Суд допускает анонимность разбирательства только в исключительных и обоснованных случаях.
21.Если Вы желаете обратиться в Суд через адвоката или иного представителя, Вы должны приложить к формуляру жалобы доверенность, уполномочивающую его выступать от вашего имени. Представитель юридического лица (компании, ассоциации и пр.) или группы физических лиц должен подтвердить свое полномочие представлять заявителя.
22.Суд не предоставляет юридическую помощь на оплату услуг юриста по составлению Вашей первичной жалобы. На более поздней стадии разбирательства – после принятия судом решения об информировании правительства соответствующего государства о жалобе и запроса письменных объяснений - Вы можете претендовать на получение бесплатной юридической помощи при условии, что Вы не в состоянии оплатить услуги юриста, и если предоставление такой помощи будет сочтено необходимым для надлежащего рассмотрения дела.
23.При наличии явных препятствий для признания Вашей жалобы приемлемой либо по причине несоблюдения условий приемлемости, изложенных в Статье 35 парагрф. 1-3 Конвенции, либо в силу юриспруденции, относящейся к толкованию Конвенции применительно к жалобам, схожим с Вашей, Секретариат Суда сделает Вам соответствующее уведомление, и Вы будете вправе не настаивать на рассмотрении жалобы.
24.Если же вы предпочтете настоять на рассмотрении жалобы Судом, и формальные требования правил 45 и 47 Регламента Суда будут соблюдены, Ваше дело будет формально зарегистрировано для рассмотрения. В этом случае Секретариат сообщит вам постоянный регистрационный номер вашей жалобы, иными словами, ее номер в списке дел, назначенных на рассмотрение Судом.
25.Процедура рассмотрения Вашего дела является бесплатной. Вы будете проинформированы Секретариатом о продвижении дела. Поскольку на начальном этапе судопроизводство осуществляется в письменной форме, Ваше личное присутствие в Страсбурге не требуется[1].
Вопрос № 3.
Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина.
К ним относятся:
• всеобщность и неотчуждаемость;
• равенство;
• непосредственное действие;
• гарантированность, защищенность государством.
Они определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются базисом его правового статуса.
В Конституции РФ декларируется, что основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Речь идет о том, что основные права не дарованы государством, а сам факт рождения наделяет человека этими правами.
Принцип неотчуждаемости имеет двоякое значение:
1) государство не вправе изъять или ограничить (без веских оснований) конституционные права и свободы;
2) сам человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права. Такой отказ юридически недействителен.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих указанные права, государственные органы, должностные лица, представляющие различные ветви власти, обязаны их соблюдать.
Равенство всех перед законом предполагает наделение государством своих граждан в равной мере правами и обязанностями без всякого исключения для кого бы то ни было. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и местного самоуправления.
Вопрос №4.
Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве “гражданских”).
Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы:
• гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от каких бы то ни было форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения;
• индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь;
• гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самой личностью.
К личным правам и свободам Конституция относит следующие:
• право на жизнь (ст. 20) — первое фундаментальное право человека, без которого все остальные теряют ценность;
• право на достоинство личности (ст. 21) предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство;
• право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
• право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), под которой закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и способную в случае разглашения нанести ему моральный ущерб;
• право на неприкосновенность жилища (ст. 25);
• право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);
• право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);
• право на свободу совести (ст. 28).
Вопрос №5.
Наряду с личными (гражданскими) политические права принадлежат к так называемому первому поколению. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Великобритании, Франции в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.
Особенности данных прав:
• они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т. п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);
• в отличие от гражданских (личных) прав, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного государства и часто реализуются в обществе, в коллективе, объединениях граждан;
• самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях;
• являются способом привлечения каждого гражданина к народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).
К политическим относятся следующие права и свободы:
• свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);
• право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);
• право на объединение (ст. 30);
• право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
• право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);
• право граждан РФ на обращения (ст. 33).
Вопрос №6.
Экономические, социальные и культурные права олицетворяют собой “второе поколение”, которое возникло в значительной мере на основе социалистических учений, под воздействием классовой борьбы трудящихся (впервые в целостном виде они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 года).
Особенности данных прав:
• для них характерно такое общее свойство, как единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;
• они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;
• имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;
• требуют более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве;
• одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т. п.), другие оказались принципиально новыми для российской правовой системы ( это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики юридические возможности, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).
Главные изменения в сути экономических, социальных и культурных прав можно проследить, анализируя всю данную группу, закрепленную в Конституции 1993 года. Это позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности).
1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:
• право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);
• право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36);
• право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);
• право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);
• право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).
2. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан:
• право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43);
• право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч. 3 ст. 43);
• свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);
• свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
• право на доступ к культурным ценностям, на участие и культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч, ст. 44);
• право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 4-1)
3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:
• право на гарантированный минимальный размер опла ты труда (ч. 2 ст. 7);
• право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);
• право на государственную защиту материнства, детсва и семьи (ч. 1 ст. 38);
• право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7);
• право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);
• право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилищи малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);
• право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41).
4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:
• право на отдых (ч. 5 ст. 37);
• право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).
5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе:
• право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30);
• право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).
Вопрос №7.
Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказ от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями.
Между тем чрезмерное выпячивание прав и отрицание личностью своих обязанностей ведет к тому, что она стремится осуществить свои желания любой ценой. А это зачастую влечет правонарушения или даже преступления.
Существовавший в нашей стране долгое время принцип единства прав и обязанностей был обусловлен правильным постулатом о взаимной ответственности государства и гражданина, общества и личности. “Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав” — этому утверждению корреспондирует необходимость осознания каждым человеком и гражданином своей ответственности перед государством и другими людьми при осуществлении своих прав.
Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом его общественного бытия. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина.
Признаки конституционных обязанностей:
1) они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей;
2) служат реализации как личных, так и коллективных, общественных интересов;
3) имеют высшую юридическую силу.
Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.
К первой группе относятся обязанности:
• соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;
• сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
• заботиться о сохранении исторического и культурной i наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).
Данные обязанности распространяются на все без исключения категории населения. Выполнение их обеспечивается мс рами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности — средствами административного и уголовного права.
Вторая группа:
• родительские обязанности (ст. 38);
• обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
• воинская обязанность (ст. 59).
Данный круг обязанностей адресован к конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.
Авакьян:
Позиции на категорию «конституционные обязанности»:
1) подразумеваются в силу логической связи с ответствующими правами и свободами - как необходимость уважать их (право на жизнь у каждого человека, значит, у каждого есть обязанность уважать это право)
2) обязанности, развивающие права и свободы, специально закрепляются в нормах Конституции совместно с этими правами и свободами. Ч.3.ст.38 забота о детях и их воспитание- равное право и обязанность родителей.
3) некоторые статьи специально посвящены обязанностям граждан:
*обязанность платить законно установленные налоги и сборы ст.57.
* обязанность сохранять природу и окружающую среду ст.58
* обязанность защиты Отечества ст.59. Право на альтернативную гражданскую службу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|