Сделай Сам Свою Работу на 5

Умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха





В процессе воспитания и обучения дошкольников с наруше­ниями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важ­ность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги.

Умственное развитие включает в себя формирование познаватель­ных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обо­гащение знаний о природе и обществе развитие познавательных ин­тересов, развитие речи как средства познания.

В качестве одной из задач умственного развития детей с нару­шениями слуха выступает развитие познавательных процессов и способностей, овладение способами умственной деятельности, к ко­торым относятся такие действия, как анализ, синтез, сравнение, обоб­щение, классификация. Решение этой задачи связано также с разви­тием умений принимать и понимать умственные задачи, выбирать способы их решения, планировать свою деятельность, оценивать ре­зультаты. Для старших дошкольников с нарушениями слуха особое значение приобретает развитие способностей к самостоятельному познанию.Умственное развитие ребенка невозможно без усвоения опреде­ленного объема знаний об окружающих предметах, природе, о че­ловеке и его жизни в обществе. Овладение ими позволяет ребенку участвовать в повседневной жизни, строить свои взаимоотношения со взрослыми и детьми. Накопление знаний, определенный уровень их обобщения и систематизации являются одним из условий школь­ной готовности ребенка, обеспечивают базу, необходимую для усво­ения ряда школьных предметов. Умственное развитие ребенка не может протекать интенсивно без наличия у него познавательных интересов, стремления узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях. Познавательные стремления способствуют лучшему усвоению но­вого материала, а у старших дошкольников обеспечивают устойчи­вый интерес к учению в школе.



Умственное развитие детей с нарушениями слуха раннего и дош­кольного возраста неразрывно связано с овладением речью, пото­му что формирование психических процессов, познание объектов и явлений окружающей жизни, опосредованное речью, протекают более успешно, становятся основой для становления способов ум­ственной деятельности детей, обеспечивают более гибкое опериро­вание представлениями и знаниями.Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности:Развитие познавательных процессов является важной задачей умственного воспитания детей с нарушениями слуха. Развитие ощущений и восприятия, формирование различных форм мышле­ния, внимания, памяти, воображения являются элементом проведе­ния разнообразных занятий и организации детской деятельности.



Познание окружающей действительности дошкольником обеспе­чивается процессами ощущения и восприятия, от развития которых зависят полнота и точность формирующихся представлений. Разви­тие восприятия связано с накоплением различных чувственных образов — зрительных, двигательных, вкусовых, осязательных, слу­ховых. Формирование способов чувственного познания, совершен­ствования ощущений и восприятий лежит в основе сенсорного вос­питания. Эти процессы наиболее интенсивно складываются в раннем и, дошкольном возрасте, поэтому сенсорному воспитанию детей как основе умственного воспитания уделяется значительное внимание. В процессе сенсорного развития внимание детей привлекают к раз­личным признакам и свойствам предметов. Выделение различных свойств и качеств тесно связано с овладением способами обследования (пер­цептивными действиями) и накоплением представлений о сенсорных признаках. Формирование обобщенных представлений о внешних свойствах, качествах и отношениях предметов, ориентирование в пространстве и во времени позволяет подвести детей к овладению эталонами, т. е. общепринятыми мерками — системой геометричес­ких форм, цветов, эталонов величины, времени, материалов, запа­хов и др. Результатом последовательной работы по сенсорному раз­витию детей является возможность применять усвоенные знания и способы обследования предметов в собственной деятельности, при познании различных явлений окружающей действительности.



Развитие ощущений и восприятия у детей с нарушениями слуха требует учета своеобразия формирования этих процессов, обуслов­ленного нарушением слухового восприятия и недостаточным уча­стием речи в познании предметов окружающего мира.

У детей с нарушениями слуха следует формировать зрительное, тактильно-двигательное восприятие. Информативными для таких детей оказываются вибрационные ощущения, близкие по своему про­исхождению к слуховым. Целесообразно учить детей с недостатка­ми слуха воспринимать разные по интенсивности, по местонахож­дению, по принадлежности вибрационные ощущения.

Большое значение для полноты представлений о предметах име­ют осязательные ощущения, позволяющие дополнить ряд зритель­но воспринимаемых свойств.Особое значение имеет не только правильное определение содер­жания работы, но и выбор методов в развитии восприятия. Эта ра­бота проводится в виде различных дидактических игр на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности, при формиро­вании элементарных математических представлений. Сенсорное развитие детей интенсивно осуществляется на занятиях по разде­лу «Дидактические игры». В качестве методов в зависимости от возраста детей и этапа обучения используются совместные дей­ствия взрослого и ребенка, действия ребенка по подражанию взрослому, действия по образцу, по словесной инструкции. В процессе использования этих приемов речевое общение с ребенком дополня­ется естественными жестами, указаниями на предметы. В процессе их развития важно учи­тывать некоторые особенности детей с нарушениями слуха в усво­ении общественного опыта: бессмысленное подражание действиям взрослого у детей раннего возраста, повышенную ориентировку на реакцию взрослого у детей младшего дошкольного возраста. Поэто­му нужен учет последовательности в выполнении заданий.

В зависимости от возраста детей формирование способов воспри­ятия связано с числом объектов, которыми оперирует ребенок, так как оно непосредственно влияет на результат. В работе с детьми преддошкольного возраста число предметов ограничивается двумя-тремя-четырьмя, а затем постепенно увеличивается.

Развитие восприятия тесно связано с формированием речи, так как накопление чувственного опыта создает основу для усвоения значений слов и обобщения наглядно воспринимаемых признаков, что способствует возникновению представлений, необходимых для развития образных форм мышления. Важно правильно понимать последовательность формирования словесных обобщений. Перво­начально, в процессе обучения подражанию действиям взрослого, используется инструкция «Делай так» Выполнение задания подкрепляется одобрением педагога («Верно. Тут круг и тут круг»). Развитие восприятия и представлений детей с нарушениями слуха на различных этапах обучения предполагает разноаспектную работу: соотнесение парных предметов и их изображений, свойств и качеств формирование целостных образов предметов; восприятие действий и их изображе­ ний, последовательности действий на картинках, мимики лица и эмоциональных состояний и др. Основными методическими при­емами являются организация дидактических и сюжетных игр, ана­лиз свойств и назначения предметов в процессе ознакомления с
окружающим и развития речи, проведение дидактических игр и обследование предметов на занятиях по изобразительной деятель­ности и конструированию, формированию математических пред­
ставлений.

Развитие восприятия и формирование представлений тесно свя­заны с развитием зрительного внимания, которое у необученных глухих и слабослышащих детей отличается нестойкостью, кратко­временностью. Важным условием развития восприятия является использование усвоенных способов познания предметов в деятельности ребенка: играх, рисовании, лепке, конструировании.

Одним из способов познания окружающего мира является мышле­ние, а развитие разных форм мышления в процессе обучения детей с нарушениями слуха в значительной степени определяет уровень их умственного развития. Первой формой мышления, непосредствен­но связанной с развитием предметных действий, овладением спо­собами использования различных предметов и орудий, является наглядно-действенное мышление. Его развитие в первую очередь связано с употреблением различных предметов, имеющих фикси­рованный способ назначения в жизни человека. В специальных ди­дактических играх и упражнениях, в быту, в процессе формирования навыков самообслуживания детей раннего возраста учат правиль­ному употреблению наиболее распространенных обиходных пред­метов: расчески, чашки, лейки и др.

Другим важным средством развития наглядно-действенного мыш­ления является формирование представлений о возможностях ис­пользования вспомогательных средств — орудий, которые могут быть применены в новой, непривычной ситуации. С этой целью со­здаются практические ситуации, в которых ребенок может, оценив практическую задачу, воспользоваться вспомогательными средства­ми. Развитию наглядно-действенного мышления способствует анализ ситуаций, в которых устанавливаются причинно-следствен­ные связи между предметами и явлениями. Важным сред­ством развития наглядно-действенного мышления являются игры со сборно-разборными игрушками, различные виды конструирова­ния, строительные игры.

При решении наглядно-действенных задач велика роль речи, особенно у детей среднего и старшего дошкольного возраста, когда ребенок должен уметь объяснить связь явлений. «Почему завяли цветы в вазе?»

Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения детей протекает в разных условиях: это прежде всего сюжетные игры, которых ребенок начинает под руководством взрослого ис­пользовать предметы-заместители. Занятия по рисованию, лепке, конструированию также направлены на формирование пред­ставлений об изображаемых предметах и сюжетах, а правильность и точность их передачи в рисунках и поделках в значительной сте­пени зависит от сформированных представлений. Необходимым ус­ловием развития наглядно-образного мышления служит овладение речью. Важная роль в плане формирования образного мышления и воображения принадлежит умению читать, в процессе которого у детей формируются представления о событиях, отражен­ных в тексте. Использование иллюстрирования текстов, инсцени­рования, составление конструктивных картин позволяют выявить адекватность и точность формирующихся представлений.

Для развития наглядно-образного мышления также проводят ди­дактические игры на специальных занятиях, включают их в другие виды занятий, в ходе которых дети учатся воспринимать изображе­ния предметов и явлений. Для развития образного мышления целесообразно использовать такие виды игр, в которых предлагаются дорисровывания.

Значительное внимание необходимо уделить восприятию и по­ниманию изображенного на картинах. Для развития элементов логического мышления необходимо учить детей пони­мать временные и причинно-следственные связи. Основой их по­нимания является анализ реальных практических ситуаций. Вначале педагог учит детей замечать последовательность событий в быту. Для развития наглядно-образного мышления важно развивать использование и понимание детьми различных средств знаковой символизации: широко применять пиктограммы, графические схемы. В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образ­ного мышления развиваются элементы логического мышления формируются способы умственной деятельности.

Для развития словесно-логического мышления необходимо проводить классификации на словесном материале.

Развитие различных форм мышления происходит в процессе «всей жизни ребенка в детском саду. Одним из важных разделов, содержа­ние которого направлено на умственное развитие детей, является формирование элементарных математических представлений. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности.Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей дей­ствительности является важным компонентом умственного раз­вития ребенка и связано с необходимостью его включения в окру­жающий мир. Для умственного развития детей существенно важным является приобретение знаний о природе и природных явлениях, а также о человеке и условиях его жизни.

В содержание ознакомления детей преддошкольного и младше­го дошкольного возраста с окружающим миром входит прежде все­го накопление запаса представлений об окружающем мире в виде чувственных образов. Таким образом в процессе познания ок­ружающих ребенка предметов развиваются его восприятие, мыш­ление, память, способы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация.

Большое значение для жизни ребенка имеет знакомство с живой природой: с животными и растениями, их внешним видом, услови­ями жизни, уходом за ними, поведением животных. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается по­знание быта и условий жизни человека, расширяются представле­ния о сферах его деятельности, предметах и орудиях, необходимых для ее осуществления. Расширение информации о явлениях в живой и неживой природе, ее обогащение новыми сведениями и обобщение связано с формиро­ванием у дошкольников умения устанавливать причинно-следствен­ные связи.

73. Дошкольная тифлопед-ка, предмет, задачи, методы.Система обучения и воспитания детей с наруш. зр-я в России.

Тифлопедагогика (от греч. typhlos - слепой) - наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения - является ча­стью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубо­кими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического раз­вития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, кор­рекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функ­ций при слепоте и слабовидении; изучение условий формиро­вания и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разра­ботка содержания, методов и организации обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подго­товки слепых и слабовидящих; определение типов и структу­ры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, про­грамм, учебников, частных методик. Методы обучения.Существуют разные определения этого понятия. В основном их содержание сводится к тому, что метод обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достиже­ние целей образования.

Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие мето­ды обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Традиционные методы обучения (сло­весные, наглядные, практические) и специфику их примене­ния.

Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и по­лучения информации относятся: беседа, рассказ учителя, ра­бота с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, пись­менные и устные самостоятельные работы, учебные радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции.

Наглядным методам обучения слабовидящих уделяется осо­бое внимание. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п Практические методы обучения предусматривают целенап­равленную самостоятельную деятельность учащихся, связан­ную с овладением знаниями и умениями .Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения

являются государственными учреждениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также детей с ко­соглазием и амблиопией в возрасте от 2—3 до 7 лет. Деятель­ность этих учреждений направлена на воспитание, лечение, восстановление и коррекцию нарушенных функций зрения у детей, подготовку их к обучению в школе. В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреж­дениях и группах для детей с нарушением зрения организуются следующие дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, включая детей с амблиопией и косоглазием; детские сады и ясли с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием для слабовидящих детей, а также для детей с ко­соглазием и амблиопией; дошкольные группы для слабовидя­щих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией при детских садах и яслях-садах общего типа; дошкольные группы при школах-интернатах для слабовидящих и слепых. В детские сады (группы при школах) для слабовидящих де­тей принимаются дети с остротой зрения 0,05-0,6 с коррек­цией очками. Для детей с амблиопией и косоглазием существует сеть до­школьных учреждений. В них осуществляется целостная систе­ма коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. Длительность пребывания в дошкольных учреж­дениях детей с амблиопией и косоглазием зависит от индивиду­альных особенностей ребенка, определяется врачом-офтальмо­логом и составляет 1 год и более. Школы для слепых и слабовидящих детей содержатся на средства государства и находятся в ведении органов народно­го образования. Общеобразовательные школы для слепых и слабовидящих детей состоят из трех ступеней: первая ступень — начальная школа, вторая ступень — основная (неполная средняя) школа, третья ступень - средняя школа. Школа первой ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных воз­можностей, коррекцию отклонений в развитии, лечение, ги­гиену и охрану зрения, формирование умения и желания учиться.-В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, осязания (у слепых), лечебной физ­культуре, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориен­тировке в пространстве, коррекции речевых нарушений. Школа второй ступени закладывает прочный фундамент об­щеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый вы­пускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества . Средняя школа третьей ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса трудового обучения. В школах для слепых обучение осуществляется по учебни­кам массовой школы, которые издаются рельефно-точечным шрифтом. Окончившие среднюю школу для слепых и слабовидящих детей получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании и могут на общих основаниях поступать в высшие учебные заведения по доступным им специальностям или работать в различных отраслях народного хозяйства.

 

74. ДОУ для д. с нар. слуха.Задачи,принц.методы.

1. д/сады компенсаторного вида для гл-х и сл/слыш д. 2. д/с комбинир-го вида. . 3. д/с (группы) общеR-го вида. Здесь возможно интегриров-ое обучение д. с нар. сл со слышащими.. 4. Дошк-ые группы, отделения в спец. школах, школах- интернатах для не слышащих, сл/слыш-х и позднооглохших детей. 5.Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, ПМП реабилитации и коррекции.Сурдопед-гипроводят корно-R занятия с детьми, консультируют род-ей по ? О. и В. д. в семье, ведут контроль за R д., интегрированных в ДОУ. 7. Группы кратковременного пребывания В спец. ДОУ решаются: 1. Диагностические задачи – ведущей диаг-ой задачей яв-ся организ-я комплексного МПП изучения реб-ка в целях уточнения диагноза при наблюдении за ним в условиях корноR-го пр-са . 2. Воспитательно- образ-ые задачи – направлены на восп-е положит. личных качеств, . 3. Корно-R задачи – R слух-го воспр-я и обучение устной речи, Принципы: В В. и О. исп-ся общие дидакт. пр-пы: - п-п доступности; п-п последовательности; п-п прочности; п-п сознательности; п-п наглядности и слов-х срд-в обуч-я; п-п связи О. с практикой. И специфические пр-пы: 1. учет психофизиолог-х особ-й и сензетивных периодов в R. Этот п-п предполагает такую сис-му В. и О., кот. основывается на возр-ых особ-х дошк-ов и начале формиров-я тех или иных пр-ов в наиб. благопр-е сроки 2. п-п организ-ии спец. корно-восп-ой А. с учетом инд-х особ-й детей (дифференц-ый подход) и стр-ры нар-я. В соотв-ии со степенью снижения слуха обучение ведется по разным прогр-м 3. п-п деятельного подхода в О. и В. Он означает, что О, В. и R реб-ка и коррек-я его наруш-я д. осущ-ся в русле осн. видов деят-ти. . Методы В. и О. Метод направлен на решение учебн. Задачи в целом; прием- на решение частной задачи. В дошк-й сурдопед-ке рас-ся исп-ие наглядных, словесных, практ-х и игр-х методов обуч-я. В проц-се шк-го обуч-я выд-ся 3 гр. методов: 1- общие, исп-ся в разных типах школ; 2- специфич-е , применяют при изучении того или иного пред-та в школе гл-х и сл/слыш; 3- спец-ые, применяют сурдопед-ги в опред. разделах А(напр.: А. над произношением Организация и содержание В. и О. Программы В. и О. Д. с нар. слуха строятся на основе общих закономер-ей их R и сензетивных периодов в R псих-х проц-сов. Программы рассчитаны на 5 лет обучения и содержат необх-ый материал для организ-ии восп-но – образ-го процесса с каждой возр-й группой. Пед-кая А. должна обеспечивать разностор-ее R реб-ка и подготовку его к школ-му обучению. Программа ставит задачи: - помочь пед-гу в п-п изучении детей; - спосбст-ть обогащению общего R реб-ка, ; - подготовить реб-ка к обучению в школе. Программа состоит из 9 разделов, кот. в совокупности позволяют обеспечить пед-ю А. по разл. направлениям. Разделы расположены в опред. послед-ти с учетом особ-й восп-ия аном. Детей. Программа вкл-ет след. разделы: физич-е В., труд, игра, изодеят-ть и конструирование; озн-е в окр. миром; R речи, R слуха, R слух-го восприятия и обучение произношению; ФЭМП, музык-е В.

 

75. Социальное воспитание дошкольников с нарушениями слуха, подготовка их к обучению в школе.Социальное развитие ребенка является многогранным процес­сом, предполагающим присвоение культурных и нравственных цен­ностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосоз­нания, осознание своего места в обществе. Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, Для дошкольников с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла по­ступков взрослых и детей. Затруднения возникают при понимании чувств людей, овладении нормами поведения, формировании нрав­ственных представлений и чувств.

Негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатных учреж­дениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельно­сти, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми.

Социальное развитие ребенка в процессе воспитания и обучения
носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жиз­ни ребенка и его отношений со взрослыми и своими сверстниками.
В социальном воспитании можно выделить основные задачи: фор­мирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми; разви­тие общения ребенка со сверстниками и формирование межлично­стных отношений; развитие сферы самосознания, формирование
образа самого себя.

1. Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником психического развития дошколь­ников. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения слуха, должно

способствовать осознанию ребенком- себя среди де­тей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления о социальных и природных явлениях, способствовать формирова­нию таких свойств личности, как самостоятельность, инициатив­ность, ответственность, возникновению «Я-сознания».

Поскольку коммуникативная деятельность у глухих и слабослы­шащих детей нарушена в силу недоразвития речи, взрослый оста­ется главным инициатором общения значительно дольше, и его роль более ответственна, чем в процессе общения со слышащими детьми. Основными условиями взаимодействия взрослых с детьми пред-дошкольного и младшего дошкольного возраста, только поступив­шими в детский сад, являются создание эмоционального комфорта в группе, развитие интереса, доверия ко взрослому, стремления к со­трудничеству с ним. Большинство малышей, поступающих в детский сад, болезненно реагируют на отрыв от семьи, от матери, к которой дети с нарушенным слухом сильно привязаны. Педагоги, организуя общение с детьми, стремятся к установлению эмоционального кон­такта, обеспечивая эмоциональный комфорт детей в группе.2. Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения соци­альными нормами поведения прежде всего связан с жизнью ребенка в коллективе. В услови­ях воспитания в дошкольном учреждении ведущая роль в органи­зации межличностного общения детей, имеющих нарушения слу­ха, принадлежит взрослым.Глухие и слабослышащие дети в возрасте двух-трех лет, поступа­ющие в дошкольные учреждения, недостаточно вступают в контакт с другими детьми. Большинство из них предпочитает игры в оди­ночку или с воспитателем. Одна из задач взрослых на этом этапе — воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстни­кам. С этой целью в процессе различных видов деятельности и за­нятий взрослые фиксируют внимание ребенка на других детях, знакомят их, называя имена (в устной и письменной форме), учат соотносить внешность ребенка с его фотографией. Педагоги побуж­дают детей рассматривать друг друга, обращают внимание детей на внешний вид девочек и мальчиков, их одежду. Внимание детей привлекается к эмоциональному состоянию детей («Катя плачет: мама ушла»). Педагоги показывают, как можно помочь, утешить, пожалеть другого ребенка, привлекают к этому детей.
3. Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представ­лений о самом себе, создание образа своего «я» является резуль­татом его взаимодействия со взрослыми и детьми В процессе педагогической работы с детьми двух-трех лет с на­рушениями слуха необходимо фиксировать внимание малыша на его лице, теле, рассматривать вместе с ним части тела — свои и ку­кол, подбирать и соотносить личные вещи ребенка. Это может про­исходить в различные режимные моменты, в играх, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в материал которых включены темы «Семья», «Части тела» и др

Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уро­вень физического развития ребенка, позволяющий ему быстро адап­тироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д. Одним из факторов адаптации детей к школьному режиму является увеличение време­ни занятий в подготовительной группе, использование в занятиях не­которых структурных элементов, характерных для школьных уроков.

Важное значение для адаптации ребенка к школьным условиям имеет воспитание трудолюбия, сформированность культурно-гиги­енических навыков. Условия специальных школ-интернатов, куда поступает большая часть воспитанников дошкольных учреждений для глухих и слабослышащих, довольно резко отличаются от усло­вий детского сада, что предполагает сформированность навыков самообслуживания: умение следить за своим внешним видом, быть опрятным, быстро одеваться, раздеваться, аккуратно есть, формирование разных видов детской деятельно­сти, и прежде всего игры в ее развитом виде, оказывает определяю­щее значение для становления произвольности, волевого управления поведением, проявления некоторых личностных качеств, важных для формирования школьной готовности. Нравственно-волевые пред­посылки школьной готовности также формируются под влиянием содержания занятий и используемых приемов обучения. Наряду с игровыми приемами в подготовительной группе значительно боль­ше используются словесные: чтение, беседы, рассказы, объяснения, предполагающие сообщение информации в прямом виде. Готовность к школе в области умственного развития включает ряд взаимосвязанных сторон. Многими педагогами и психологами подчеркивается, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной де­ятельности ребенка. Интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к новому, нежелание включаться в решение задач, прямо не связанных с практическими потребностями или игровыми инте­ресами, не способствуют успешному учению в школе, даже несмот­ря на определенный запас знаний и сформированность некоторых умений.

К школьному обучению ребенок с нарушенным слухом должен подойти, имея определенный уровень сформированности позна­вательных процессов. Важное значение имеет сформированность дифференцированного восприятия, что обеспечивает возможность анализировать, сравнивать предметы и явления, выделять свой­ства и особенности.

 

76. Сенсорная организация человека, роль зрения в психическом R реб-ка.Сенсорный дефект, зависимость R психики от состояния зрительной функции.Детская тифлопсихология, ее объект, предмет, задачи. Тифлопсихология – изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения формирование компенсаторных процессов обеспечивающих возмещение недостатка информации, а также влияние этого дефекта на психичсекое развитие детей с нарушением зрения. Объект – являются не только слепые но и лица имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети имеющие амблиопию и косоглазие. Предмет – изучение своеобразия психического развития детей с нарушениями зрения, влияние этого дефекта на психическое развитие, а также установление возможностей и путей компенсации нарушений различных сложностей. Задачи: 1. изучение общих специфических закономерностей психического развития детей с глубокими нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения. 2. изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта зрительных функций. 3. выявлении потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений. 4. разработка псих. Основ эффективной коррекционно-пед. Помощи детям с недостатками зрительных ф-ций. 5. разработка соц. Психологических основ, эффективной интеграции лиц с нарушением зрения в обществе.

Значение зрения в психическом развитии. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, процессов, действительности. Формирование с участием зрения чувственного познавательно опыта ребенка базируется на образовании сложных системных зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей, являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм познавательной деятельности. Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельности человека, обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Особенно велико значение зрения в процессе учебы: при чтении, письме, изодеятельности, при практических работах связанных с визуальным наблюдением.. При норм-м зрения отмеч-ся недост-ки в фор-ли двигат, V, точности координации движения и др.

Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных ощущений у частично зрячих и слабо-видящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно д. отразятся на следующем его этапе – восприятии.

Восприятие – это пре-е отражения п-в или яв-й дейст-ти, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их св-в и качест, в рез-те чего в сознании возникает образ О-к. Поскольку воздействие на человека О-ы обладают комплексом св-в, в пр-се восприятия участвуют ощущения различных модальностей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.