Сделай Сам Свою Работу на 5

От душевного настроения к настроению природы

С 9-10 лет ребенок вступает в новые взаимоотношения с ми­ром вокруг него. Он становится более пробужденным к окружаю­щему его миру в школе и дома. Меняется его взгляд. Открытый ожидающий взгляд становится вопросительным, иногда судящим и критическим. Ребенок становятся самокритичным. Он начинает стесняться своих собственных живописных работ и рисунков. «Это вышло не так, как надо, а это - вообще не похоже». Все осталь­ные также не остаются в стороне. Родители, учитель, одноклас­сники внезапно попадают под его колкие удары. Например, дела­ются комментарии относительно одежды, волос, чьего-либо забав­ного носа или больших ушей. Все не такое, каким было раньше. Ребенок полностью беззащитен. Предыдущий поток симпатии к взрослым исчезает. Глаза уже открыты. И далеко не каждый в его окружении считает это приятным переживанием. Иногда очень близко подходит переживание смерти. Ребенок начинает чувство­вать себя одиноким. Беззащитность иногда может быть скрыта за провокационным поведением, длинным языком и необходимостью выглядеть «круто». «Как этот ребенок изменился в последние нес­колько месяцев!» - вздыхает учитель, говоря со своими коллегами. У родителей появляется внезапное беспокойство по поводу их ребенка. «Она не осмеливается быть одна в доме и свет должен ос­таваться на всю ночь». Каждый может поделиться подобными вос­поминаниями из своего собственного детства.

Новые отношения с миром имеют свою обратную сторону: например, дети могут делать удивительные открытия в природе. Вещи, которые раньше воспринимались как само собой разумею­щееся, теперь открываются как что-то совершенно новое. Возрас­тает интерес к окружающему миру и учебный план полностью от­вечает этому: т.е. изучается биология (наука о человеке и живот­ном) и география. При помощи этих предметов дети открывают, что образы и формы, которые до этого они переживали внутрен­не, можно найти в царстве природы. Учитель, в стиле Гете, поз­воляет детям исследовать проявления феноменов в мире и распоз­навать действие сил в природе.



Все, что было осуществлено до четвертого класса относи­тельно душевных настроений, теперь должно подвергнуться мета­морфозе, изменению: от настроения души до настроения приро­ды. Взгляд направлен вовне. Животный мир особенно близок ре­бенку. Животные в поле, на воде и в воде, птицы в небе. Живот­ные в различных проявлениях. Их форма, окрас и пища в соот­ветствии со средой их обитания. Великая взаимосвязь между людьми и животными становится очевидной в эпохе науки о че­ловеке и животном. Мы избегаем в этом безжизненного натура­листического представления, таким образом, чтобы девяти- и де­сятилетние дети учились строить мосты между земным проявле­нием (образом) и творческими силами внутри него.

 

Земные цвета, мифология и ландшафт

Рисуя настроения природы, ландшафты, а также животных, дети чувствуют потребность рисовать цветами темнее от первона­чальных: красным, желтым и синим или смешанным: оранже­вым, зеленым и фиолетовым. Смешанные цвета последней груп­пы естественно и спонтанно уже появились на бумаге: коричне­вые и серые. Эти цвета особенно привлекательны для рисования, хотя ряду детей и трудно получить их чистые оттенки. Это так похоже на тени, собирающиеся на листе. Способность наслаждаться этим новым качеством цвета соединяется с проницатель­ностью ребенка. Там, где один ребенок может увидеть лишь «грязные коричневые цвета», другой ребенок открывает много интересных цветовых нюансов. Цветовые упражнения, данные в шестом базовом упражнении для учителей, все еще слишком трудны для этой возрастной группы. Однако частично их исполь­зовать можно. Например, цветовое упражнение с первоначальны­ми цветами, когда возникает смешанный цвет (например, оран­жевый), который впоследствии слегка закрашивается комплемен­тарным (синим) цветом. В живописных заданиях на зоологии по­ощряется рисование земными цветами и оттенками, поэтому жи­вотные и получаются «настоящими», даже если они и не нарисо­ваны натуралистично. Соединение с земным элементом является самым важным в этом возрасте.

В историях северной мифологии о сотворении мира мы нахо­дим живописный мотив, завершающий переход от душевного нас­троения к настроению природы. Точка опоры в разговорах с деть­ми о настроениях природы - различие холодных и теплых цветов, что соединено с четырьмя элементами: земли, воды, воздуха и ог­ня/тепла. Фактически полный путь к рисованию ландшафта опи­рается на это. В историях сотворения мира северной мифологии об этом сказано несколько слов. Нифельхейм - средоточие тумана и темноты, холодных широких пустынь, с дующими ровно ледяны­ми ветрами. Однако Муспельхейм с королевским превосходством разгорается, опаляющий и пламенный, сжигающий все. Между этими двумя областями - глубокая пропасть, Гинунгагап. Дети рисуют холод, цвета холода, с одной стороны, и воинственные, ин­тенсивные согревающие цвета с другой стороны. Мы можем даль­ше разворачивать этот образ во втором упражнении. Детям дается задание нарисовать эти два мира двумя разными синими цветами: холодным прусским и теплым ультрамариновым. В третьем упражнении эти два мира создаются двумя красными цветами. Они рисуют «теплый и пламенный» мир киноварью, а ледяной, холод­ный климат - карминовым, смешанным с другими цветами (сох­раняя при этом преобладающим кармин). С помощью подобных упражнений ребенок развивает тонкие нюансы чувства. Достаточ­но неожиданно дети уже открывают для себя многие ландшафты: более тяжелые, земные, снизу холоднее и сверху теплее. Но повер­ни рисунок вверх ногами, и он станет даже более впечатляющим. Из этого наброска становится возможным установить взаимодейс­твие цветов в ландшафте, ландшафте холодных и теплых цветов. Или, другими словами, в ландшафтах теплых стран и ландшаф­тах холодных регионов.

Много возможностей появляется в самих ландшафтах при изображении воздушного, водного и земного элементов. Детали еще не важны, самый важный аспект - это настроение природы. Такие аспекты, как время, сезон и местность будут рассматривать­ся подробнее в 5 и 6 классах, вплоть до 7 и 8, где будут включе­ны и погодные условия. Всегда должно преобладать единство нас­троений. Цвета независимо от того, насколько резкий контраст в работе мог бы быть, должны формировать одно целое, естествен­ное целое. Деревья и леса в 4 классе можно пока еще не акценти­ровать, что позволит детям с самого начала в большей степени пос­тигать цветовой ландшафт, нежели следовать из слишком четки­ми представления о нем. Многое зависит от выбора учителем слов. Ландшафт может быть хорошо описан в диалоге с детьми, особен­но, когда дети были в подобном месте, так как важны их пережи­вания. После такого разговора наступает момент, когда информа­ция может быть «переведена» на язык качеств цвета. «Там свет­ло, темно, тепло, холодно, приятно или таинственно? Возможно, есть цвет, находящийся в этом земном настроении? Можно ли это найти в фиолетово-синем, или его больше в сине-зеленом?» Подоб­ным образом в краеведении или первой эпохе географии дети отп­равляются исследовать свои окрестности, они путешествуют по цветам своей местности в течение урока живописи. В течение уро­ков живописи наблюдаемое усваивается и потом проявляется, но уже более осознанно. Это является важной помощью в педагоги­ческом смысле, так как развивается мышление.

 

Карты

В контексте эпохи краеведения в 4 классе рисуются первые карты. Детям интересно рассмотреть ряд примеров, в которых становится видимым историческое развитие карты. Например, первые карты не показывают город сверху, лишь со стороны. Точка, с которой смотрит создатель карты - все еще на земле. Толь­ко позже ландшафт будет нарисован или начерчен с высоты пти­чьего полета. Карта, какой мы знаем ее сегодня, заполненная цве­товыми пятнами, линиями и символами, несколько абстрактна для учеников. Большинство учеников должны были бы пройти длинный путь перед пониманием «настоящей» карты.

Следующее упражнение включает ряд этапов, описывающих то, как можно соединить известный ребенку мир с информацией, которую мы хотим, чтобы ребенок постепенно понял. Это сдела­но посредством использования простого цветового ряда, что позволяет ученику связаться со значением цветов на карте.

Как первый шаг, мы рисуем с детьми три цвета: желтый, зе­леный и синий. Располагаем цвета один за другим. Теперь про­сим детей представить, как бы они себя чувствовали, окажись они на желтой части листа. Какого рода ландшафт они видят? Ученики делают свое собственное описание. Теперь, как и рань­ше, мы идем от желтой части к зеленой. Ученики описывают это путешествие своими словами. Наконец-то они достигают синей части листа. И как она выглядит? Дети будут записывать различные переживания и мысли. Один ученик начнет свое пу­тешествие в пустыне и достигнет моря через оазис. Другой же окажется в маленькой долине между дюн и пройдет к озеру че­рез лес. Самое главное для них - как можно больше использо­вать свое воображение, и они смогут детально описать окрес­тность и возможное путешествие. Так ученик соединяет свой собственный мир с информацией извне. Предварительно выбран­ный цветовой ряд может теперь быть другим рядом- из трех цве­тов, которые мы находим в цветовом круге, например, от фиоле­тового через красный к оранжевому или от зеленого через жел­тый к оранжевому. Затем ученики начнут также описывать гор­ные ландшафты, долины и болота. Могут быть также и описания различий в температуре и высоте, в том, как используются зем­ли. Так ученики начинают ориентироваться и находить другие объекты: такие, как дороги, города. Можно следовать по этому пути в работе одновременно с созданием первых карт, описани­ем конкретных ситуаций и конкретной информации (т.е. того, что касается класса, школы, непосредственного окружения).

Чтобы завершить этот многоцветный проект, ученики могут по­пытаться вовлечь первоначальный цветовой круг в путешествие по их местности или далеким странам.

Когда мы изучаем карту Нидерландов, живопись особенно подходит для выделения характерных ее аспектов. Например, мы начинаем с исторического развития территорий нашей реки, Рей­на, в направлении течения сверху вниз, от описанного выше цве­тового фона или с высоты горизонта. Например, стоя в Гелдерс Порт, где Рейн входит в нашу страну мы смотрим на море и на русло реки, которое расстилается перед нами; или мы смотрим в направлении Альп, на Рейн, текущий к нам. Или мы могли бы быть на берегу, а море - позади нас.

Есть много возможностей выразить свою точку зрения каж­дому ребенку. Затем, при дальнейшей детализации живописная работа используется как основа - кисти стали слишком толсты­ми, за работу принимаются разноцветные карандаши.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.