И РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
Фёдоров Ю.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛОКОМОТИВОВ
И РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по курсовой работе по дисциплине «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава»
для студентов специальности:
23.05.03 (190300) – «Подвижной состав железных дорог»
Улан – Удэ
2016 г.
В данных методических указаниях приведены задание, требования, варианты и справочный материал для выполнении курсовой работы по дисциплине «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава». Изложены методика и последовательность расчетов для выполнения разделов проекта, связанных с организацией эксплуатации локомотивов и работой локомотивных бригад, приведены примеры определения эксплуатируемого парка локомотивов и штата локомотивных бригад аналитическим способом и по ведомости оборота локомотива, рассмотрены примеры расчета показателей использования локомотивов и локомотивных бригад, а также построения типового и развернутого графика работы локомотивов и локомотивных бригад.
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 190300 – «Подвижной состав железных дорог», специализация 1 «Локомотивы».
Рецензент: к.т.н., доцент Никифоров И.К.
Содержание
Введение
1. Организация эксплуатации локомотивов и работы локомотивных бригад
2. Определение эксплуатируемого парка локомотивов аналитическим способом по коэффициенту потребности.
3. Определение штата локомотивных бригад по среднемесячной норме рабочих часов.
4. Определение эксплуатируемого парка и показателей использования локомотивов по ведомости и графику оборота локомотивов при плечевом способе обслуживания поездов и закрепленных локомотивных бригадах.
4.1. График оборота и его назначение.
4.2. Разработка ведомости оборота локомотивов.
4.3. Определение эксплуатируемого парка и основных показателей использования локомотивов и бригад
4.4. Построение типового графика оборота локомотивов.
4.5. Разработка развернутого графика работы локомотивов и бригад.
5. Определение эксплуатируемого парка локомотивов по ведомости и графику оборота локомотивов при кольцевом способе обслуживания поездов и сменных локомотивных бригадах.
5.1. Разработка ведомости оборота локомотивов
5.2. Определение эксплуатируемого парка и основных показателей использования локомотивов и бригад.
5.3. Построение типового графика оборота локомотивов.
Содержание и оформление курсового проекта
ВВЕДЕНИЕ
Содержанием работы локомотивного хозяйства как отрасли железнодорожного транспорта является обеспечение грузовых и пассажирских перевозок по железным дорогам исправным локомотивным парком, проведение мероприятий, направленных на точное выполнение расписания и графика движения поездов в части, касающейся локомотивного хозяйства, обеспечение безопасности движения поездов и соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад. Большую роль играют внедрение наиболее совершенных технологических процессов и передовых методов труда при эксплуатации и ремонте локомотивов, разработка и проведение мероприятий по содержанию в исправном состоянии всех зданий, устройств и технологического оборудования локомотивного хозяйства с обеспечением их рационального использования, необходимого усиления и дальнейшего развития, разработка и проведение мероприятий по повышению квалификации эксплуатационного и ремонтного персонала локомотивного хозяйства, обеспечению рентабельности деповского хозяйства и снижению себестоимости производства.
Цель курсового проектирования – научиться решать задачи, связанные с организацией локомотивного хозяйства и эксплуатацией локомотивов, а именно:
– обосновывать способ обслуживания поездов локомотивами и локомотивными бригадами;
– разрабатывать схемы участков обращения локомотивов и работы локомотивных бригад;
– производить расчет потребности эксплуатируемого парка локомотивов;
– определять штат локомотивных бригад;
– разрабатывать расписание работы локомотивных бригад;
– производить расчет программы и фронта ремонта технического обслуживания и ремонта локомотивов;
– рассчитывать технико-экономические показатели использования локомотивов;
– производить расчет инвентарного парка локомотивов;
– производить расчеты по организации экипировки и технического обслуживания ТО-2 локомотивов;
– обосновывать и разрабатывать схему локомотивного депо с размещением цехов, участков и отделений;
– разрабатывать план тяговой территории депо с размещением устройств деповского хозяйства.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛОКОМОТИВОВ И РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
1. Разработка схемы обслуживания поездов локомотивами и локомотивными бригадами и обоснование расположения устройств локомотивного хозяйства
1.1. Сооружения и устройства локомотивного хозяйства. К сооружениям и устройствам локомотивного хозяйства относятся основные (ТЧ) и оборотные (ТД) депо, пункты технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), экипировочные устройства, дома отдыха локомотивных бригад, базы запаса локомотивов, склады топлива, песка и смазочных материалов, служебно-бытовые здания.
1.2. Способы обслуживания поездов локомотивами. Работа локомотивов, как и вся эксплуатационная деятельность железно-дорожного транспорта, организуется на основании графика движения поездов. Локомотивы обслуживают поезда по графику движения в пределах участков, на которых располагаются основное и оборотное депо.
Участком обращения локомотивов называют железнодорожную линию, ограниченную пунктами оборота локомотива (или оборотным депо). Участок, ограниченный станциями с основным и оборотным депо, называется тяговым плечом.
В зависимости от размещения на линии железной дороги основных и оборотных депо применяют различные способы обслуживания поездов локомотивами.
Плечевой способ (рис.1,а). В этом случае локомотивы по прибытии на станцию основного или оборотного депо, отцепляются от состава, проходят экипировку и ожидают время выезда под поезд.
Круговой способ (рис.1,б). Этот способ является разновидностью плечевой езды. Локомотив, после возвращения на станцию основного депо из первого рейса, не заходя в депо для экипировки, снова отправляется с поездом на то же плечо, и только по возвращении из второго рейса он заходит в депо. По такому способу организуется работа локомотивов с пригородными и передаточными поездами. При этом, в случае особо коротких плеч, число рейсов без захода в депо может быть более двух.
Кольцевым способом (рис. 2,а) называется система обслуживания поездов локомотивами на участке обращения без захода его в основное депо на протяжении всего периода времени между смежными техническими обслуживаниями ТО-3. Полную экипировку и техническое обслуживание ТО-2 локомотив проходит, как правило, в оборотных депо. На станции основного депо локомотив не отцепляется от поезда, а в течение времени стоянки происходит смена локомотивной бригады. Этот способ применяют в случае большого потока транзитных поездов по станции основного депо.
Разновидностью кольцевой езды является петлевая езда, при которой локомотив работает без захода в основное депо лишь в одном направлении (рис.2,б). Препятствием для сквозного прохода депо является, например, перелом массы поезда.
При кольцевом и петлевом способе обслуживания поездов сокращается непроизводительное время работы локомотивов и уменьшается потребность в парке локомотивов примерно на 6-9 % и 3-4 % по сравнению с плечевым соответственно, а также снижается загрузка горловин приемоотправочных парков станций основных депо, увеличивая их пропускную способность.
1.3. Определение пробега локомотива по запасам песка, топлива и пробегу до ТО-2. Для рационального размещения пунктов экипировки и технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), необходимо определить максимальный пробег по запасам песка, топлива и пробегу до технического обслуживания ТО-2.
Максимальный пробег локомотива между пунктами снабжения песком определяется по формуле
, (1)
где Lп – пробег по запасу песка, км; 0.9 – коэффициент, учитывающий 10% запас песка; Еп – объем песочниц локомотива, м3; еп – норма расхода песка на 1 млн. ткм работы; mс – масса состава, т.
Максимальный пробег тепловозов между пунктами снабжения топливом определяется по формуле
, (2)
где Lт – пробег по запасу топлива, км; 0.9 – коэффициент, учитывающий 10% запас топлива; Ет – масса топлива, соответствующая полной емкости топливных баков, кг; ет – удельный расход условного топлива на единицу перевозочной работы (10 тыс.ткм брутто), кг.
Максимальный пробег локомотивов по условиям производства ТО-2 рассчитывается по формуле
(3)
где LТО-2 – пробег между ТО-2, км; ТТО-2 – время работы между ТО-2, устанавливается начальником дороги в пределах 24-48 ч; S tо – суммарное время нахождения локомотива в одном пункте оборота, при электрической тяге принимать в пределах 1.8-2.3 ч, при тепловозной – 2-2.5 ч; VУ – участковая скорость, км/ч.
Ёмкость песочниц Еп и топливных баков тепловозов Ет приведены в табл.1.
Нормы расхода песка еп приведены в табл.2.
Пример 1. Определить пробег локомотивов по запасам песка, топлива и пробегу между ТО-2 по следующим данным: тепловоз 2ТЭ10М; масса состава 4000 т; тип профиля – III; удельный расход топлива 20 кг/10 тыс. ткм; ТТО-2 = 24 ч; = 4 ч,Vу = 36 км/ч.
Решение. Из табл.1 находим объём песочниц тепловоза 2ТЭ10М: Еn = 1.44 м3, а из табл.2 определяем норму расхода песка: еn = 0.29 м3/млн. ткм. По формуле (1) находим максимальный пробег по песку
Таблица 1. Основные расчетные характеристики локомотивов
Серия локомотива
| Vр,
км/ч
| Fкр,
Н
| mл,
т
| lл,
м
| Топливо Ет, кг
| Песок* Еп,
| Вода Vв, л
| ТЭ3
| 20.5
|
|
|
|
| 0.63
|
| 2М62
| 20.0
|
|
|
|
| 0.86
|
| 3ТЭ3
| 20.5
|
|
|
|
| 0.95
|
| 2ТЭ10Л
| 23.4
|
|
|
|
| 1.30
|
| 2ТЭ10В(М,У)
| 23.4
|
|
|
|
| 1.44
|
| 3ТЭ10М(У)
| 23.4
|
|
|
|
| 2.16
|
| 4ТЭ10С
| 23.4
|
|
|
|
| 2.88
|
| 2ТЭ116
| 24.2
|
|
|
|
| 1.43
|
| 2ТЭ121
| 26.9
|
|
|
|
| 1.43
|
| 2ТЭ136
| 24.6
|
|
| 24.6
|
| 2.14
|
| 2ТЭ120
| 30.0
|
|
| 20.7
|
| 0.71
|
| ТГ16
| 18.0
|
|
| 31.0
|
| 1.14
|
| ТГ22
| 20.0
|
|
| 17.7
|
| 0.57
|
| ТГ21
| 20.0
|
|
| 35.5
|
| 1.14
|
| 2ТЭП60
| 47.0
|
|
| 38.4
|
| 0.86
|
| ТЭП70
| 48.3
|
|
| 22.0
|
| 0.43
|
| ТЭП80
| 50.0
|
|
| 24.4
|
| 0.57
|
| ТЭМ2
| 11.0
|
|
| 17.0
|
| 1.43
|
| ТЭМ7
| 10.3
|
|
| 21.5
|
| 1.64
|
| ЧМЭ3
| 11.4
|
|
| 18.0
|
| 0.50
|
| ТГМ4А
| 5.0
|
|
| 12.6
|
| 0.64
|
| ТГМ6А
| 8.6
|
|
| 14.3
|
| 0.785
|
| ТГМ7
| 8.0
|
|
| 12.6
|
| 0.64
|
| ТГМ11
| 8.6
|
|
| 14.3
|
| 0.75
|
| ВЛ10
| 46.7
|
|
|
|
| 3.58
|
| ВЛ11
| 46.7
|
|
|
|
| 4.22
|
| ВЛ10У
| 45.8
|
|
|
|
| 3.58
|
| ВЛ8
| 43.3
|
|
|
|
| 2.68
|
| ВЛ15
| 45.0
|
|
|
|
| 6.33
|
| ВЛ80Р
| 43.5
|
|
|
|
| 1.94
|
| ВЛ80С
| 43.5
|
|
|
|
| 1.94
|
| ВЛ80Т
| 43.5
|
|
|
|
| 1.94
|
| ВЛ82М
| 50.5
|
|
|
|
| 1.94
|
| ВЛ85
| 50.0
|
|
|
|
| 2.91
|
| ВЛ60К(Р)
| 43.5
|
|
|
|
| 1.22
|
| ВЛ60ПК
| 73.5
|
|
|
|
| 1.22
|
| ВЛ65
|
|
|
| 22,5
|
| 1.45
|
| *Масса сухого песка равна1400 кг, сырого – 1900 кг.
Таблица 2. Максимальные нормы расхода песка на 1 млн.ткм брутто в
Серия ло-
комотива
| Тип
профиля
| Масса состава, т
|
|
|
|
|
|
|
|
| ТЭ-3,
3ТЭ-3
ЧМ Э-3
2М62
| I
| 0.15
| 0,15
| 0,15
| 0.14
| 0.13
| 0.12
| 0.12
| 0.11
| II
| 0.19
| 0,19
| 0,19
| 0.18
| 0.18
| 0.16
| 0.16
| 0.15
| III
| 0.25
| 0,25
| 0,25
| 0.23
| 0.23
| 0.23
| –
| –
| IV
| 0.34
| 0,34
| 0,34
| 0.31
| 0.31
| 0.30
| –
| –
| 2ТЭ10Л
2ТЭ10В
2ТЭ10М
| I
| 0.18
| 0,18
| 0,18
| 0.19
| 0.21
| 0.24
| 0.24
| 0.24
| II
| 0.21
| 0,21
| 0,21
| 0.22
| 0.24
| 0.27
| 0.27
| 0.27
| III
| 0.26
| 0,26
| 0,26
| 0.26
| 0.27
| 0.29
| 0.31
| –
| IV
| 0.32
| 0,32
| 0,32
| 0.34
| 0.36
| 0.39
| –
| –
| 2ТЭ116
2ТЭ121
3ТЭ10М
| I
| 0.17
| 0,17
| 0,17
| 0.18
| 0.20
| 0.23
| 0,23
| 0,23
| II
| 0.2O
| 0.20
| 0.20
| 0.21
| 0.23
| 0.26
| 0,26
| 0,26
| III
| 0.24
| 0,24
| 0,24
| 0.25
| 0.26
| 0.28
| 0,29
| –
| IV
| 0.31
| 0,31
| 0,31
| 0.33
| 0.35
| 0.36
| –
| –
| ТГ-16
ТГ-22
| I
| 0.12
| 0.12
| 0.11
| 0.11
| –
| –
| –
| –
| II
| 0.13
| 0.13
| 0.12
| 0.12
| –
| –
| –
| –
| III
| 0.17
| 0.16
| 0.16
| 0.15
| –
| –
| –
| –
| IV
| 0.23
| 0.22
| 0.21
| 0.20
| –
| –
| –
| –
| ТЭП60
2ТЭП60
Т ЭП70
| I
| 0.13
| 0.12
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| II
| 0.14
| 0.13
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| III
| 0.18
| 0.17
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| ТЭМ2
ТЭМ7
| I
| 0.21
| 0.22
| 0.24
| –
| –
| –
| –
| –
| II
| 0.24
| 0.26
| 0.27
| –
| –
| –
| –
| –
| III
| 0.31
| 0.33
| 0.34
| –
| –
| –
| –
| –
| IV
| 0.45
| 0.47
| 0.49
| –
| –
| –
| –
| –
| ВЛ82М
ВЛ80
ВЛ85
| I
| 0.44
| 0,44
| 0,44
| 0.39
| 0.35
| 0.30
| 0.30
| 0.30
| II
| 0.50
| 0.50
| 0.50
| 0.45
| 0.42
| 0.36
| 0.35
| 0.35
| III
| 0.70
| 0,70
| 0,70
| 0.63
| 0.58
| 0.50
| 0.48
| 0.48
| IV
| 0.96
| 0,96
| 0,96
| 0.88
| 0.81
| 0.70
| 0.70
| 0.70
| ВЛ60
ВЛ23
ВЛ65
| I
| 0.51
| 0,51
| 0,51.
| 0.46
| 0.43
| 0.38
| 0.35
| 0.33
| II
| 0.55
| 0,55
| 0,55
| 0.50
| 0.47
| 0.43
| 0.40
| 0.38
| III
| 0.80
| 0.80
| 0.80
| 0.75
| 0.71
| 0.65
| –
| –
| ВЛ8
ВЛ10
ВЛ11
ВЛ15
| I
| 0.73
| 0,73
| 0,73
| 0.68
| 0.63
| 0.59
| 0.57
| 0.57
| II
| 0.78
| 0,78
| 0,78
| 0.73
| 0.68
| 0.63
| 0.61
| 0.60
| III
| 0.87
| 0,87
| 0,87
| 0.82
| 0.79
| 0.74
| 0.73
| –
| IV
| 1.04
| 1,04
| 1,04
| 0.99
| 0.95
| 0.90
| –
| –
| Из табл.1 находим вместимость топливных баков ЕТ = 12600 кг и по формуле (2) определяем максимальный пробег по топливу
По формуле (1.3) находим пробег по ТО-2
LТО-2 = (24 - 4) · 36= 720 км.
1.4. Расчет протяженности участков работы локомотивных бригад.
Расчет протяженности участка I-ой категории (без отдыха бригады в пункте оборота) производится по формуле
(4)
а участка II-й категории (с отдыхом в пункте оборота) по формуле
, (5)
где Тн – время непрерывной работы бригады, установленное приказом 8ЦЗ от 18.09.90 г. – 7.0 ч. Продолжительность непрерывной работы поездных бригад свыше 7 ч, но не более 12, устанавливается с согласия коллективов локомотивных бригад начальником железной дороги и президиумом профсоюзов; tосн – время на подготовку к поездке, приемку и сдачу локомотива в месте жительства бригады – 1.4 ч; tоб – время на подготовку к поездке в пункте оборота – 0.5 ч; tпр – время на подготовку к поездке и приемку локомотива в месте жительства бригады – 0.75 ч; tсд – время сдачи локомотива в пункте отдыха бригады – 0.33 ч; Vу – участковая скорость, км/ч; tож – время нахождения бригады в пункте оборота в ожидании поезда.
tож определяется по формуле
tож = 1/(0.7 + 0.013N), (6)
где N – общее число грузовых и пассажирских поездов, пар в сутки.
Для средних условий работы железных дорог, при определенных в настоящее время нормой непрерывной работы бригад, протяженность участков I-й категории в км примерно равна 2.5 Vу, а II-й – 6 Vу.
Пример 2. Определить протяженность участков работы локомотивных бригад I-й и II-й категорий по следующим данным: Vу = 36 км/ч; N = 10.
Решение. По формуле (6) находим время ожидания обратного поезда
tож = 1 / (0.7 + 0.013 · 10) = 1.2 ч.
Принимая Тн = 7 ч по формуле (4) производим расчет протяженности участка I-ой категории
По формуле (5) определяем длину участка II-й категории
1.5. Разработка схемы размещения устройств экипировки, ПТОЛ и пунктов смены локомотивных бригад.
Экономически целесообразно ПТОЛ размещать непосредственно в парках приема-отправления поездов. Это сокращает потери, связанные с передвижением локомотивов на территорию депо, в ряде случаев достаточно существенные. В зависимости от длины участка обращения локомотивов LI ПТОЛ размещаются на одной станции оборота участка, если и на двух – если .
Размещение пунктов экипировки определяется по минимальному значению пробега локомотива между двумя экипировками Lэ по расходу топлива, песка, смазки и воды. Если , комплекс экипировочных устройств размещают в пунктах оборота на приемо-отправочных путях станций, в оборотных или основном депо, совмещая эти устройства с ПТОЛ. Если , экипировочные устройства сооружают на участковых станциях, выдерживая расстояния между соседними пунктами экипировки. Независимо от экипировочных пробегов при каждом основном депо имеется экипировочное хозяйство для экипировки локомотивов после текущего ремонта и технического обслуживания, из резерва дороги и запаса МПС, занятых на маневровой и других видах работ, а также поездных локомотивов, работающих по плечевому способу.
Пример 3. По данным примеров 1 и 2 разместить устройства локомотивного хозяйства при кольцевом способе обслуживания поездов локомотивами, если длина плеча АБ – LАБ = 350 км, а плеча AB – LАВ = 60 км.
Решение. Длина участка обращения локомотивов равна 410 км. Исходя из максимального пробега по ТО-2 (LТО-2 = 720 км) ПТОЛ необходимо разместить в обоих оборотных депо. Пробег по песку Lп = 1117 км, а по топливу Lт = 886 км, поэтому устройства экипировки размещаем в оборотном депо Б. Тяговое плечо LАВ – короткое и на нем можно организовать работу локомотивных бригад без отдыха в пункте оборота (LБРI = 70.2 км). Тяговое плечо LАВ – длинное и по условиям непрерывной работы бригады (LБРII = 213 км) на этом плече необходимо расположить пункт смены бригад с домом отдыха на станции С. Место жительства локомотивных бригад – станции А и Б. Схема размещения устройств локомотивного хозяйства приведена на рис.1.3.
Пример 4. По данным примеров 1 и 2 разместить устройства локомотивного хозяйства при плечевом способе обслуживания поездов локомотивами, если длина плеча LАБ = 410 км.
Решение. По условиям пробега по песку, топливу и ТО-2 в оборотном депо на станции Б размещаем только ПТОЛ. По условиям непрерывной работы локомотивных бригад размещаем пункт смены с домом отдыха на станции С. Место жительства локомотивных бригад – станция А и станция Б. Схема размещения устройств локомотивного хозяйства приведена на рис.1.4.
2. Определение эксплуатируемого парка локомотивов аналитическим способом по коэффициенту потребности.
Эксплуатируемый парк составляют локомотивы, находящиеся в работе в грузовом, пассажирском, хозяйственном, прочем движении, с передаточными и вывозными поездами, в маневровой работе, техническом обслуживании ТО-2, процессе экипировки, ожидании работы в основном и оборотном депо.
Потребность в локомотивах эксплуатируемого парка определяется отдельно для каждого рода движения. Общая потребность в локомотивах эксплуатируемого парка Мэ находится из выражения
М Э =Мг + Мп + Мх +Мпв + Мм + Мпр+ Мт, (7)
где Мг, Мп, Мх, Мпв, Мм, Мпр, Мт – потребность локомотивов соответственно для грузовых, пассажирских, хозяйственных, передаточных и вывозных поездов, для маневровой, прочей работы, а также толкачей.
Эксплуатируемый парк грузовых и пассажирских локомотивов определяется по формуле (8)
где b – коэффициент, учитывающий кратность тяги; n – количество участков работы локомотивных бригад в пределах участка обращения локомотивов; Nj – число пар поездов на j-м участке работы бригад; Кj – коэффициент потребности локомотивов на одну пару поездов на j-м участке работы бригад.
Коэффициент потребности локомотивов для каждого j-го участка на пару поездов определяется по формуле
(9)
где Lбрj – длина j-го участка работы (обслуживания) локомотивной бригады, км; tj и tj+1 – среднее время простоя локомотивов на станциях, ограничивающих j-й участок, ч.
Средний простой локомотивов на станции основного депо, на транзитных станциях смены бригад, на станциях оборота локомотива и других участковых станциях в общем виде определяется по формуле
(10)
где tтех.тр = 0.33-0.5ч – технологическая норма простоя транзитных поездов на станции смены бригад без отцепки локомотива; tож.тр = 0.16-0.33ч – среднее время простоя грузовых локомотивов в ожидании отправления с транзитными поездами; – коэффициент транзитности; = 0.0 – для станций оборота локомотивов; = 0.3 – для основных сортировочных станций ; = 0.6 – для сортировочных и узловых станций; = 0.8 – для участковых станций; = 1.0 – для транзитных станций смены бригад; tтех – среднее время технических операций с локомотивом в пункте смены бригад с перецепкой локомотива (без ТО-2 и экипировки, табл.3); tто – среднее время, необходимое для технического обслуживания ТО-2 и, если надо, экипировки локомотива (табл.4 и 5); tож – среднее время простоя локомотива в ожидании отправления поезда на станциях оборота локомотива и станциях, на которых происходит перецепка локомотива, определяется по формуле (6) или по формуле
tож = 12 / N, (11)
Если участок обращения локомотивов совпадает с участком работы локомотивных бригад, то эксплуатируемый парк грузовых (пассажирских) локомотивов определяется по формулам
Мг = b Q Nг / 24 =bKNг; (12)
Q = 2Lл / Vу + tосн + tоб, (13)
где Q – время полного оборота локомотива ч; K – коэффициент потребности; tосн, tоб – время нахождения локомотива на станциях основного и оборотного депо, ч.
Потребность локомотивов для хозяйственных, передаточных и вывозных поездов, для маневровой, прочей работы, а также толкачей при отсутствии данных о размерах предстоящей работы приближенно можно определить по формуле
Мi = di Мг, (14)
где di – коэффициент соответствующего вида движения или работ; для передаточного и вывозного движения принимать в пределах 0.02-0.05; для хозяйственного – 0.02-0.05; для прочих – 0.05-0.1; для депо с большой маневровой работой – 0.2-0.25, для депо, обслуживающих транзитный поток – 0.05-0.1.
Таблица 3. Средние значения продолжительности технических операций с локомотивом в пунктах оборота и станционных путях пункта смены бригад.
Техническая операция
| Продолжительность, мин
| на деповских путях , tтех
| на станционных путях, tтех.тр
| Приемка, сдача локомотива:
3ТЭ10М, 3ТЭ3, ВЛ80С (3 секции),ВЛ85, ВЛ15
2ТЭ10, 2ТЭ116, 2ТЭ121, 2М62
ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11, ВЛ80, ВЛ82
ВЛ60, ВЛ65
|
|
| Следование от контрольного поста к составу
| 5-10
| –
| Прицепка
|
|
| Опробывание автотормозов в поезде
| 7-10
| 7-10
| Отправление
|
|
| Отцепка
|
|
| Следование от состава к контрольному посту или к другому составу
| 5-10
| 5-10
|
Таблица 4.
Продолжительность технического обслуживания ТО-2
Серия локомотива
| Продолжительность ТО-2, ч
| Пассажирские локомотивы и моторвагонный подвижной состав (МВПС)
| 2.0
| 3-х секционные локомотивы* и ВЛ85, ВЛ15
| 1.5
| 2ТЭ116, 2ТЭ121
| 1.2
| Остальные серии и маневровые локомотивы
| 1.0
| * При большей секционности продолжительность ТО-2 увеличивается на 0.5 ч на каждую секцию.
Таблица 5.
Продолжительность экипировки локомотивов
Вид экипировки
| Продолжительность экипировки, мин
|
| Тепловозы
| Электровозы
| Полная, совмещенная с ТО-2
| 60 - 120
| 60 - 90
| Полная без ТО-2
| 30 - 35
| 20 - 30
| Частичная в депо
| 20 - 25
| 12 - 20
| Частичная на приемо-отправочных путях
| 12 - 15
| 12 - 16
| Пример 5. Определить эксплуатируемый парк локомотивов для обслуживания двухпутного участка В – А – Б, приведенного на рис.3. На ст.В локомотив проходит ТО-2 в депо без смены локомотивной бригады. На ст.А происходит смена локомотивной бригады, ожидание транзитного поезда без захода в основное депо и перецепка локомотива. На станции С происходит смена локомотивной бригады, на Б - смена локомотивной бригады и локомотив проходит полную экипировку, совмещенную с ТО-2 в депо. Остальные исходные данные для расчета приведены в табл.6.
Решение. По табл.3. определяем продолжительность технических операций для грузового тепловоза 3ТЭ10М в оборотном депо В (отцепка, следование от состава в депо, следование от депо к составу, прицепка, опробование тормозов, отправление):
tтех = 1 + 10 + 10 + 2 + 10 + 1 = 34 мин » 0.57 ч,
и в основном депо А (смена бригады на станционных путях, отцепка, следование к другому составу, прицепка, опробывание автотормозов, отправление):
tтех.тр = 18 + 1 + 10 + 2 + 10 + 1 = 42 мин = 0.70 ч.
Таблица 6. Исходные данные для примера 5
Показатель
| Участки работы локомотивных бригад
| АВ
| АС
| СБ
| Способ обслуживаия поездов локомотивами
| Кольцевой
| Длина участка работы бригад Lбрj, км
|
|
|
| Серия локомотива грузового движения
| 3ТЭ10М
| 3ТЭ10М
| 3ТЭ10М
| Серия локомотива пассажирского движения
| 2ТЭ10М
| 2ТЭ10М
| 2ТЭ10М
| Серия локомотива для маневровой работы
| ТЭМ2
| ТЭМ2
| ТЭМ2
| Участковая скорость в грузовом движении
|
|
|
| Участковая скорость в пассажирском движении
|
|
|
| Число пар грузовых поездов, Nг
|
|
|
| Число пар пассажирских поездов, Nп
|
|
|
| Кратность тяги, b
|
|
|
| Коэффициент транзитности для грузовых поездов: ст.В и Б – a тр = 0;
ст.С – a тр = 1; ст.А – a тр = 0.6; для пассажирских – a тр = 1.
| Находим время ожидания графикового поезда по формуле (11):
tож = 12 / (8 +2) = 1.2 ч.
Определяем общее время простоя локомотива на ст.В и ст.А по формуле (10):
tв = tj = (0.57 + 1.5 + 1.2)(1 - 0) = 3.27 ч;
tа = tj+1 = (0.5 + 0.16) · 0.6 + (0.7 + 0 + 1.2)(1 - 0.6) » 1.16 ч.
По формуле (9) рассчитываем коэффициент потребности для участка ВА:
Ква = ((2· 60 / 35) + 3.27 + 1.16) / 24 = 0.327.
Аналогичные расчеты производим для остальных участков работы локомотивных бригад в грузовом и пассажирском движении и результаты помещаем в табл.7.
Таблица 7.
Результаты расчета эксплуатируемого парка в грузовом пассажирском движении для примера 5
Показатели
использования
локомотива
| Станции
| Грузовое движение
| Пассажирское движение
| В
| А
| С
| Б
| В
| А
| С
| Б
| Локомотив
| 3ТЭ10М
| 2ТЭ10М
| tтех.тр, ч
| -
| 0.5
| 0.5
| -
| -
| 0.33
| 0.33
| -
| tтех, ч
| 0.57
| 0.72
| -
| 0.97
| 0.57
| -
| -
| 0.90
| tто, ч
| 1.5
| -
| -
| 2.0
| 2.0
| -
| -
| 2.0
| tож, ч
| 1.2
| 1.2
| -
| 0.75
| 1.2
| -
| -
| 0.75
|
|
| 0.6
|
|
|
|
|
|
| tj , ч
| 3.27
| 1.16
| 0.66
| 3.72
| 3.77
| 0.49
| 0.49
| 3.65
| Njг, пар
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Njп, пар
|
|
|
|
|
|
| Lбрj, км
|
|
|
|
|
|
| Vу.г, км/ч
|
|
|
| -
| -
| -
| Vу.п, км/ч
| -
| -
| -
|
|
|
| 2Lбрj / Vуj, ч
| 3.43
| 9.21
| 9.21
| 2.86
| 7.78
| 7.78
| Кj
| 0.327
| 0.457
| 0.566
| 0.297
| 0.365
| 0.497
| NjKj
| 2.616
| 5.484
| 6.792
| 0.594
| 1.460
| 1.988
| Мэ =SNjKj
| Мг = 14.892
| Мп = 3.982
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Локомотивы эксплуатируемого парка могут исчисляться дробной величиной, так как учет их числа ведется не в физических единицах, как инвентарный парк, а в локомотиво-сутках. Дробное число означает, что один локомотив эксплуатировался не полных 24 ч и был перечислен в неэксплуатируемый парк.
По формуле (14) рассчитываем парк для хозяйственного, передаточного и вывозного движения, для подталкивания, прочей маневровой работы
Мх = 0.05 · 14.892 = 0.745 локомотива;
Мпв = 0.15 · 14.892 = 2.234 локомотива;
Мт = 0.02 · 14.892 = 0.298 локомотива;
Мпр= 0.05 · 14.892 = 0.745 локомотива;
Мм = 0.2 · 14.892 = 2.978 локомотива.
Минимальная потребность эксплуатируемого парка локомотивов для участка обращения В – А – Б составит
Мэ = 14.892 + 3.982 + 2.978 + 0.745 + 2.234 + 0.298 + 0.745 = 25.874 локомотива.
Общая потребность в локомотивах , находящихся в распоряжении депо для освоения перевозок в пределах участка обращения, определяется по формуле
, (15)
где – доля парка исправных локомотивов (технологический резерв), связанная с компенсацией неравномерности движения и оперативным регулированием локомотивного парка; (технологического резерва составляет в среднем по сети для однопутных линий = 0.15-0.16, для двухпутных – = 0.13-0.15.);
– доля неисправных локомотивов в депо (для электровозов принимать в пределах = 0.07 - 0.12, для тепловозов – = 0.085 - 0.15)
Для нашего примера принимаем = 0.15, = 0.085, тогда общий парк локомотивов, необходимый для освоения перевозок на участке В – А – Б, составит
М = 25.874(1+0.15) / (1 - 0.085) = 32.519 локомотива.
3. Определение штата локомотивных бригад по среднемесячной норме рабочих часов.
Явочный штат бригад при обслуживании локомотивов сменными бригадами (обезличенная езда) определяется по формуле
Бя = 30.4ТбрN / tмес, (16)
где 30.4 = 365/12 – среднегодовое количество суток в месяце;
tмес – среднемесячная норма рабочих часов локомотивной бригады, исходя из 40- или 41-часовой рабочей недели;
Тбр – расчетное время оборота бригады, ч;
N – количество пар поездов.
Среднемесячная норма рабочих часов рассчитывается по формуле
tмес = tнед(365 - Дпр) / 84, (17)
где tнед – недельная норма рабочих часов;
Дпр – число праздничных дней в году; 84 = 12 · 7 – коэффициент для определения среднего числа недель в месяце. В високосный год в формулу подставляется 366 дней. При 40-часовой рабочей неделе и 9 праздничных днях среднемесячная норма будет равна tмес = 169.5 ч; при tнед = 41 ч - tмес = 173.8 ч.
Время оборота бригады на участке I-й категории рассчитывается по формуле
ТбрI = 2Lбр / Vy + tосн + tоб + tож, (18)
а на участке II-й категории по формуле
ТбрII = 2Lбр / Vy + tосн + tсм + tотд, (19)
где Lбр – длина участка работы бригады, км; время на сдачу, приемку локомотива и подготовку к поездке в пункте смены для этого подраздела принять равным 1.0ч; tотд – время отдыха бригады в пункте смены. Продолжительность этого отдыха должна быть не менее половины времени предшествующей работы и не должна превышать времени работы с момента явки в основном депо до сдачи локомотива в пункте оборота – принимать равным 4.5 ч. Остальные значения для этого подраздела принимать из формул (4 - 6).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|