Сделай Сам Свою Работу на 5

Слайд 9 (расшифровка Принципов конфуцианства)





ИДЕИ КОНФУЦИЯ В ДРЕВНЕМ И СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

 

 

Слайд2 – (книга с афоризмами Конфуция)

Нашей группе досталась сложная, но очень актуальная в современном мире тема. Конфуций говорил о человечности и моральном долге, о знании и любви, о том, что значит быть благородным мужем, который живет высокими помыслами своей души и стремится к общему Благу, и что значит быть маленьким человеком, который стремится лишь к собственной выгоде и комфорту.

Восток — дело тонкое. Чтобы понять Конфуция, надо стать немножко китайцем, и тогда, возможно, нам откроется особый мир. Мир, в котором есть Небо и есть Земля, есть вечное и есть преходящее. Мир, в котором все существа объединены в одно целое. Мир, в котором фокусом всех связей между Небом и Землей выступает Человек.

«Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее», — говорил Конфуций. Традиция — корень мира. Если хочешь, чтобы ствол и ветви были крепкими и приносили плоды, вернись к своим подлинным корням, к истокам, поверь и полюби...».

Особый интерес к китайской теме закономерен: еще совсем недавно отсталая, полуколониальная мировая периферия, которой считался Китай, продемонстрировала стремительный экономический рост.



Китай постепенно входит в группу политических лидеров современного международного порядка и оказывает на него влияние благодаря быстрому росту экономического потенциала, статуса мощной военной державы, а также из-за колоссальной численности населения, что способно в перспективе обеспечить Китаю существенное влияние на глобальные политические и экономические процессы.

Слайд 3

Социалистический Китай сейчас активно возвращается к своим духовно-идеологическим истокам, то есть конфуцианству — идеологии, с принятия которой на государственном уровне и началось в свое время становление Китая как великой державы Дальнего Востока.

 

Слайд4 (цели и задачи)

В работе над данным проектом наша группа ставила целью определить основные идеи Конфуция и их роль в древнем и современном Китае.

Для достижения этой цели необходимо было рассмотреть следующие задачи:

1. Познакомиться с биографией Конфуция;



2. Познакомиться с основными идеями конфуцианства;

3. Рассмотреть, как использовались идеи конфуцианства в древнем Китае и чем интересны они для властей современного Китая?

(начинает говорить второй докладчик)

Слайд5 (фото и годы жизни Конфуция)

Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция, родился в 551 г. до нашей эры. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать. При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал в царстве Лу должность государственного чиновника, хранителя амбаров.

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

Правитель царства Лу, узнав о молодом мудреце, пригласил его в столицу. 25-тилетний Конфуций во время путешествия приходит к решению основать свою школу, чтобы на основе традиционных учений воспитывать людей, полезных обществу.

«Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».

Слайд 6 (Конфуций и ученики)

Признание мудрости Конфуция достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.



Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого. Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом».

Слайд 7 (определение конфуцианства)

(начинает говорить третий докладчик)

Идеи Конфуция легли в основу конфуцианства - этико-философского учения, разработанного Конфуцием, и развитого его последователями. В Китае это учение известно под названием «школа учёных книжников» или «школа образованных людей». Конфуцианство — это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке.

Учение Конфуция весьма многогранно: оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, передававшихся из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысячелетий. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали определённый способ мышления.

Слайд 8 (схема-осн. Принципы конфуцианства)

 

Конфуций жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок - вот что волнует мыслителя в первую очередь. Цель конфуцианства - создать общественный порядок, основанный на этике и культуре личности, достичь политической гармонии путем развития внутренней гармонии самого человека. Его наиболее примечательной особенностью является попытка устранить различия между политикой и этикой.

 

Слайд 9 (расшифровка Принципов конфуцианства)

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок

«ли» (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с «жэнь» (гуманность, милосердие). «Жэнь» включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и прочее, причем вежливость , по мнению Конфуция , - обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции .

Благодаря «ли» Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив две важные части своего учения. Все управление государством должно базироваться на «ли». Значение «ли» здесь очень объемно.

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь

на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в

обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны

те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения

гуманности, всеобщей любви и искренности.

Принципом, придающим жизнеспособность общественной организации по Конфуцию является «хэ» (гармония, единение), т.е. слияние противоположностей лежит в основе всех вещей. Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы :

1) Управляющие

2) Управляемые

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По

мнению Конфуция, это должны быть люди с высокими нравственными

качествами, которые могут быть примером для всех остальных. Их роль заключается в

воспитании народа, направлении его на правильный путь.

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди

способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это

просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за

управляемый им народ.

3) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством

доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества,

образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.

4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный

фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не

доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность

управления и в этом случае неизбежен регресс общества.

 

Древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников.

Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний.

Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде

всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.

 

По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем

учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум

остальным категориям.

2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .

3) Сло Жэнь (ничтожный человек)

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж

думает прежде всего о девяти вещах:

- о том, чтобы видеть ясно,

- о том, чтобы слушать четко,

- о том, чтобы лицо было приветливым,

- о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными,

- о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения,

- о необходимости помнить о последствиях своего гнева,

- о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу.

- смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное

благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспокоится лишь о

том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета”.

По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других.

“Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.

Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь”:

“Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость.”

По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе природные качества и

приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь

идеальная личность.

Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие

свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не

пытающийся совладать со своими природными страстями.

 

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов.

Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение

доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей.

Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего.

Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего

общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало

доносительство.

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне.

Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями,

обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций и опыта.

Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям,

живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а

значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.