Сделай Сам Свою Работу на 5

ДАННЫЕ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Владислав Покост.

Происхождение еврейского народа

Где, когда и при каких обстоятельствах появились евреи? Кто был их прямыми предками? Где и когда жили эти предки, чем занимались, чем были знамениты? В какой степени современные евреи являются потомками древних евреев? На эти и другие вопросы даются ответы, основанные на данных антропологии, археологии, лингвистики, письменных источников, дерматоглифики, наследственных заболеваний, Y-хромосомной и митохондриальной ДНК-генеалогий, генетики.

ДАННЫЕ АНТРОПОЛОГИИ

Антропологический тип евреев смешанный. Самая большая доля в нем принадлежат к одному из вариантов переднеазиатского антропологического типа. К этому же антропологическому типу принадлежат армяне, друзы, ассирийцы, частично курды, грузины, ливанцы и жители прибрежной полосы Сирии [85]. Встречается этот антропологический тип и у представителей других народов Кавказа, Передней Азии и Южной Европы.

Переднеазиатский (арменоидный, ассироидный) антропологический тип сложился к концу палеолита (древнекаменного века) в XVI – XIV тысячелетиях до нашей эры на севере Верхней Месопотамии и в районах, прилегающих к ней с востока вплоть до северо-западных окраин Иранского нагорья. Это центррегиона, который носит условное название «плодородный полумесяц». В зимние месяцы там выпадает повышенное количество осадков. Регион имеет форму полумесяца выпуклостью к северу. С юга ограничен Сирийской степью и северо-восточной частью Аравийской пустыни, с юго-запада — Синайским полуостровом, с запада — Средиземным морем, с севера — хребтом Тавр и Армянским нагорьем, с востока горами Загрос.

Переднеазиатский антропологический тип характерен коротким черепом, крупным носом с выпуклой спинкой, большей частью темными глазами, умерено широким лицом, средним ростом, преимущественно темными волосами [65], плоским затылком (за исключением еврейского варианта, у которого затылок выпуклый). Южнее, в Аравии и на северо-востоке Африки в это же время возник аравийско-африканский (семито-аравийский) антропологический тип с более узкими и смуглыми лицами, с меньшим размером носа и удлиненными черепами [9]. В последующие тысячелетия происходило некоторое смешение этих антропологических типов на границе их соприкосновения [76]. В результате многотысячелетних контактов людей аравийско-африканского антропологического типа с негроидами в Южной Аравии появилась небольшая негроидная примесь у населения с этим антропологическим типом, которая затем в незначительной степени перешла к населению с переднеазиатским антропологическим типом. В результате миграции некоторых племен из Европы в Переднюю Азию, у населения с переднеазиатским антропологическим типом появились небольшие примеси европейских антропологических типов с более светлыми волосами, глазами и кожей. При формировании еврейского народа основным компонентом явился переднеазиатский антропологический тип, вторым значительным компонентом стал аравийско-африканский антропологический тип [78]. Имелась небольшая примесь европейских антропологических типов, которые проникли в Малую Азия и на север Верхней Месопотамии с хеттами из Европы [17], и незначительная негроидная доля. Найденная археологами в Лахише, в 23 км к западу от Хеврона серия из 695 черепов датируется примерно 700 г. до н.э. К этому времени там, по меньшей мере, 500 лет жили евреи. Черепа в основном брахицефальные (широкоголо- вые), что определяет их антропологический тип в основном как переднеазиатский [12]. Антропологические данные показывают, что евреи происходят из северной части Верхней Месопотамии и наиболее близки к древнему коренному населению Северного Ирака, юго-западной Турции, северо-западного Ирана и северо-востока Сирии. Эти территории в основном совпадают с этнографической областью, называемой в настоящее время Курдистаном.

ДАННЫЕ АРХЕОЛОГИИ

На территории Курдистана 16 тысяч лет до н.э. возникла прогрессивная культура верхнего (позднего) палеолита, получившая название Зарзийской, которая продолжалась и в мезолите (среднекаменном веке), для Западной Азии называемого также эпипалеолитом. Она характерна изготовлением миниатюрных кремневых пластинок в форме трапеции и треугольника с отверстием для крепления. Изготовлялись разнообразные орудия труда. Культура имеет много общего с соседней кебарской культурой на территории Восточного Средиземноморья (Леванта), которая также возникла примерно в это время. .Верхняя (Северная) Месопотамия и прилегающие районы стали колыбелью мировой цивилизации. Впервые в мире, значительно раньше, чем в других частях света, здесь вXII – XI тысячелетиях до н.э. произошел переход от культуры палеолита к культуре мезолитаи в концеX и в IX тысячелетиях до н.э. – от мезолита к неолиту (новокаменному веку). На Ближнем Востоке неолитическая культура развивалась наиболее быстрыми темпами[71].

В верхних слоях пещеры Шанидар (северо-восточные горные районы Иракского Курдистана) найдены предметы культуры североиракского мезолита XI – IX тысячелетий до н.э. В двухстах километрах на юго-восток от Шанидара, в Джармо обнаружены свидетельства земледелия, датированные 9290 ±300 и 9250 ±200 годами до н.э. В поселении Невалы-Чори на Евфрате на плато Урфа в Юго-Восточной Турции обнаружены следы земледелия, датированные 9250 лет до н.э. [6]. Сравнительный генетический анализ пшеницы из этого поселения показал, что это самое древнее в мире культурное растение. Археологические раскопки дали богатый палеоботанический материал, выявивший ареал распространения диких видов пшеницы, культурные разновидности которых найдены в вышеперечисленных поселениях, что доказывает существование единого центра происхождения большинства культурных растений, в том числе и пшеницы. Этот центр находится в Южной Турции, в Северной Сирии, в Северном Ираке и в горах Загроса [32]. В XIV тысячелетии до н.э., как показали генетические исследования, впервые в мире в регионе плодородного полумесяца приручена собака, а в VIII тысячелетии до н.э. – кошка. В поселении Зави-Чеми-Шанидар в горах Северного Ирака начали приручать овцу. Это событие датируется 8920 ± 300 лет до н.э. или по новой уточненной калибровке измерений – 9200 лет до н.э. [63] . В IX – VIIIтысячелетиях до н.э. в Верхней Месопотамии, а также в некоторых поселках Загроса, появилось древнейшее керамическое производство [44]. Первым металлом, который стал использоваться людьми в производственных целях, была медь (а затем и ее сплавы). Самые древние в мире медные орудия и булавки, датированныеVIII тысячелетием до н.э., обнаружены в Чайёню около медных рудников Эргани-Мадена рядом с Элязыгом на севере Верхней Месопотамии [61]. Начался энеолит (меднокаменный век), который продолжался в Передней Азии до конца V тысячелетия до н.э. Впервые в мире в начале IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии и в Южном Иране его сменила эпоха бронзы. Люди, жившие в Верхней Месопотамии и в прилегающих районах, стали первыми на земле пастухами, земледельцами, гончарами и металлур- гами[40]. В долине притоков Тигра, а затем и в Верхней Месопотамии по Евфрату к VI тысячелетию до н.э. возникла культура земледельцев и скотоводов, которая лежит в основе всех последующих достижений цивилизаций Двуречья. Эта культура получила название Хассуна. В IV тысячелетии до н.э. в этом районе впервые в мире приручены быки. С середины XIII до середины X тысячелетий до н.э. на всем Восточном Средиземноморье, включая часть северо-запада Верхней Месопотамии, была распространена культура Натуф, которая сильно продвинулась в своем развитии в направление производящего хозяйства [118]. Но фактов, непосредственно подтверждающих наличие там одомашненных животных и культурных растений, во всяком случае, ранееVIII тысячелетия до н.э., не найдено[45].

ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИКИ

У племен, обитавших на севере Верхней Месопотамии и к востоку от нее, по крайней мере, с XVIII тысячелетия до н.э. и до конца XIV тысячелетия до н.э. был единый язык, называемый евразийским [79]. Этот язык положил начало евразийской гиперсемье языков. В то же время роль растительной пищи значительно возросла. С начала XIII тысячелетия до н.э. начался распад евразийского языка, но носители дочерних языков еще в течение некоторого времени обитали на севере Верхней Месопотамии и восточнее – в горах Загрос. В связи с ростом населения, в позднем палеолите (16в.)расширилась зона обитания этих племен, началось широкое расселение людей [74], особенно усилившееся с возникновением в этом регионе земледелия и скотоводства. Это привело к увеличению количества и качества пищи, что в свою очередь обусловило резкий рост населения. Начался усиленный отток «избыточного» населения из этого района по всем направлениям. Мигрирующие племена земледельцев и скотоводов, смешиваясь с местным населением, передавали им свой язык и частично свой антропологический тип. Так в Палестине в начальный период натуфийской культуры (XIII – XII тысячелетия до н.э.) у людей преобладал аравийско-африканский антропологический тип с долихоцефалией (узкоголовостью), а в XI – X тысячелетиях до н.э. (поздненатуфийский период) ярко выражена тенденция к брахицефалии (широкоголовости). Часть племен продви- нулась на север Армянского нагорья и на Южный Кавказ, где распространение получил арменоидный вариант перед- неазиатского антропологического типа. Крупная группа племен перекочевала на Балканы. При смешении с местным населением там возник балканский антропологический тип очень близкий к переднеазиатскому.Продвигаясь на запад, племена с переднеазиатским антропологическим типом, смешиваясь с местным населением, обусловили возникнове- ние на юге Европы и в Западных Альпах средиземноморского (медитерранидного) антропологического типа, имеющего у значительной части населения этих районов сходство с переднеазиатским антропологическим типом.

В начале XIII тысячелетия до н.э. от евразийского праязыка отделились языки, которые в последующие тысячелетия образовали сино-кавказскую и австрическую макросемьи языков. В начале XII тысячелетия до н.э. оставшаяся языковая общность разделилась на ностратический и афразийский праязыки, которые в дальнейшем превратились в соответствующие макросемьи языков [79]. Прародиной афразийского языка считается Месопотамия [90]. В настоящее время:1). к сино-кавказским относятся языки северокавказские, китайский, баскский, языки индейцев севера Северной Америки и некоторые другие [37]; 2). К австрическим относятся, в частности, индонезийские и тайский языки; 3). в ностратическую макросемью входят следующие семьи языков: индоевропейская (языки славянские, германские, балтийские, романские, индоиранские, армянский, греческий и другие), уральская(венгерский, финский, удмуртский и другие языки), алтайская (в том числе, японский, корейский, монгольский, тюркские языки), картвельская (в частности, грузинский язык), палеосибирские и дравидийские языки [66]. Предполагается, что ностратический язык возник на территории между Верхней Месопотамией и Южным Кавказом [72]. Носители ностратического праязыка начали продвижение на север и на запад. Носители афразийского праязыка еще длительное время оставались в Верхней Месопотамии, возможно, также и в Восточном Средиземноморье. Ранее афразийский праязык относили к ностратическим языкам. Но затем было установлено, что афразийская общность языков имеет тот же уровень, что и ностратическая макросемья [66,72]. Образовавшийся в Верхней Месопотамии афразийский праязык положил начало афразийской макросемье языков (устаревшее название – семито-хамитская семья). Распад праафразийского языка начался в XI – X тысячелетиях до н.э. [35,37,72]. Согласно скорректированным глотто- хронологическим расчетам примерно в середине X тысячелетия до н.э. произошло разделение афразийского праязыка на северную и южную части. Носители южной части продвинулись на юг, на Аравийский полуостров, в дальнейшем перешли в Африку, и продвинулась вдоль долины Нила на юг. Этим было положено начало образованию кушитских и омотских языков. В середине первой половины IX тысячелетия до н.э. произошло разделение северной части афразийского праязыка вновь на северную (семитскую) и южную (африканскую североафразийскую) части. Носители африканского североафразийского праязыка через некоторое время через Аравийский полуостров мигрировали в Африку, что привело в последствии к возникновению чадо-берберских языков и египетского языка [64]. Носители семитского языка, который в дальнейшем образовал семитскую языковую семью, продолжали оставаться на севере Верхней Месопотамии. Тогда как земледелие и скотоводство возникло в Передней Азии в X тысячелетии до н.э., в Египте и других районах Северной Африки земледелие и скотоводство появились не ранее рубежа VIII – VII тысячелетий до н.э. Одинаковые корни слов, сохранившиеся в афразийских языках, показывают, что эти племена, умели сажать злаки и пользоваться мотыгами, знали пшеницу, имели домашний скот [40]. Археологические данные свидетельствуют, что скотоводство в Северной Африке появилось вместе с новыми племенами, пришедшими с Востока [21]. С другой стороны, термины в реконструированном афразийском праязыке указывают на то, что афразийцам было знакомо земледелие. Это доказывает, что афразийская макросемья языков образовалась в Передней Азии, а не, как предполагалось ранее, в Северной Африке [42], т.к. во время распада афразийского языка в Африке еще не было земледелия и скотоводства. Африканская гипотеза также не может объяснить древнейшие связи афразийских языков и контакты со многими языками Азии и Европы [69]. Лингвистические данные говорят о том, что носители афразийского языка обитали в районе крупной реки, ловили рыбу. Это также подтверждает, что родиной афразийцев была Месопотамия и делает маловероятной гипотезу о восточно-средиземноморской (левантийской) родине афразийского праязыка. Достоверное время возникновения земледелия в Леванте – 8000 лет до н.э., а появление одомашненных овец – в VII тысячелетии до н.э., т.е. после распада евразийской общности, также не дают оснований для левантийской гипотезы возникновения афразийского праязыка. Утверждение, что афразийский язык начал распадаться после VI тысячелетия до н.э. на том основании, что в афразийских языках имеется одинаковые корни слов, характерные для развитого земледелия и крупного рогатого скота, а также некоторые более поздние понятия, не могут служить доказательством. Появление в каком-то языке слова, обозначающего какой-то объект, ранее нигде не известный, передается вместе с самим объектом из этого языка другим языкам, особенно родственным, в подавляющем большинстве случаев без существенных изменений. Эти заимствования трудно определить, когда они относятся к близким языкам. В тоже время анализ лексики, относящейся к раннему земледелию и, скорее всего, к раннему овцеводству, дает основания считать, что эти понятия являются исконными для афразийских языков, т.е. возникли до его распада. Более поздние понятия – это заимствования. Тем более, что миграции племен-носителей афразийских языков из Передней Азии в Африку произошла несколько позже распада самого афразийского языка, что способствовало легкому заимствованию лексики от носителей семитского языка, обитавших на севере Верхней Месопотамии к другим племенам-носителям афразийских языков, обитавших южнее. В своем продвижении племена афразийского языка смешивались с местным населением, нередко значительно более многочисленным. Это привело к тому, что на этих языках стали говорить люди, принадлежащие к разным антропологическим расам: европеоидной и негроидной[34].

Единая семитская общность до VI тысячелетия до н.э. находилась в Верхней Месопотамии. В VI тысячелетии до н.э. носители семитского праязыка появились в Восточном Средиземноморье. Это была первая территория расселения семитских племен [42]. Во второй половине V тысячелетия до н.э. группа семитских племен переместилась на южное побережье Аравийского полуострова и на остров Сокотра. Язык этой группы положил начало образованию южно-периферийной ветви семитских языков, включающей в себя в настоящее время языки махри, шихри, сокотри, эфиопские языки [16]. Значительная часть семитских племен в конце V тысячелетия до н.э. из Месопотамии мигрировала в Аравию[64]. В середине IV тысячелетия до н.э. от этой группы отделились племена, которые продвинулись в Сирийскую степь, и на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. проникли на север Нижней Месопотамии [20], слились с находившемся там местным семитским населением и стали называться аккадцами [4]. Во второй половине III тысячелетия до н.э. аккадцы начали смешиваться с шумерами, пришедшими на юг Месопотамии во второй половине IV тысячелетия до н.э. с востока, с Иранских гор [58]. Аккадский язык положил начало восточной ветви семитских языков. Во II тысячелетии до н.э. он распался на ассирийский и вавилонский языки (диалекты). В аккадском и шумерском языках имеются заимствованные слова, которые относятся к предшествующим культурам. Эти слова явно семитского происхождения, что указывает на наличие в Верхней и Нижней Месопотамии в IV тысячелетии до н.э. носителей ранних семитских языков. В Нижней Месопотамии найдены таблички со значками, представляющими собой зачатки письменности (пиктографическое письмо) [57]. Таблички датированы серединой IV тысячелетия до н.э., т.е. до появления в Месопотамии аккадцев и шумеров и принадлежат, видимо, более ранней, исчезнувшей цивилизации [68]. Шумерская письменность, как предполагают, возникла из этой раннесемитской протописьменности [59]. Изобретение логографического письма на основе пиктографического не шумерами, также почти не вызывает сомнения [68]. Под воздействием древнейшей в мире месопотамской письменности начала развиваться египетская письменность [63]. В первой трети II тысячелетия до н.э. все население Месопотамии перешло на аккадский язык и стало единым народом. Шумерский язык остался как язык деловых документов и язык культа.

Остальные семитские племена в Аравии во второй половине IV тысячелетия до н.э. распались на южную группу племен, язык которой образовал южную ветвь семитских языков, потомком которой стал арабский язык; эфиопскую группу племен, носители которой мигрировали в Восточную Африку, и от языка которой произошла эфиопская ветвь; западную группу племен, язык которой стал основой западной ветви семитских языков. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. эта последняя группа, находившаяся в Юго-Восточной Аравии [24], распалась на племенаарамеев и племена ханаанеев. Арамеи находились в Центральной Аравии доXIV века до н.э.Часть племен ханаанеев переместилась в III тысячелетии до н.э. в Восточное Средиземноморье и смешалась с местным населением [19]. Их язык положил начало образованию собственно ханаанейской подгруппы ханаанейской группы семитских языков. Оставшаяся часть ханаанейских племен, самоназвание которых было Суту, в течение первой половины III тысячелетия до н.э. была южным соседом шумеров.

ДАННЫЕ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ

С 2900 года до н.э. происходило незначительное проникновение представителей Суту в Месопотамию [56]. В XXIV веке до н.э. произошло массовое продвижение племен Суту (сутиев) со своими стадами в центр Сирийской степи. Язык этих племен стал основой аморейской подгруппы ханаанейской группы западной ветви семитскойязыковой семьи, из которой в дальнейшем произошел иврит. С XXIII века до н.э. сутии начинают проникать в Верхнюю Месопотамию, на запад Сирийской степи и в Ханаан (Палестину). В начале XXIIвека до н.э. сутии расселяются на северо-запад вдоль Евфрата, занимают область города Эбла на севере Сирийской степи и смешиваются там с семитским народом эблаитами. После этого на сутиев переходит наименование «амореи», которым ранее аккадцы обозначали эблаитов. Аккадское «амуру» и шумерское «мар-ту» в обоих случаях означает «западные люди» [41]. Главным центром амореев стала возвышенность Джебель-Бишра на северо-востоке Сирийской степи, вблизи правобережья среднего течения Евфрата, напротив места впадения в него Хабура. Эта возвышенность стала называться «горой амореев». Большое значение для амореев приобрели пастбища на южных склонах этой возвышенности. В ходе расселения по Сирийской степи выделились три племенных союза амореев – на северо-западе диданы, продолжавшие также называть себя сутиями, в центре – ханеи, на юге и юго-востоке – биниямины.

Во второй половине XXI веке до н.э. аморейское племя рапаитов, входящее в племенной союз диданов, заселяет запад Сирии, Заиорданье, вторгается в Финикию и Ханаан. Другие племена диданов начинает совершать набеги на Месопотамию, на царство Шумера и Аккада. В 2033 году до н. э. при царе Шумера и Аккада Шу-Суэне была построена стена длиной около 200 км, ограждающая Аккад с запада и с севера. Эта стена стала называться «Отдаляющая диданов». Но она оказалась бесполезной. В 2025 году до н.э. при сыне Шу-Суэна Ибби-Суэне аморейские племена переправились с западного берега Евфрата на восточный, а затем пересекли Верхнюю Месопотамию с запада на восток и переправились через Тигр. После этого они продвинулись вдоль восточного берега Тигра на юг и уже с востока вторглись в Нижнюю Месопотамию и начали захватывать там города, приблизились к столице Шумера и Аккада городу Ур, находившемуся на берегу Евфрата, но взять его не смогли [40]. Вслед за диданами в Месопотамию переселяются ханеи, за ними биниямины. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. племенной союз диданов распался на множество независимых друг от друга племен, и с этого времени наименование союза больше не употребляется.

Племенные союзы состояли из множества племен. Известны самые крупные из них: на реке Хабур в центре Верхней Месопотамии и за Тигром на юго-востоке Верхней Месопотамии – идамарц; в центре Верхней Месопотамии – бинисимала; в Нижней Месопотамии между Тигром и Евфратом – амнанум и яхрурум, входившие в племенной союз ханеев, и племя рабабум; на крайнем юге Нижней Месопотамии – часть амнанума; в Нижней Месопотамии в районе Ниппура на Евфрате – нумхум из племенного союза ханеев; за Тигром и вдоль него на северо-востоке Нижней Месопотамии – мутиябаль и ямутбала. В центре Верхней Месопотамии и в Нижней Месопотамии пасли овец другие более мелкие племена ханеев и биниямина и племена, не входившие в эти два племенных союза[40].

В 2003 году до н.э. амореи, находившиеся в Месопотамии, пропустили через контролируемую ими территорию войско Элама, расположенного восточнее Нижней Месопотамии, и его союзника – субареев. Союзники захватили Ур и разрушили его. После этого Ур еще несколько десятков лет лежал в руинах. В нем стояли войска эламитов. В1996 году до н.э. эламиты ушли из города. Ур перешел под власть аккадско-шумерского царя города Иссина в Нижней Месопотамии Ишби-Эрры. В годы правления первых царей Иссина Ишби-Эрры (2017 – 1985 годы до н.э.), Шуилишу (1984 – 1975 годы до н.э.), Иддин-Дагана (1974 – 1954 годы до н.э.), Ишме-Дагана (1953 -1935 годы до н.э.) амореи оттеснялись в степь [77]. Иддин-Даган покорил город Дер, расположенный восточнее Тигра, и поставил наместником своего наследника Ишме-Дагана. Этим завоеванием аморейские племена были заблокированы на юго-востоке Нижней Месопотамии. В этом районе бывшие ранее плодородными земли, занятые амореями и расположенные в засушливой зоне, без орошения начали вновь превращаться в пустыню. Эти земли стали не пригодны для скотоводства. В связи с этим, большинство амореев начало наниматься воинами к царям и правителям городов, получая за это небольшие участки земли. С 1932 года до н.э. амореи начали захватывать в Нижней Месопотамии города. В конце XX и в XIX веках до н.э. амореи создают в Нижней и Верхней Месопотамии множество царств, в том числе такие крупные, как царства Исина, Ларсы, Эшнуны, Вавилона, Киша, Шуруппака, Мари.

Во время правления царя Ларсы Нур-Адада (1865 – 1850 годы до н.э.) в Нижней Месопотамии произошел катастрофический разлив Евфрата и Тигра [40], вызванный сильным таянием снегов на Армянском нагорье. Обычно наивысший уровень воды наблюдается в апреле и мае [68], иногда в июне [30]. Население покинуло места своего обитания. Некоторые аморейские пастушеские племена переместились в Верхнюю Месопотамию. Это продвижение от окрестностей Ура на север Месопотамии соответствует сказаниям библии о том, что до перехода через Евфрат, Авраам с семьей переселился из Ура на север в Харран (север Верхней Месопотамии, между Евфратом и Тигром, восточнее излучины Евфрата) [80]. Этот город существовал, по меньшей мере, с III тысячелетия до н.э. В начале II тысячелетия до н.э. Харраном называлась также и обширная местность вокруг него.

Библейские рассказы говорят, что патриархи, т.е. праотцы евреев, состояли в близком родстве с арамеями, а Авраам был странствующим арамеем. Область в районе Харрана, из которой евреи пришли в Ханаан, называется в библии Паддан-Арам или Арам-Нахарим. Однако существование арамеев вне Центральной Аравии в эпоху патриархов не подтверждается никакими другими источниками, и доводы, особенно лингвистические, о том, что сами патриархи были арамеями, необоснованны. Арамеи начали проникать в Сирийскую степь из Аравии в XIV веке до н.э. Массовое переселение арамеев произошло в последней четверти II тысячелетия до н.э. Только около 1224 года до н.э. арамеи на севере Аравии образовали ряд царств. На рубеже XII-XI веков до н.э. арамеи распространились на значительные территории Восточного Средиземноморья и Месопотамии и создали государства, в том числе и в районе Харрана.

Прежние исследователи отождествляли евреев с хабиру (хабири), что означает, головорезы, бездомные, бродяги, которые во II тысячелетии до н.э. были известны в Передней Азии. Наименование происходит от аккадского «хабару» - «быть изгнанными»[25]. Это наименование перешло в древнеегипетские тексты как хапиру (апиру). Там оно также употреблялось не как название народа, а как обозначение социальной группы бродяг. Сейчас установлено, что евреи и хабиру (хапиру) не имеют между собой ничего общего. Хабиру не были скотоводами-кочевниками[27], кем являлись евреи[85]. В отличие от евреев, хапиру занимались разбоем[26], не имели племенного деления, их этнический состав был не столько аморейским, сколько ханаанейским, аккадским и хурритским. Хабиру были беглецами из своих общин самого разнообразного происхождения. Личные имена хабиру также свидетельствуют о многообразии их этнического состава. Так ранневавилонский список включает аккадские и западносемитские имена; в Алалахе (север Восточного Средиземноморья) имена хабиру преимущественно несемитские; в Нузи (восточнее среднего течения Тигра) – смесь аккадских и несемитских имен. То, что хабиру были социальной, а не этнической группой, вытекает из того факта, что термин хабиру никогда не встречается с окончанием, указывающим, что данное название относится к народу или племени. На проходившей в 1954 году международной конференции, после ознакомления со всеми имеющимися данными и их всестороннего анализа, подавляющее большинство историков отказалось от такого отождествления, не имеющего никакого обоснования.

Существует гипотеза, что евреи произошли от аккадцев и шумеров[38] и перешли Евфрат в конце XXI или в XX веке до н.э. Эта гипотеза опровергается тем, что анализ имен собственных евреев, наименований еврейских племен показывает, что имена эти аморейские; еврейские племена до XIII века до н.э. были скотоводческими, постоянно перемещающимися со своими стадами по степи, тогда как шумеро-аккадцы в конце III тысячелетия до н.э. были оседлыми земледельцами; евреи еще в X веке до н.э. сохраняли племенную организацию, тогда как аккадцы и шумеры в конце III тысячелетия до н.э. племенного разделения уже не имели[54].

Высказывалась гипотеза, что эпоха Авраама приходится на XXII-XXIII века до н.э. Но доказательств этому нет. Кроме того, археологи не обнаружили свидетельств существования на территории Ханаана в это время городов, похожих на упоминаемые в библейских рассказах о патриархах, когда они там находились.

Не имеет подтверждений и связь евреев с гиксосами, национальный состав которых был хуррито-семитский. В первой половине II тысячелетия до н.э. гиксосы из Передней Азии постепенно проникали в Египет, около 1720 года до н.э. захватили власть в нем, а примерно в 1580 года до н.э. были изгнаны оттуда.

Высказывалось предположение, что семья Авраама могла покинуть Ур в период 1740 - 1739 годов до н.э. при подавлении восстания против вавилонского правителя Самсуилуны. Но обоснования отнесения эпохи патриархов к этому периоду отсутствуют.

При расшифровке в обнаруженных во время раскопок города Эбла табличек, датированных XXIV – первой половиной XXIII веков до н.э., первоначально два имени были прочитаны как Авраам и Израиль. Но в дальнейшем исследователи отвергли такое прочтение как не обоснованное.

Достоверно известно следующее. Анализ имен собственных показывает, что евреи принадлежали к западным семитам, т.к. имена Авраам, Исаак, Иаков, в форме Иакобэль, были известны как имена амореев, которые упоминаются в документах XIX и XVIII веков до н.э. К аморейским именам относится имя Израиль и имена его некоторых сыновей, известных из библии. Ни одно из них не встречается в аккадских документах позднее XIX века до н.э. Эти имена имеются и в документах XIX века до н.э. в Угарите, область которого находилась вблизи региона Харран [43]. Это свидетельствует о связях протоеврейских племен, находившихся на севере Верхней Месопотамии до их исхода оттуда, с этим городом. Пребывание евреев на севере Верхней Месопотамии непосредственно перед переходом через Евфрат отражается в именах родственников Авраама, совпадающих с названиями городов и местностей в районе Харрана, указанных в библии[67,73]. Так прапрапрадеду Авраама Пелегу (Фалеку в русской традиции) соответствует город Фалиг, прадеду Авраама Серугу (Серуху в русской традиции) – город Саруги в 40 км к западу от Харрана, деду Авраама Нахору – город Нахор к востоку от Харрана, отцу Авраама Тераху (Фарре в русской традиции) – город Тураки к югу от Харра- на[55]. В документах XIX – первой половине XVIII веков до н.э., найденных в древнем городе Мари на среднем течении Евфрата, Харран упоминается как один из центров амореев. В этом районе цари Мари вели войны с аморейскими племенами, патриархальный образ жизни, общественные нравы, обычаи и правовые нормы, которых похож на быт патриархов, описанный в библии[43].

Такие выражения в библейском рассказе о патриархах как «Бог Авраама», «Бог Иакова», «Бог моего отца» совпадают с выражениями «Бог моего отца» или «Бог твоего отца», которые встречаются в древнеассирийских документах, относящихся к XIX веку до н.э. Эти эпитеты наиболее характерны для религиозных понятий аморейской эпохи, т.е. XIX иXVIII веков до н.э. [43]. Анализ археологических документов показывает: то, что говорит и делает Авраам совпадает по времени с началом второго тысячелетия до н.э.[73].

Отсюда следует вывод, что часть аморейских племен – предков евреев, в среде которых были распространены имена Авраам, Исаак, Иаков, имена сыновей Иакова, обитали в центре Верхней Месопотамии до конца XIX века до н.э.

Особо нужно отметить то, что эти имена не встречаются в аккадских документах после XIX века до н.э. Это говорит о том, что какие-то события в конце XIX века до н.э. вынудили эти племена уйти из насиженных мест, продвинуться дальше на север в район Харрана, а затем перейти Евфрат.

В конце этого века было два таких события, которые могли вызвать это переселение. Об одном из них упоминается в документе времен правления царя Мари Яхдун-Лима (1825 – 1797 годы до н.э.). Он обнаружен при раскопках в архиве этого города, относящегося к концу XIX - середине XVIII веков до н.э. [28,29]. В нем сказано: «Год, в который Яхдун-Лим пошел в Хану и захватил землю бинияминов». Хана находилась в центре Верхней Месопотамии в районе устья реки Хабур. В племенной союз биниямин, или по другому произношению «бану йамину» [23], входило большое количество племен. Эти племена обитали на большей территории Верхней и Нижней Месопотамии, в том числе и в Хане. Одно из этих племен, которое продолжало называть себя именем племенного союза биниямином, впоследствии влилось в союз еврейских племен. Яхдун-Лим победил также семь ханейских племен, а их страну Хану присоединил к своим владениям. Причиной конфликта между Яхдун-Лимом и аморейскими племенами был отказ пастушеских племен в районах, прилегающих к Мари, нести трудовую повинность, отказ прекратить пасти своих овец на пастбищах, принадлежащих жителям Мари, и отказ подчиняться царю Мари. После этого разгрома часть аморейских племен покинула район Ханы и близлежайшие районы в центре Верхней Месопотамии и переместилась на север, в верховья Хабура, недалеко от Харрана. Это событие произошло, видимо, в начале правления Яхдун-Лима, т.к. в области Харран происходила дальнейшая консолидация еврейских племен до их перехода через Евфрат. Некоторые ханейские племена, оставшиеся в Хане, стали опорой царской власти. В первой половине XVIII века до н.э. племена биниямин, а также другие аморейские племена, видимо не входящие в племенные союзы ханеев и бинияминов и названные общим именем сутии, упоминаются в документах царства Мари. В Нижней Месопотамии племена биниямина известны до середины II тысячелетия до н.э.

Второе событие произошло в 1813 году до н.э. [42,68]. В городе Шубат-Эллиль, расположенном также в верховьях Хабура, в области Харран, в 70 км юго-восточнее города Харрана и в 270 км северо-западнее Ашшура, к власти пришел Шамши-Адад, аморей из ханейского племенного союза. В этом же году он организовал крупное войско и, первым делом, захватил значительную территорию в районе Шубат-Эллиля, а затем и южнее, вплоть до Терки, ввел жесткое административное правление, пытаясь подчинить себе всё находившееся на этих территориях население. Это и явилось поводом для части аморейских пастушеских племен, находившихся в области Харран, и никогда ни кому не подчинявшихся, уйти за Евфрат на запад в Сирийскую степь. Эти племена стали называться «ибрим» – «перешедшие» от аморейского глагола «ибру» – «переходить» [25]. Имелось ввиду перешедшие через реку [33,75]. В единственном числе – «ибри». В дальнейшем на древнееврейском языке оно стало звучать как «иври». Термин «иври» (еврей в русской традиции) в Торе (Ветхом Завете) встречается более двадцати раз. Впервые – в привязке к Аврааму. На основе анализа библии подавляющее большинство исследователей считает, что иври – это древнейшее наименование племен, перешедших из Месопотамии через реку Евфрат в Сирийскую степь, и, в дальнейшем, стали называться израильтянами. Как следует из контекста, где он упоминается, этот термин применялся для обозначения израильтян до их окончательной консолидации под названием «сыны Израиля». В том, что термин иври древний и связан с Месопотамией, у историков сомнений нет. Имеются гипотезы, что иври – это только час



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.