Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Б. 1.1.1 ИСТОРИЯ
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 38. 03. 03 Управление персоналом
профиль «Управление персоналом организации»
Нижний Тагил
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры социально-экономических и гуманитарных наук
Зав. кафедрой: Н.Ю. Мочалова
Программа обсуждена и утверждена на заседании Ученого совета (протокол № от 2014 г.)
Председатель совета:
Составитель: Мезенцев В.Ф., к.и.н., доцент
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «История» составлена в соответствии с учебным планом подготовки бакалавра по направлению 38. 03. 03 Управление персоналом профиль «Управление персоналом организации», разработанного на основании государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования и науки РФ 20 г., №
При разработке программы в качестве рекомендательного материала использована примерная программа учебной дисциплины «История», разработанная на кафедре истории РГПУ им. А. И. Герцена (составители М. Н. Барышников, Т. В. Николаева, Д. С. Федотьев, СПб, 2010).
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «История» включена в базовую часть дисциплин основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 38. 03. 03 Управление персоналом профиль «Управление персоналом организации». Она занимает важное место в формировании его общенаучных, социально-личностных и общекультурных компетенций. История как общественная наука тесно связана со всеми учебными дисциплинами, входящими в цикл базовых и вариативных дисциплин, но более тесные междисциплинарные связи должны быть установлены с такими дисциплинами, как философия, правоведение, политология, культурология, экономика, история и культура Урала.
Цель дисциплины:формирование и развитие у студентов общекультурных компетенций посредством углубленного изучения истории России в контексте мировой истории.
Задачи дисциплины:
Ø сформировать у студента политическое и экономического мышление посредством освоения базовых фактических исторических сведений;
Ø познакомить с достижениями страны в сферах образования, науки, художественной культуры;
Ø познакомить с достижениями и с просчетами в политике мирового сообщества в средние века, в новое время и новейшее время;
Ø сформировать у молодых людей толерантность к людям разных этносов, религиозных конфессий, а так же неприятие к насилию во внутренней и внешней политике государств.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:
– способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Ø основные закономерности взаимодействия человека и общества;
Ø основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;
Ø особенности современного экономического развития России и мира.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Ø использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на русском и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности;
Ø применять исторические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплиныбакалаврдолженвладеть:технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных знаний.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
1. Содержание учебного материала позволяет определить место отечественной истории в мировом историческом процессе в раннее, классическое, позднее Средневековье, в новое и новейшее время. Такой подход позволяет раскрывать историю возникновения и развития Российского государства вплоть до сегодняшнего дня, с одной стороны, как историю «диалога культур» между различными странами и цивилизациями, другой стороны, как «конфликта культур», вплоть до военного противостояния между государствами.
2. В содержании курса реализуется системное представление о развитии Российского государства и мирового сообщества. Такой подход позволяет сформировать представление об обществе как сложной динамической системе, в которой все ее элементы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Нарушение этой взаимосвязи приводит к системным кризисам и крупным социальным конфликтам, как в национальном, так и мировом масштабах.
3. В основу содержания дисциплины заложен плюралистический характер оценок наиболее значимых исторических событий в науке. Такой подход позволяет формировать готовность принимать иное мнение, другое восприятие, что способствует развитию в обществе идейного и политического плюрализма. В процессе практической работы на семинаре студенты овладевают умениями вести полемику, дискуссию по социально-политическим проблемам истории России и мира.
4. Программа составлена на основе работ современных отечественных историков. Студенты знакомятся с трактовкой исторического развития России, представленной в новейшей учебной литературе, созданной авторами с учетом утвердившихся в мировой науке методологических подходов.
5.Программа курса предлагает сосредоточиться на ключевых моментах истории России, выявляющих присутствие в ней общемировых тенденций, национально-государственной и этнокультурной специфики. Наибольшее внимание уделяется вопросам российской государственности как системообразующего фактора; рассматривается влияние внутренних и внешних причин на развитие процесса становления государства. Вторым смысловым стержнем курса является проблема взаимоотношений государства и общества на различных этапах истории. Третий важнейший компонент – анализ культурных особенностей России в их единстве и многообразии.
6.Содержание курса распределяется между лекционной и практической частями на основе принципа дополнительности: практические занятия конкретизируют и дополняют лекционный материал, не дублируя его. Практические занятия призваны содействовать выработке основных умений и компетенций бакалавра. Они дают возможность освоить основные принципы работы с разнообразными источниками, в том числе касающимися местной истории. Приобретенные умения и компетенции могут быть использованы в дальнейшей педагогической деятельности.
Учебно-тематический план занятий для дневного отделения
Время изучения дисциплины – 1 семестр
Трудоемкость – 3 з.е. – 108 часов
Число часов в неделю (18 недель) – 2 часа
Аудиторные занятия – 32 часа.
Лекции – 12 час.
Практические занятия – 20 час.
Самостоятельная работа – 76 часов.
Форма отчетности – экзамен (36 часов)
№
|
Название раздела, темы
| Распределение часов
|
Трудо-ем-кость
|
Аудит
занят.
| Из них
|
Самостоят. работа
| Лек-ции
| Семин.
|
|
|
|
|
|
|
| 1 семестр
| Раздел 1. История Отечества с древности до конца XVII в.
| 1.
| Введение. История как наука. Современное развитие историографии.
|
|
|
|
| Включена в часы, отведенные на подготовку к семинарам.
| 2.
| Восточные славяне в VI–IX вв.
|
|
|
|
|
| 3.
| Становление древнерусского государства Киевской Руси в IX-XI вв.
|
|
|
|
|
| 4.
| Русь в XI – первой трети XII в.
|
|
|
|
|
| 5.
| Культура и быт Древней Руси.
|
|
|
|
|
| 6.
| Русские земли и княжества в XII – первой половине XIII в.
|
|
|
|
|
| 7.
| Борьба Руси с внешней опасностью в XIII в.
|
|
|
|
|
| 8.
| Образование Российского централизованного государства.
|
|
|
|
|
| 9.
| Русская культура в XIV–XV вв.
|
|
|
|
|
| 10.
| Российское государство в XVI в.
|
|
|
|
|
| 11.
| Внешняя политика Ивана IV.
|
|
|
|
|
| 12.
| Культура и быт Московской Руси в XVI в.
|
|
|
|
|
| 13.
| Россия в XVII в.
|
|
|
|
|
| 14.
| Русское государство в системе международных отношений в XVII в.
|
|
|
|
|
| 15.
| Русская культура и быт в XVII в.
|
|
|
|
|
| 16.
| Всего:
|
|
|
|
|
|
| 17.
| Россия на рубеже XVII – первой половине XVIII в.
|
|
|
|
|
| 18.
| Россия во второй половине XVIII в.
|
|
|
|
|
| 19.
| Русская культура середины – второй половины XVIII в.
|
|
|
|
| Включена в часы, отведенные на подготовку к семинарам.
| 20.
| Россия в первой половине XIX в.: общая характеристика.
|
|
|
|
|
| 21.
| Внутренняя политика царизма в первой половине XIX в.
|
|
|
|
|
| 22.
| Внешняя политика царизма в первой половине XIX в.
|
|
|
|
|
| 23.
| Общественно-политическая мысль и общественное движение первой половины XIX в.
|
|
|
|
| Включена в часы, отведенные на подготовку к семинарам.
| 24.
| Россия на пути буржуазной модернизации во второй половине XIX в.
|
|
|
|
| Включена в часы, отведенные на подготовку к семинарам.
| 25.
| Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.
|
|
|
|
| Включена в часы, отведенные на подготовку к семинарам.
| 26.
| Общественное движение во второй половине XIX в.
|
|
|
|
|
| 27.
| Внешняя политика России во второй половине XIX в.
|
|
|
|
| Включена в часы, отведенные на подготовку к семинарам.
| 28.
| Культура России во второй половине XIX в.
|
|
|
|
|
| 29.
| Всего:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 30.
| 31.
| Первая революция в России 1905– 1907 гг.
|
|
|
|
| Включена в часы, отведенные на подготовку к семинарам.
| 32.
| Россия в 1907–1914 гг.
|
|
|
|
|
| 33.
| Внешняя политика России (к. XIX в. – 1917 г.)
|
|
|
|
|
| 34.
| Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю.
|
|
|
|
| Включена в часы, отведенные на подготовку к семинарам.
| 35.
| Гражданская война и интервенция в России.
|
|
|
|
|
| 36.
| Советское государство в период НЭП (1921 – к. 20-х гг.).
|
|
|
|
|
| 37.
| Советский Союз в 30-е гг.
|
|
|
|
|
| 38.
| Международные отношения и внешняя политика СССР в 1920–30-е гг.
|
|
|
|
|
| 39.
| Советская культура в 1920–30-е гг.
|
|
|
|
|
| 40.
| Советский Союз во второй мировой войне.
|
|
|
|
|
| 41.
| СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).
|
|
|
|
|
| 42.
| СССР в первое послевоенное десятилетие (1945–1955 гг.).
|
|
|
|
|
| 43.
| Советское общество в период хрущевских реформ (вторая половина 50-х – первая половина 60-х гг.).
|
|
|
|
|
| 44.
| СССР в середине 60-х – первой половине 80-х гг.
|
|
|
|
|
| 45.
| СССР в период перестройки (1985 – 1991 гг.
|
|
|
|
|
| 46.
| Россия в 90-е гг. – начале XXI в.
|
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
| Всего в учебном году:
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
|
|
|
| 36 часов
3 зач. ед..
|
Содержание курса
Раздел 1.
Введение. История как наука.Современное развитие историографии. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Восточные славяне в VII–IX вв.: происхождение, расселение, занятия, быт, верования. Соседи: Волжская Болгария, Хазария, Византия. «Путь из варяг в греки». Походы на Византию. Общественный строй. Князь и дружина. Соседская община. Город. Ремесло и торговля. Внутренние и внешние факторы, подготовившие возникновение государственности у восточных славян.
Становление древнерусского государства Киевская Русь в IX– первой трети XII в.Становление древнерусского государства Киевской Руси в IX – начале XI вв. Социально-экономическое развитие. Складывание феодальных отношений. Соотношение их с другими укладами экономики. Раннефеодальная монархия Рюриковичей. «Норманнская теория», ее политический смысл. Организация управления. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Реформы Владимира Святославовича по укреплению русской государственности.
Русь в XI – первой трети XII в.Расцвет Киевской державы при Владимире I и Ярославе Мудром. Завершение объединения восточного славянства вокруг Киева. Оборона границ. Распространение христианства на Руси. Принятие христианства как государственной религии. Политические, социально-экономические, этнические, культурные последствия крещения Руси. Русская церковь и ее роль в жизни Киевской державы. Христианство и язычество. Распространение ислама. «Русская правда». Утверждение феодальных отношений. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Окончательный распад Киевской державы в 30-е гг. XII в.
Культура и быт Древней Руси.Характер и особенности культурного развития в средневековье. Культурное наследие восточных славян. Устное народное творчество. Былины. Происхождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Начало летописания. «Повесть временных лет». Литература. Образование в Киевской Руси. Берестяные грамоты. Архитектура. Живопись (фрески, мозаики, иконописание). Культура Руси как фактор складывания древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII – первой половине XIII в.Экономические и политические причины феодальной раздробленности Руси. Феодальное землевладение. Развитие городов. Княжеская власть и боярство. Политический строй в различных русских землях и княжествах. Крупнейшие политические образования на территории Руси. Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское княжества, Новгородская боярская республика. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие княжеств и земель накануне монгольского вторжения. Перемещение центра русской политической жизни во Владимир. Международное положение русских земель.
Борьба Руси с внешней опасностью в XIII в.Образование Монгольского государства. Чингисхан и объединение монгольских племен. Завоевание монголами земель соседних народов, северо-восточного Китая, Кореи, Средней Азии. Вторжение в Закавказье и половецкие степи. Битва на реке Калке. Походы Батыя. Разгром Волжской Болгарии. Покорение народов степи. Нашествие на Северо-Восточную Русь. Разгром Южной и Юго-Западной Руси. Походы Батыя в Центральную и Южную Европу. Образование Золотой Орды. Агрессия немецких феодалов в Прибалтике. Орден меченосцев, покорение ливов и эстов. Тевтонский орден в Пруссии. Объединение тевтонов с меченосцами. Ливонский орден. Разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище. Александр Невский. Борьба Руси за независимость и ее историческое значение.
Образование Российского централизованного государства. Политическая карта Восточной Европы после монгольского нашествия. Княжеская власть и Орда. Система управления завоеванными землями. Великое княжество Владимирское и Золотая Орда. Политические линии по отношению к Орде русских князей. Борьба русского народа против Золотой Орды. Последствия монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига для дальнейшего развития нашей страны. Возвышение Москвы. Политика первых московских князей. Иван Калита. Дмитрий Донской. Русь и Литва. Куликовская битва, ее историческое значение. Церковь и государство. Митрополит Алексей, Сергий Радонежский. Завершение объединения русских земель в конце XV – начале XVI в. Особенности образования Российского государства. Правление Ивана III и Василия III. Рост международного авторитета Российского государства.
Русская культура в XIV–XV вв.Восстановление экономики и подъем русской культуры в конце XIII в. Москва – центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Летописание. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Строительство Московского Кремля. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Российское государство в XVI в.Внутренняя политика Ивана IV.Территория и население. Упрочение господства феодальной экономики. Развитие поместной системы. Расширение торговых связей. Ремесло. Реформы середины XVI в. Создание органов власти сословно-представительной монархии. Политические и социальные причины введения опричнины. Усиление личной власти царя.
Внешняя политика Ивана IV.Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав Российского государства. Народы Приуралья и Западной Сибири в составе Сибирского ханства. Русские землепроходцы и освоение Сибири. Строгановы. Поход Ермака. Прогрессивный характер присоединения Сибири к России Освоение Дикого поля и отношения с Крымским ханством. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война, ее основные этапы. Разгром Ливонского ордена. Включение в войну Литвы, Польши, Швеции. Образование Речи Посполитой.
Культура и быт Московской Руси в XVI в.Общий подъем русской культуры, его причины и проявления. Крупнейшие летописные своды. Хронографы. Общественно-политическая мысль: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Исторические повести. Житийная литература. Иван Федоров и начало книгопечатания. Архитектура. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой». Культура XIV–XVI вв. как один из факторов складывания великорусской народности.
Раздел 2.
Россия в XVII веке.Россия на рубеже XVI–XVII вв. и ее цивилизационное своеобразие.Россия и средневековые государства Европы и Азии, специфика формирования единого российского государства. Смутное время. Связь событий «смутного времени» с эпохой Ивана Грозного. Установление патриаршества. Борис Годунов и его политика. Международное положение России. Усиление шляхетско-католической экспансии. Борьба с иноземными захватчиками. Земский собор 1613 г. Воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Ликвидация последствий смуты. Деулинское соглашение с Речью Посполитой. Столбовский мир со Швецией. Значение героической борьбы народов России за сохранение независимости страны.
Территория и население. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Освоение Сибири и Дикого поля. Восстановление экономики после «смутного времени». Возрастание роли дворянства и городской верхушки в жизни страны. Юридическое оформление системы крепостного права. «Соборное уложение» 1649 г. Городские восстания середины века и прикрепление к городам посадских людей. Новые черты в хозяйственной жизни страны. Рост общественного разделения труда и его специализации. Мелкотоварное производство. Возникновение первых мануфактур. Усиление самодержавной власти царя. Алексей Михайлович. Рост политического влияния и притязаний церкви. Реформы Никона, их значение и восприятие обществом. Церковный раскол. Становление абсолютизма – определяющая тенденция развития политического строя России во второй половине XVII в.Народные движения в XVII в. «Бунташный век». Причины массовых народных выступлений в XVII в. Городские восстания 1648–1650 гг. «Медный бунт» 1662 г. Раскол как проявление социального протеста. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Русское государство в системе международных отношений в XVII в.Борьба за ликвидацию последствий Смуты во внешней политике. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Русско-польская война 1654–67 гг. Андрусовское перемирие и Вечный мир с Польшей. Историческая оценка воссоединения Украины и России. Русско-шведская война 1656–1661 гг. Кардисский мир. Русско-турецкая война 1677–1681 гг. Бахчисарайский мир. Русское освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока. Хозяйство, культура, общественный строй народов Сибири и Дальнего Востока, вошедших в состав России. Значение присоединения Сибири. Нерчинский договор с Китаем. Итоги внешней политики России в XVII в.
Русская культура и быт в XVII в.Усиление светских и демократических элементов, начало «обмирщения» культуры. Расширение связей с культурой Западной Европы. Начало разрушения средневекового религиозного мировоззрения. Распространение грамотности и просвещения. Создание частных школ (Ф. М. Ртищев). Славяно-греко-латинская академия. Накопление и распространение научных знаний (математика, медицина, астрономия, география, история). Развитие техники. Новые явления в литературе. Последние летописи. Появление вымышленного героя. Сатирические повести. Бытовые повести. Поэзия Симеона Полоцкого. Переводная литература. Биографические повести: «Житие» протопопа Аввакума. Новое и традиционное в архитектуре. Светские здания и посадские храмы Москвы, Ярославля, Ростова Великого. «Московское барокко». Деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском). Новые черты и формы национального стиля живописи. Симон Ушаков. Парсуна. Строгановская школа иконописи. Традиционность и новшества в российском быту.
Россия на рубеже XVII – первой половине XVIII в. Россия в первой четверти XVIII в. Становление империи. Начало единодержавного правления Петра I. Азовские походы, их итоги. «Великое посольство». Северная война. Ништадтский мир. Провозглашение России империей. Каспийский поход. Средства, характер и результаты внедрения форм западной культуры и просвещения в русскую жизнь. Значение культурного переворота петровской эпохи. Эпоха дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства при Елизавете Петровне. Развитие экономики и культуры. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. Внешняя политика. Война с Речью Посполитой (1733–1735), Османской империей (1735–1739) и Швецией (1741–1743). Присоединение Казахстана. Участие России в Семилетней войне.
Россия во второй половине XVIII в. «Золотой век русского дворянства». «Просвещенный абсолютизм» Екатерины Великой. Законодательство первых лет царствования. Экономическая политика Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам (1785 г.), их содержание и значение. Внешняя политика Екатерины II. Георгиевский трактат и протекторат России над Восточной Грузией. Русско-турецкие войны 1768–1774 и 1787–1791 гг. Присоединение Северного Причерноморья и Крыма. Участие России в разделах Польши. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Образование США и Россия. Декларация о вооруженном нейтралитете. Россия и революционная Франция. Выдающиеся русские полководцы П. А Румянцев, А. Г. Орлов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Внешняя политика России в конце XVIII в. Покровительство Мальте. Участие России в антифранцузской коалиции.
Русская культура середины – второй половины XVIII в.«Век просвещения». Сословный характер образования. Шляхетские корпуса. Деятельность Академии наук. Академические экспедиции. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Открытие Академии художеств, Горного института. Формирование русской интеллигенции. Просветительство. Н. И. Новиков. А. Н.Радищев и становление революционной традиции в русской философии и общественной мысли. Развитие естественных и технических наук. Русские изобретатели: И. И. Ползунов, К. Д. Фролов, И. П. Кулибин. Комплексные географические экспедиции Н. И. Лепехин и др. Вольное экономическое общество. А. Т. Болотов, М. Д. Чулков. Исторические труды В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова, И. Н. Болтина. Начало публикации исторических источников. Школьная реформа 1780-х гг. Создание системы общеобразовательной школы. Начало женского образования. Литература и журналистика. В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин. Возникновение русского профессионального театра. Ф. Г. Волков. Крепостной театр. Барокко и классицизм в русском искусстве XVIII в. Архитектура: Б. Б. Растрелли, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Живопись: А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Скульптура: Ф. И. Шубин, Э. Фальконе, М. И. Козловский, И. П. Мартос. Музыка: Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь горожан и крестьян. Итоги развития культуры в XVIII в. и ее значение.
Россия в первой половине XIX века. Социально-экономическое развитие.Административно-территориальное деление. Социальная структура населения. Хозяйственная специализация районов страны и развитие внутреннего рынка. Разложение феодально-крепостнической системы. Развитие промышленности. Становление капиталистических отношений. Крепостная и капиталистическая мануфактура. Рост вольнонаемного труда. Промышленный переворот: сущность, предпосылки, хронология. Развитие водных и шоссейных путей сообщения. Начало железнодорожного строительства. Внешняя торговля. Вхождение России в мировой рынок.
Внутренняя политика царизма в первой половине XIX в. Дворцовый переворот 1801 г. и восшествие на престол Александра I. Эпоха либеральных преобразований. Государственная деятельность М. М. Сперанского и его план государственных преобразований. Создание Государственного совета. Отношение к правительственным реформам дворянства и сановной бюрократии. Записка Н. М. Карамзина «О древней и новой России». Внутреннее положение страны в 1815–1825 гг. Усиление консервативных настроений в русском обществе. А. А. Аракчеев и «аракчеевщина». Внутренняя политика царизма во второй четверти XIX в.Начало царствования Николая I. Характеристика правления. Политическая программа Николая I. Укрепление самодержавной власти.
Внешняя политика царизма в первой половине XIX в.Международная обстановка на рубеже XVIII–XIX вв. Англо-французский конфликт как главное противоречие эпохи. Международное положение России. Первые дипломатические шаги правительства Александра I. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мирный договор. Континентальная блокада и ее последствия для России. Русско-иранская война 1804–1813 гг. Русско-турецкая война 1806–1812 гг. Присоединение к России Грузии и Северного Азербайджана. Русско-шведская война 1808–1809 гг. Присоединение Финляндии. Отношения с наполеоновской Францией в 1808–1812 гг. Отечественная война 1812 г. Итоги и значение войны. Заграничные походы 1813–1814 гг. Роль России в освобождении западноевропейских народов от наполеоновского гнета. Венский конгресс и образование Венской системы европейских государств. Основные направления внешней политики во второй четверти XIX в. . Восточный вопрос. Греческое восстание. Роль России в освобождении Греции. Русско-турецкая война 1828–1829 гг. Присоединение Северного Кавказа и Закавказья к России. Противоречия с Турцией и Ираном в кавказском регионе. Кавказская война, ее причины, ход и завершение. Шамиль и мюридизм. Проблема проливов во внешней политике России 30-40-х годов XIX в. Россия и революции 1830 и 1848 гг. в Европе. Интервенция в Венгрию в 1849 г. Крымская война: причины, периоды, основные военные действия на Балканах и в Закавказье. Синопская битва. Вступление в войну Англии и Франции. Позиция Австрии и Пруссии. Сражение на реке Альме. А. С. Меншиков. Оборона Севастополя. В. А. Корнилов. П. С. Нахимов. В. И. Истомин. Э. И. Тотлебен. Поражение России в войне. Парижский мир 1856 г. Международные и внутренние последствия войны.
Общественное движение и общественно-политическая мысль России первой половины XIX в.Движение декабристов. Идейная жизнь русского общества после подавления восстания декабристов. Формирование правительственной идеологии. Теория «официальной народности». С. С. Уваров, М. П. Погодин. Идейные искания в русском обществе. Кружок Н. В. Станкевича и немецкая идеалистическая философия. Кружок А. И. Герцена и утопический социализм. «Философические письма» П. Я. Чаадаева. Западники – Т. Н. Грановский, П. В. Анненков, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин. Славянофил – И. В. и П. В.Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков. М. В. Буташевич-Петрашевский и его кружок. Теория «русского социализма» – В. Г. Белинский. А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Русская журналистика 30–40-х гг. XIX в. – «Северная пчела», «Москвитянин», «Отечественные записки», «Современник».
Россия на пути буржуазной модернизации во второй половине XIX в.Эпоха великих реформ. Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 60–70-х гг. Крестьянская реформа, ее подготовка. Положения и Манифест 19 февраля 1861 г. С. С. Ланской. Н. А. и Д. А. Милютины. Я. И. Ростовцев. М. Х. Рейтерн. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Финансовые реформы. Военные реформы. Реформы в области просвещения и печати. Итоги правительственной политики 60–70-х гг. Значение буржуазных реформ. Правительственный курс последних лет Александра II. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова.Убийство Александра II.Александр III и его политические убеждения.Манифест о «незыблемости самодержавия» (1881 г.). Политика контрреформ. Цензура и просвещение. Итоги и значение контрреформ.
Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.Развитие промышленности. Технический прогресс. Крупная промышленность: ее отрасли, размещение. Возникновение новых промышленных районов. Формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Город в пореформенной России. Промышленный подъем 90-х гг.
Общественное движение в России во второй половине XIX в.Реформа 1861 г. и отношение к ней русского общества. Крестьянские выступления. «Земля и воля» 60-х гг. Прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» Н. Г. Чернышевского, «К молодому поколению» Н. В. Шелгунова, «Молодая Россия» П. Г. Заичневского. Д. И. Писарев и «нигилизм». Кружки Н. А. Ишутина и С. Г. Нечаева. Покушение Д. В. Каракозова на Александра II. Создание Русской секции I Интернационала. Революционное народническое движение 70-х – начала 80-х гг. Идеология народничества. М. А. Бакунин. П. Л. Лавров. П. Н. Ткачев. Народнические организации начала 70-х гг. «Хождения в народ». «Земля и воля» 70-х гг. и ее раскол. «Народная воля» и «Черный передел». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Начало рабочего движения в России. Стачечная борьба. Первые рабочие организации. Возникновение рабочего вопроса. Распространение идей марксизма в России. Г. В. Плеханов. Группа «Освобождение труда» (1883–1903). Возникновение российской социал-демократии. Марксистские кружки и группы 80-х гг. XIX в. Начало революционной деятельности В. И. Ленина. Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Внешняя политика России во второй половине XIX в.Международное положение России после Крымской войны. Изменение внешнеполитической программы страны. А. М. Горчаков. Основные направления внешней политики России. «Союз трех императоров». Россия и восточный кризис 70-х гг. Цели политики России в восточном вопросе. Положение славянских народов в составе Османской империи и национально-освободительное движение на Балканах. Политика России и других великих держав в 1875–1877 гг. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.: причины, планы и силы сторон, ход военных действий на Балканском и Кавказском театрах военных действий. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и его решения. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. Внешняя политика России в 80–90-е гг. Складывание новой расстановки сил на международной арене. Возобновление «Союза трех императоров» (1881 г.). Образование Тройственного союза (1882 г.). Ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Заключение русско-французского союза (1891–1894). Присоединение Средней Азии к России. Социально-экономический и политический строй среднеазиатских ханств в XIX в. Русско-английское соперничество в Средней Азии. Русско-английские соглашения. Противоречия в этом регионе. Организация военно-административного управления Средней Азией. Значение присоединения Средней Азии к России.
Культура России во второй половине XIX в.Условия развития русской культуры второй половины XIX в.Связьрусской культуры с общественным движением пореформенного периода. Развитие образования. Подъем российской науки. Выдающиеся русские ученые второй половины XIX в. Расцвет русской литературы. Ф. М. Достоевский. Л. Н. Толстой. Кризис академического направления в искусстве. Новые черты в музыке и живописи. Развитие русского театра.
Раздел 3.
Россия в начале XX в. Роль ХХ столетия в мировой истории, глобализация общественных процессов, проблема экономического роста и модернизации в России. Административно-территориальное деление России. Население страны. Социальная структура. Общая характеристика российской промышленности. Российский монополистический капитализм и его особенности. Сельское хозяйство. Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране на рубеже XIX–XX вв. Сущность и особенности революционной ситуации в России. Рост забастовочного движения. Крестьянские волнения. Движение демократической интеллигенции и студенчества. Образование партии эсеров. Российская либеральная интеллигенция в условиях развивающегося кризиса. «Искра». II съезд РСДРП. Возникновение меньшевизма и большевизма как идейных течений российской социал-демократии. Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. «Полицейский социализм» – «зубатовщина», «гапоновщина». Политика п
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|