Сделай Сам Свою Работу на 5

Тематика для развития речи

 

Наш класс, наша школа(18 ч). Знакомство с классной комна­той: описание ee. Названия и назначение предметов, находящихся в классе. Названия личных учебных вещей. Отличительные при­знаки 2—3 предметов, учебных принадлежностей (назначение, цвет, форма, величина).

Правила поведения во время занятий (приветствовать взрослых, вежливо обращаться к педагогу, внимательно слушать объяснения и ответы, не мешать товарищам, ясно отвечать на вопросы). Вежливо и дружелюбно разговаривать друг с другом, защищать слабых и младших, делиться с товарищами игрушками, учебными вещами, не мешать друг другу. Знание и употребление при обще­нии имен одноклассников, школы и ее оформление. Расположение классов, учебных кабинетов, столовой, спальни, спортивного зала, библиотеки и др. Название и назначение их. Оборудование помещения: учебные принадлежности, мебель, учебные пособия, настольные игры.

Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Имя и отчество учителя, воспитателя. Основные виды учебной деятельности школьников. Уважение к труду работников школы.

Правила поведения в классе и школе (вежливое обращение к учителю, воспитателю и другим работникам школы, а также к сверстникам, бережное отношение к школьному имуществу). Основные формы обращения: приветствие, прощание, просьба нение, благодарность.

Название и отличительные признаки 3—4 игрушек. Название отдельных частей предмета (машина: кузов, кабина, руль, колеса, шины, фары). Описание игрушки.

Распределение обязанностей в работе, ролей в игре, выполнение поручений учителя и воспитателя. Соблюдение чистоты и порядка в игровых уголках.

Режим дня в школе-интернате. Элементарные правила личной гигиены. Название и назначение предметов санитарно-гигиенического ухода. Соблюдение правил поведения в столовой. Правильное пользование столовыми приборами. Продукты питания, их хранение, название отдельных блюд. Название чайной и столовой посу.

Соблюдение правил поведения в спальне. Гигиена сна, названия спальных принадлежностей, белья, мебели. Предметы одежды, обуви, уход за ними.

Описание своих вещей по цвету, размеру, состоянию. Бережное отношение к вещам, которые нас окружают.

Комнатные растения. Названия 2—3 растений, отличительные признаки. Уход за ними.

Животные живого уголка природы.

Экскурсии по школе.

Осень (ранняя и поздняя) (17 ч). Сезонные изменения в природе. Наблюдения за погодой 2—3 раза в неделю. Фиксация на­блюдений в классном календаре (тепло, холодно, светит (или не светит) солнце, идет (или не идет) дождь, первый снег).

Временные понятия (вчера, сегодня, завтра). Названия дней недели, осенних месяцев, их последовательность. Начало, конец, середина (месяца, недели, дня).

Наблюдения за явлениями природы. Растения осенью (измене­ние окраски листьев, начало и конец листопада, пожелтение и увядание травы, цветов). Очень ранняя и поздняя осень и связан­ные с ней изменения в природе.

Различение и называние 2—3 видов деревьев и 2 видов кустарников. Называние их частей.

Деревья, кустарники и цветковые растения на пришкольном участке и в ближайшем парке или сквере. Бережное отношение к окружающим растениям. Уход за растениями.

Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листьев, веток, сбор семян, помощь взрослым в осенних посадках растений. Характер посадок деревьев и кустарников.

Называние наиболее распространенных видов овощей и фруктов. Их вкус, запах, форма, способ употребления.

В фруктовом саду, в магазине. Понимание слов, обозначающий соотношение стоимости товаров (дешевле, дороже и т.д.).

Названия и отличительные признаки 2—3 домашних животных и птиц. Уход за домашними животными, использование их вхозяйстве.

Профессии, связанные с уходом за животными (пасхух, доярка, птичница, конюх и т.д.).

Детеныш домашних животных и птиц, их названия. Отношения человека к животным.

Экскурсии в парк, лес.

Наш город, село (16 ч). Название города (села), в котором живут дети и где находится школа-интернат. Главная улица (площадь) города села. Культурно-просветительные учреждения города (села). Памятники, парки, спортивные сооружения, кинотеатры, театры, клубы и т.д.

Строительство в городе (селе): жилые дома, магазины, школы, детские сады и др. Назначение магазина, профессии и труд тюдей, работающих в магазине.

Транспорт города (села).

Некоторые профессии людей, занятых на производстве, строи­тельстве, в сельском хозяйстве, на транспорте. Машины, облегчаю­щие труд людей (трактор, комбайн, подъемный кран и др.).

Улица. Название улицы, где находится школа. Название эле­ментов улицы (дороги): тротуар, обочина, проезжая часть; пере­кресток, светофор. Дорожные знаки: «Переход», «Осторожно дети!». Правила перехода улицы, обхода транспорта.

Правила поведения детей на улице, в транспорте.

Зима (16 ч). Наблюдения за погодой зимой. Морозы, снего­пад, снежный покров, замерзание водоемов, редкое появление солнца, внешний вид растений зимой. Названия зимних месяцев. О зимнем лесе, реке. Хвойные и лиственные деревья, кустарни­ки зимой. Календарь погоды и природы.

Зимняя одежда и обувь. Зимние развлечения детей. Названия 3—4 зимних видов спорта.

Зима в лесу. Жизнь животных зимой. Их отличительные при­знаки.

Птицы зимой. Наблюдения за зимующими птицами, названи 2—3 птиц (воробей, ворона, голубь и др.). Их отличительные признаки. Названия отдельных частей тела птицы.

Воспитание доброго, заботливого отношения к птицам. Под­кормка птиц зимой, изготовление простейших кормушек.

Экскурсии для наблюдения состояния природы зимой, к местам кормления птиц.

Наш дом, моя семья (16 ч). Знания ребенка о себе: имя, полное имя, фамилия, возраст, день рождения. Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры.

Знание состава своей семьи. Участие ребенка в домашнем труде. Уважение к труду взрослых. Понимание родственных отношений в семье: мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка. Заботливое отношение к членам семьи.

Правила поведения дома. Режим дня. Элементарные правила личной гигиены. Бережное отношение к одежде, обуви, игрушкам, книгам, спортивным принадлежностям, оборудованию квартиры и др.

Правила поведения в гостях и дома.

Весна (16 ч). Характерные признаки весны. Набухание распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление зеленой травы, цветение растений.

Наблюдения за ветками дерева или кустарника (тополь, бузина), поставленных в воду в классе ранней весной. Выгонка лука в ящиках, цветочных горшках или в воде.

Растения пришкольного участка, названия. Выявление внешних отличительных признаков на основании сравнения двух вилп деревьев, двух видов кустарников, 3—4 травянистых растений (отлиличия этих групп растений не разбираются). Уход за растениями у школы. Наблюдения за работой старшеклассников по уходу за растениями в разное время года. Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листьев, веток, посев крупных семян растений. Уход за своей грядкой.

Птицы весной. Польза, приносимая птицами. Охрана птиц и гнездовий.

Труд людей весной в саду, на огороде, начало полевых работ. Участие в работах на пришкольном участке.

Родная страна (29 ч). Наша Родина — Советский Союз. Флаг и Гимн СССР. В. И. Ленин — основатель Советского государства, Москва — главный город нашей страны. В Москве Кремль, Красная площадь, Мавзолей В. И. Ленина. В Кремле работает наше правительство.

Забота партии и правительства о советском народе, детях. Советские праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздников и утренников.

ПРОИЗНОШЕНИЕ (68 ч)

 

Индивидуальные занятия

Обследование всех учащихся.

Выявление особенностей строения и подвижности артикуляци­онного аппарата: произношения и различения звуков; произноше­ния слов различной слоговой структуры и предложений; внятно­сти, темпа и плавности речи; чтения и письма; словаря, грамма­тического строя речи.

Преодоление индивидуальных речевых нарушений учащихся (в течение года).

Развитие движений артикуляционного аппарата, необходимый для правильного и четкого произношения звуков. Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших учащихся и школьников с нарушением подвижности или строения артикуляции онного аппарата (в соответствии с индивидуальными планами общим планом обучения).

Преодоление индивидуальных затруднений в овладении произношением слов сложного звуко-слогового состава (со стечением двух - трех-четырехсложных различного слогового состава и т.п.) и предложений.

Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового состава речи, устранение дисграфии и дислексии.

Преодоление индивидуальных затруднений в овладении словарем и грамматическим строем языка.

 

Фронтальные занятия (68 ч) (I вариант)

 

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Праравильное произношение и различие следующих звуков: гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э] (2 ч); твердых согласных, не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х] (8 ч); дифференциация звуков [к] - [х] (1 ч); мягких согласных в сочетании с гласными [и], [е], (2 ч); дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях типа пы-пи (пыль - пили) (3 ч).

Правильное произношение и различение звуков [с], [с'],[б], [б'], [д], [д'], [з], [з'], [г], [г'], [л], [л'], [ж], [р], [р'] (11 ч).

Дифференциация звуков [с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л] (3 ч), звонких и глухих согласных (6 ч).

Правильное произношение звука [j] в начале слова, перед гласной после разделительных ь и ъ(яма, поет, льют, подъезд) (10 ч).

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, ба-бя) и в конце слова (ат-ать) (7 ч).

Звук [ц] (1 ч). Дифференциация [ц] — [т'], [ц] — [с], [ц] — [с'] (3 ч).

Звук [ч] (I ч). Дифференциация [ч]— [т'], [ч] — [с'], [ч] —[ц] (3 ч).

Звук [щ] (1 ч). Дифференциация [щ] — [с'],[ш] — [ч], [щ] - [ш] (3 ч).

Повторение (3 ч).

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

1. Усвоение произношения различных сочетании звуков и слогов.

Произнесение ряда гласных звуков типа уиу у .... уиуа у аиу и т.п.

Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, за­крытых слогов и слогов со стечением согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; иле-пли-пло; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бро-бру-бры; бра-ора-пра-пра.

Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозицион­ными звуками: са-са-за, бра-бра-пра, жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя, пча-птя-пча.

Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и не-УДарных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хо­рошо усвоенном звуковом материале):

без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-тата-тата, та-татата-та-татата-та и т.д.;

с чередованием гласных и согласных звуков: татотутатот ту-татоту..., ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана... и т. д.

Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-ть те-тье-тье-те и т. д.

Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

2. Формирование навыков произношения слов и предложений

Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, сос­тоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка облако, поехали, одеяло), четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных (стрелка, верблюд). Правиль­ное произнесение слов с оппозиционными звуками.

Правильное выделение ударного слога в двухсложных и трех­сложных словах; составление схемы слова с выделением ударно­го слога.

Составление и правильное произнесение предложений с ис­пользованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включе­нием усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма.

Запоминание и повторение в данной последовательности 3— 4 слов; запоминание ряда инструкций.

 

Фронтальные занятия (68 ч) (II вариант)

 

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Правильное произношение и различение следующих звуков:

гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э] (2 ч); твердых согласных не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [и], [ф], [ш], (8 ч); дифференциация звуков [к] —[х] (1ч); дифференциация мягких согласных [м'], [п'], [в'], [к'], [н'], [ф'], [т'] в сочетание с гласными [и], [е] (3 ч).

Правильное произношение и различение звуков [с], [с'], [б], [б'], [д], [з], [з'], [г], [г'], [л], [л'], [ж], [ш], [р], [р'] (16 ч).

Дифференциация звуков [с] — [ш], [з] —[ж], [р]— [л], звон­ких н глухих согласных (15 ч).

Правильное произношение звука [j] в начале слова, перед гласной, после разделительных ь и ъ (яма, поёт, льют, подъезд)(2 ч).

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании сгласными (ды-ди, ба-дя) и в конце слова (ат-ать) (5 ч).

Звук [ц] (1 ч). Дифференциация звуков [ц] — [т'], [ц]— [с'], [ц]-[с] (5 ч).

Звук [ч] (I ч). Дифференциация [ч]— [т'], [ч] — [с'], [ч] —[ц] (3 ч).

Звук [щ] (1 ч). Дифференциация [щ] — [с'],[ш] — [ч], [щ] - [ш] (5 ч).

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Обучение чтению и письму (136 ч) (I вариант)

 

Букварный период

Звуки и буквы (92 ч)

 

Повторение звуков и букв, изученных в подготовительном клас­се: а, о, у, ы; м, х, п, в; с, к, т; и, ы; з, д, б; л; ш;ж;р;с (10 ч).

Четкое и правильное произнесение всех сохранных и вновь по­ставленных звуков и различение их на слух. Выделение звуков из состава слова и установление их последовательности в слове. Составление из букв разрезной азбуки и чтение односложных и двусложных слов, включающих открытые и закрытые слоги (сом, парк, лиса, окно). Усвоение слов, состоящих из трех слогов (панама). Звуки гласные и согласные и их различение. Деление слова на слоги и усвоение слогообразующей роли гласных. Закреп­ление правила переноса слов указанных слоговых структур.

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости изученных твердых согласных посредством буквы и. Закрепление значения и как слова, служащего для связи слов (Миша и Маша) (10 ч).

Звук [г] и буква г. Дифференциация [г] —[г']. Дифференциа­ция звуков [э] — [е], [с] —[ш], [з] —[ж], [р] - [л] и букв э—е, с - ш, з—ж, р—л. Гласные после шипящих (жи, ши) (13 ч). Звук [ф] и буква ф (2 ч).

Звонкие и глухие согласные (14 ч).

Дифференциация звонких и глухих согласных. Умение прове­рять звонкие и глухие согласные при письме в конце слова (гриб — грибы, глаз глаза, столб — столбы).

Буквы я, ю, ё (18 ч). Употребление букв я, ю, ё в начале слова и после гласного. Твердые и мягкие согласные, их различение (мо - ме, му—мю). Обозначение мягких согласных буквами и, е, е, я, ю.

Мягкий знак (ь) (3 ч). Мягкий знак для согласных в конце слов. Различение на слух твердых и мягких согласных, стоящих в конце слова, ознакомление учащихся с употреблением мягкого знака. Мягкий знак (ь) между двумя согласными (коньки, пальто). Деление на слоги слов с ь в середине, перенос слов с ь.

Звук [ч] и буква ч. Дифференциация звуков [ч]— [т'], [ч]— [с'] и букв ч—т, ч—с (8 ч). Правописание ча, чу; чк, чн.

Буква й. Сопоставление и различение и и й. Правописание слов с буквой й и правила переноса этой буквы (4 ч). 'Ие

Разделительные ь и ъ (2 ч).

Звук [ц] и буква ц. Дифференциация звуков [ц]— [с], [ц]— [с'], [ц] - [т'], [ц]-[ч] и букв ц-с, ц—т, ц-ч (10 ч).

Звук [щ] и буква щ. Дифференциация звуков [щ]— [с'], [щ]— [ч], [щ]— [ш] и букв щ—с, щ—ч, щ—ш. Правописание ща, щу (8 ч).

Формирование умения звуко-буквенного анализа слов, состоящих из четырех-пяти слогов (перемена, карандаши, октябрята), слов со стечением согласных (парк, книга).

Ударение. Умение распознавать ударение в двух—четырехсложных словах. Умение находить ударные и безударные слоги.

 

Слово (18 ч)

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличка» животных, названиях городов, деревень.

Предлоги перед словами. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов (в, на, у, с, под, над, из, за). Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? что делать? что делал? что сделал? Умение ставить вопросы к словам.

Предложение (16 ч)

Выделение предложений из текста. Членение речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Coставление предложений из букв разрезной азбуки с предваритель­ным анализом. Самостоятельное составление предложений из двух — четырех слов.

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения (предварительное знакомство).

Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или чем говорится, что говорится.

Установление связи между словами в предложении с помощью вопросов.

Соблюдение в устной речи и при чтении пауз и интонаций, coответствуют, их знакам препинания (в конце предложения, при перечислении).

 

Тематика чтения

Произведения для чтения учителем вслух: авторские, народные произведения (стихи, песни, сказки, загадки, рассказы) с яркой и разнообразной эмоциональной окраской на все основные темы детского чтения: о Родине, В. И. Ленине, о подвигах, труде, детях, животных, растениях, о приключениях и волшебстве.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.