Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы становления и развития международных финансов





 

К основным факторам становления и развития международных финансов можно отнести:

во-первых, возникновение мировых рынков, особенно товарных;

во-вторых, международное разделение труда;

в-третьих, интернационализацию и глобализацию экономических связей;

в-четвертых, усиление интеграционных процессов в политической и социальной сферах.

Объективной основой становления и развития международных финансов есть закономерности международного кругооборота функционирующего капитала, на одном полюсе которого возникают временно свободные средства, на второму — постоянно появляется спрос на них.

 

Выделяют несколько составных мировых финансов. Это:

· мировой финансовый рынок;

· международное банковское дело;

· международные портфельные инвестиции;

· финансы транснациональных корпораций.

Названные четыре составных мировых финансов объединяет, в сущности, мировая финансовая среда. Ведь именно в финансовой среде функционируют перечисленные составу и между ними существует финансовая связь. Эту структуру международных финансов предложили американские специалисты Максимо В. Енг, Френсис А. Лес, Лоуренс Дж. Мауер.



Мировая финансовая среда —это среда, которую определяет условия роста мирового финансового рынка и влияет на решение, которые принимаются руководителями банков, руководителями финансов корпораций и инвесторами.

Развитие мировой финансовой среды тесно связанный с изменениями в мировой экономической среде.Изменения, которые происходят в последнему, заметно влияют как на формирование, так и на функционирование мировой финансовой среды.

Вдоль послевоенных лет формирования структуры мировой экономики было обозначено

Основные изменения в экономической среде ХХ ст. и начала ХХІ ст. можно характеризовать через четыре главные структурные тенденции.

Во-первых, состоялись изменения в отношениях между промышленно развитыми странами и сырьевыми странами. Эти изменения можно поделить на три основных этапа.

1914 г. — 1950-начало х лет — восстановление мировых хозяйственных связей, которые фактически было свернуто во время двух мировых войн, революций, гражданских войн, экономического 30-кризиса х лет. Свыше сорока лет понадобилось для того, чтобы объемы мировой торговли и движения факторов производства достигли уровня 1913 г. Это период доминирования двух сил - СССР и США.



1950— 1970-те года — усиление интеграционных процессов, появление группировок ЕС, СЕВ, НЕФТЬ, развитие ТНК, быстрое перемещение частного капитала, технологий трудовых ресурсов. Укрепление позиций социалистических стран и стран «третьего мира» в мировой экономике. Высокие темпы экономического роста в таких странах, как Южная Корея, Сингапур, Тайвань, и преобразование их на развитые страны. Образование трех полюсов внутри развитых стран: Европейский Союз (20 % мирового ВВП за паритетом покупательной способности), НЕФТЬ (24 %) и Япония (7 %).

1980— 1990-те года — значительные изменения в развитии отдельных групп стран: бывшие социалистические страны начали рыночную перестройку, тогда как в наиболее развитых странах заметными стали признаки постиндустриального общества. В конце 1980-х лет определяющий прорыв осуществила главная страна с переходной экономикой — Китай. Его доля в мировому ВВП превысила 10 %. С 90-конца х лет Китай - вторая за экономическим могуществом государство мира и лидер Азиатско-Тихоокеанского региона.

Во-вторых, переход промышленно развитых стран от трудоемкого до наукоемкого производства. Автоматизация и компьютеризация производства в этих странах обусловила рост спроса на высококвалифицированных и просвещенных работников, увеличился уровень занятости «белых воротничков» в отличие от «синих воротничков». Инвестирование в «человеческий капитал», т.е. в способности и трудовые привычки, которые приносят доход, стало фактором повышения производительности работы и конкурентоспособности.



В-третьих, рост трансграничных финансовых потоков, которое происходит значительно высшими темпами, чем рост международной торговли. Так, ежедневное обращение валюты с 80-х к 90-х лет ХХ ст. возрос: в Лондоне с 90 млрд до 303 млрд долл.; в Нью-Йорке — с 50 млрд до 192 млрд долл.; в Токио с 48 млрд до 128 млрд долл. Мировой экспорт представлял в 1981 г. 2000 млрд долл. и 3447 млрд долл. в 1991 г.

Если с 1982 до 2002 г. ежегодный прирост мирового ВВП составлял 3,47 %, мировой торговли — 6,02 %, то прирост выпуска облигационных займов возрастал в среднем на 64,6 % ежегодно, а накопленный объем исходных прямых иностранных инвестиций увеличивался в среднем на 44 % каждый год. Итак, на каждые 10 % рост мирового производства приходится около 17 % увеличение объема мировой торговли, 186 % прироста облигационных займов и 126 % накопленного объема прямых иностранных инвестиций.

В-четвертых,возникновение и усиление роли транснациональных корпораций в развитии мирового хозяйства. В конце XX ст. количество материнских компаний ТНК составляла близко 64 тыс., а их филиалов в разных странах мира — около 870 тыс. На них приходилось около 25 % общемирового объема производства и две трети объема мировой торговли. Валовой продукт иностранных филиалов ТНК возрос с 1982 до 2002 г. в 5,4 раза, общие активы — в 12,7 раза. К группе ТНК принадлежат и транснациональные банки (ТНБ), которые имеют разветвленную сеть подразделов за границей.

 

Т.О. Особенность международных финансов в отличие от государст­венных финансов, а также финансов фирм и финансов домохозяйст­ва заключается в том, что они представлены множеством субъектов, т. е. изначально это многосубъектная категория. Это означает, что нет единого международного фонда денежных средств, сосредоточен­ного в конкретном месте и являющегося собственностью конкретно­го субъекта мировой экономики.

Финансовые ресурсы мира находят­ся преимущественно в обращении, образуя мировой финансовый ры­нок (МФР).

Общая структура мировых финансовых ресурсов представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура мировых финансов

Как следует из схемы, не все элементы финансовых ресурсов мира обращаются на МФР. Так,финансовая помощьпредоставляет­ся хотя и с учетом положения ее реципиентов на нем, однако не по законам спроса и предложения, а при соблюдении реципиентами оп­ределенных экономических условий.

Что касается золотовалютных резервов (ЗВР), то они лишь в отдельных случаях обращались на МФР, когда того требовало особо сложное финансовое положение их владельцев. Однако в последнее время центральные банки ряда стран приступили к сбросу части своих золотых активов, поскольку ключевая роль в стабилизации национальных валют все больше пе­реходит к иным финансовым инструментам.

Анализ рис. 1 показывает, что в составе международных финан­сов можно выделить публичныеичастные финансы.

 

Система международных финансовых отношений составляется между разными субъектами. Субъектами международных финансов есть:

· государство;

· международные организации;

· юридические лица, среди которых особое место занимают:

· транснациональные корпорации;

· транснациональные банки;

· финансово-кредитные организации;

· биржи;

· физический лица.

Субъекты системымеждународных финансов из позиций конкретного государства делятся на резидентов и нерезидентов.

Систему международных финансов формирует множество денежных отношений, которые возникают между субъектами по поводу платежей: за товары и услуги; предоставление и погашение кредитных обязательств; открытие и обслуживание валютных счетов; предоставление гарантий; страхование рисков; выполнение договоров страхования; относительно оплаты труда; осуществление международных банковских, почтовых и наличных денежных переводов; уплаты налогов и выполнение определенных обязательств, которые вытекают из правил государственного регулирования международных финансовых отношений; уплаты (получение) контрибуций и репараций; по поводу денежных взносов в международные организации; получение субсидий.
Характеристика субъектов международных финансов.

Государство — это основной субъект, который действует в сфере международных финансов и в лице государственных органов (Кабинет Министров, Министерство финансов, Министерство иностранных дел и др.) и через официальных должностных лица (президент, премьер-министр) имеет право осуществлять такие виды деятельности: принимать участие в международных экономических и финансовых конференциях, в деятельности международных организаций, заключать межгосударственные договоры относительно экспорта-импорта товаров и услуг, а также клирингу, платежное и валютное соглашения, межгосударственные соглашения аренды подвижного и недвижимого имущества, ипотеки, кредитование, займов, инвестирование, финансирование; осуществлять операции с золотом и драгоценными металлами, эмитировать государственные казначейские обязательства, ценные бумаги; обеспечивать финансовыми и другими гарантиями операции разных юридических и других лиц; предоставлять бесплатную финансовую помощь. Основными критериями характеристики суверенного государства, которое действует в сфере международных финансов, есть: правосубъектность, т.е. способность вступать в отношения с другими субъектами; иммунитет, который выходит из принципа суверенного равенства (т.е. равный над равными власти не имеет); наследственность, которая состоит в переходе прав и обязанностей вследствие изменения одной формы государственной власти другой.

Центральные банки — это органы государственного регулирования экономики, которым предоставлено право монопольного выпуска банкнот, регулирование денежного обращения, кредита и валютного курса, хранение золотовалютных резервов. Центральный банк является агентом правительства при обслуживании государственного бюджета. С точки зрения собственности на капитал центральные банки можно поделить на государственные (например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), капитал которых принадлежит государству, акционерные (например, ФРС США) и смешанные (например, Банк Японии — только 55 % уставного капитала принадлежит государству).
Основной задачам центрального банка являются сохранения стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Практически во всех странах есть законодательные акты, которые определяют полномочие центрального банка и регламентируют его деятельность. Центральный банк, как правило, подчиняется парламента.

Международные финансовые учреждения выполняют такие задачи:
объединение усилий мирового общества с целью стабилизации международных финансов и мировой экономики;
осуществление межгосударственного валютного и кредитно-финансового регулирования;
общая разработка и координирования стратегии и тактики мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Рядом с государствами, центральными банками и международными валютно-кредитными и финансовыми организациями все более активную роль в развитии международных финансов сыграют такие субъекты, как транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ).

 

По мотивам и целям участия на рынке различают хеджеров, спе­кулянтов, трейдеров и арбитражеров.

Хеджеры проводят так называемые операции хеджирования, предназначенные для защиты валютной выручки от валютно-курсового риска. Для этих целей они используют инструменты рынка деривативов для страхования риска трансферта, присущего финансо­вым инструментам, для страхования своих активов или конкретных сделок на краткосрочном рынке (т. е. рынке «спот», где сделки за­вершаются в течение двух банковских дней).

Спекулянтызаключают сделки исключительно с целью зарабо­тать на благоприятном движении курсов, и поэтому у них нет наме­рения страховать свои операции.

Деятельность трейдеровсвязана с использованием колебаний курса по одному или нескольким контрактам и, по сути, противопо­ложна действиям хеджеров,

Арбитражерыосуществляют финансовые операции на одном рынке с одновременным проведением противоположной операции на другом в целях извлечения прибыли на разнице курсов на разных рынках и в разные периоды. Арбитражеры рискуют меньше спеку­лянтов.

По типам эмитентов и их характеристикам предлагается следую­щая градация участников МФР: а) международные и межнацио­нальные агентства; б) национальные правительства и суверенные заемщики; в) провинциальные и региональные правительства (мест­ная администрация); г) муниципальные правительства (муниципа­литеты); д) квазиправительственные эмитенты; (е) корпорации, бан­ки и другие организации.

К числу международных агентств относятся Мировой банк, Меж­дународный банк реконструкции и развития, Европейский банк ре­конструкции и развития и др. Среди элементов субнационального уровня выделяются правительства германских земель, провинций Канады, штатов Австралии, городов Нью-Йорка, Москвы и Санкт-Петербурга и др.

Среди участников МФР по типу инвесторов выделяют две ос­новные их группы — частные и институциональные.

Частные инве­сторы — это физические лица (иногда их именуют конечными или розничными инвесторами). Как правило, они стремятся к диверси­фикации своих сбережений или увеличению процентного дохода пу­тем приобретения различных финансовых активов.

Институциональ­ные инвесторы — это профессиональные участники финансовых рын­ков (или финансовые посредники принципалов).

 

Каналы движения международных финансов:

• валютные операции;

• валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров (в том числе золота);

• операции с ценными бумагами и разнообразными финансовыми инструментами;

• зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;

• перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи бедным странам и взносов государств в международные организации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.