Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия положительного всеединства В. Соловьева.





Первым русским профессиональным философом мирового масштаба был В.С. Соловьев(1853-1900), сын крупнейшего российского историка 19 века С.М. Соловьева. Свои основные идеи он выразил в докторской дис­сертации «Критика отвлеченных начал», а также в работах: «Кризис западной философии (против позитивизма)», «Оправдание добра», «Русская идея» и др.

Центральная идея В. Соловьева — положительное всеединство, под которым он понимал единство Истины, Добра, Красоты. Это триединство воплощено в идее Христа и положено в основу истории человечества, его стрем­ления к божественному совершенству, т.е. Богочеловечеству.

Взгляды Соловьёва заключаются в следующем: 1) Есть единое первоначало всего сущего; 2) Это начало имеет духовный характер; 3) Эта духовность не человеческая, но сверхчеловеческая; 4) Реальный мир — это лишь во­площение Свех-Сущего (Бога), он не может быть совершенным, но при этом всегда к этому стремится; 5) Человечество выступает посредником между Богом и природой, его призвание в том, чтобы быть освободителем природы, что осуществляется путём преобразования её сознательного до её одухотворения. Отсюда цель мировой истории и заключается в до­стижении единства Бога и внебожественного мира.



Идея всеединого Сущего отражается в его социально-политических и этических взглядах. Бытийные ценности для него не важны. Он считает идеалом для общества так называемую «свободную теократию» (власть Бога)или «вселенскую Церковь» (единство основных христианских религий: католицизма, православия и протестантизма).

Историософия Соловьёва заключается в движении общества к Богочеловечеству. Он критикует толстовскую идею не­насилия, т.к. насилие, по его мнению, необходимо для достижения добра. Без зла нельзя знать добра, а значит, считает он, общество должно пройти путь временной победы сатаны (т.е. побывать под гнётом зла).

Философ близок по взглядам славянофилам, хотя и не во всем, как видим, с ними согласен. Говоря о своей «Русской идее», он объясняет, что от­личает Россию от Европы. Европейскую цивилизацию Россия приняла только внешне по второстепенным вопросам, но никак не душой. Россия это христианская нация и нет такой другой, она уникальна. Един­ство человеческого рода — это наиважнейшая религиозная истина. Русская идея состоит, по Со­ловьеву, в том, чтобы через призна­ние социальной троицы (Истины, Добра, Красоты) и трёх основных религий, разделивших ее между собой (Католицизм, Правосла­вие, Протестантизм) восстановить на земле ее единый образ.



Экзистенциальный персонализм Н. Бердяева. Особенности философской мысли в 20 столетии.

В определенной мере последователем Л. Толстого и В. Соловьёва был выдающийся русский философ 20 века Н.А. Бердяев (1874-1948). Его официальносчитают предвестником экзистенциализма. Свои идеи он отразил в со­чинениях: «Философия неравенства», «Смысл творчества», «Судьба России».

Центральная идеяБердяева состоит в том, что основная противоположность заключается не между субъектом и объектом, а между духовным и природным. При этом Дух — это единство рационального и иррационального (т.е. Бог). Будучи таковым Дух осуществляет своё творчество в условиях полной свободы.

Духовное существование личности связано с Божественной Духовностью, т.е. человека нельзя свести только к разумности. Существует три вида свободы:

1) первичная ,иррациональная (абсолютный произвол);

2) рациональная (исполнение морального долга);

Высшая (любовь Бога).

Большое место в творчестве философа занимает проблема личности. Личность важнее, чем общественные институты (государство, классы, церковь) и общество в целом, поэтому правом и долгом личности является защита ею своей сво­боды от об­щества и объединений, т.к. в объединениях есть свойство (демоническая сила) толпы. Под­линная совесть может проявиться только в личности, поэтому всё обществе должно быть подчинено верховенству индивидуальности. В революционных со­бытиях 1917 года он видит, прежде всего, подавление личности.



Бердяев стремится отделить личность от масс.Мораль нации, пишет он, – национализм, который не хочет знать челове­чества, и есть противопоставление морали личности, персоны. Отсюда персонализм Н.А. Бердяева.

Основными направлениями русской философии конца 19 — 20 вв. были:

- философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);

- естественно-научная философия;

- советская философия;

- философия русского зарубежья.

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

- сильное влияние советской традиции (например, материа­лизм, формационный подход к истории);

- обновление, объединение ее различных направлений (совет­ской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближе­ние к мировой философии.

"Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов 19 в. — 10-х годов 20 в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.

Видными представителями религиозного направлениятого пе­риода были C.H. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.

C.H. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экумениче­скую" Церковь.

Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политиче­скую, духовную сферы и разобщенность внутри них.

В религии — разобщенность христианских церквей (право­славие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения С.Н. Булгаков видел в объединении всех в едином, абсо­лютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви. С.Н. Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предо­пределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский. Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с но­вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони­мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не­постоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в об­ласти квантовой механики, теории относительности Эйнштей­на и др. физико-математическим открытиям. Философское творчество П. Флоренского многогранно. По­мимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.

Космизм— направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно пере­ходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи веч­ности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разно­образие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распа­дается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохра­няется, периодически меняя форму.

Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта кос­мического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в бу­дущем.

Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад.Согласно данной теории, весь космос состо­ит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Мо­нады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

А.Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную и ориги­нальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце.Вспле­ски активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции. Свои идеи Чижевский старался выразить не научными поня­тиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была при­знана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям.

Естественно-научная философия была представлена в твор­честве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Мен­делеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.

Основными направлениями естественно-научной философиибыли:

- материалистическое;

- социально-политическое.

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строе­ния атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность позна­ния, изучали его механизм, были сторонниками материалисти­ческого понимания сознания.

Социально-политическое направление было представлено, глав­ным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные уче­ные рассматривали общество как единое целое, имеющее много­факторную природу, изучали факторы, воздействующие на общест­во (географические, климатические, экономические и т. д.). Разви­тие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

Начиная с 20-х гг. 20 в. и вплоть до начала 90-х гг. 20 в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный ма­териалистический характер и развивалась в жестких рамках мар­ксистской философии (диалектического и исторического мате­риализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

1 этап: 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

2 этап: 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Стали­на по ряду философских вопросов;

3 этап: 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности со­ветской философии.

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х гг.,можно отнести следующие:

- проблема ценностей;

- проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвра­щения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";

- проблема гносеологии;

- проблема сознания;

- проблема идеальности;

- проблема культуры;

- проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской фи­лософии:

- Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

- А. Богданов (теория систем — "тектология");

- А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);

- A.M. Деборин (творческое понимание материализма);

- Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

- М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

- В. Асмус (широкий круг исследований);

- Ю. Лотман (общество, философия, история).

Далеко не все философы нашли возможность для продолже­ния своей жизни и философских изысканий в СССР после ус­тановления советской власти.

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, полу­чившее название "философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:

- языческий;

- приобщения к христианству;

- полной внутренней гармонии человека, его слияния с хри­стианством.

Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гар­моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзи­стенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "ге­рой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

 

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. 4-е изд. М.: Проспект. 2010.

2. Горелов А.А. Основы философии. 7-изд. М.: Академия. 2008.

3. Кошкарян М. Из истории философии. Античная философия: курс лекций. М.: Издательство гуманитарной литературы. 2009.

4. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров. 6-е изд. М.: ИД Юрайт. 2013.

5. Родчанин Е.Г., Колесников В.И. Философия для технических вузов. М.: Дашков и К., Академцентр. 2010.

6. Скирбекк Г. История философии: учебное пособие. М.: ВЛАДОС. 2008.

7. Всемирная энциклопедия: философия / Главн. научн. ред. и сост. Грицанов А.А. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор.2001.

 

 

Термины и понятия к усвоению:

волюнтаризм, герменевтика, «диалектический материализм», западничество, иррационализм, космизм, марксизм, материалестическое понимание истории, «надстройка», неопозитивизм, общественно-экономическая формация, отчуждение, прибавочная стоимость, персонализм, пози­тивизм, постпозитивизм, «пограничная ситуация», «положительное всеединство», производительные силы, производственные отношения, религиозный анархосоциализм, способ производства, славянофильство, принцип «фальсификации», феноменология, «философская система космических монад», эмпириокритицизм, экзистенциализм.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.