Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные методы психологических исследований





Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, теоретическими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой - достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи.

На протяжении длительного периода, вплоть до начала XX века, психология определялась как наука о душевных явлениях и законах душевной жизни, составляющих субъективный мир че­ловека (чувства, представления, мысли, желания). Ученые использовали субъективный метод, который заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения и получил название «интроспекция». Интроспекция (от лат. смотрю внутрь) - это особый способ самонаблюдения, наблюдения собственного сознания, восприятия своих переживаний.

В современной психологии методы исследования условно делят на объективные, описательные и методы психологической помощи (схема 4).

В процессе реализации исследовательских программ используется сочетание различных методов.

Ученые, разрабатывая методы психологического исследова­ния, стремятся, чтобы с их помощью можно было получить объективный и достоверный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и необоснованных выводов.



Объективные методы, или методы, позволяющие получать ре­зультаты, которые не зависят (или зависят в малой степени) от личности исследователя. К ним относят: наблюдение, экспери­мент, тестирование, методы опроса.

Разновидность наблюдения - внешнее наблюдение - это подчиненное исследовательской программе целенаправленное и систематическое восприятие поведения объекта(ов) с целью его последующего анализа и объяснения.

 

В таблице 1 представлены виды наблюдения, которые необходимо учитывать при планировании его программы.

Рассмотрим пример на котором продемонстрируем некоторые виды наблюдения. Исследователями было проведено скрытое наблюдение, где измерялось расстояние между людьми в процессе общения. В центре комнаты стоял мужчина среднего роста. К нему подходили разные люди и спрашивали о чем-либо, при этом мужчины более высокого роста останавливались ближе, чем мужчины меньшего роста. У женщин, подходящих к наблюдаемому, была обратная тенденция: высокие женщины предпочитали держать большую дистанцию.



Итак, в данном случае характеристика наблюдения следующая: по контакту - непосредственное (экспериментатор исследует), по условиям деятельности - лабораторное (созданы экспериментальные условия), по характеру взаимодействия с объектом - скрытое (люди, подходившие к мужчине, не знали, что за ними наблюдают) и невключенное (сам экспериментатор не участвовал в процессе), по времени - кратковременное (небольшой промежуток времени), по фиксации результатов - констатирующее (фиксировалось расстояние между двумя малознакомыми собеседниками).

Эксперимент - метод получения информации о количественном и качественном изменениях показателей деятельности и поведения наблюдаемого объекта или наблюдаемых объектов в результате воздействия на него (них) контролируемых исследователем факторов.

В качестве объекта исследования в психологии может высту­пать животное и группы животных, человек и группы людей. Эксперимент основан на манипуляции независимыми переменными, влияющими на зависимую переменную. Независимая переменная - это условие, которое изменяет экспериментатор (например, количество людей на космической станции), а зависимая переменная — изменение в деятельности и поведении наблюдаемых объектов, возникающее при изменении независимой переменной (например, психическое состояние космонавтов).

Виды экспериментального исследования достаточно разнообразны (табл. 2).

Таблица 2. Виды эксперимента
Характеристики Вид эксперимента
Характер экспериментальной ситуации Естественный Лабораторный
Степень вмешательства экспе­риментатора Констатирующий Формирующий
Специфика задач Научно-исследовательский эксперимент Эксперимент, ориентированный на решение практических задач
Проверка гипотезы Пилотажный Решающий Контрольный Обучающий
Логика доказательства гипотез Последовательный Параллельный Перекрестный

В зависимости от характера экспериментальной ситуации выделяют лабораторный (проходит в специально созданных условиях) и естественный (среда остается обычной для исследуемого) эксперимент.



В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в изучаемый объект(ы) эксперимент делят на констатирующий и формирующий. При формирующем эксперименте ставится цель не только установить закономерности изучаемого психического феномена, как при констатирующем эксперименте, но и использовать эти закономерности для достижения необходимых исследователю результатов. Чаще всего формирующий эксперимент применяется в педагогике.

В зависимости от специфики поставленных задач выделяют научно-исследовательский эксперимент и эксперимент, ориентированный на решение практической задачи.

Проверка гипотез может осуществляться в пилотажном экс­перименте, когда изучаемая область неизвестна, система гипотез отсутствует. В решающем эксперименте есть две конкурирующие между собой гипотезы, необходимо доказать, какая из них является верной. Контрольный эксперимент проводится с целью проверки зависимостей. В ходе обучающего эксперимента происходит формирование психологических процессов, например, таких как память, внимание, мышление.

В зависимости от логической структуры доказательства гипотезы эксперимент деляг па последовательный (или линейный), параллельный и перекрестный. При параллельном эксперименте существует экспериментальная группа и контрольная, в которой независимые переменные не изменяются. Доказательство же опирается на сравнение состояния экспериментальной и контрольной групп. В последовательном эксперименте изучается только один объект и доказательство основано на сравнении со­стояния этого объекта до начала воздействия и после него. При перекрестном эксперименте экспериментальная и контрольная группы меняются местами.

В общей психологии используются следующие экспериментальные методы:

• структурно-аналитический метод используется в лаборатор­ных условиях, например, в психофизике, в исследованиях памяти, внимания, мышления;

• экспериментально-генетический метод применяется в возрастной и педагогической психологии. Например, с его помощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у ребенка тех или иных функций;

• лонгитюдное исследование - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека;

• экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа) - с его помощью исследуют изменения, которые появляются в случае мозговых травм, патологии мозга и т. д. Данный метод важен для нейро- и патопсихологии.

Тестирование - метод изучения психологических свойств и состояний личности с помощью тестов. Тесты - это стандартизированные задания, требующие решения, ответа или описания.

Стандартизированные задания позволяют подвергнуть полученные ответы математико-статистической обработке и выявить характеристики, отличающие одного человека от другого или от других людей. Данные исследования могут сравниваться с результатами-нормами, которые получены при обследовании статистически значимой группы определенного возраста, пола, национальности, профессии и т. д.

Тестирование используется при:

Ø профессиональной ориентации и профессиональном отборе;

Ø изучении уровня усвоения знаний;

Ø оказании психологической помощи;

Ø изучении уровня индивидуального развития.

Количество и разнообразие различного рода тестов, опросников, шкал огромно.

Основные виды тестов:

Тесты достижений показывают степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тесты интеллекта выявляют умственный потенциал. Критерием является набор понятий, терминов и логических отношений между ними.

Тесты креативности оценивают творческие способности лич­ности.

Тесты личностные позволяют выявить различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные, межличностные свойства, типичные формы поведения.

Тесты проективные позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.

Метод опроса применяется для получения от испытуемых необходимой информации на заранее подготовленные вопросы.

В зависимости от формы контакта исследователя и испытуемых опросы проводятся в виде беседы (интервью) или анкетирования.

Анкетирование - метод сбора исследуемых данных на основе опроса с помощью анкет. Анкета объединенная единым за­мыслом (целью) система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа.

Вопросы анкеты должны:

1. Отвечать исследовательской задаче.

2. Иметь ясную, конкретную и тактичную формулировку.

3. Одинаково пониматься всеми отвечающими.

Беседа - метод сбора фактов о психологических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Беседа может бить:

а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым);

б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).

Успешность беседы зависит от:

а) степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий ее проведения).

б) искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследователя, правильности постановки вопросов).

Беседа может быть индивидуальной и групповой, а анкетирование - очным и заочным.

В зависимости от носителя информации опрос может быть экспертным или массовым. При первом опрашиваются только эксперты. В зависимости от широты охвата возможен выборочный или сплошной опрос. Во втором случае он проводится со всеми представителями исследуемой группы или сообщества.

Анализ результатов деятельности как метод психологического исследования представляет собой целенаправленное исследование продуктов деятельности человека, позволяющее определить индивидуальные психологические особенности субъекта(ов) деятельности. Этот метод основан на теоретической установке о взаимосвязи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.

Объектами анализа могут быть сочинения на заданную тему, рисунки, результаты конструирования, поведение в заданной ситуации, практическая, теоретическая и литературная деятельность.

Анализируются временные, количественные и качественные показатели деятельности. К качественным показателям относят эффективность деятельности, надежность, безошибочность, разносторонность, своевременность, гибкость.

Разновидностями метода анализа результатов деятельности являются контент-анализ и графология.

Контент-анализ применяется для определения психологических особенностей автора текста по наиболее часто используемым им смьісловьім выражениям.

Графология как метод психологического исследования заключается в выявлении особенностей характера человека по его почерку.

Результаты, полученные с помощью объективных методов, как правило, обрабатываются математико-статистическими ме­тодами.

Описательные методы или методы, ориентированные преимущественно на качественный анализ изучаемых явлений. Они в значительной степени зависят от личности исследователя, поэтому их еще называют субъективными.

Разновидности наблюдения - самонаблюдение, самоотчет, включенное наблюдение.

Метод самонаблюдения представляет собой наблюдение че­ловека (исследователя) за внутренним планом собственной психической жизни с последующей фиксацией и анализом результатов.

С методом самонаблюдения тесно связан метод самоотчета, представляющий собой словесный или письменный отчет чело­века (исследователя) о результатах наблюдения за протеканием процессов внутренней психической жизни в соответствии с предложенным ему планом. Включенное наблюдение - метод, позволяющий исследователю реально участвовать в жизни и деятель­ности изучаемого объекта (группа, коллектив). Он позволяет более глубоко вникнуть во внутригрупповые процессы, но в то же время делает наблюдение более субъективным.

1.Эмпатическое слушание - проникновение во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы (метод разработан и предложен К. Роджерсом).

2.Идентификация - метод познания другого человека через образное отождествление себя с ним и принятие его позиции.

3.Диалогическая беседа - познание другого человека как равноправного субъекта диалога. В диалогической беседе, как правило, решаются не только диагностические задачи, но и психотерапевтические.

4.Биографический метод предполагает изучение психологиче­ских особенностей человека в процессе анализа истории его жизни.

5.Интуиция - неосознаваемое постижение мира другого че­ловека, основанное на большом опыте общения с людьми.

Таким образом, описательные методы дополняют и обогащают объективные методы психологического познания.

Методы психологической помощи являются не только средством помощи человеку, но и позволяют проникнуть в интимные стороны человеческой психики и человеческих отношений.

В обобщенном виде они также представляют исследовательский материал. Кроме того, именно практика психологической помо­щи позволяет совершенствовать методы психологического воз- действия.

Условно методы психологической помощи делят на индивидуальные, групповые и семейные, которые используются в различных видах этой помощи (психотерапии алкоголизма, сексу­альных дисгармоний, психотерапии семейных отношений и т. д.) и в работе с клиентом: психологическом консультировании, пси­хологической коррекции, психотерапии, психологической реабилитации.

Вьіводьі:

1. Психология - наука, которая изучает закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, проявляющуюся в пове­дений и деятельности.

2. Предметом изучения современной психологии являются психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психические состояния (страх, уныние, бодрость, уверенность и т. д.), психические свойства личности (направленность, темперамент, способности, характер).

3. Современные отрасли психологии разделяются на фундаментальные (общая психология, психология личности, дифференциальная психология, психофизиология, нейропсихология, социальная психология, психология развития, специальная пси­хология, зоопсихология, сравнительная психология) и прикладные (психология труда, педагогическая психология, клиническая психология, юридическая психология, экономическая психоло­гия, политическая психология, психология религии, психология спорта).

4. Система взглядов об идейных позициях психологической науки, логике ее построения и исследования составляет ее методологию.

5. В современной психологии методы исследования условно делят на объективные (наблюдение, эксперимент, тестирование, контент-анализ), описательные (самонаблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, диалогическая беседа, биографический метод) и методы психологической помощи (индивидуальные, групповые и семейные).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.