 2-4 красные облас­ти. Именно здесь со временем будут цветы. Теперь вокруг этого сверху вниз мы нарисуем желтым и снизу вверх — синим. Мы получили растительный зеленый. Впоследствии цветы будут прораба­тываться именно в этих небольших областях. После большими ши­рокими областями мы рисуем фон. В общем, цвета могут стано­виться светлее по мере продвижения вверх. Это даст нам красно-зеленый тон. Даже слегка прорисованные стебли излишни. «Прос­то гляньте на букет цветов или розовый куст, вы их видите?» Цве­ты растут между зеленым. Каждый цветок имеет свой собственный «характер». «Здесь только появились бутоны, а этот цветок уже полностью раскрылся». Эти различия важны в заданиях на уроке живописи. Иначе рисунок быстро упростится к одинаковым крас­ным шарам на зеленом фоне. Дальнейшее усиление красного так­же будет необходимо, чтобы сделать зеленый цвет глубже. Дети весьма индивидуально могут развивать это задание.

Следующее упражнение - рисование желтых цветов: нарцис­сов или подсолнухов. Формы цветов могут быть подготовлены детьми на уроке рисования: вид цветка спереди, со стороны, по­луоткрытым и совсем увядшим. Способ рисования остается тот же: цвет фона — светло красный, размещение и рисование цветоч­ного цвета, создание растительного зеленого и дальнейшая прора­ботка цветка и его окружения. От небольшого количества синего и оранжевого произойдет коричневая сердцевина подсолнуха. Так можно создать картины синих колокольчиков, пурпурной пасту­шьей сумки, оранжевых лилий. И просто восхитителен момент, когда мы подходим к рисованию белых цветов. И здесь мы может начать рисование со светло-красного фона. Поверьте, что, рисуя белым, есть возможность того, что дети используют немного каж­дого цвета. В интенсивно нарисованном фоне эти штрихи имеют эффект белого цвета. Белые лилии в зеленых или в глубоких си­не-зеленых оттенках становятся водяными лилиями с огромными плывущими листьями. Замечательно видеть, как дети пережива­ют это. «Рисовать белым, не имея белой краски, возможно!»

Как основополагающую информацию, учитель может изу­чить руководства Рудольфа Штайнера о белом цвете, как цвете образа, и работу Фрица Вайтмана, который дает практические объяснения этим советам[16].

Растения и цветы - обворожительны. Ярко окрашенные цве­ты тропических климатических зон соединяют нас с уроками географии. Можно взять такую тему в старших классах, как «цве­ты и бабочки». Цветок подобен бабочке, привязанной к земле, а бабочка - это цветок, оторванный от земли. Эту прекрасную связь суммировал Штайнер[17].

Обновленные и захватывающие исследования цветов в 6 классе вы сможете найти в базовом упражнении 7 для учите­лей. С учениками этого возраста это упражнение можно рисовать во всех его вариациях.

Рисуя ландшафты в 6 классе, мы можем включить, напри­мер, и местные погодные условия. Угрожающие индиго-черные облака над бурным морем, гром и молния, разные виды облаков связываются с изучением неба в разное время и в различных ландшафтах. Все это по очереди можно связывать с природой в разное время года. Мистические, таинственные настроения мо­гут быть созданы при помощи упражнения, описанного в разде­ле о 4 классе (базовое упражнение 7а для учителей). Светло-красный в расположении первичных цветов частично остается без усиления, подходя к смешанным цветам, и земной цвет, пог­лощая красный, создает коричнево-серый оттенок: короткое время красного вечера после туманного дождливого дня. Воз­можны многие варианты. Дети могут работать над темой тако­го рисунка и переходить к другой как можно свободней вплоть до старшей школы.

Начиная с 6 класса можно рассматривать с детьми многие ви­ды деревьев. Заданием для рисования может быть, например, мо­тив дуба с характерными ему формами ветвей. Какое основное настроение/цвет мы выберем для дуба? Роль играет его мощный, настойчивый элемент. Желтый и синий поверх теплых оттенков становятся кроной дерева. Нарисуйте ствол и насколько ветвей красной киноварью. Фон вокруг дерева должен быть, скорее все­го, темнее, чтобы акцентировать силу. Внизу букового дерева ед­ва ли что-нибудь будет расти. В рисунке преобладают синие и пурпурные оттенки. А вот бледная серебристая береза, живая, солнечная, светлая. Внимательно рассматривая настроение бело­го ствола, обнаруживаем в нем нежный характер этого дерева. За­тем у нас плачущая ива на берегу отражается в воде, волнуя по­верхность своими длинными ветвями. Многообразны настроения природы. Каждый ученик имеет свое собственное предпочтение или ассоциирует себя с одним из деревьев.

Если ученики склонны слишком придерживаться определенно­го настроения в старших классах, что приводит к тому, что рисун­ки выходят довольно скудными по отношению к цвету и форме, следующее упражнение сможет вернуть полноту цвета. «Каждый сейчас задумывает цвет. Положите этот цвет в центре вашего лис­та. Какие два цвета находятся рядом с этим цветом в цветовом кру­гу? Держите их в памяти. Выберите один из этих двух цветов. На­рисуйте этим цветом сверху справа и слева на вашем листе. Теперь нарисуйте другие цвета, уходящие вниз на вашем листе в том по­рядке, в котором они находятся в цветовом круге. Внизу в центре листа цвета соединяются. Теперь мы накладываем цвет, которого не хватает для того, чтобы замкнуть цветовой круг, и тот, который мы запомнили в начале упражнения, на оставшейся части в центре. Те­перь слева и справа вы увидите два цветовых круга, которые явля­ются зеркальными отражениями друг друга. Поскольку вы начали разными цветами, у многих получились совершенно разные работы. Теперь второй этап. Мы рисуем прусским синим извне и оставляем место для земли, ствола и кроны дерева. Мы накладываем синий так, чтобы мы могли видеть, как цвет меняет все лежащие в осно­ве цвета. Какая разновидность дерева сейчас появилась?» Опреде­ленный вид в определенное время года. Развивайте это упражнение далее с другими цветами. У нас большое разнообразие работ учени­ков: зеленые весенние деревья на темном фоне поля, усеянного жел­тыми цветами, или осеннее оранжевое дерево с желтоватым светом, сияющим сквозь чернильный прусский синий. Все это появляется из одного цветового упражнения. Сначала делание, затем формиро­вание (оставляя пространства открытыми), затем наблюдение («Эй, да это же...») и затем проработка. Это может внести живую струю в работу учеников 6-7 класса, если начинать с другого цвета наверху в следующий раз, создавая при этом совершенно другое настроение («Все-таки, сколько здесь возможностей?»).

Деревья можно рисовать различными способами. Развитие рисунка у каждого ученика разное. Если мы соединим эти четы­ре способа работы с четырьмя временами года, это может выгля­деть следующим образом.

 

Весеннее дерево

Весь лист бумаги покрывается небольшими цветовыми облас­тями разных светлых оттенков. Светло-красные, желтые и синие области выглядят так, будто кто-то поймал цветущие лепестки, сорванные ветром и летавшие в воздухе, и поместил на лист бу­маги. Теперь мы рисуем синим элемент воздуха и оставляем отк­рытое пространство для кроны, ствола и земли. Мы продолжаем работать снаружи внутрь, оставив открытой форму, давая ей шанс появиться самой. Мы должны внимательно следить за про­порциями кроны и ствола. Обычно ствол делается слишком боль­шим и слишком толстым по отношению к кроне. Впоследствии светлые оттенки кроны покрываются мягким красным цветом для того, чтобы создать единое целое. Теперь ствол может быть затемнен, а земля снизу и рядом с деревом после этого должна со­ответствовать общему целому. Ученики могут сами сделать свой выбор, сохраняя в памяти весенние настроения.

 

Летнее дерево

Это дерево может быть нарисовано, исходя из процессов, про­исходящих в природе. Мы начинаем с тепла. Пусть мягкий кар­миновый красный расстилается по всему листу. Потом приходит свет: сквозь красный сияет желтый. Синим мы прорабатываем земной элемент внизу. Он растет и движется вверх к стволу и кроне. Сам по себе появляется зеленый. Окружающее пространс­тво вокруг кроны теперь можно усилить желтым. Это подейству­ет так, что зеленый цвет кроны не будет настолько контрастен по отношению к окружающему ее пространству, не будет силуэта де­рева и появится (двухмерная) цветовая перспектива, а не (трех­мерная) светотень. Дальнейшую проработку изображения ствола и земли теперь можно предоставить детям.

 

Осеннее дерево

Построение его подобно описанному выше в упражнении с цветовым кругом и пропущенным цветом. Располагаем круг так, чтобы оранжевый находился в центре. Теперь мы оставляем для дерева свободное пространство в комплементарном оранжевому синем. Благодаря иному цвету фона синему придается живой характер. Сквозь темный фон крона сияет, как осенью. Ствол и зем­лю можно нарисовать в осеннем многоцветном настроении на ос­нове уже имеющихся желтых и зеленых оттенков.

 

Зимнее дерево

Можем мы попытаться нарисовать белый цвет? Небольшие области светло-красного, желтого и синего нарисуйте рядом, од­ну поверх другой. Так они нейтрализуют односторонность друг друга. Создается серо-белое настроение. Теперь на этом основании мы рисуем прусским синим голое дерево. Найдите характерные позиции ствола и ветвей. Четыре — пять хорошо проработанных ветвей лучше, нежели много несформированных. Синий, нарисо­ванный поверх красной киновари, дает дереву оттенок индиго. Таким же цветом, как и дерево, можно прорисовать по желанию и низ рисунка. Желтый может усилить зимнее настроение, а красно-оранжевый - намекнуть на рассвет или закат.

Если мы положим по порядку четыре работы, то обнаружим, что весеннее дерево изначально возникает из пространства, обла­дающего разнообразием мягких земных цветов; летнее дерево медленно погружается в процессы тепла и света, созданные си­ним; осеннее дерево создано двойным цветовым кругом и зимнее дерево нарисовано «графически». Описанное выше не соединяет­ся с рассмотрением времен года в течение курса живописи: т.е. летнее и осеннее деревья могут возникнуть из самого процесса, а нежное зелено-желтое весеннее дерево можно создать из цветово­го круга.

Ученики 6-8 классов могут делать путем таких упражнений календари, в которых каждое время года представлено своим собственным цветовым настроением.

«Оставлять открытое пространство»

«Оставлять открытое пространство» означает не делая что-то, нечто создавать. Чтобы владеть этим приемом, необходимо общее видение и предвидение. Формы появляются постепенно, высту­пая в процессе исследования. Пока еще невидимые формы созда­ются цветом. Это задание имеет ту степень сложности, которую мы можем требовать от учеников начиная лишь только с 6-го класса. На этом пути нужно обладать способностью видеть нечто внутренним образом. Умение «оставить открытое пространство» в определенной мере тесно связано с высвобождением астрального тела. Таким образом, исходя из наблюдения, при дистанцирова­нии, у ученика в ходе творческого процесса появляется возмож­ность оставить свободное место, которое заполнится позже. Что­бы пройти через эту работу, скажем, в 3-4 классах, ученику нуж­но сделать то, что превосходит его возрастные возможности.

Что может проявиться при этом? Закрашиваем весь лист мягкими оттенками и оставляем пустое место, окруженное цвета­ми потемнее. Первое, о чем подумают ученики - это лебедь. «У фламинго - такой изумительный розовый цвет». «Здесь может быть и белый медведь тоже», - брюзжат другие. «Почему снова эти нежные цвета!? Я хочу что-то более насыщенное!» «Сегодня вы все можете рисовать светлые цветные области одну рядом с другой», - говорит учитель. «Что здесь будет?» «Подожди и уви­дишь». Класс видит совокупность многоцветия. «Теперь мы бе­рем мощный прусский синий и оставляем пустое место для ...по­пугая». В классе возбуждение. И эти веселые красочные друзья выходят навстречу с широкого листа большого размера так, буд­то они сидят на ветках тропического дерева, обвитого лианами. «Подумайте в течение этой недели, что еще можно сделать? И лучшее мы нарисуем вместе в следующий раз».

 

Индиго

В 6 классе возникает потребность в точности и, связанная с этим, потребность в перспективе. Обеим этим сферам уделяется внимание в рисовании. Способ, при котором мы «оставляем сво­бодное место» в живописи, может удовлетворить потребность не­которых учеников создавать четкие формы. Насыщенные и ин­тенсивные цвета, усиленный контраст между светом и тенью или объемный эффект можно достичь в работе с индиго. Не только история краски, которая создает такой цвет, но и его представ­ление через упражнения в живописи (индиго прибавляют седь­мым цветом к другим шести), откроют совершенно новый спектр возможностей.

После нового импульса чистой «лессировки», которая сохра­няет свет, индиго дает эффект формирования, приносящий тени и затемнение. Это как раз то, чего ищут ученики 6, 7 и 8 клас­сов. Учитель создает последовательность упражнений, в которой шаг за шагом представляет новый материал. Детская сила вооб­ражения может оставаться активной в живописи и получить но­вый толчок при помощи индиго. Цвет индиго можно создать, сме­шивая красную киноварь и синий прусский.

 

ЖИВОПИСЬ В 7 КЛАССЕ

Исследование новых миров

Основным направлением в работе с этим классом является продолжение и развитие тем, упомянутых выше в главе про 6-ой класс. Также, как и прежде, мы все более расширяем сферу, в которой ученик сам может совершать выбор. Это поддержит его индивидуальное развитие. Существуют большие различия, как между классами, так и между учениками. Ландшафты, де­ревья, растения и цветы можно прорабатывать на уровнях, ко­торые соответствуют индивидууму. После первых переживаний лессировки детям нужны новые темы для работы. Улучшаются способности рисовать послойно, собирать все свое терпение, де­лать правильный выбор. Рисуя карты, как описано в разделе о 5 классе, дети путешествуют по миру. В 7 классе рассказывают­ся истории о географических открытиях, исследуются новые пространства. Живое воображение обращается к реальности, иногда принося с собою разочарование для многих исследовате­лей. Каждый шаг требует большой энергии от ученика 7 и 8 класса. Где былая очевидность? Начинается буйный период, полный опасностей. Девочки особенно быстро растут в высоту («выстреливают вверх»). Мальчики остаются немного позади и компенсируют отставание в росте быстро увеличивающимся ост­роумием и псевдо - зрелостью. С благоговением они смотрят на старших учеников. Эмоциональные возможности спрятаны внутри и защищены. Внешне они могут выражаться в тупости и стыдливости. В живописной работе иногда выбираются для использования яркие и кричащие цвета.

 

Небесные явления

В младших классах, рисуя настроения ночи, было мало или вообще не возникало вопросов относительно местонахождения и движения Луны. Это была такая естественная тема, которая не представляла никаких проблем. Луна была только лишь серпо­видная или полная. Сейчас совсем по-другому. В конце концов, когда полнолуние? И какова, все-таки, та серповидная форма, что доставляет нам проблемы? «Мы нарисуем вечернее настроение. Солнце только что село. Подобно прошлой ночи, когда небо оза­ряла красивая алая вечерняя заря с пурпурными и синими полос­ками. В тот момент Луна была уже на небе. Мы нарисуем такую же Луну. В качестве фона берем мягкий желтый оттенок, чтобы Луна смогла появиться из него. Теперь яркие, красочные вечер­ние цвета. Оставляем открытое пространство для Луны. Но какой формы Луна? Каково ее расположение? Сейчас первая или пос­ледняя четверть?» Ученики пытаются вспомнить. Они хотят по­нять и объяснить свои ответы. «Округлой стороной к Солнцу, ко­торое освещает эту часть». Земля рисуется погруженной в вечер­ние сумерки. Между прочим, это - прекрасное задание для вы­полнения с родителями на родительских собраниях. Тотчас треть маленьких лун обращена в другую сторону, в общем говоря, мы едва задумываемся над этими явлениями, но после нескольких вечерних наблюдений с классом, дети будут знать детали в совер­шенстве. На следующем уроке снова обсуждается полная Луна. «Не правда ли, она так велика, когда только встает над горизон­том, а зимой она делает большую дугу, перед тем, как снова опус­титься к восходу Солнца?» К счастью, мы можем наблюдать пос­леднюю четверть Луны утром на главном уроке. Каждый день Луна «подползает» ближе к восходящему Солнцу, пока не исчез­нет вовсе. Утреннее настроение выбирают дети: алый, золотисто-желтый, красный с ландшафтом, все еще окутанным в прохлад­ные тона. Затем звездное небо: в качестве фона - желтый. Снача­ла рисуем звезды, затем ночные краски: прусский синий и инди­го с алым для создания черноты ночи. Теперь дети желают уви­деть свои собственные созвездия в небе. Создается эпохальная тет­радь, и теперь изучаются Овен, Весы и другие знаки Зодиака. «Вы помните, что ваш знак Зодиака находится высоко в ночном небе только 6 месяцев спустя вашего дня рождения?» На следу­ющий день они с энтузиазмом создают свой собственный рисунок. Некоторые вполне серьезно увлеклись изучением знаков Зодиака; у других рисунок стал просто прекрасным сочетанием звезд. Ис­следуя мир и объясняя его, ученик выстраивает вокруг себя ту сферу надежности, которая так пригодится ему в последующие бурные годы юности.

 

Географические открытия

У тех, кто путешествует, есть множество историй, которые можно рассказать. История и, в особенности, география дают нам обширный предметный материал для живописи. Исследователи воз­вращаются с новыми незнакомыми товарами и впервые описывают фантастические неизвестные области. Когда мы даем детям возмож­ность погрузиться в предметный материал, мы можем изображать множество из этих «странных далеких земель». Можно помочь уче­никам, задавая подобные вопросы: «Сухо ли там, тепло, влажно или холодно?» Отсюда у нас есть следующие сочетания: сухой/холод­ный, сухой/теплый, влажный/теплый и влажный/холодный. По­лярные области - влажные леса и пустыни - возникают из цвета. «Грунтовка» листа соответствующими настроениями способствует созданию ландшафта. Такие задания можно дополнять, например, изображая определенное время года и время суток. Восход солнца в пустыне, ночь во влажном лесу, Северное сияние на Аляске. Мы пу­тешествуем по всему миру и затем, с приобретенными умениями, можно нарисовать весь земной шар, исходя из вышеупомянутых качеств элементов. Также мы снова рисуем карты, в которых кон­тиненты приобретают цвета, зависящие от климата. Это могло бы привести к крупномасштабной групповой работе. Ученикам нужно чувствовать, что у них есть рабочее пространство в различных худо­жественных дисциплинах, в которых нужно приблизиться к созна­тельному владению цветом и формой.

Задания по лессировке напрямую связаны с первыми позна­ниями, полученными в 6 классе. Упражнения можно повторять, расширяя спектр цветов. Простые задания все еще содержат множество возможностей для получения новых знаний и совер­шения открытий.

Каждый учитель может выбирать цвета, опираясь на темы из эпохи анатомии человека и химии. Наука о питании дает новый подход к миру растений. Кислый и сладкий, соленый и горький также можно найти в цветовом круге. Каждый раз связываясь с цветом и формой, мы можем расширить известное нам до боль­ших пределов. Посредством работы с линиями и цветовыми плос­костями мы обогащаем предметный материал эпохального урока художественным. В химии огонь играет важную роль. Пламя све­чи показывает почти полный цветовой спектр. Иногда эффектные опыты вызывают волнение (возбуждение) и, в следствии этого, драматичную игру цвета. Семикласснику нравится исследовать и переочерчивать границы. Разрешайте им проводить эксперимен­ты в пределах четко обозначенного задания. Индивидуальные различия в способностях становятся все более и более очевидны. Самостоятельные исследования цветов можно поддержать, уп­ражняясь в наблюдении, что настроит на работу во время эпохи физики. Например, свет и тень можно исследовать, создавая в цветовом круге черный, получая его изо всех других цветов.

 

ЖИВОПИСЬ В 8 КЛАССЕ



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.