Сделай Сам Свою Работу на 5

Слайд 10 (схема Конф.КАНОНА)





Конфуцианская традиция представлена обширным рядом первоисточников.

Конфуцианский канон — Ши-саньцзин (Тринадцатикнижие) — включает тринадцать древнекитайских классических книг. В основу конфуцианского свода канонов легли «Пять канонов», именуемых также «Пятикнижием», созданные в эпоху Хань при императоре У-ди (140-87 гг. до н. э.). Позднее в разные годы канон дополнялся другими книгами. Особо почитаемой книгой конфуцианства стала «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которую ученики Конфуция составили по материалам высказываний и бесед учителя.

Книги, вошедшие в канон КОНФУЦИАНСТВА, создавались на протяжении тысячелетий многими авторами и играли огромную роль в духовной жизни китайского общества вплоть до XX в. На основе канона строились системы воспитания и образования, каждый чиновник, чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязан сдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин.

 

Слайд 11 (схема последователей Конфуция)

(начинает говорить четвертый докладчик)

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III веке до н. э. их было, вероятно, около десяти.



В поздние эпохи духовными наследниками Конфуция считаются два мыслителя: Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом и легизмом. Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221—209 годы до н. э.). Император-объединитель Цинь Шихуанди (правил в 246—210 годы до н. э.) в 213 году до н. э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II веке до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.

Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии — Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.) во II—I веках до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное («Школа канона древних знаков») и неортодоксальное («Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» — Дун Чжуншу (179—104 годы до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы.



В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 году до н. э. была учреждена Государственная академия, объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита».

Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (правил в 57—75 годах). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI веке, а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 году на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция — густобородого старца, — сложился ещё позднее.



В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (618—907 годы) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее влияние в государстве приобретала новая — буддийская религия, ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (768—824). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства. Историк китайской мысли Моу Цзунсань полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.

 

Слайд 12 (Конфуцианство проникло…)

В XIX в. китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры.

А в начале XX века учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики.

Уже после провозглашения Китайской Народной Республики, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Исследователи отмечают, что несмотря на официальные гонения, конфуцианство фактически присутствовало в теоретических положениях и в практике принятия решений на протяжении как маоистской эры, так и переходного периода и времени реформ, проводимых под руководством Дэн Сяопина. Ведущие конфуцианские философы остались в КНР и были принуждены «покаяться в своих заблуждениях» и официально признать себя марксистами, хотя фактически писали о том же, чем занимались до революции.

В конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться, и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая

 

 

Слайд 13 ( крепим дружбу… )

(начинает говорить четвертый докладчик)

 

Сегодня во всех странах открываются институты Конфуция — культурные центры, где любой желающий может выучить китайский язык, а также освоить какое-нибудь традиционное китайское искусство, например, каллиграфию. И, что примечательно, эти учреждения названы именем мудреца с Персикового холма — а не какого-нибудь выдающегося китайского каллиграфа или лингвиста. Это подчеркивает центральную роль философа Конфуция и его учения в формировании китайской государственности и культуры — раз уж именно ему «доверили» формирование положительного образа Китая в других странах.

Но, может быть, это всего лишь модный тренд, вроде русских ушанок, матрешек и самоваров? Скорее всего, нет, поскольку наследием Конфуция сейчас активно интересуются и в самой Поднебесной.

 

Слайд 14 (школа в Китае)

С 2005 года в несколько раз выросло число школ, где преподавание гуманитарных дисциплин ведется по методике средневековых конфуцианских учреждений. Преподаватели объясняют это тем, что коллективное заучивание текстов и написание по ним сочинений является самой эффективной методикой для усвоения учащимися в возрасте от 5 до 10 лет, когда ребенок более склонен не анализировать, а подражать.

В современных учебных заведениях Китая используют принципы обучения, применяемые Конфуцием в школе: уважение к ученику;

принятие учеников такими, какие они есть; собственный пример — основа воспитания; терпимость;

единство учения и жизни; равенство всех людей как учеников; отказ от принуждения.

 

 

Слайд 15 (д/р Конфуция)

День рождения философа в Поднебесной празднуется дважды в год – в разное время, что для европейцев довольно странно. Первый раз его отмечают по григорианскому календарю 28 сентября. Этот день является в Китае напоминанием о необходимости образования, которое Конфуций считал чрезвычайно важным. Этот день является днем знаний и символом того, что образование имеет право получать каждый, а не только аристократы. Второй раз день рождения отмечается по китайскому календарю, на 27й день 8го лунного месяца (между сентябрем и ноябрем).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.