Сделай Сам Свою Работу на 5

Состояние групповой преступности за 1998 – 2003 гг.





 

Год
Зарегистрировано преступлений, совершенных группой, всего
Темпы прироста (снижения), проц.: – к предыдущему году – к 1998 г.   -6,5   -18,7 -18,7   +33.3 +8.4   +18,1 +27,9   +8,6 +38,9
Удельный вес в общем числе преступлений, проц. 11,5 10,9 16,6 18,9 19,3

 

Задание 2

Сравните данные, приведенные в таблице 5, и объясните, чем обусловлено различие удельного веса групповой преступности при совершении перечисленных преступлений за указанный период.

 

Таблица 5

Динамика удельного веса групповой преступности

Вид преступления Число выявленных лиц, совершивших преступление в группе Удельный вес в общем числе выявленных лиц, совершивших преступления, проц.
1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Умышленное убийство 11,4 13,1 14,7 15,9
Умышленное тяжкое телесное повреждение 6,7 6,3 6,3 6,9
Изнасилование 53,3 53,6 54,3 52,4
Хулиганство 34,6 36,8 39,7 37,1
Разбой 68,1 69,0 71,4 71,3
Грабеж 55,1 55,1 56,6 56,2
Кража 52,0 53,0 56,1 57,1
Хищение 29,3 24,0 21,3 21,5
Взяточничество 28,7 23,5 24,3 18,9

Задание 3



Перечислите виды преступных групп, предусмотренные действующим уголовным законодательством, и дайте их сравнительную характеристику.

 

Задание 4

Назовите сферы преступной деятельности, для которых наиболее характерны групповые формы противоправных проявлений.

 

Задание 5

Дайте сравнительную характеристику групповой преступности взрослых и несовершеннолетних.

 

Задание 6

Раскройте специфические особенности профилактики групповых преступлений.

 

Задание 7

Определите отличительные признаки организованной преступности, ее виды, уровни и структуру.

Задание 8

Раскройте и покажите на примерах связь организованной преступности с «теневой экономикой».

Задание 9

Перечислите основные причины существования организованной преступности и раскройте их содержание.

 

Задание 10

Охарактеризуйте общественную опасность организованной преступности.



 

Задание 11

Назовите основные тенденции организованной преступности в России в современный период.

 

Задание 12

Сформулируйте основные задачи органов внутренних дел по противодействию организованной преступности.

Тема 13. Криминологическая характеристика и предупреждение

Преступности несовершеннолетних и молодежи

План

 

1. Понятие правонарушений и преступности несовершеннолетних и молодежи, их социологическая и правовая оценка.

2. Основные показатели преступности несовершеннолетних.

3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников, их классификация и типология.

4. Детерминанты правонарушений и преступности несовершеннолетних и основные направления профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних.

5. Характеристика преступности лиц молодежного возраста и основные направления ее профилактики.

 

Литература

Основная

1. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1999, с. 208-219.

2. Долгова А.И. Криминология: Учеб., М.: НОРМА, 2001. С. 784.

3. Криминология и профилактика преступлений: Учеб. М., 1989. Гл. 13.

4. Криминология. М., 1992. Гл. 10.

5. Криминология: Учеб. М.: Инфра М-Норма, 1997. Гл. 30.

6. Криминология: Учеб. М.: Изд-во МГУ, 1994. Гл. 10.

7. Криминология: Учеб. М.: Юристъ, 1995. Гл. 13.

8. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. М.,1990.

9. Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Рос. газ. 1999. № 121. 30 июня.



Дополнительная

1. Криминологическая ситуация в молодежной среде. Саранск, 1995.

2. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990.

3. Афанасьев В.С. Проблема комплексного исследования негативных явлений в молодежной среде // Сов. государство и право. 1989. № 9.

4. Бааль Е.Г. и др. Современная система субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Лекция. М.: Акад. МВД РФ, 1996.

5. Бааль Е.Г., Бусурин С.В. Правовая социализация несовершеннолетних: Лекция. М.: Акад. МВД РФ, 1995.

6. Базаров Р.А. Преступления несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия. Екатеринбург: ВШ МВД РФ, 1995.

7. Булатов Р. Подростково-молодежные группировки // Сов. юстиция. 1991. № 2.

8. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология: Учеб. СПб., 2003, С. 432.

9. Варчук Т.В. Криминология: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2002. С. 298. \

10. Гилинский Я.И., Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. Курс лекций, СПб., 2002., С. 384.

11. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2003. С. 572.

12. Журавлева Л. Профилактика преступности несовершеннолетних // Сов. юстиция. 1990. № 18.

13. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие, М.: Юриспруденция, 2002. С. 352.

14. Муравьев В.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты рецидивной преступности молодежи, дис. кан. юр. наук. Н.Новгород, 2001.

15. Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи // Материалы межвуз. науч.-практ. конференции. Ростов н/Д.: РВИ МВД РФ, 1996.

16. Тяжкова И., Зубкова В. Влияние пьянства и употребления наркотиков на преступность несовершеннолетних // Сов. юстиция. 1990. №4.

 

Методические указания

 

Для правильного понимания и должной социологической и правовой оценки преступности несовершеннолетних и молодежи необходимо рассматривать ее как специфическую структурную часть всей преступности, представляющую особую криминологическую проблему. Такой подход к пониманию и оценке преступности несовершеннолетних и молодежи должен основываться на знании и учете тех юридических, криминологических и социологических оснований, по которым данный вид преступности выделяется в самостоятельную особую проблему.

Анализируя основные показатели преступности несовершеннолетних, следует выделить две половозрастные подгруппы несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола – 14 – 15 и 16 – 17 лет, а применительно к преступности «молодых взрослых» соответствующие подгруппы – 18 – 24 и 25 – 29 лет. Важно также иметь в виду антиобщественные проступки «малолетних» (лиц, не достигших 14 лет), во многом определяющие перспективы преступности несовершеннолетних.

Оценивая данные официальной уголовной статистики преступности несовершеннолетних, необходимо учитывать обстоятельства, в силу которых статистические показатели не полностью отражают действительную картину преступности подростков (высокая латентность семейно-бытовых преступлений несовершеннолетних, практика освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия, возрастные ограничения уголовной ответственности несовершеннолетних 14 – 15 лет за многие антиобщественные посягательства и др.).

Изучая структуру преступности несовершеннолетних и особенности совершения ими различных преступлений, следует обратить внимание на специфическую «подростковую» мотивацию, характерную для многих краж, грабежей, разбоев, хулиганства и насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Оценивая показатели преступности несовершеннолетних, данные о рецидиве, групповой преступности и некоторые другие показатели, полезно сравнивать их с аналогичными показателями «взрослой» преступности.

Весьма важным вопросом данной темы является криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников. Особенно существенны данные об особенностях психики несовершеннолетних, их нравственно-правовых взглядов и представлений, во многом определяющих и объясняющих их преступное поведение. Знание этих особенностей необходимо для успешного осуществления общей и индивидуальной профилактики подростковой преступности. Столь же существенно для организации эффективной профилактики преступности несовершеннолетних выявление причин и условий их антиобщественного поведения. В данном случае важно детальное знание всех возможных неблагоприятных условий нравственного формирования подростков в семье, учебном и производственном коллективах, бытовом окружении и т.д., а также специфических для подростков криминогенных ситуаций, непосредственно способствующих совершению ими конкретных преступлений.

 

Контрольные задания

Задание 1

Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних:

– учащиеся лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п. (до 16-17 лет);

– работающие на производстве;

– неработающие и не учащиеся.

Задание 2

Какие из названных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления):

– хулиганство;

– изнасилование;

– карманная кража;

– убийство;

– квартирная кража;

– неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон);

– применение насилия в отношении представителя власти;

– мошенничество;

– дача взятки.

 

Задание 3

Ознакомьтесь с нижеперечисленными данными о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и оцените состояние и динамику отдельных видов преступлений (табл. 6).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.