Сделай Сам Свою Работу на 5

Для формирования более четкого представления о политической идеологии мы должны сравнить ее с близкими по значению духовными явлениями и, прежде всего, с мифом и утопией.





Индустриальное общество присуще капиталистическим государствам.

СФЕРЫ индустриального общества

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Возникновение массовой политической культуры общества.

В широком смысле политическую культуру можно рассматривать как исторически обусловленную качественную характеристику политической сферы общества, включающую уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и результаты этой деятельности, «опредмеченные» в соответствующих общественно-политических институтах и отношениях.

В узком смысле политическую культуру можно рассматривать, как комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения в политической сфере общества.

Политическая культура устанавливает рамки, в которых члены общества приемлют существующую форму управления как законную (легитимную) или отвергают ее, способствует формированию определенных типов поведения, придает ему направленность. Анализ состояния политической культуры позволяет, например, объяснить, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах имеют различные функциональные назначения или почему демократические по форме институты власти и конституционные нормы в отдельных странах могут комфортно уживаться с тоталитарным режимом власти.



Политическая культура включает характерную для данного общества совокупность политических знаний, норм, правил, обычаев, стереотипов политического повеления, политических оценок, политический опыт и традиции политической жизни, политическое воспитание и политическую социализацию.

Политическая культура — это определенный способ мышления, комплекс представлений о том, что является приемлемым для большинства населения, а что будет отвергнуто, несмотря на усилия инициаторов политических инноваций. Например, если большинство членов общества являются носителями патриархальной политической культуры, то для них тоталитарный или авторитарный режимы власти могут признаваться как вполне легитимные, в то время как представителями демократической политической культуры такие режимы власти будут восприниматься как политическая тирания.



Структура политической культуры

Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из взаимосвязанных компонентов.

Назовем некоторые из них:

§ ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;

§ познавательный - политические знания, способы политического мышления, умения, навыки;

§ оценочный - отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам;

§ установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях;

§ поведенческий - готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях.

Кроме компонентов, можно выделить также уровни политической культуры:

§ мировоззренческий — представления о политике и ее различных аспектах;

§ гражданский - определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями;

§ политический - определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам.

Отношение к политике, к политическому режиму может меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям, и т. д. Поэтому политическая культура общества, как правило, включает ряд субкультур. Например, субкультура одного региона может существенно отличаться от субкультуры другого; одной социальной группы — от другой и т. д. Кроме того, в каждой культуре взаимодействуют новые и традиционные компоненты.



Функции политической культуры в жизни общества

Политическая культура выполняет следующие социальные и политические функции в обществе:

§ ценностно-нормативные - создание общих «правил игры» в политической сфере общества;

§ идентификации и интеграции - понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом;

§ нормативно-регулятивные - выработка определенных норм и стилей политического поведения, способов защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью;

§ мотивационная - способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности);

§ социализации - усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере;

§ коммуникативные — обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений.

Содержание политической культуры

Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики, существующая в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Политическая культура отражает качественное состояние политической жизни, уровень ее демократичности, эффективность функционирования политической системы, степень политической активности людей, уровень их политической компетенции, тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации. Она основана на способности людей к организованному взаимодействию в процессе достижения целей. На специализированном уровне — это государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и проч., на обыденном — межличностные отношения между людьми.

Эта сфера культуры аккумулирует особый исторический опыт отношений людей и социальных групп между собой и государством и не существует без политических организаций (государство, партии, политические объединения), имеющих свои символы (герб, флаг, гимн и т.д.). Она разная в различных политических системах и может иметь различные формы в традиционных и современных обществах.

Политическая культура индивида и политическая культура сообщества находятся в диалектическом единстве, оказывая влияние друг на друга. Общество представляет собой культурное пространство, в котором формируется политическая культура индивидов и групп. Деятельные личности при поддержке своих единомышленников (партии), получив полномочия на правление сообществом, способны в соответствии со своими взглядами формировать определенную систему политических институтов и отношений в данном сообществе. Характер функционирования политических институтов и осуществления политических отношений прямо представляет политическую культуру правящей группы. Эти же явления косвенно представляют политическую культуру всего сообщества, если данное правление сформировано законно и не имеет широкой оппозиции.

В формировании политической культуры участвуют общественные организации, в первую очередь политические партии. Они закладывают идеологические основы политического мышления и поведения, формируют тип отношения граждан к политическим объединениям и партийной системе. Участвует в создании политической культуры и церковь. Особенно велика ее роль в странах, где большинство граждан — верующие. За последнее столетие существенно возросла роль средств массовой информации. Именно они формируют многие убеждения и стереотипы, определяющие политическое сознание и поведение. Участвуют в формировании политической культуры и такие общественные силы, как этническая, деловая (сообщество бизнесменов) и академическая общины (сообщество ученых), армия. Во многих странах с традиционно сильной и влиятельной армией (Россия, Германия) именно этот институт оказывается источником таких переносимых на общество в целом ориентаций, как единоначалие, действие «по команде», акцент на использовании силовых методов решения проблем.

На личностном уровне непосредственное проявление культуры в политике находит свое выражение в политической культурности, которая предполагает наличие у человека четкой политической позиции, глубоких политических и юридических знаний, моральных убеждений, идеологических принципов. Политически культурная личность — это личность, свободная от догматизма, предвзятого мнения и предрассудков.

Политическая идеология

- совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

 

Идеология не является наукой, хотя она может включать научные знания.

В отличие от науки идеология, как выражение частных интересов в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих её сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия.

Наряду с политической культурой субъективная сторона политической жизнедеятельности находит свое отражение также и в политическом сознании, которое в наиболее концентрированном и системном виде «материализуется» в политической идеологии. Последняя, т.е. политическая идеология предстает как комплекс идей, система взглядов и ценностных ориентаций, связанных с проектами обустройства (переустройства) общественной жизни на тех или иных мировоззренческих началах.

Среди всех разновидностей современных политических идеологий, отражающих многообразие интересов стратифицирующих общество социальных формирований и групп, наиболее крупными и широко распространенными выступают:

Консерватизм -политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, траке, семье, собственности.

Либерализм -это политическая система, в которой реализуется принцип ограниченного вмешательства государства в общественные отношения.

Радикализм

Популизм —разновидность политической деятельности государственных и иных политических структур и институтов, элит, лидеров, которые используют прямую апелляцию к общественному мнению и массовым настроениям как основному средству оправдания (или достижения) властных целей.

 

ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИИ

А. Дестют Де Траси (1754-1836)     Э. Де Кондильяк (1715-1780) Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века Де Траси и Де Кондильяком, который пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основах человеческого знания. Данный термин был введен для обозначения учения об идеях, понимаемого, как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому в идеологии виделась система знаний первооснов морали, политики, права.
К. Маркс (1818-1883)   Ф. Энгельс (1820-1895)   Идеология по К. Марксу - это надстройка, зависящая от базиса (способа материального производства и структур классов). она выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание, в частности товарный фетишизм.   Энгельс отмечает в этой связи, что государство — «первая идеологическая сила над человеком»   Основной труд: «Капитал», «Происхождение семье, частной собственности и государства»
К. Мангейм (1893-1947) Идеология - предвзятое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, находящихся у власти и, тем самым, стремящихся сохранить существующий порядок вещей.     Основной труд: «Идеология и утопия»
Р. Барт (1915-1980) Идеология - современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их. Основной труд: «Мифологии»
Э. Фромм (1900-1980)   Идеология - это готовый «мыслительный товар», распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной.     Основной труд: «Бегство от свободы»
С. Жижек (1949 ) Идеология - это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность. Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности Основной труд: «13 опытов о Ленине»

 

 

ИДЕОЛОГИЯ, МИФ И УТОПИЯ.

Для формирования более четкого представления о политической идеологии мы должны сравнить ее с близкими по значению духовными явлениями и, прежде всего, с мифом и утопией.

 

ИДЕОЛОГИЯ И МИФ

Идеология – это секуляризированная религия, выражающая основные мифы современной технологической, массовой цивилизации.

Исследователь П. Бергер - признает, что за идеологическими движениями стоят реальные интересы, однако поведение людей мотивировано не только интересами, а равным образом и идеями, убеждениями и ценностями. Различные идеологические позиции можно связать с определенными глубинными импульсами, которые лежат в их основе, а это означает, что они могут быть низведены до уровня мифов.

«Миф» в индустриальном обществе, по согласно теории П. Бергера - это глубоко укорененный набор стереотипов убеждений, который вдохновляет людей на социальные или политические действия. Он имеет сильный эмоциональный и духовный компонент. В конечном счете, мифы пытаются найти ответы на вечные вопросы человечества: для чего человек живет в этом мире, как добиться спасения.

Сведение идеологий до уровня мифов не означает, что не учитываются интеллектуальные претензии идеологий. Однако большинство людей в мире не интересуется интеллектуальными вопросами, поэтому хорошо теоретически разработанные идеологии могут действовать менее успешно, нежели те, которые больше обещают и апеллируют к эмоциям.

Основным идеологическим мифом, который выделяют исследователи – является миф прогресса.


ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ МИФА ОТ ИДЕОЛОГИИ

Несмотря на внешнюю привлекательность данной концепции, сведение идеологии к мифам является некорректным.
Во-первых, миф – это порождение массового коллективного творчества, в то время как идеология – продукт творчества теоретиков, выполняющих социальный заказ. В мифе находит проявление массовое сознание, в идеологии – сознание групповое или индивидуальное.
Во-вторых, миф иррационален, идеология – продукт рациональной деятельности. И современному мифу присущи такие характерные для первобытного мифа черты, как эмоциональная окрашенность мировосприятия, отсутствие четких границ между естественным и сверхъестественным, между прошлым, настоящим и будущим, между индивидуальным и коллективным.
В-третьих, миф лишен критического измерения; он фиксирует конформистское отношение человека к обществу. Идеология же может быть как апологетикой, так и бунтом, ересью по отношению к действительности.

Мифы часто являются одним из источников идеологии, элементы мифосознания – культ героя, мессианство, эсхатология – достаточно часто присутствуют в идеологиях, обслуживающих авторитарные и тоталитарные режимы. Они были характерны, например, для идеологии сталинизма. На протяжении десятилетий в СССР культивировалась своеобразная светская религия со своими богами и героями, творившими чуть ли не геракловы подвиги, своими святыми и демонами, своей литургией и эсхатологией. «

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.