Методологические основы психологии
Отрасли психологии
Определенное представление о психике дает человеку и его собственный жизненный опыт. Поэтому можно выделить научную и житейскую психологию. Житейскую психологию составляют психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни. Каждый человек в какой-то мере психолог, поскольку имеет свой жизненный опыт. Научная психология - это система устойчивых психологических знаний, полученных в процессе теоретического и экспериментального исследования.
Современная психологическая наука представляет собой широко разветвленную область знаний о психике как особом свойстве высокоорганизованной материн, способном отражать обьек- тивную реальность в форме психических явлений. Научная психология разделяется на фундаментальную и прикладную (схема 2).

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, имеющие место во всех сферах психической жизни.
Отрасли фундаментальной психологии:
Общая психология изучает теоретические и методологические основы предмета психологии, принципы построения психологических знаний; она исследует общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека, познавательных и эмоциональных процессов, регуляции деятельности и психических состояний личности. Общая психология - фундамент психологических знаний, поскольку без усвоения ее понятий, законов и механизмов функционирования психического невозможно понимание специфики конкретных ее отраслей;
Ø психология личности занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей развития его способностей, темперамента, характера, мотивации, самосознания;
Ø дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведений;
Ø психофизиология изучает взаимосвязь психики с физиологическими процессами организма и деятельностью центральной нервной системы. Особый научный интерес представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, обусловливающих возникновение психических процессов, состояний, свойств человека;
Ø нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты исследуют нейронные процессы в головном мозгу человека, лежащие в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций;
Ø социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;
Ø психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронто-психологию (психологию старости);
Ø специальная психология (или психология аномального развития) занимается изучением психологических проблем, связанных с отклонениями от нормального развития. Она состоит из нескольких разделов:
ü олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга;
ü сурдопсихология - психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха;
ü тифлопсихология - психологию развития слабовидящих и незрячих детей;
ü патопсихология - болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях;
ü зоопсихология - наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения, врожденных и приобретенных формах их поведения;
ü сравнительная психология занимается изучением общего и различного в психической деятельности человека и животных, проблемы соотношения социального и биологического в поведении человека.
Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.
Отрасли прикладной психологии:
Ø педагогическая психология - наука о закономерностях обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся: психология обучения и воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психике. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности; выявляются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления учащихся; изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, взаимоотношения между педагогами и учащимися, а также педагогами и родителями; исследуются индивидуальные психологические различия учащихся;
Ø клиническая психология изучает психические проявления при различных заболеваниях, роль психики в возникновении и протекании болезней, их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья;
Ø юридическая психология занимается приложением психологических знаний к сфере регулируемых правом отношений. Подразделяется на правовую, превентивную и оперативно-розыскную, а также судебную, криминальную и пенитенциарную (или исправительную) психологию;
Ø экономическая психология изучает вопроси, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию маркетинга и рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, кот рая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов;
Ø политическая психология — область психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.) политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях. К ее проблемам относятся: психология пропаганды и агитации, имиджа политического деятеля и власти, массовых социально-психологических процессов;
Ø психология религии исследует психологические проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей;
Ø психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями;
Ø психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда. В задачу специалистов входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение роли влияния производственной обстановки на состояние человека и эффективность его деятельности. Психология труда включает в себя ряд отраслей психологического знания: инженерную, авиационную, космическую, военную психологию.
Для современной психологии в целом характерен процесс дифференциации. Этот процесс вызывает значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли. Часто они довольно сильно расходятся, сохраняя при этом общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики как особой формы жизнедеятельности.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции. Интеграция позволяет психологии поддерживать связь со всеми остальными науками. Например, через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками, через юридическую психологию - с отраслями права и т. д.
Методологические основы психологии
Каждая наука для того, чтобы развиваться, должна опираться на исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Методология (от греч. путь исследования или познания и наука, учение) учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.
Наука представляет собой систему, состоящую из знаний, фактов, законов и методов их исследования. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В психологии такой сферой является психика, исследование ко- торой предполагает разработку соответствующих методов.
Выделяют три уровня методологии психологии: общую, специальную и частную (схема 3).

В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем.
Отечественная психологическая наука исходит из того, что:
1. Окружающий нас реальный мир материален.
2. Материя первична, сознание вторично.
3. Материя находится в непрерывном движении, развитии.
4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.
Специальную методологию психологии составляют принципы:
Ø принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, это значит, что психика опосредуется естественными и социальными условиями и изменяется под их воздействием;
Ø принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, которая является формой активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности;
Ø принцип развития позволяет рассматривать психику как продукт развития и в процессе развития;
Ø принцип личностного подхода ориентирует исследователей на изучение индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.
Частной методологией психологической науки являются более конкретные психологические подходы, исходящие из общей методологии, отражающие специфику отраслей психологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|