Сделай Сам Свою Работу на 5

Искусство варварских королевств (V – VIII вв.).





Лекция № 10. «Искусство Западной Европы в средние века.»

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Искусство Западной Европы в средние века.

II. Дороманское искусство.

Искусство варварских королевств.

Эпоха Каролингов.

Эпоха Оттоновской империи.

III. Романское искусство.

IV. Искусство готики.

V. Список литературы.

VI. Список основных артефактов.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

I. Искусство Западной Европы в средние века.

Средними веками называют длительный период в истории искусств, который длился почти тысячу лет, с V по ХV века. В этот исторический период произошли огромные изменения в мировой истории: разрушена Римская Империя, затем – Византия. Варварские племена, разрушив в V веке Рим, создали в Европе собственные государства с формирующейся национальной культурой.

Времена были тяжелые – войны, эпидемии, голод, обнищание народа, господство церкви. Но богатство и своеобразие эпохи связаны с иными формами деятельности. В эпоху средневековья начали применять машины, появилось мельничное колесо, книгопечатание. В области искусства достигается небывалая до этого глубина и техническое совершенство. Народная культура привносила яркость религиозному по содержанию искусству.



Одна из главнейших особенностей средневекового искусства стран Западной Европы – тесная связь с религией, с ее догмами. Религия и ее общественный институт – церковь – был могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство.

Другая особенность средневекового искусства – это близость его к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов – все это наложило отпечаток на искусство средневековья. Оно многослойнее, чем искусство древнего мира, оно уже не игнорирует народ, тем более что это искусство и создается руками ремесленников, вышедших из самой глуши этого народа.

Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античности, с большей драматической глубиной передает оно внутренний мир человека. В нем ярче выражены стремление постичь общие закономерности мироздания. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшающей средневековые храмы.



Архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую – внутреннее пространство.

Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылось и замкнутость статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенности стойкости человека.

В средние века также расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъема декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла; получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. В миниатюрах наметилось стремление к одухотворенной человечности образов, к передаче пространства и объема.

Искусство средних веков делится на три основных этапа.



1. дороманский этап - кон.V – сер. Х вв.

2. романский этап – кон. Х - XII вв.

3. готика – вторая пол. XIII - ХV вв.

 

II. Дороманское искусство (кон. V – сер. Х вв.)

 

Дороманское искусство – это время после падения Рима и до образования первой империи средних веков (Каролингской).Период дороманского искусства кон.V – сер. Х веков предполагает следующее деление:

1. раннехристианское искусство.

2. искусство варварских королевств.

3. искусство Каролингской империи.

4. искусство Оттоновской империй.

В раннехристианский период, после Миланского эдикта о веротерпимости (313г.), христианство стало официальной религией, и культовые сооружения, ранее находившиеся в катакомбах, становятся наземными. Появляются первые христианские храмы — базилики, которые до нашего времени практически не сохранились. Сохранились только отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные в плане), чаще всего это так называемые баптистерии (крещальни). В их внутреннем украшении использовались мозаика и фреска, в которых проявились основные черты средневековой живописи:

1. Отрыв от реальности (свойственной античной традиции).

2. Символика.

3. Условность изображения.

4. Мистичность образов с помощью таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, жесты, прием разномасштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

 

Искусство варварских королевств (V – VIII вв.).

Еще дальше уходит от античных традиций искусство варварских королевств. Варварские королевства сложились в IV—VI вв. Варвары сразу же приняли христианство, но в их искусстве наблюдалось сильное влияние язычества.

Чем дальше на север, тем менее романизация оставила свой след в искусстве этих королевств, тем больше в нем элементов язычества. Трудней всего прививалось христианство в королевствах Скандинавского полуострова и Дании. До XI в. здесь не развивалась культовая архитектура. В IX—Х вв. стали воздвигать на перекрестках дорог каменные, украшенные рельефами кресты. Судя по найденным в курганах-гробницах предметам декоративно-прикладного искусства, в отделке доминируют зверино-ленточный и геометрический типы орнаментов, а изображения зверей и мифологических чудовищ плоскостны и стилизованы, что весьма типично для языческого искусства.

Англия и Ирландия того периода были лишь поверхностно романизированы. Их первые христианские культовые сооружения вообще были лишены декора и крайне примитивны. Средоточием художественной жизни в этих странах стали монастыри, со строительством которых получило распространение искусство книжной миниатюры. Евангелия пышно орнаментировались в основном геометрическими орнаментами. Геометричными же были и изображения людей и ангелов, выполненные в примитивной манере.

В архитектуре Остготского и Лангобардского королевств прослеживается более отчетливая связь с античностью, но и в ней сильны элементы варварского зодчества. Храмы и баптистерии того периода имели круглую форму, купол был выдолблен из камня, грубо обтесан. Появляются надгробные плиты с сюжетами на христианскую тематику, выполненные в технике плоского рельефа.

К характерным особенностям архитектуры варварского королевства следует отнести крипты — подвальные и полуподвальные помещения под базиликами.

Изобразительное начало было мало развито в искусствеV – VIII вв., зато орнаментально декоративные формы отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла техника изготовления изделий из металлов, украшенных вставками драгоценных камней, цветного стекла или эмали – так называемые произведения «полихромного стиля». Среди произведений «полихромного стиля» чаще всего встречаются фибулы (род застёжки для платья) (Рис. 228), пряжки, украшенное оружие, декоратив­ная утварь, а также, со времени принятия христианства, предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг. Особен­но характерно для подобных изделий сочетание золота или золоченой меди с гранатами и рубиново -красным стек­лом. Примерами подобной техники являются происходящие из Чезопы (Север­ная Италия) фибулы в форме стилизо­ванных орлов с распластанными крылья­ми. Аналогичные фибулы изготовлялись и в вестготской Испании. Некоторые из них были найдены в 1858 году в Гпарразаре близ Толедо. В состав богатейшего Гварразарского клада вхо­дило также несколько так называемых и, вотивных корон (Рис.229) подносившихся в дар церквам и подвешивавшихся на их аркадах. Они представляют собой богато орнаментированный металлический (час­то золотой) обруч, усыпанный драго­ценными камнями.

Дошедшие до нашего вре­мени произведения европейской живо­писи V—VIII столетий представлены почти исключительно книжной миниатю­рой. Книги изготовлялись в те времена в монастырях. Среди различных отраслей монастырского хозяйства, в особенности при крупных аб­батствах, имелись специальные мастер­ские — скриитории (название происходит от латинского слова «scriberp»— «писать».), где переписыва­лись и украшались книги, требовавшиеся как для церковных нужд, так и для обуче­ния. В рассматриваемый ранний период средневековья особенно распространены были евангелия, поучения отцов церкви и богослужебные книги (лекционарии, сакраментарии). Иногда из тех же мастер­ских выходили и книги светского содержа­ния — рукописи законодательного харак­тера, хроники, грамматики и т. п.

Для изготовления книг пользовались в то время пергаменом — прочным и долговечным материалом, тончайшие листы которого выделывались из специальным образом обработанной те­лячьей кожи. Деревянные крышки пере­плета обычно обтягивали кожей, особен­но же роскошные книги украшали золо­тыми или серебряными окладами с вставленными в них драгоценными кам­нями и рельефами из слоновой кости.

В украшении европейских рукописей V—VIII столетий господствует декора­тивное начало. Подавляющее большинство дошедших до нас рукописей не имеет иллюстративных повествова­тельных циклов. В декорировке их широ­ко используется орнаментика, характер которой зависит от местных традиций (Рис. 230). Изображение че­ловеческой фигуры встречается в рукописях крайне редко (например, евангелист Матфей в «Книге Дурроу» Рис. 231).

Искусство, этой эпохи если не считать изделий прикладного характера, служило тогда чуть ли не целиком церкви, для которой представ­ление о круглой, особенно монумен­тальной скульптуре долго ассоциирова­лось с язычеством и идолопоклонством. В неменьшей степени исчезновение ста­туарной пластики было обусловлено и тем обстоятельством, что эта форма искусства была чужда художественным навыкам осевших в Европе «варварских на­родов».

Искусство рельефа в отличие от ста­туарной пластики сохраняется на протя­жении всего рассматриваемого периода, однако претерпевает существенные из­менения. Рельеф становится плоским, приобретает преимущественно орнамен­тально-декоративный характер (Рис. 232).

Искусство варваров сыграло свою положительную роль в развитии нового художественного языка, освобожденного от пут античности, и, прежде всего, в развитии орнаментально-декоративного направления, вошедшего в последствии как составная часть художественного творчества классического Средневековья.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.