Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование различных видов деятельности дошкольников с НИ.

Предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность детей с нарушениями интеллекта так же, как и у нормально развивающихся дошкольников, ложится в основу развития психических процессов и формирования личности ребенка.

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития.. У них не возникает своевременно ни один из видов деятельности, присущих данному возрасту, не формируется та ведущая деятельность, которая призвана стать опорой всего психического развития в данном возрастном периоде. Без специального обучения предметная деятельность становится у умственно отсталых детей ведущей лишь к старшему дошкольному возрасту она является исходной при формировании других ее видов. Обучение предметным действиям проводится на занятиях по самообслуживанию, по развитию игры, по ознакомлению с окружающим миром, на всех видах занятий по трудовому воспитанию и в процессе проведения всех режимных моментов детского сада. На дальнейшем усвоении действий с предметами, на усвоении способов их употребления, закрепленных в человеческом обществе, базируется возникновение элементов трудовой деятельности. В программе раздел «Игра» включает три направления обуче­ние сюжетно-ролевой игре, подвижной и дидактической. На начальном этапе обучения важно создать у детей эмоциональное отношение к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослым, а также формировать ориентировочную деятельность детей. С этой целью первые занятия проводятся по обыгрыванию дидактических и сюжетных игрушек. дети накапливают чувственный опыт. Это способствует развитию восприятия, зрительно- двигательной координации, ручной и мелкой моторики. Ребенок во время игры учится проявлять заботу об игрушке, сопереживать во всех ее событиях. Следующей задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали зако­номерность развития игрового действия, состоящую в том, что одно из действий является подготовительным по отношению к другомуВ решении поставленной задачи целесообразно использовать два вида работы.Во-первых, обязательно проводить наблюдение и анализ логичных действий в повседневной жизни. Эту работу лучше делать в процессе режимных моментов. Во-вторых, с целью усвоения детьми логики развития игровых действий необходимо систематически предлагать им выполнять последовательные игровые действия? Только при развитии предметно-игровых действий может возникнуть подлинная, осмысленная сюжетная игра. В дальнейшем проводится обучение сюжетно-ролевым играм. Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Вначале детям предлагают роли, которые наиболее близки им по содержанию. Формирование игровой деятельности у умственно отсталых детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений у них о явлениях социальной жизни. В этот период большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью широко используются игры-драматизации. .В процессе проведения игры основное внимание уделяется обучению детей подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т.е. действовать в воображаемой ситуации. Главная цель занятий по обучению игре состоит в том, чтобы у воспитанников сформировался интерес к сюжетно-ролевым играм, включающим в себя воображаему ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение.В процессе игры у детей с нарушениями интеллекта формируется произвольность психических процессов: произвольные внимание и память. Игровая ситуация и действия в ней активизиру­ют умственную деятельность воспитанников. В игре дети учатся действовать с предметами-заместителями. Игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на более высокий этап — этап умственных действий с опорой на речь. развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности. Одной из основных задач начального периода явлется формирование мотивационо-потребностного плана деятельности. У детей вызывают желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д. В этом решающую роль играет пример взрослого. Следующей задачей обучения изобразительной деятельности детей является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объемных предметов, используя зрительно-двигательное моделирование формы; обведение-вьщеление плоской формы перед рисованием. В гроцессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения воспитатель соединяет воспринятое со словом: называет предмет, который дети рисуют, их качества и свойства. В процессе лепки и рисования с натуры, в ходе занятий аппликацией дети воспринимают пространственные отношения предметов, их частей. Представление о пространственных отношениях также закрепляются в речи детей. Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму. Вслед за предметным рисованием и лепкой с натуры проводится предметное рисование и лепка по представлению. В результате целенаправленной работы по обучению детей рисованию и лепке с натуры и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. В процессе занятий по конструированиюу детей необходимо сформировать интерес к этому виду продуктивной деятельности, желание самим создавать постройки для игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру. На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. В дальнейшем учат детей выполнять конструкцию по образцу. Конструирование по образцу основано на самостоятельных действиях детей и на реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством педагога. Анализ образца представляет собой специально организованное его рассматривание, осуществляемое под ру­ководством педагога, начинается с целостного восприятия объекта. Дети называют его, затем переходят к выделению основных опорных частей. Следующим этапом обследования образца является определение формы каждого элемента и подбор нужных со-отвествующих этим элементам строительных деталей? В дальнейшем дети учатся конструировать по графическому образцу. Готовность к школьному обуч.включает в себя необходимый уровень физ-го и псих-го развития реб-ка,а т.ж. приобретение им определенной суммы знаний.Подготавка уо детей к школе осущ-ся в спец.дош-х учреждениях.Реб-к должен владеть навыками самообслуживания для того чтобы реб-к вошел в новый режим,вклю-ся в новую Дея-ть,важной предпосылкой явл-ся организация и темп дея-ти. Ребенок должен уметь вовремя включаться в работу,уметь переключаться с одного задания на другое Все это фор-ся в спец.дош-ом учреж. В процессе обуч.и воспит.Другой необходимой препосылкой к усвоению школ-ой программы явл-ся наличие у уо отсталого реб-ка элементар.позноват.интересов и позноват.активности.Педагоги и воспитатели должны всегда помнить,что в дош-ом образов.учреждении должен быть нор-ый эмоц.климат.Полож.эмоц.фон необходим для правельного развит.лич-ти реб-ка. Еще одним условием необходимым для того чтобы обеспечить подготовку к школе ,оказы-ся ситуация успеха.Чтобы реб-к хотел занематься каким либо видом дея-ти она должна приносить ему удовлетворение. Большое значение будет иметь и сформирован.в дош-ом воз-те общие интелектуальн.умения,позволяющие реб-ку не только реализовать полученные в дош.учрежден.знания,умения и навыки,но и успешно приобретать новые.

46. Особенности нравственного и эстетического R и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта. В основе овладения нравственных норм и овладения навыками прав-го поведения лежат нравственные чув-ва,нравственные представл.и привычки к правильному поведению.У детей с наруш.интелекта эмоц-ый фон значительно снижен,эмоц-ый контакт со взрос.часто оказ-ся нарушенным и к моменту прихода в дош-ое учрежд.нравственные чув-ва не только не развит.сами по себе,но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития.Нравственное представл.в повсед.жизни детьми усваиваются с трудом.Детей нужно спец-но знакомить с нравственными и безнравственными поступками,объеснить их смысл,показать необходимость нравственных поступков,давать им оценку.Чтобы нравственные представл.детей с нар.интелекта стали предметные действенные необходимо использовать все подобные ситуации в котор.практич.реализ-ся нравственные представления полученные детьми в процессе занятий.Еще более сложными оказ-ся формирование нравственных чув-в.Адекватные нравственные чув-ва у реб-ка могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных нравственных представлений,Воспитателям и педагогам необходимо постоянно аналезир-ть с детьми реальные ситуации обращать внимание на их подлинный нравственный смысл,организовать правильную реакцию и поступки детей.Дети с наруш.интелекта не только не умеют правильно оказывать помощь но и не умеют принимать ее.Для того чтобы реб-к мог учится,трудиться,правельно вести себя в общ-ве,необходимо воспитывать у него волевые качества,умение действовать целенаправленно,пеодолевать трудности.Все эти качества воспитыв-ся с первого дня пребывания в дош-ом учреждении.Одна из основных задач нравственного воспитания-воспитания готовности к труду.В труде большие возмож-ти для того чтобы учить детей планировать свои действия,осмысливать последовательность действий.

Эстетич.воспит.имеет важное значение для обогащения различных сторон развития детей с наруш.интелекта.Эстетич.рвзвитие детей происходит в разных формах организац.дея-ти:театрализов.занятиях,,играх,праздничных утренников,вечарах развлечения,экскурсиях.Наиболее последоват-но эстетич.воспит.осущ-ся на занятиях по изобразит.дея-ти,детей учат видеть красивое в природе,в быту и передавать с помощью доступных сред-в(рисован,лепке,аппликации).Эстетич.воспит.связано с развитием восприятия:чем лучше реб-к воспринимает предмет и его свой-ва тем быстрее он сможет оценить его красоту.Также важной формой эстетич.воспит.явл-ся муз-ые занятия.Большое эмоц-ое воздействие на детей производит посещение цирка,экскурсии,прогулки.

Организация коррекц. Воспит-оц работы в спец.дошк. учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. Планирование и организация кор-пед.процесса СДОУ для УО детей.

Вся воспитательно-образовательная работа в специализиро­ванном дошкольном учреждении проводится в повседневной жиз­ни и на организованных занятиях.

При организации коррекционно-воспитательной работы с ум­ственно отсталыми детьми важное значение имеет создание эмо­ционального климата, при котором каждый ребенок постоянно чувствует заботу о себе, внимание, ласку со стороны всех взрос­лых, в первую очередь воспитателей и учителя-дефектолога.

Педагоги группы — воспитатели и учитель-дефектолог — дол­жны работать в тесном контакте, стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе учи­теля-дефектолога и воспитателя, необходимо специально уделять этому серьезное внимание:

1. Совместно изучать содержание программы обучения и воспи­тания в специализированном дошкольном учреждении. Совместно составлять перспективный план работы.

Учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою оче­редь, воспитатели обязательно должны знать содержание тех ви­дов работы, которые проводит учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог и воспитатель должны вместе составлять перспективный план работы по всем видам занятий, а также по воспитательной работе с детьми. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий ни в коем случае не является «репетитором», не заучивает с детьми материал занятий учителя-дефектолога.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повто­ряемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

2. Проводить совместное изучение детей.Учитель-дефектолог проводит индивидуальное обследование детей-и наблюдает за ни­ми в процессе занятия. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни — в процессе проведения режимных мо-

"ментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Резуль­таты изучения необходимо обсуждать и анализировать всем пе­дагогическим

 

коллективом группы.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.