Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. Организация и методика криминологических исследований





План

 

1. Виды, направления и уровни изучения преступности и связанных с нею проблем.

2. Криминологическая информация: понятие, источники, виды. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел и пенитенциарных учреждений по предупреждению преступности.

3. Методы криминологических исследований.

4. Организация и этапы криминологических исследований.

 

Литература

Основная

1. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1999, с. 45-56, 78-83, 110-114.

2. Криминология и профилактика преступлений: Учеб.М.,1989.
Гл. 7.

3. Криминология: Учеб. М.: Изд-во МГУ, 1994. Гл. 3. § 1.

4. Основы криминологии для практических работников. М., 1988.
Гл. 2 – 4.

5. Криминология: Учеб. М.: Инфра М-Норма, 1997. Гл. 2.

6. Криминология. СПб., 1992. Гл.12.

7. Долгова А.И. Криминология: Учеб., М.: НОРМА, 2001. С. 784.

 

Дополнительная

1. Варчук Т.В., Егорышев С.В. Методы сбора данных в социологическом исследовании. Метод экспертных оценок: Лекция. Уфа: УВШ МВД РФ, 1995.

2. Вицин С.Е. Моделирование в криминологии.М., 1973.

3. Горяинов К.К. и др. Организация и методика оперативных криминологических исследований. М., 1982.

4. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2003. С. 572.



5. Зеленский А.Ф. Методика криминологических исследований. Киев, 1992.

6. Кондратюк Л.В. Антропология преступления. М., 2001. Гл. 7.

7. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.

8. Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. М.: Юристъ, 1995.

9. Минин А.Я. Информатизация криминологических исследований (теория и методология). Екатеринбург, 1992.

10. Савюк Л.К. Организация и методика изучения преступности органами внутренних дел. М., 1988.

11. Четвериков В.С. Криминология: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1996. Гл. 2.

12. Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды С.-Петербургского криминологического клуба, №2 (3), СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

13. Власть: криминологические и правовые проблемы. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2000., С. – 400.

14. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2001., С. – 576.

15. Преступность в России и проблемы борьбы с ней. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2001., С. – 244.



16. Организованный терроризм и организованная преступность, М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002., С. – 304.

17. Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2002., С. – 308.

Методические указания

 

В рамках усвоения данной темы необходимо прежде всего осознать, что изучение преступности является составной частью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, поскольку без знания криминологической обстановки на обслуживаемой территории, детерминант преступности и другой криминологической информации невозможно обеспечить успешную профилактику преступлений.

Один из важнейших вопросов настоящей темы – информационное обеспечение борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Необходимо усвоить понятие криминологической информации, знать ее назначение, виды и источники получения, требования, которым эта информация должна отвечать.

Успех в изучении преступности зависит от разнообразия и полноты используемых при этом методов, от знания их особенностей и умения правильно выбирать их с учетом характера объекта исследования. Наконец, надо четко представлять себе организацию прикладных криминологических исследований, основные этапы проведения и способы оформления их результатов.

 

Контрольные задания

Задание 1

По указанию преподавателя разработайте программу и организационный план изучения одного из следующих проявлений преступности на территории вашего города (района):

– преступность несовершеннолетних;



– квартирные кражи;

– грабежи;

– разбои;

– преступления, связанные с наркотиками;

– хулиганство;

– вымогательство (рэкет);

– нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

 

Программа должна содержать:

 

– обоснование выбора и описание объекта исследования;

– определение предмета, цели и задач исследования;

– формулирование основных гипотез исследования;

– перечень необходимой криминологической и иной информации и указание источников ее получения;

– разъяснение методов сбора каждого вида информации.

 

Организационный план должен предусматривать:

 

– материально-ресурсное обеспечение исследования;

– последовательность проведения исследовательских мероприятий;

– расстановку и распределение ролей между участниками исследования;

– сроки осуществления основных этапов исследования;

– разработку рабочего инструментария исследования (анкеты, опросные листы, бланки формализованного изучения документов, сценарии наблюдения и эксперимента и т.д.).

 

Задание 2

В 2000 г. на территории Восточного округа г. Москвы были зарегистрированы первые случаи нападений в подъездах на 11 – 13-летних мальчиков, которые подвергались физическому и сексуальному насилию. В течении 2 лет, до 2002 г., нападению подверглось около 10 мальчиков. При этом радиус нападений постоянно расширялся. В ходе оперативно-следственных мероприятий был задержан Константин Буров, которому на тот момент исполнилось 18 лет. Через некоторое время он был разоблачен в совершении этих преступлений. Было установлено, что Буров страдал комплексом неполноценного физического развития. Среди мальчиков, на которых он нападал, он выбирал тех, кто, по его мнению, мог стать сильным мужчиной, и тем самым мстил за обиды и унижения, которым сам подвергался в школе со стороны одноклассников. На его поведении сказалось и то, что он не вызывал никакого интереса у девушек, что также подвергалось насмешкам.

Вопрос: На основе данного уголовного дела составьте анкету для изучения личности серийного преступника.

Задание 3

Андрей Чикатило родился 1936 г. на Украине. Его детство пришлось на период массовых репрессий и разразившегося голода, сопровождаемого случаями каннибализма. Он был членом КПСС, окончил филологический факультет РГУ в Ростове-на-Дону. Некоторое время после этого преподавал в училище, а затем был переведен воспитателем в общежитие. Из КПСС был исключен за хищения, в которых был изобличен, но уголовной ответственности Чикатило удалось избежать. Он работал техником, монтером, мастером производственного обучения. Руководство училища обратило внимание на жалобы, которые поступали от учеников, что Чикатило постоянно искал с ними гомосексуальной связи, причем сам выступал в пассивной роли.

В 1984 г., когда весь город говорил о череде страшных убийств девочек и мальчиков в возрасте от 12 до 19 лет (также Чикатило сознался в убийстве 45-летней женщины), Чикатило был задержан сотрудниками милиции, так как вел себя подозрительно. У него была определена группа крови, с тем, чтобы сравнить ее с пробами, взятыми на местах проишествий. Поскольку кровь у него была 2 группы, а по найденным следам спермы должна была быть 4 группы, Чикатило отпустили.

В 1990 г. непосредственно перед арестом и разоблачением (которое длилось не один день уже после задержания), Чикатило совершил еще 6 убийств.

После того как он сознался, Чикатило рассказал, что он выбирал своих жертв, как правило, на вокзалах. В основном это были дети или женщины-бродяги. Под разными предлогами он уводил их в безлюдные места, где внезапно нападал на них и наносил множественные удары ножом, а затем совершал с ними сексуальные действия извращенного характера, а также расчленял трупы.

Как было установлено судебно-медицинской экспертизой, последние 6 лет перед арестом Чикатило был полностью импотентом.

У него была семья и двое детей.

 

Вопрос: Составьте план интервьюирования А. Чикатило. В чем преимущество и в чем недостатки интервьюирования по сравнению с анкетированием?

 

Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

План

 

1. Понятие криминологического прогноза и криминологического прогнозирования, их научно-практическое значение. Условия и особенности криминологического прогнозирования.

2. Виды и масштабы криминологического прогноза; субъекты криминологического прогнозирования.

3. Методы криминологического прогнозирования.

4. Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения.

5. Планирование в органах внутренних дел и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

 

Литература

Основная

1. Криминология и профилактика преступлений: Учеб. М., 1989. Гл. 9.

2. Курс советской криминологии. М., 1986. Гл. 6. § 2, 3.

3. Криминология: Учеб. / Под ред. А.И. Долговой. М.: Инфра М-Нор­ма, 1997. Гл. 12.

4. Долгова А.И. Криминология: Учеб., М.: НОРМА, 2001. С. 784.

 

Дополнительная

1. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. Гл. 8. § 3, 4; Гл. 13. § 3.

2. Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования и изучения преступника и преступного поведения. М., 1974.

3. Вицин С.Е. Методика краткосрочного прогнозирования оперативной обстановки в регионе. М., 1995.

4. Вицин С.Е. Моделирование в криминологии. М., 1973.

5. Вицин С.Е., Москвин А.И. Методические основы прогнозирования в управленческой деятельности в сфере обеспечения правопорядка. М., 1982.

6. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология: Учеб. СПб., 2003, С. 432.

7. Варчук Т.В. Криминология: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2002. С. 298.

8. Гилинский Я.И., Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. Курс лекций, СПб., 2002., С. 384.

9. Долгосрочный прогноз развития криминологической ситуации в РФ. М.: ВНИИ МВД РФ, 1996

10. Кондратюк Л.В. Антропология преступления. М., 2001. Гл. 7.

11. Каныгин В.И. Проблемы комплексного анализа и предупреждения преступности в регионе, дис. кан. юр. наук. Н.Новгород, 2002.

12. Криминологическое прогнозирование: методология, методика, результаты // Труды Академии МВД СССР. М., 1990.

13. Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. М.: Юристъ, 1995.

14. Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью // Труды Академии МВД СССР. М., 1989.

15. Солопанов Ю.В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью: Лекция. М., 1983.

16. Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. Гл. 12.

17. Четвериков В.С. Криминология: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1996. Гл. 7.

 

Методические указания

 

Криминологическое прогнозирование следует рассматривать в связи с изучением преступности, иных криминологических проблем как особую форму научного познания, проявление одной из функций криминологической науки, заключающейся в оценке наиболее вероятного состояния объекта изучения в будущем (предсказательная функция). Оно является необходимой научной основой адекватного реагирования общества на изменения, происходящие в преступности, организации эффективного воздействия на нее. Понимание криминологического прогнозирования не будет полным, если не разобраться, во-первых, в условиях научного прогнозирования (наличие достоверной информации о преступности и связанных с ней социальных явлениях; объективность суждений и оценок; использование современных методов прогнозирования) и, во-вторых, – в его особенностях (вероятность прогноза, непрерывность и многовариантность прогнозирования). Рассматривая виды криминологических прогнозов, надо различать их по объекту прогнозирования, объему и срокам. Особое внимание следует обратить на методы прогнозирования преступности, поскольку в будущей практической деятельности слушателям, возможно, придется использовать эти методы. Важно знать не только суть таких методов, как экстраполяция, экспертные оценки, моделирование, но и их преимущества и недостатки, предпочтительность того или иного метода при разработке различных видов криминологических прогнозов.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения – вопрос, который в той или иной мере будет возникать перед каждым слушателем в его будущей профессиональной деятельности. Изучая этот вопрос, следует прежде всего учесть, что для индивидуального прогноза характерны те же условия и особенности, что и для прогноза преступности. Необходимо иметь четкое представление об объектах индивидуального прогнозирования – категориях лиц, в отношении которых подобное прогнозирование возможно и необходимо, а также о характере сведений, являющихся информационной основой прогнозирования индивидуального преступного поведения.

Планирование борьбы с преступностью тоже относится к числу вопросов, с которыми многие слушатели непосредственно столкнутся в своей будущей работе. Поэтому необходимо знать существующие виды планирования правоохранительной деятельности, а также нормативно-правовое регулирование, криминологическое планирование в органах внутренних дел.

 

Контрольные задания

Задание 1

Охарактеризуйте роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической деятельности по ее предупреждению.

 

Задание 2

Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования.

 

Задание 3

Раскройте содержание и значение особенностей криминологического прогнозирования (вероятностный характер, непрерывность и многовариантность).

Задание 4

В городе А. планируется провести в ближайшие 2 – 3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды и какие методы следует использовать для криминологических прогнозов, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.

 

Задание 5

На основе приведенных в таблице 1 условных данных рассчитайте методом экстраполяции динамику преступности до 2007 г. и составьте график.

 

Таблица 1

 

Год
Зарегистрировано преступлений

 

Задание 6

Дайте аргументированный ответ на вопрос, каких специалистов следует пригласить в качестве экспертов для составления прогнозов преступности несовершеннолетних в масштабах страны, города, района.

 

Задание 7

Определите, какую информацию необходимо собрать для составления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии после отбывания наказания за изнасилование.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.