Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы умственного воспитания детей с нарушением интеллекта в специальном дошкольном учреждении.





Умственное воспит.включает в себя работу по развит.восприятия,мыш-ия,речи,а т.ж.формир-ие определенных качеств лич-ти. Эта работа осуществляется в дошкольном учреждении в повседневной жизни, при ознакомлении с окружающим, в процессе формирования всех видов детской деятель­ности и на специальных занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, по обучению игре (особую роль при этом выполняют дидактические игры), изобразительной деятельности, навыкам самообслужи­вания.Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умении.В работе по развит.восприят.и формир-ию представлен.о предметах и явлениях окруж-го мира,их свойствах.Это игры в котор.свой-ва предметов играют важную роль,определ-т рез-т действия реб-ка(пр:что катится?Что не катится)На последующих годах обуч.перед ними можно будет уже ставить и чисто позноват-ые задачи(поставь на свое место)Больше-меньше;круглый-квадратный.Для развит.зрит-го вним-ия имеет большее значение игры с перемещением пред-ов в пространстве.Развитие вним.тесным образом переплетается в занятиях с развитием запоминания,формиров.произвольн.памяти.Для этого провод-ся игры:чего не стало?Что изменилось?Чего не хватает? К концу обуч.в дет.саду дети должны владеть произвольным запоминаниемЧтобы обратить внимание детей на свой-ва и отнош.предметов,детям дают задания в котор.они вынужд.учитывать свой-ва пред-ов.(матрешки,пирамидки).Необходимо все время менять пред-ты с котор.действует реб-к,необходимо избегать заучивания.Одним из важных направлен.в работе по развит.восприят.оказ-ся создание целостного образа пред-та.Это такие игры где детей учат выделять отдельные пред-ты,следить за их перемещением,узновать их среди других.Все это способствует формир-ю целостного образа пред-та.С самого первого дня пребывания реб-ка в спец.дет.учрежд.нужно заниматься развит.наглядно-действ.мыш-ия.Эта форма мыш-ия связана с практич.предмет.деятельн.реб-ка.Для развития этой формы мыш-ия необходимо проводить с детьми дидактич.игры и упражнен.котор.включают сис-му последоват.занятий.Занятия по формиров.элементар.математич.представл. вносят огромный вклад как систему знаний реб-ка об окруж.мире,так и в развитие позноват.процессов восприятия и мыш-ия.В основе развития матем.представл.лежит познание детьми колич.и качествен.отношений между предметами. Ранние этапы развития игры и все виды труд.дея-ти способствуют ознакомлению с предметным миром.Изобразит.дея-ть и конструиров.создают большие возмож-ти для развития восприятия и представления т.е для сенсор-го развития реб-ка.При этом конструктивная обеспечивает т.ж. разаитие наглядных форм мыш-ия.Большая часть уо детей приходят в дош-ое учреждение без речи.Другая часть mltntq имеет недоразвитие речи.Коррекц-ую работу необходимо проводить с детьми в двух направлениях:с однрй стороны над созданием предпосылок реч-го развития,с другой стороны над развитием основных функций речи(функция общения,позновательн.функция и функция регуляции дея-ти).





Зрительное внимание активизируется ив играх, где дети долж­ны запоминать местонахождение игрушек. Запоминание местонахождения предметов, сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах групповой комнаты. Позднее, когда дети овладеют выбором по образцу, это будет способствовать развитию произвольного запоминания. Кконцу обучения в детском саду дети должны владеть произ­вольным запоминанием.

На занятиях по развитию восприятия и формированию представлений слова — названия свойств и отношений должны употребляться только после того, как дети выделили эти свойства и отношения, поняли их значение. Когда дети прокатывают шар и кубик, педагог говорит «кати шар», «кати кубик», «докатился», «не докатился». После того как дети поняли, что шар катится, а кубик не катится, необходимо вводить новые слова-эталоны, оп­ределяющие свойства этих предметов (круглый, угловатый). В игре с матрешкой вначале детям можно лишь сказать: «По­ставь матрешку на свое место», не указывая при этом на ее величину. Когда дети поймут принцип построения ряда и станут пра­вильно находить место матрешки, нужно сказать: «Верно, матрешку нужно поставить тут — она меньше, чем вот эта, и больше, чем та». Только на основе личного опыта детей можно с пользой вводить слова-названия свойств и отношений предметов. восприятие включает в себя процесс об­следования объекта и сопоставление результатов обследования с общественно выработанными мерками-эталонами. Эталоны дают возможность судить обо всех свойствах предметов — о форме, цвете, величине, об отношениях их частей и отношениях разных предметов между собой — по величине, по цвету, по форме, по пространственному расположению. Всему этому — способам обследования предметов, их свойств и отношений, сопо­ставлению результатов обследования с эталонами — ребенка нужно учить. Детей нужно научить различать и воспринимать эти свойства и сделать их значимыми для них. Чтобы обратить внимание детей на свойства и отношения предметов, необходимо дать такие задания, в которых они вынуждены будут учитывать свойства предметов, ориентироваться на них. Это могут быть игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, различными вкладками). Педагог подсказывает ребенку сначала самый первый способ — учит его пробовать. Пробы подводят ребенка к вычленению формы и величины предметов, дают ключ к самостоятельным поискам, к решению новых задач, что очень важно для развития умственно отсталого ребенка. Необходимо все время менять предметы, с которыми действует ребенок. Формируют и такие способы соотнесения предметов, как прикладывание, накладывание и обведение по контуру, которые помогают им перейти от проб к более высокому способу ориентировки на свойства — зрительному соотнесению. Главное на этом этапе — показать детям, что при сопоставлении по цвету используется способ приложения; по форме и величине — наложением и обведением по контуру. Ребенку будет легче различать цвета, если ему дают для выбора специаль­ные цветовые карточки, а не выделять цвет в предмете. Точно так же ему легче различать по форме специальные карточки или плоскостные фигуры, чем выделить форму в предмете Поэтому работу надо начинать с выбора по образцу карточки постепенно учить детей выделять свойства именно в предмете. Постепенно количество цветов, форм, величин, из которых производится выбор, увеличивается. Детям предлагают для выбора все более близкие цвета, формы и величины, например красный, оранжевый, розовый; круг, овал, шестигранник. При этом не во всех случаях дети должны знать название цветов форм, величин, с которыми они действуют. Главное — сформировать ориентировку на свойство.Когда дети научатся выбору по образцу, вводится выбор с отсрочкой по тому же типу, который мы описывали на картинках («Лото с отсрочкой»): по цвету, форме, величине. все это проводится в игровой форме. Детей с нарушениями интеллекта нужно учить различать реальное объемное пространство и его изображение на плоскости, т.е. на бумаге, на доске, и соотносить их. Для этого проводятся игры типа «Вертушки», конструирование по рисунку-образцу, зарисовка конструкции сначала взрослым на глазах у детей, а затем самими детьми. с самого начала обучения с детьми проводится большая работа по созданию у них целостного образа предмета. Вначале их учат складывать разрезные картинки, на которых изображены хорошо знакомые детям предметы. Разрезная картинка должна состоять сначала из двух частей, затем из трех. Количество частей должно постепенно увеличиваться, лишь в соответствии с тем, как уточняется И расчленяется восприятие предметов у детей. Но конфигурация разреза и сами изображения должны меняться с самого начала. Созданию целостного образа предмета способствует и скла­дывание фигур из частей, например, плоскостных домиков, грибов, неваляшек, вырезанных из картона, складывание сборно-разборных игрушек — машин, самолетов и др.Очень большую роль в формировании целостного образа может играть изобразительная деятельность ребенка — апплика­ция, лепка, рисование, но лишь на определенном уровне развития самого целостного восприятия.



В основу формирования наглядно-действенного мышления ум­ственно отсталых дошкольников должно быть положено развитие самостоятельной ориентировки в проблемных практических задачах и ситуациях. Для этого необходимо следующее:1. Создать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления: формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания; формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями; формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение ис­пользованию предметов-заместителей.2. Формировать способы ориентировки в условиях проблем­ной практической задачи и способы ее выполнения. Формиро­вать метод проб, как основной метод решения наглядно-действенных задач.3. Включать речь в процесс решения проблемно-практических задач.

Содержание умственного воспитания включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарные отношения и взаимозависимости. Одним из специальных разделов, обеспечивающих получение ребенком-дошкольником систематических знаний, является оз­накомление с окружающим. Ознакомление с окружающей действительностью ведется по разным направлениям. Это ознакомление и с неживыми объектами, и с живой природой, и с явлениями общественной жизни. Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, со специфическими для данной области действительности закономерностями. В ходе ознакомления с окружающим прежде всего, появляется возможность расширить представления ребенка-дошкольника о том предметном мире, в котором он живет, выделить и сделать предметом его внимания те материальные условия существования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определять условия деятельности. В дошкольном возрасте детей с нарушениями интеллекта не­обходимо знакомить с одним из важнейших законов существова­ния действительности — изменчивостью. Ознакомление с природой дает прекрасную возможность познакомить детей с постоянно происходящими изменениями — сменой времен года, времен суток, изменениями состояния воды и т.п., многократно наблюдать их в естественных условиях, показать их закономерности. Ознакомление с окружающим может также обогатить чувственный опыт ребенка. Особое место при ознакомлении с окружающим уделяется фор­мированию у детей с нарушениями интеллекта представлений о социальных явлениях. При этом с самого начала необходимо сформировать у детей представление о себе (учить детей узнавать себя на фотографии, называть свое имя, называть части тела и лица, знать их назначение). Наряду с этим большое внимание уделяется формированию у детей представлений о своей семье. Сформированные представления о социальных явлениях обес­печивают ребенку психологическую готовность для вхождения в новый детский коллектив при поступлении в школу.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.