Сделай Сам Свою Работу на 5

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИДЕОЛОГИИ И УТОПИИ

Утопия — понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы общественных преобразований. Отказ от исследования наличной общественной действительности и стремление представить интересы человечества в целом отличают утопию от соответственно науки, мифологии и идеологии.

ИСТОЧНИКОМ УТОПИИ на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т. д.

Формирование утопии — свидетельство процессов осознания всеохватывающих кризисных явлений общества.

Утопию также можно рассматривать в качестве мечты о совершенстве мира.

Трагизм процедур осуществления утопии нередко истолковывается как следствие того, что утопии — выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной.

Утопия во времена Античности тесно переплеталась с легендами о золотом веке, о «блаженных городах и территориях», являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и Великих географических открытий утопии приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих, либо существовавших в прошлом где-то на земле («Город солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «История севарамбов» Д. Верраса и т. п.). В XVII — XVIII вв. характерно распространение утопий как различных проектов социально-политических реформ. С середины XIX в. утопии все больше превращаются в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала. Само слово «утопия» ведет происхождение от названия одноименной книги выдающего деятеля

 

Томас Мор Томас (УТОПИЯ)

На первое место у Мора выходит не совпадение личных и общественных интересов, а безусловное подчинение индивидуального общему: «Главное и почти что единственное дело сифогрантов — жителей Утопии — заботиться и следить, чтобы никто не сидел в праздности». Мор требовал отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего государство Платона. Именно частную собственность Мор рассматривал как главную причину всех социальных бедствий: «Распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот». Мор требовал религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества догматов веры и передачи дела воспитания юношества духовенству. Хотя сам не слишком верил в возможность реального воплощения собственных предначертаний.



Томмазо Кампанелла (ГОРОД СОЛНЦА)

Сохранение и поддержание собственного бытия, по мысли Кампанеллы, — высшая цель любого поведения. Кампанелла писал, что всяким природным явлениям, вещам, стихиям неотъемлемо присуще стремление к самосохранению: «Все сущности испытывают всегда и повсюду любовь к самим себе». Он отвергал атомизм Демокрита, сводящий качественную инаковость вещей к количественной. Целеполагание, предполагающее конечность мира, Кампанелла дополнил пониманием Бога как подлинной бесконечности. Главными первоначалами бытия, согласно Кампанелле, выступают (в духе традиции неоплатонизма) Мудрость, Мощь и Любовь. Воля людей целиком и полностью направлена на власть. Власть достигается благодаря знанию, которое и должно быть положено в основу всего воспитания. Иезуиты в период своего господства в Парагвае (1688 — 1768), безуспешно пытаясь создать «Город солнца», тем не менее сформулировали первую в мире концепцию прав человека.

Выводы:

С одной стороны, идеология может быть насыщена утопическими элементами, с другой – утопия может выполнять идеологические функции, а именно служить механизмом защиты данной социальной общности в идейном противоборстве с другими общностями, определять основные направления ее деятельности, сплачивать вокруг какого-либо проекта, лозунга и т.п. По мнению многих исследователей, утопия и идеология относятся друг к другу как вид к роду.

Утопия — вид идеологии, идеологическая защита – функция утопии независимо от того, осознается это утопистами или нет.
Однако подобная интерпретация взаимосвязи идеологии и утопии находится в противоречии с точкой зрения известного немецкого социолога Карла Мангейма, автора работы «Идеология и утопия» (1929).
По мнению Мангейма, утопичным является только то сознание, которое не только трансцендентно по отношению к бытию, но и взрывает его. Здесь лежит главный водораздел идеологии и утопии. В ходе исторического развития люди значительно чаще ориентировались на трансцендентные бытию, чем на имманентные ему факторы (любовь к ближнему в христианстве в условиях феодального крепостничества; равенство при казарменном социализме). Идеологическое сознание выходящее за пределы бытия, но не враждебное ему позволяет приспособиться к этому несоответствию идеала и реальности.

Это происходит тремя основными путями:
--субъект искренно не способен увидеть несоответствие между своими представлениями и действительностью;
--субъект добросовестно заблуждается (лицемерит либо идет на самообман);
--у субъекта вырабатывается чисто идеологическая установка на сознательный обман других и сознательное притворство.
Идеологиями Мангейм называет те трансцендентные бытию представления, которые de facto никогда не достигают реализации своего содержания, как, например, любовь к ближнему при крепостничестве.

 

Конец 3 лекции.

 

 

ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Составить отзыв, рецензию, эссе по прочитанной книги утопии/антиутопии, просмотренному фильму утопии/антиутопии (см. Приложение №1)

2. Рассмотреть формы современных идеологий по видам, выделить основные черты и особенности по выбору (см. Приложение №2)

3. Прочтение по выбору избранных глав 1,3,7 не тему идеологии книги Э.Фромм «Бегство от свободы».

Приложение № 1 к вопросу 1.

Список утопий/антиутопий

Евгений Замятин — «Мы»

Олдос Хаксли — «О дивный новый мир»

Джордж Оруэлл — «1984», «Скотный двор»

Артур Кёстлер — «Слепящая тьма»

Джером Клапка — «Новая утопия»

Герберт Уэллс — «Когда Спящий проснётся», «Машина времени»

Пьер Буль — «Планета обезьян»

Иван Ефремов — «Час Быка»

Энтони Бёрджесс — «Заводной апельсин»

Айн Рэнд — «Атлант расправил плечи»

Андрей Платонов — «Чевенгур», «Котлован»

Братья Стругацкие — «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Град Обреченный»

Владимир Войнович — «Москва 2042»

Курт Воннегут — «Механическое пианино, или Утопия 14»

Радое Доманович — «Страдия»

Лао Шэ — «Записки о кошачьем городе»

Стивен Кинг — «Бегущий человек»

Косюн Таками — «Королевская битва»

Владимир Набоков — «Ада», «Приглашение на казнь»

Филип Дик — «Вера наших отцов», «Человек, который высмеивал»

Татьяна Толстая — «Кысь»

Маргарет Этвуд — «Рассказ служанки»

Анна Старобинец — «Живущий»

Олег Дивов — «Выбраковка»

Вероника Рот — «Дивергент» (трилогия)

Лорен Де Стефано — «Увядание»

Лорен Оливер — «Делириум» (трилогия)

Скотт Дэвид Вестерфельд — «Уродина» (цикл «Мятежная»)

Нил Шустерман — «Беглецы» (тетралогия)

Айра Левин — «Этот идеальный день»

Виктор Пелевин — «Жёлтая стрела»

Уиндем, Джон — «Хризалиды»

Елена Чудинова — «Мечеть Парижской Богоматери»

Дмитрий Глуховский — «Будущее»

Виктор Пелевин — «S.N.U.F.F.»

Джеймс Дэшнер — «Бегущий в лабиринте» (трилогия)

Кадзуо Исигуро — «Не отпускай меня»

Алан Мур — «V — значит вендетта (комикс)»

 

Приложение № 2 к вопросу 2.

1.Анархизм

1.1.Индивидуальный анархизм

1.2.Социальный анархизм

1.3.Религиозный анархизм

2.Коммунизм

2.1. Марксизм.

2.2.Ленинизм.

2.3.Троцкизм

3.Консерватизм.

4.Экологизм (защита окружающей среды)

5.Феминизм (равенство полов)

6.Либерализм

7.Национализм

8.Религиозные идеологии (политическая теология К.Шмитта)

9.Социализм

10.Социал-демократия

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.