Сделай Сам Свою Работу на 5

Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях.





Обеспечению безопасности пациентов препятствуют несколько проблем, которые для краткости можно обозначить так: чистота рук медицинского персонала, стерилизация инструментов, предупреждение падения пациентов, безопасность фармакотерапии, общение с пациентами, взаимодействие персонала, обеспечение качества медицинских вмешательств, предупреждение ошибок при выборе места хирургических вмешательств, предупреждение возгораний, электрических, радиационных и иных опасных воздействий на пациента.

 

• Проблема чистых рук медицинского персонала решается посредством применения одноразовых стерильных перчаток, выполнения правил личной гигиены рук и текущей обработки перчаток антисептическими растворами. Несмотря на то, что российское санитарное законодательство требует от персонала соблюдения стерильности при манипуляциях со слизистыми оболочками и незащищёнными тканями пациента, многие врачи-стоматологи во время лечения позволяют себе прикосновения с рукояткой и тумблером осветительной лампы, сиденьем стула и другими предметами. Широко распространено явление, когда делая перерывы при трудоёмкой работе по протезированию зубов, врачи выходят из кабинета покурить, а потом, не меняя перчаток и даже не обрабатывая их, вновь соприкасаются со слизистыми оболочками рта.



• Врачи и медицинские сестры обязаны применять при лечении только стерильные инструменты. Инфицирование медицинских инструментов может происходить при контакте с тканями пациента, его кровью, слюной или другими жидкостями, перевязочным материалом и другими предметами. Загрязнение инструментов, ранящихся открыто, происходит за счёт выпадения бактериального аэрозоля. В настоящее время в медицинской практике широко применяют одноразовые стерильные инструменты и материалы. Инструмент, использующийся повторно, как правило, проходит многоуровневую очистку, обработку и стерилизацию. Эти процессы должны находиться под постоянным контролем врача, отвечающего перед пациентом за его безопасность. Методики достижения и контроля стерильности инструментов будущие врачи осваивают при изучении эпидемиологии (дезинфектологии) и хирургических дисциплин. Поддержание стерильности инструментов в течение рабочего дня достигается их правильным хранением и аккуратным использованием. Решению проблемы биологической безопасности пациентов также способствуют установление санитарно-противоэпидемического режима медицинских помещений, тщательной и своевременной уборкой с применением дезинфицирующих препаратов и ультрафиолетового облучения, предварительные и периодические медицинские осмотры и обследования медицинского персонала.



Падение пациентов в клинике можно предотвратить, если:

• предварительно целенаправленно опросить пациента об имеющихся или имевшихся в прошлом нарушениях равновесия;

• наблюдать за его состоянием во время и по окончанию манипуляций;

• не только рекомендовать, но и помогать пациенту медленно вставать с готовностью поддержать его;

• сопровождать пациента не только до выхода из медицинского кабинета, но и, если потребуется, до кресла в холе, на котором он может отдохнуть и восстановиться для самостоятельного передвижения.

Следует помнить, что по статистическим данным у 30% стариков (особенно женщин) падения случаются, по крайней мере, раз в год. Каждое четвёртое падение приводит к травме. 5% падений заканчиваются переломами и столько же — серьёзными повреждениями внутренних органов. Падения занимают шестое место среди причин смерти пожилых людей.

Для решения проблемы безопасной фармакотерапии врач должен иметь общие представления о лекарственных болезнях и противопоказаниях к применению целого ряда фармакологических препаратов, уметь правильно подбирать и применять средства для местного и общего обезболивания. Эффективность и безопасность хирургического лечения во многом зависит от безболезненности проводимых вмешательств. Наиболее удобным и безопасным методом контроля над болью является местная анастезия, позволяющая снять боль без выключения сознания и сохранить возможность общения врача с пациентом. В наших клиниках используются несколько видов анестетиков, которые позволяют проводить безболезненное лечение, при этом учитывая общее состояние здоровья каждого пациента. Вместе с тем следует помнить, что анафилактический шок при введении лидокаина и даже широко распространённого новокаина часто приводит к смерти пациентов.



Стоматологические и некоторые другие манипуляции выполняются в мощной рефлексогенной зоне, поэтому у пациентов, имеющих опыт лечения в условиях неадекватной анестезии, обычно появляется страх перед инструментальным вмешательством, что создаёт характерный эмоциональный настрой и определяет неадекватно усиленные, либо извращённые психические реакции, даже на слабые, подпороговые раздражители (например, в стоматологическом кабинете эмоциональное напряжение испытывают до 90% населения России, поэтому врачу-стоматологу особенно необходимо умело общаться с пациентами).

В связи с усложнением технологии оказания медицинских услуг в лечебно-диагностическом процессе обычно принимают участие несколько человек. Дефекты взаимодействия персонала нередко приводят к непростительным врачебным ошибкам и нанесению вреда пациенту. Вероятность ошибки существует при сообщении устных указаний и при их восприятии. Те, кто получает распоряжения, могут ослышаться, не понять или неверно истолковать его по следующим причинам:

• иное произношение, наличие акцента и (или) диалекта;

• шум или музыка, мешающие восприятию;

• приглушённый звук из-за хирургической маски (респиратора) или телефонных дефектов;

• незнакомая терминология;

• сходно звучащие названия препаратов;

• паузы в разговоре, рассеянное внимание.

Отдавая устные распоряжения, человек обычно считает, что адресат понял его смысл и содержание и верно его написал. Но даже если указание принято правильно, могут произойти ошибки при записи, когда устное сообщение вносится в медицинскую документацию или передаётся в аптеку.

Использование сокращений позволяет сэкономить силы и время (для удобства, но вопреки правилам оформления медицинских документов, они широко используются в медицинской практике). Порой сокращения трудно прочитать и понять их смысл — этим можно нанести вред пациенту и даже привести его к смерти. Рекомендации к решению этой проблемы сводятся к определению порядка пользования сокращениями и безусловному его исполнению.

Одним из условий обеспечения качества медицинской помощи является личная профессиональная подготовка врача. Одним из примеров снижения количества врачебных ошибок служит заблаговременное изучение заболеваний и осложнений, возникших после медицинской помощи, и освоение способов их предупреждения. Одной из проблем обеспечения безопасности пациентов является предупреждение ошибок при выборе места хирургического вмешательства. Она решается:

• детальным планированием операции пациента;

• тщательной предоперационной проверкой идентификации пациента, места проведения оперативного вмешательства и правильности выбора предполагаемой процедуры;

• правильной и надёжной разметкой операционного поля;

• применением всеобщей предоперационной паузы в работе операционной бригады для проведения письменной регистрации идентификации пациента, точной локализации и стороны, согласия на проведение процедуры, правильности положения пациента, наличия необходимых имплантов и специальных приспособлений, соблюдения особых требований и т.д.;

• установкой камер видеонаблюдения и их использованием в контроле хода стоматологических и хирургических вмешательств.

Основной предпосылкой возгораний в операционных помещениях является повсеместное использование в современной хирургической практике огнеопасных жидкостей, газов и электрических устройств (оптико-волоконных аппаратов, электрокоагулянтов, лазеров и т.п.). Поэтому персонал должен быть обучен элементарным правилам безопасности при работе с ними ( например, нельзя допускать скопления кислорода и закиси азота в волосах, под простынями и салфетками, обкладывать простынями операционное поле до полного высыхания огнеопасных жидкостей, включать и выключать аппараты без предварительной проверки).

Предупреждение опасных электрических воздействий на пациента достигается выполнением комплекса правил электробезопасности, в основе которого лежит поддержание медицинских установок и другой электрической аппаратуры в исправном состоянии. Кроме этого, каждый врач-стоматолог должен быть аттестован на квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй, т.е.:

• иметь элементарные техники знания о стоматологической установке и её оборудовании, отчётливое представление опасности электрического тока и опасности приближения к токоведущим частям;

• знать основные меры предосторожности при работах с электроустановками;

• иметь практические навыки оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока.

Предупреждение опасных радиационных воздействий на пациента достигается безусловным выполнением правил радиационной безопасности и запретом на многократные рентгеновские исследования в течение небольшого промежутка времени.

В связи с тем, что при оказании хирургической и, особенно, стоматологической помощи на фоне сопутствующей соматической или психоневрологической патологии развиваются угрожающие жизни состояния, возникает потребность в оказании неотложной медицинской помощи.

В каждой медицинской организации, оказывающей медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, необходимо иметь алгоритмы действия персонала при угрожающих жизни состояниях пациента и набор медикаментов для оказания помощи в экстренной и неотложной форме. Весь медицинский персонал должен быть обучен приёмам диагностики и оказания неотложной медицинской помощи при острой сосудистой недостаточности (обморок, шок, коллапс), острой сердечной недостаточности (стенокардия, ишемическая болезнь сердца, сердечные аритмии), артериальной гипер- и гипотонии, астматическом компоненте и обтурационной асфиксии, гипо- и гипергликемической коме, судорожных состояниях, парентеральном введении агрессивных жидкостей, а также иметь навыки сердечно-лёгочной реанимации при остановке дыхания и кровообращения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.